СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Томск Дело № А45-10628/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2018 года. Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Павлюк Т.В.,
судей Сбитнева А.Ю.
Скачковой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Волковой Т.А. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» ( № 07ап- 8791/18), на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.07.2018 по делу № А45-10628/2018 по иску общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново», территория Аэропорт Красноярск Емельяновского района Красноярского края (ОГРН <***>) к федеральному государственному казенному учреждению «Третий отдель- ный авиационный отряд», г. Новосибирск (ОГРН <***>) третье лицо, не заявляю- щее самостоятельных требований относительно предмета спора - Федеральная служба безопасности Российской Федерации, г.Москва, о взыскании 462 975 рублей 57 копеек,
В судебном заседании приняли участие:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: ФИО1, представитель по доверенности от 16.06.2018, паспорт;
от третьего лица: ФИО2, представитель по доверенности от 03.09.2018, паспорт;
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» (далее- истец, обще- ство, ООО «Аэропорт Емельяново») обратилось в арбитражный суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Третий отдельный авиационный отряд» (далее – ответчик, предприятие) о взыскании 462975 рублей 57 копеек задолженности за оказанные в
период с 30.05.2014 по 21.06.2016 услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечена Федеральная служба безопасности Российской Федерации.
Решением суда от 27.07.2018 (резолютивная часть объявлена судом 26.07.2018) в иске отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда, при- нять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований в полном объеме. В обос- нование жалобы истец указывает, на нарушение норм материального, процессуального пра- ва, несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела, что оказанные услуги не входят в понятие «обеспечение полетов».
Ответчик в отзыве, представленном в суд в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), представитель в судебном заседании, доводы жалобы отклонил, просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель третьего лица, счел доводы апелляционной жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы истец своих представителей в судебное заседание не направил, в связи, с чем апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие на основании статей 123, 156 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная инстанция приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в период с 30.05.2014 по 21.06.2016 истец оказывал в аэропорту «Красноярск» (Емельяново) услуги по аэропортовому и наземному обслуживанию (взлёт – посадка, обеспечение авиационной безопасности, доставка экипажа, обеспечение приёма – выпуска, буксировка, водило буксировочное и т.д.) воздушных судов, принадле- жащих ответчику, на общую сумму 462975 рублей 57 копеек. В целях досудебного урегули- рования спора, истцом в адрес ответчика была направлена претензия № АЕ-17-2689 от 19.12.2017, в ответе на которую ответчик указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований, изложенных в претензии. Ненадлежащее исполнение ответчиком обяза- тельств по оплате оказанных услуг по наземному и аэропортовому обслуживанию за период
с 30.05.2014 по 21.06.2016, в результате чего образовалась взыскиваемая задолженность, явилось основанием для обращения истца с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в соответствии с тре- бованиями статьи 71 АПК РФ во взаимосвязи и в совокупности, признал требование о взыскании долга не обоснованным. Суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, поддерживает вывод суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, ис- ходит из следующего.
В соответствии со ст. 69 Воздушного кодекса РФ аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической ин- формации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно- спаса- тельное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляется на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Порядок возмещения расходов на аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от взимания платы за аэронавигационное обслуживание, обеспечение полетов воздушных судов, устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст. 22 Воздушного кодекса Российской Федерации авиация, используемая для осуществления своих функций таможенной службой, отно- сится к государственной авиации специального назначения. Поскольку воздушное судно Си- бирское таможенное управление относится к государственной авиации, следует руковод- ствоваться положениями Приказа Министра обороны РФ от 24.09.2004 № 275 "Об утвержде- нии Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации".
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации финансовое обеспечение бюджетного учреждения (главного распорядителя) осуществляется за счет средств соот- ветствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетных ассигнова- ний).
Согласно пункту "д" части 4 Приказа Казначейства России от 29.12.2012 № 24н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального каз- начейства" для учета операции, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рам- ках их бюджетных полномочий, органами Федерального казначейства открывается и ведется лицевой счет, предназначенный для отражения операций получателя бюджетных средств со средствами, поступающими в соответствии с законодательными и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, с соответствии с заключенным Соглашением, во временное распоряжение получателя бюджетных средств, а также подразделения судебных приставов (далее - лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств).
В соответствии с пунктом 145 Приказа, на лицевом счете для учета операции со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя бюджетных средств, отра- жаются следующие операции: поступление средств; выплаты. Режим использования указан- ного лицевого счета не предусматривает использование денежных средств, находящихся во временном распоряжении.
