ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-9063/2021 от 12.10.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, https://7aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск                                                                                                 Дело № А03-7917/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2021 года. Постановление изготовлено в полном объеме 15 октября 2021 года

         Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего                  Зайцевой О.О.,

судей:                                                 Бородулиной И.И.

ФИО1,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К.А., с ис­пользованием средств аудиозаписи,

рассмотрев в открытом судебном онлайн - заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКСПО» (№07АП-9063/2021) на решение от 17.08.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-7917/2021 (судья Музюкин Д.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЭКСПО» к Инспек­ции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Барнаула об от­мене постановления № 22242111100038700002 от 12.05.2021 о назначении администра­тивного наказания,

при участии в судебном заседании:

- от ООО «ЭКСПО» - ФИО2, доверенность от 24.05.2021, паспорт, диплом,

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью «ЭКСПО» (далее - ООО «ЭКСПО», Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной нало­говой службы России по Октябрьскому району г. Барнаула (далее - Инспекция) об отмене постановления № 22242111100038700002 от 12.05.2021 о назначении административного наказания.

Решением от 17.08.2021 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении тре­бований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился в Седь­мой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит реше­ние суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.

В обоснование апелляционной жалобы (с учетом дополнений от 12.10.2021) ее по­датель ссылается на то, что Общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Кроме того, по мнению Общества, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. может быть заменено предупреждением.

Инспекция в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитраж­ного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетво­рения.

В судебном заседании, проведенном с использованием средств аудиозаписи в режи­ме ВЕБ-конференции, представитель Общества поддержал доводы апелляционной жало­бы.

Дело рассмотрено в отсутствие Инспекции на основании части 3 статьи 156 АПК РФ.

Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, заслушав представителя Обще­ства, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежа­щим отмене.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что в ходе проведения проверки по соблюдению требований Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) Инспекцией от Общества запрошена информация, подтверждающая заключе­ние договора купли-продажи недвижимости с ФИО3, и до­кументы, подтверждающие оплату по договору (т. 1 л.д. 97- 98).

Во исполнение запроса Обществом представлены копия договора купли-продажи, заключенного с ФИО3, выписка с расчетного счета, копия приходного кассово­го ордера № 9 от 15.05.2019, копия оборотно-сальдовой ведомости по счету 50 «касса» за 15.05.2019, копия квитанции и ордера на взнос наличными в банк № 9 от 15.05.2019 (л.д. 87).

Из представленных документов Инспекцией установлено, что 25.04.2019 между ООО «ЭКСПО» и ФИО3 (гражданин республики Казах­стан) заключен договор купли-продажи, по условиям которого ООО «ЭКСПО» продает, а ФИО3 покупает нежилое помещение фотомагазина с входным узлом на 1 этаже жилого дома литер А, общей площадью 42.7 кв.м., кадастровый номер 22:63:010414:2147, по адресу: <...>, принадлежащее ООО «ЭКСПО» на праве соб­ственности (л .д. 88-90).

Право собственности за ФИО3 на названный объект зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю 08.05.2019 № регистрации права 22/001/2019-4. Сумма договора куп­ли-продажи от 25.04.2019 составила 1 600 000 руб. 00 коп.

По соглашению сторон расчет между продавцом и покупателем производится после регистрации перехода права собственности на покупателя.

В счет исполнения обязательств по договору купли-продажи покупателем 15.05.2019 наличным расчетом оплачена сумма в размере 1 600 000 руб. 00 коп. в кассу Общества, что подтверждается приходным кассовым ордером № 9 от 15.05.2019 и выпиской из кас­совой книги счета 50 «Касса» (л.д. 93, 94).

Установив, что Обществом не осуществлены расчеты с нерезидентом через банков­ский счет в уполномоченном банке, что является нарушением пункта 2 статьи 14 Феде­рального закона № 173-ФЗ, административным органом в отношении ООО «ЭКСПО» 22.04.2021 составлен протокол № 22242111100038700002 об административном правона­рушении (л.д. 55-58).

Постановлением от 12.05.2021 № 22242111100038700002 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федера­ции об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 руб. (л.д. 13-17). Штраф снижен в два раза.

