ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-9414/2022 от 31.10.2022 Седьмой арбитражного апелляционного суда





СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД  улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Томск Дело № А45-17803/2022  Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2022 года 

Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2022 года

Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Бородулиной И.И.
судей Павлюк Т.В.,
 ФИО1

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания  Легачевой А.М. с использованием технологии онлайн-заседания (web- конференции) информационной системы «Картотека арбитражных дел»  рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского  хозяйства Новосибирской области ( № 07АП-9414/2022) на решение от 13.09.2022  Арбитражного суда Новосибирской области по делу № А45-17803/2022 (судья  Наумова Т.А.) по заявлению Министерства сельского хозяйства Новосибирской  области (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Новосибирск к обществу с  ограниченной ответственностью «Река Жизни» (ОГРН <***>, ИНН  <***>), поселок Бочкарево о взыскании суммы субсидии в размере 1 252 934  руб. 80 коп. 

В судебном заседании приняли участие представители:

в помещении Седьмого арбитражного апелляционного суда от Министерства  сельского хозяйства Новосибирской области: ФИО2 по доверенности от  21.12.2021 (до 31.12.2022), 

 в онлайн-режиме посредством использования информационной системы  «Картотека арбитражных дел» от общества с ограниченной ответственностью  «Река Жизни»: ФИО3 по доверенности от 25.07.2022 (на 1 год). 


[A1] У С Т А Н О В И Л:

Министерство сельского хозяйства Новосибирской области (далее -  Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с  исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Река Жизни»  (далее - ответчик, общество, ООО «Река Жизни») о взыскании суммы  предоставленной субсидии в размере 1 252 934,80 руб. 

Решением от 13.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области в  удовлетворении заявленных требований отказано. 

В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на неполное выяснение  обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм  материального и процессуального права, просит состоявшийся судебный акт  отменить, принять новое решение, которым заявленные требования удовлетворить  в полном объеме. 

Указывает, что по результатам проверки установлено не достижение  значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления  субсидии в соответствии с заключенным соглашением. Так, в соглашении  установлен показатель «площадь закладки многолетних насаждений, га» в объеме  66, 9 га, при этом в 2020 году согласно данным отчета формы 9-АПК обществом  заложено 0,5 га многолетних насаждений. 

 Общество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы  согласно отзыву. 

В судебном заседании представитель Министерства доводы апелляционной  жалобы поддержал. Представитель общества возражал против удовлетворения  жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. 

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта  Арбитражного суда Новосибирской области в порядке, установленном статьями  266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее –  АПК РФ), изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав  представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не  находит оснований для отмены решения суда первой инстанции. 

Как следует из материалов дела, между Министерством и ООО«Река  Жизни» заключено соглашение о предоставлении субсидий на государственную  поддержку сельскохозяйственного производства в Новосибирской области от  15.05.2020 № ОС-28/926 (далее - соглашение). 


[A2] В 2020 году ООО «Река Жизни» предоставлена субсидия на «возмещение  части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями» на общую  сумму 1262369,55 руб. по заявлениям: 

от 30.07.2020 № 104003 в размере 754 780 рублей 00 копеек (платежное  поручение от 31.07.2020 № 149704); 

от 22.10.2020 № 117902 в размере 507 589 рублей 55 копеек (платежное  поручение от 11.11.2020 № 641720). 

Порядок предоставления государственной поддержки  сельскохозяйственного производства в Новосибирской области за счет средств  областного бюджета Новосибирской области, в том числе источником финансового  обеспечения которых являются субсидии, иные межбюджетные трансферты из  федерального бюджета, установлен приложением № 3 Постановления  Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п (в ред. от 26.05.2020). 

В соответствии с пунктом 4.3.2. соглашения субъект государственной  поддержки обязуется обеспечить достижение значений показателей, необходимых  для достижения результатов предоставления субсидии, установленных  министерством. 

Согласно приложению № 1 (в ред. дополнительного соглашения от  02.11.2020 № 3) значения показателя, необходимого для достижения результата  предоставления субсидии по направлению «2.3. Возмещение части затрат на  закладку и (или) уход за многолетними насаждениями» установлен «Площадь  закладки многолетних насаждений, га» в объеме 66,90 га. 