Согласно требованиям пунктов 2 - 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 37 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям на возмещение недополученных ими доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, освобожденных в соответствии с законодательством Российской Федерации от платы за эти услуги" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 37) в настоящих Правилах под услугами по аэропортовому и наземному обеспечению полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства пони- маются услуги по обеспечению посадки и взлета воздушных судов на аэродроме, авиационной безопасности, предоставлению места стоянки воздушному судну, обслуживанию в зоне и здании аэровокзала, обеспечению заправки авиационным топливом воздушного судна и иные услуги (работы), связанные с наземным обслуживанием воздушных судов (далее - услуги).
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и пла- новый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству воздушного транспорта на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.
Субсидии предоставляются организациям, оказавшим услуги в году, предшествую- щем текущему финансовому году. Размер субсидии определяется величиной затрат в стои- мостном выражении, понесенных организацией в связи с предоставлением услуг. Предостав- ление субсидий осуществляется единовременно в порядке очередности поступления от орга- низаций заявлений о предоставлении субсидии (далее - заявления) в Федеральное агентство воздушного транспорта. Для получения субсидии организация не позднее 1 мая текущего
финансового года представляет в Федеральное агентство воздушного транспорта:
а) заявление, составленное в произвольной форме и подписанное руководителем и главным бухгалтером организации, включающее сумму субсидии и платежные реквизиты организации;
б) отчет о недополученных доходах от предоставления услуг по форме согласно приложе- нию;
в) копии документов, подтверждающих состав и объем предоставленных услуг в натураль- ном и стоимостном выражении, заверенных уполномоченными лицами организации и поль- зователя воздушного пространства.
Федеральное агентство воздушного транспорта в течение 30 дней со дня получения от организации заявления и документов, указанных в пункте 7 настоящих Правил, осуществля- ет проверку полноты и достоверности содержащихся в них сведений и принимает решение о предоставлении субсидии либо о необходимости представления организацией недостающих документов и (или) уточнения содержащихся в них сведений.
О принятом решении организация уведомляется в течение 5 дней в письменной форме. В случае отрицательного решения в уведомлении указывается перечень недостающих документов и (или) сведений, требующих уточнения. Доказательств надлежащего обращения за получением субсидий на возмещение недополученных истцом доходов от предоставления услуг по аэропортовому и наземному обеспечению полетов, в соответствии с порядком, установленным Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 37, или отказа при наличии такого обращения, истцом не представ- лено.
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы истца о том, что спорные услуги, оказанные ответчику (обеспечение приема- выпуска, доставка экипажа) не отнесены законодателем к услугам по обеспечению полетов и, соответственно, не входят в перечень услуг, предоставляемых безвозмездно на основании Приказ Минтранса Российской Федерации от 17.07.2012 № 241, признаются апелляционным судом несостоятельными.
Пункт 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 37, конкретизирует, какие услуги понимаются под наземным обеспече- нием полетов, а именно - иные услуги (работы), связанные с наземным обслуживанием воздушных судов. В свою очередь, Приказ Минтранса Российской Федерации от 17.07.2012 № 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" в разделе IV дает
перечень данных услуг (работ). В соответствии с Перечнем и правилами формирования та- рифов и сборов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 17.07.2012 № 241, вышеперечисленные тарифы относятся к группе тарифов за наземное обслуживание воздушного судна (раздел IV приказа Минтранса России от 17.07.2012 № 241).
Вышеперечисленные работы, в частности, включены в перечень работ по обеспечению вылета и работ по встрече, предусмотренных пп. 10.00.00а, 10.10.00а, 10.10.006, 12.20.00с, 12.20.00т, 12.20.00ф. частью 1 Регламента технического обслуживания вертолета Ми-8МТВ-1 и в соответствии с п. 1.25 Регламента выполняются инженерно-техническим составом. Из указанного следует, что у истца имелось право в установленным порядком об- ращаться за получением субсидий на возмещение недополученных им доходов за оказание услуг по наземному обеспечению полетов воздушных судов ответчика. Оценка доказа- тельств по настоящему спору произведена арбитражным судом первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
П О С Т А Н О В И Л :
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 27.07.2018 по делу № А45- 10628/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий Т.В. Павлюк
Судьи А.Ю. Сбитнев О.А. Скачкова