Не согласившись с названным постановлением, Общество обратилось в арбитраж­ный суд с настоящим заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что наличие в действиях общества события и состава административного правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, при этом не усмотрел оснований для отмены постановления по процессуальным основа­ниям, а также для квалификации совершенного правонарушения как малозначительного, либо для замены штрафа предупреждением.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, от­клоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятель­ств по делу.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспарива­нии решения административного органа о привлечении к административной ответствен­ности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий админи­стративного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли за­конные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имею­щие значение для дела.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к администра­тивной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию ина­че как на основании и в порядке, установленных законом.

Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запре­щенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стои­мость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осу­ществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в упол­номоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами террито­рии Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штра­фа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образова­ния юридического лица, и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного разме­ра суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Объектом данного правонарушения выступают экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в осуществлении контроля над внешнеэкономической дея­тельностью и порядком осуществления валютных операций. Такие правонарушения пося­гают на установленный нормативными правовыми актами порядок регулирования и кон­троля за определенными юридически значимыми действиями участников внешнеэконо­мической деятельности.

Объективную сторону данного административного правонарушения образует осу­ществление незаконных валютных операций.

Субъектом ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, является резидент, в том числе созданное в соответствии с законодатель­ством Российской Федерации юридическое лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку (валютную расчетную операцию) и передавшее нерезиденту товар.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется умыш­ленной или неосторожной формами вины.

Федеральным законом № 173-ФЗ устанавливаются правовые основы и принципы ва­лютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия ор­ганов валютного регулирования, а также определяются права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностя­ми, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряже­ния валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязан­ности органов валютного контроля и агентов валютного контроля (статья 2).

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ резидента­ми признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации; физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства; нерезидентами - не являющиеся резидентами в соответствии с под­пунктами «а» и «б» пункта 6 части 1 настоящей статьи.

К валютным операциям положения подпункта «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Феде­рального закона № 173-ФЗ относят приобретение резидентом у нерезидента либо нерези­дентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних цен­ных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Административным органом установлено, что на дату внесения оплаты за недвижи­мое имущество по информации, представленной ГУ МВД России по Алтайскому краю (Управление миграции), покупатель, являющийся гражданином Республики Казахстан, действующих разрешительных документов для пребывания на территории Российской Федерации (вида на жительство) не имел (л.д. 100-101).

Следовательно, с учетом статьи 1 Федерального закона № 173-ФЗ ООО «ЭКСПО» является резидентом, а ФИО3 (гражданин Республики Казахстан) - нерезидентом.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ, если иное не предусмот­рено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномо­ченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным бан­ком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.

Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в наличной иностранной валюте и наличной валюте Российской Федерации с нерезидентами за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, пор­товых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, свя­занных с обеспечением деятельности таких юридических лиц.

Таким образом, в силу названных норм права иные валютные операции без исполь­зования банковских счетов в уполномоченных банках юридическими лицами при расчетах с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации зако­ном не предусмотрены.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается участвующими в деле лицами, что между ООО «ЭКСПО» (резидент, продавец) и ФИО3 (нерезидент, покупа­тель) был заключен договор купли-продажи коммерческой недвижимости от 25.04.2019. В счет исполнения обязательств по договору купли-продажи покупателем 15.05.2019 налич­ным расчетом оплачена сумма в размере 1 600 000 руб. 00 коп. в кассу Общества.

Таким образом, заявитель принял оплату от физического лица - нерезидента в наличной денежной форме в общей сумме 1 600 000 руб., при этом ООО «ЭКСПО» в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ не осуществлены расчеты (получен платеж) с нерезидентом через банковский счет в уполномоченном банке.

Таким образом, в данном случае осуществление валютной операции в виде приема наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в кассу ООО «ЭКСПО», но не через банковский счет в уполномоченном банке, образует событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и свидетельствует о наличии в действия общества признаков объективной стороны указанного правонаруше­ния.

Вопреки доводам общества, исходя из положений главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, названный договор не является договором розничной купли-продажи, поскольку опосредует передачу коммерческой недвижимости, в связи с чем от­сутствуют основания для применения к расчетам по этому договору третьего абзаца части 2 статьи 14 Федерального закона № 173-ФЗ.