Согласно данным отраслевой отчетности (строка 93000 формы 9-АПК за  2020 год), в 2020 году ООО «Река жизни» фактически заложено 0,5 га многолетних  насаждений. 

Таким образом, в нарушение пункта 4.3.2 соглашения ООО «Река жизни» не  обеспечило достижение значений показателей, необходимых для достижения  результатов предоставления субсидии. 

Данные нарушения также установлены Счетной палатой Российской  Федерации в ходе проведения контрольных мероприятий (представление от  03.02.2022 № ПР10/15/10-02). 

В соответствии с пунктом 23 Порядка, в случае не достижения результатов  предоставления субсидии и значений показателей, необходимых для достижения  результатов предоставления субсидии, установленных министерством в 


[A3] соглашении, объем средств, подлежащих возврату в бюджет Новосибирской  области, рассчитывается по следующей формуле: 

Vвозврата =Vсубсидии (1 – Ti/Si), где
Vвозврата - сумма субсидии, подлежащая возврату;

Vсубсидии- размер субсидии, предоставленной субъекту государственной  поддержки в отчетном финансовом году; 

Ti - фактически достигнутое значение i-гo конкретного показателя  результативности использования субсидии на отчетную дату; 

Si - плановое значение i-гo показателя, необходимого для достижения  результатов предоставления субсидии, установленное соглашением на текущий  год. 

Субъект государственной поддержки обязан в течение 30 календарных дней  со дня получения уведомления о возврате полученных денежных средств и (или)  уведомления о выплате штрафа перечислить указанные средства в областной  бюджет Новосибирской области. 

 РАСЧЕТ СУММЫ ИСКА:
по заявлению от 30.07.2020 № 104003
 754 780 руб. х (1-0,5 га /66,90 га) = 749 138,89 руб.
по заявлению от 22.10.2020 № 117902
507 589,55 руб. х (1-0,5 га /66,90 га) = 503 795,91 руб.
ИТОГО: 749 138,89 руб. + 503 795,91 руб. = 1 252 934,80 руб.

Министерством ответчику направлено письмо от 18.05.2022 № 2257-06/23 о  добровольном возврате бюджетных денежных средств в течение 30 календарных  дней со дня получения уведомления. 

В соответствии с пунктом 4.3.5.1 соглашения субъект государственной  поддержки обязуется возвращать в областной бюджет Новосибирской области  субсидию в размере и в сроки, определенные в уведомлении. 

Требование Министерства о возврате полученных денежных средств в  добровольном порядке ответчиком не исполнено, что явилось основанием для  обращения в суд с настоящим исковым заявлением. 

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд  первой инстанции исходил из того, что материалами дела не доказаны основания  для возврата субсидии, доказательства не достижения результата предоставления 


[A4] субсидии с учетом содержания направления деятельности, на которую такая  субсидия была предоставлена, отсутствуют. 

Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда  первой инстанции, при этом исходит из следующего. 

Согласно статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК  РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах  эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого  характера бюджетных средств. 

В силу пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за  исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям),  индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям  товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в  целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения  (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за  исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов,  винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории  Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. 

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без  установления обязательства по возврату. 

Однако данное требование не действует в случае нарушения условий,  установленных при предоставлении субсидий (подпункт 3 пункта 3 названной  нормы права). 

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты,  регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением  субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным  предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ,  услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным  Правительством Российской Федерации, и определять порядок возврата субсидий в  соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их  предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ). 

Предоставление субсидии осуществлялось Министерством в соответствии с  Порядком предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного  производства Новосибирской области за счет средств областного бюджета  Новосибирской области, источником финансового обеспечения которых являются 


[A5] субсидии из федерального бюджета, установленными постановлением  Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п, в редакции от  25.09.2018 (далее - Порядок). 

Как следует из материалов дела, 15.05.2020 между Министерством и ООО  «Река Жизни» заключено соглашение № ОС-28/926 о предоставлении субсидий на  государственную поддержку сельскохозяйственного производства в  Новосибирской области. 