При этом, единственным законным способом оплаты по договору купли-продажи для нерезидента в Российской Федерации является безналичный расчет через уполномо­ченные банки расположенные на территории Российской Федерации. Данные ограничения связаны с необходимостью учета проведения крупных валютных сделок, совершенных иностранными гражданами, а также для легального ввода денежных средств в Российскую Федерацию.

Поскольку спорная валютная операция совершена, минуя счет в уполномоченном банке, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о подтверждении материалами дела события административного правонарушения, преду­смотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ, и приходит к выводу о наличии в действиях ООО «ЭКСПО» объективной стороны вмененного административного правонарушения (см. постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.05.2020 № Ф03-5407/2019).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих вы­яснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в со­вершении административного правонарушения.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного право­нарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Фе­дерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16.1 поста­новления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление № 10) разъяснил, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2

КоАП РФ) не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за администра­тивное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридиче­ских лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась воз­можность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена админи­стративная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отноше­нии юридического лица, то его вина в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ определяется пу­тем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Рос­сийской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приня­ты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.

ООО «ЭКСПО» не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований валютного законо­дательства РФ, также же не представлены доказательства, подтверждающие невозмож­ность соблюдения обществом приведенных норм валютного законодательства РФ в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвра­тить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него тре­бовалась.

Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности в соот­ветствии со статьей 71 АПК РФ имеющихся в материалах дела доказательств, суд апелля­ционной инстанции приходит к выводу о наличии вины ООО «ЭКСПО» в совершении вмененного административного правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии в его деянии состава административного правонару­шения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Содержание протокола №22242111100038700002 об административном правонару­шении от 22.04.2021 соответствует требованиям, предусмотренным в статье 28.2 КоАП РФ; протокол содержат сведения, перечисленные в части 2 статьи 28.2, в том числе о вре­мени и месте события правонарушения и составления протокола, сведения о лице, его со­ставившем, о лице, совершившем правонарушение, о статье КоАП РФ, предусматриваю­щей ответственность, и др.

Постановление № 22242111100038700002 о назначении административного наказа­ния от 12.05.2021 вынесено Инспекцией в рамках предоставленных полномочий, с учетом всех обстоятельств дела, размер административного штрафа определен с учетом степени вины общества в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Довод о несоблюдении административным органом требований КоАП при произ­водстве по делу об административном правонарушении в части не извещения ООО «ЭКСПО» о дате, времени и месте составления протокола об административном правона­рушении, о рассмотрении административного дела, отклоняется апелляционным судом, поскольку опровергается материалами дела.

Согласно части 1 статья 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и пе­реводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в произ­водстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повест­кой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксиро­вание извещения или вызова и его вручение адресату.

Пунктом 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 № 60 «О внесении дополнений в некоторые постановления Пле­нума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях» (далее - Постановле­ние № 60) разъяснено, что при решении арбитражным судом вопроса о том, имело ли ме­сто надлежащее извещение лица, в отношении которого возбуждено дело об администра­тивном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении, следует учитывать, что КоАП РФ не содержит ого­ворок о необходимости направления извещения исключительно какими-либо определен­ными способами, в частности, путем направления по почте заказного письма с уведомле­нием о вручении или вручения его адресату непосредственно.

Следовательно, извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том ос­новании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом.

Из материалов дела следует, что о составлении протокола об административном правонарушении 25.03.2021 в 14 час. 00 мин. Общество было извещено уведомлением № 11-19-21/01 от 20.02.2021 (л.д. 79-81).

По ходатайству директора Общества составление протокола было перенесено на 09.04.2021 на 14 час. 00 мин., о чем заявителю по месту нахождения было направлено за­казным письмом с уведомлением № 11-19-21/01-1 от 25.03.2021 (л.д. 71-73).

Уведомлением № 11-19-21/01-02 от 08.04.2021 дата и время составления протокола повторно перенесены на 22.04.2021 на 14 час. 00 мин. (л.д. 63-64). Уведомление № 11-19-

21/01-02 от 08.04.2021 об изменении даты и времени составления протокола об админи­стративном правонарушении направлено Инспекцией Обществу заказным письмом 09.04.2021, однако возвращено 19.04.2021 в связи с истечением срока хранения (л.д. 65-67).

Согласно пункту 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Фе­дерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсут­ствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвраще­ния почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых со­общений, поступивших по его адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

При таких обстоятельствах доводы Общества о ненадлежащем его извещении о ме­сте и времени составления протокола об административном правонарушении и рассмот­рении административного дела являются несостоятельными.

Кроме того, уведомление о месте и времени составления протокола № 11-19-21-01-02ДЛ от 08.04.2021 направлено Обществу по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) (л.д. 70) и получено им 16.04.2021 (л.д. 69)

Общество не ставит под сомнение доказательства, представленные налоговым орга­ном в подтверждение соблюдения положений КоАП РФ, направленных на защиту прав лица, привлекаемого к ответственности, предусмотренных статьей 25.15 КоАП РФ; каких-либо доказательств в опровержение фактов соблюдения Инспекцией положений КоАП РФ по надлежащему извещению в нарушение статьи 65 АПК РФ не представляет.

При таких обстоятельствах, в рассматриваемом случае извещение общества посред­ством направления налоговым органом юридически значимых сообщений при админи­стративном производстве в электронном виде по ТКС в рамках документооборота, преду­смотренного налоговым законодательством Российской Федерации, является также допу­стимым, в связи чем обо всех процессуальных действиях в ходе дела об административ­ном правонарушении лицо, привлекаемое к ответственности, было надлежащим образом извещено как минимум двумя способами связи.

23.04.2021 почтовым отправлением № 65604953038386 Обществу были направлены с описью вложения: протокол от 22.04.2021 № 22242111100038700002, разъяснение прав и обязанностей, протокол от 22.04.2021 № 22242111100038800002, разъяснение прав и обя­занностей, определение № 22242111100038700002 от 22.04.2021, определение № 22242111100038800002 от 22.04.2021 о времени и месте рассмотрения дела 12.05.2021 в 10-00 (л.д. 60-61).

Почтовое отправление № 65604953038386 получено Обществом 04.05.2021 (л.д. 62). Между тем, 12.05.2021 от главного бухгалтера ООО «ЭКСПО» поступило заявление об отложении даты рассмотрения материалов об административном правонарушении № 22242111100038700002 в связи с нахождением директора Общества ФИО4 на больничном.

Поскольку заявление подписано неуполномоченным лицом, доверенность не пред­ставлена, лист трудоспособности отсутствовал, Инспекция усмотрела в действиях Обще­ства признаки злоупотребления своими правами и затягивания срока для рассмотрения материалов проверки об административном правонарушении, в связи с чем отказала в отложении срока рассмотрения материалов об административном правонарушении.

Кроме этого, налоговый орган неоднократно откладывал даты на составление прото­кола об административном правонарушении, в связи с просьбой директора ФИО4 на уведомление о месте и времени составления протокола об административном пра­вонарушении от 20.02.2021 об отложении даты рассмотрения протокола на более поздний срок, для необходимости подготовить возражения, в связи с листком нетрудоспособно­сти, а также при не явке 22.04.2021 руководителя (уведомлении получено 16.04.2021 по ТКС).

Таким образом, налоговым органом Обществу была неоднократно представлена возможность воспользоваться своим правом, представленным ему статьей 28.2 КоАП РФ, и не нарушены его права и законные интересы, а также приняты достаточные меры для извещения, как директора, так и представителя Общества об установленных фактах нару­шения законодательства и привлечения его к ответственности.

Таким образом, дело об административном правонарушении рассмотрено админи­стративным органом в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответствен­ности, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об адми­нистративном правонарушении.

Каких-либо доказательств в опровержение фактов соблюдения Инспекцией положе­ний КоАП РФ по надлежащему извещению в нарушение статьи 65 АПК РФ Общество не представило

На обстоятельства, свидетельствующие об обратном, в апелляционной жалобе не указано, соответствующих доказательств, опровергающих указанные выше выводы суда, не представлено.

Согласно пункту 10 Постановления № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требо­ваний, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении тре­бования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЭКСПО» не установ­лено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном право­нарушении и назначения административного наказания не истек.