Согласно приложению № 3 Постановления Правительства Новосибирской  области от 02.02.2015 № 37-п (в ред. от 26.05.2020) «О государственной программе  Новосибирской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков  сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской  области» предусмотрено осуществление государственной поддержки в том числе  по направлению «Возмещение части затрат на закладку и (или) уход за  многолетними насаждениями». 

Согласно Приложению № 1 к Порядку предоставления государственной  поддержки сельскохозяйственного производства в Новосибирской области для  получения субсидии по указанному направлению в уполномоченный орган  необходимо представить: 

 - заявление на предоставление субсидии,
- справку-расчет размера субсидии,

- акт выполненных работ по закладке и уходу за многолетними плодовыми и  ягодными насаждениями по форме, утверждаемой приказом Минсельхоза НСО, 

- сведения о площади закладки многолетних насаждений и (или) площади  многолетних насаждений, на которой производились работы по уходу за не  вступившими в плодоношение посадками по форме, утверждаемой приказом  Минсельхоза НСО, 

- проект на закладку многолетних насаждений или его копия,
- копия сертификата соответствия.

В качестве результатов получения субсидии по направлению «Возмещение  части затрат на закладку и (или) уход за многолетними насаждениями»  предусмотрены: 


[A6] 3) уход за многолетними насаждениями (до вступления в товарное  плодоношение) в размере 18 869,50 руб. на 1 га площади. 

Закладка, и уход за многолетними насаждениями имеют один КБК.

Субсидия была предоставлена в качестве компенсации затрат на уход за  многолетними насаждениями по установленному тарифу в размере 18 869,50 руб.  на 1 га площади, что следует из толкования положений приложения № 3  Постановления Правительства Новосибирской области от 02.02.2015 № 37-п,  Приказа Министерства сельского хозяйства Новосибирской области от 21.07.2020   № 201-нпа, условий соглашения от 15.05.2020. 

В 2020 году ООО «Река Жизни» подало 2 заявки на предоставление  субсидии на «возмещение части затрат на закладку и (или) уход за многолетними  насаждениями» на площади 66,9 га на общую сумму 1 262 369,55 руб. 

С заявкой была представлена справка-расчет от 30.07.2020, согласно которой  субсидия предоставляется на возмещение затрат за «уход за многолетними  насаждениями (до вступления в товарное плодоношение)» на площадь 40 га. 

 С заявкой представлена справка-расчет от 30.07.2020, согласно которой  субсидия предоставляется на возмещение затрат за «уход за многолетними  насаждениями (до вступления в товарное плодоношение)» на площадь 26,9 га. 

Документы проверены Министерством, субсидия выдана.

Министерство полагает, что с учетом направления субсидируемого вида  деятельности не достигнут показатель по закладке площади многолетних  насаждений, предусмотренный Порядком и соглашением в объеме 66,9 га.,  поскольку за 2020 год заложено насаждений всего 0,5 га. 

Вместе с тем, Порядком предусмотрено такое направление как «возмещение  части затрат на проведение уходных работ за многолетними насаждениями». 

В качестве показателя «результаты, в целях достижения которых  предоставляется субсидия с показателями, необходимыми для достижения  результатов, в целях достижения которых предоставляется субсидия» в подпункте 2  пункта 2 Приложения относительно направления «возмещение части затрат на  проведение уходных работ за многолетними насаждениями» в настоящее время 


[A7] указана «Площадь уходных работ за многолетними насаждениями (до вступления в  товарное плодоношение). 

В момент заключения соглашения в мае 2020 года действительно Порядком  было предусмотрено, что по направлению государственной поддержки,  предусмотренному абзацем «в» подпункта 2 пункта 3 настоящего Порядка,  показателем результативности была указана «площадь закладки многолетних  насаждений (в га)». 

Вместе с тем, буквальное толкование в общем контексте положений  Порядка, как в редакции, действовавшей в момент заключения соглашения, и тем  более в настоящее время, указывает на то, что цели предоставления субсидии были  в данном случае «возмещение части затрат на уход за многолетними  насаждениями». 