Административное наказание назначено обществу по правилам части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначено ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ лицам являющимся субъек­тами малого и среднего предпринимательства, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридическим лицам, а также их ра­ботникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случа­ях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмот­рено соответствующей статьей Раздела 2 Кодекса или закона субъекта РФ об администра­тивных правонарушениях, административное наказание в виде административного штра­фа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые со­вершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Следовательно, возможность применения положений части 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ по­ставлена в прямую зависимость от наличия или отсутствия обстоятельств, указанных в части 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Между тем, согласно преамбуле Закона о валютном регулировании, целью Феде­рального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной по­литики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Административное правонарушение, предусмотренное частью 1 ст. 15.25 КоАП РФ, посягает на установленные в РФ правовые основы и принципы валютного регулиро­вания и валютного контроля, что создает угрозу причинения вреда экономической без­опасности Российской Федерации.

Следовательно, вопреки ссылке Заявителя, совокупность обстоятельств, позволя­ющих заменить административный штраф предупреждением, в порядке установленном ст. 4.1.1 КоАП РФ, в данном случае отсутствует, поскольку не соблюдено условие об отсут­ствии угрозы причинения вреда экономической безопасности РФ.

Указанные выводы соответствуют позиции Верховного Суда Российской Федера­ции (в Обзоре судебной практике Верховного суда Российской Федерации № 3 (2019), утвержденном 27 ноября 2019 Президиумом Верховного Суда РФ, а также в определениях Верховного Суда РФ от 22.04.2020 № 310-ЭС20-5510, от 13.03.2020 №309-ЭС20-1060.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ (освобождение от административной ответственности ввиду малозначительности допущенного правонарушения), части 2 ста­тьи 3.4 и статьи 4.1.1 КоАП РФ (замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение). Оснований для иных выводов суд апелляционной инстанции не усмат­ривает.

В данном случае апелляционный суд учитывает, что в соответствии с преамбулой Федерального закона № 173-ФЗ, его целью является обеспечение реализации единой гос­ударственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов про­грессивного развития национальной экономики и международного экономического со­трудничества.

Федеральный закон № 173-ФЗ и акты органов валютного регулирования, содержа­щие соответствующие положения и требования, позволяют достигнуть единство внешней и внутренней валютной политики государства, а также приоритета экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования.

Нарушения валютного законодательства РФ считаются наиболее общественно опас­ными, поскольку это следует из установленного законодателем повышенного размера штрафа за правонарушения в названной сфере, а также более продолжительного срока давности привлечения к административной ответственности за их совершение.

Между тем, учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответствен­ность (правонарушение совершено впервые) и обстоятельства, отягчающие администра­тивную ответственность (не установлены), всесторонне исследовав все обстоятельства дела, оценив представленные доказательства, руководствуясь конституционными прин­ципами справедливости и соразмерности взыскания, учитывая положения ч. 3.2., 3.3. п. 3 ст. 4.1. КоАП Российской Федерации административное наказание назначено обществу по правилам части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначено ниже низшего предела санкции, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.

Согласно пункту 10 Постановления № 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требо­ваний, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении тре­бования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку факт нарушения и вина ООО «ЭКСПО» подтверждены материалами де­ла, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об администра­тивном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, то оснований для вывода о несоответствии оспариваемого постановления Инспекции № 22242111100038700002 о назначении административного наказания от 12.05.2021 требо­ваниям законодательных и иных нормативных правовых актов, у суда первой инстанции не имелось, нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов заяви­теля не подтверждено.

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.

В соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государ­ственной пошлиной не облагается, следовательно, вопрос о ее распределении судом апел­ляционной инстанции не разрешается.

Руководствуясь статьями 258, 268, 271, п. 1 статьи 269 Арбитражного процессуаль­ного кодекса Российской Федерации, апелляционный суд

постановил:

решение от 17.08.2021 Арбитражного суда Алтайского края по делу № А03-7917/2021 - оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «ЭКСПО» - без удовлетворения.

          Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.   

Председательствующий                                                                 О.О. Зайцева

Судьи                                                                                                            И.И. Бородулина

                                                                                                           ФИО1