Предполагается, что такие насаждения уже заложены в предыдущие  периоды, за ними осуществляется уход. Содержание соглашения не  предусматривает обязанности и сроки для закладки новых насаждений. Иное  нивелирует цели предоставления субсиии на компенсацию затрат на уход за  имеющимися насаждениями, поскольку приводит к еще большим затратам  сельскохозяйственных производителей, возлагая на них обязанность по закладке  новых насаждений (без исследования вопроса о целесообразности, возможности  (наличия свободных площадей) для такой закладки. 

В настоящее время коллизия, которая имела место в части формулировки  показателя результата предоставления субсидии без учета разделения направлений  субсидирования «возмещение затрат на закладку многолетних насаждений» и/или  «возмещение затрат на уход за многолетними насаждениями» устранена и, как  указано выше, показателем результативности является показатель площади  уходных работ за многолетними насаждениями (до вступления в товарное  плодоношение, но не более 3 лет с момента закладки для садов интенсивного типа)  (в га). 

Обществом поданы заявки, в которых уже было указано на уход за  насаждениями общей площадью 66,9 га, то есть такая площадь насаждений уже  была заложена, а не подлежала дополнительной закладке. 

Заявление на предоставление субсидии подавалось уже по результату  выполненной работы и по тарифу на уход за многолетними насаждениями (до  вступления в товарное плодоношение), расходование гранта в спорной сумме 


[A8] подтверждено первичными документами, его использование осуществлено исходя  из целевого назначения для ухода за насаждениями, общей площадью 70,1 га. 

Согласно отчету ООО «Река Жизни» по форме № 9-АПК за 2020 год (строка  93000) общая площадь многолетних насаждений составляла 372,2 га, в том числе: 

- площадь насаждений в плодоносящем возрасте - 65,7 га,
- площадь молодых садов, не вступивших в плодоношение - 70,1 га,
- площадь старых, выбывших из обращения садов - 236,4 га.

Факт того, что общество имеет насаждения, подлежащие уходу, в объеме,  превышающем установленные соглашением 66,9 га, не опровергнут. 

Материалами дела не доказаны основания для возврата субсидии,  доказательства не достижения результата предоставления субсидии с учетом  содержания направления деятельности, на которую такая субсидия была  предоставлена, отсутствуют. 

Исходя из изложенного, условие о возврате субсидии в случае нарушения ее  получателем условий предоставления субсидии по своему содержанию является  ответственностью и обеспечивает исполнение обязательства и/или восстановления  нарушенного права. 

В связи с этим нормы, устанавливающие порядок предоставления и правила  расходования субсидии, подлежат истолкованию с учетом защищаемого этой  нормой законного интереса. 

Следовательно, ответственность в виде возврата субсидии, установленная  Порядком, подлежит применению в случае, если нарушение, допущенное при  получении субсидии, фактически привело или может привести к неисполнению,  ненадлежащему исполнению обязательства и/или к нарушению права. 

В противном случае, при отсутствии действительно нарушенного права, при  нарушениях формального характера получатель субсидии будет поставлен в  неравные условия с лицом, предоставившем субсидию, а уже достигнутый  общественно полезный результат предоставления субсидии будет нивелирован. 

Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем  жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных  доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной  жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом  первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для  вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность 


[A9] судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем  признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут  служить основанием для отмены решения суда первой инстанции. 

Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции  решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне  исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная  оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено,  оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270  АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной  инстанции не имеется. 

Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции 

П О С Т А Н О В И Л:

решение от 13.09.2022 Арбитражного суда Новосибирской области по делу   № А45-17803/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства  сельского хозяйства Новосибирской области - без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного  производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не  превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи  кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области. 

Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа,  подписанного усиленной квалифицированной подписью судьи, в связи с чем  направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на  официальном сайте суда в сети «Интернет». 

Председательствующий И.И. Бородулина

Электронная подпись действительна.
Данные ЭП:Удостоверяющий центр Казначейство России

Дата 27.02.2022 23:13:00

Кому выдана ФИО1

Судьи: Т.В. Павлюк

Электронная подпись действительна.

 Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство

Дата 17.01.2022 23:41:45

Кому выдана Павлюк Татьяна Владимировна

 ФИО1

Электронная подпись действительна.

Данные ЭП:Удостоверяющий центр Федеральное казначейство

Дата 29.12.2021 3:34:52

 Кому выдана Бородулина Ильмира Ирековна