ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 07АП-9806/2021 от 06.12.2021 Седьмой арбитражного апелляционного суда


СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

улица Набережная реки Ушайки, дом 24, Томск, 634050, http://7aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Томск                                                                                           Дело № А27-11400/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2021 года.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Кривошеиной С. В.

судей Павлюк Т. В., ФИО2 Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Волковой Т. А. с использованием средств аудиозаписи рассмотрел апелляционную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (№07АП-9806/2021) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.08.2021 по делу №А27-11400/2021 (судья М. А. Сарафанникова) по заявлению общества с ограниченной ответственностью «РегионЭкология» (654034, Кемеровская область - Кузбасс, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (650000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным приказа № 228-рд от 11.03.2021, об обязании выдать документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с поданным заявлением,

В судебном заседании принимают участие:

От заявителя: ФИО1 по дов. от 15.12.2020, удостоверение адвоката; Митяшин М.О. по дов. от 01.07.2021, диплом,

От заинтересованного лица: без участия,

У С Т А Н О В И Л:

общество с ограниченной ответственностью «РегионЭкология» (далее - заявитель, общество, ООО «РегионЭкология») обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Южно-Сибирскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, город Кемерово (далее - заинтересованное лицо, Управление, Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора) о признании недействительным приказа № 228-рд от 11.03.2021 об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, возложении на административный орган обязанности по выдаче документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с поданным заявлением вх. №05/21466 от 25.12.2020.

Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 30.08.2021 заявленные требования удовлетворены, суд признал недействительным приказ Управления № 228-рд от 11.03.2021 «Об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», обязал его в течение десяти дней с момента вступления в силу судебного решения выдать ООО «РегионЭкология» документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с поданным заявлением вх. № 05/21466 от 25.12.2020.

Не согласившись с указанным решением, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.

В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что технические условия на стекло измельченное и продукт минерализации люминофора были представлены обществом в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) как неотъемлемый составляющий элемент проекта, соответственно, был произведен анализ всего пакета документов и сопоставление представленных данных; судом необоснованно отклонен довод Управления о нарушении порядка представления первичных статистических данных; доводы общества о побочном образовании отходов не подтверждаются разделом, которое также содержится в ПНООРЛ; относительно способа устранения допущенных нарушений Управление указало, что суд не вправе вмешиваться в деятельность Управления, обусловленную его полномочиями, и, соответственно, не может выносить судебные акты, обязывающие Управление принять какой-либо ненормативный правовой акт или внести в принятые им ненормативные правовые акты какие-либо сведения или данные.

В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от общества поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором не соглашаясь с доводами Управления, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения.

От Управления поступило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: письмо ФБУ «Кузбасский ЦСМ» от 30.09.2021 № 21/09-06/2464; письмо Управления от 07.09.2021 № 09-05/9575; письмо СМТУ Росстандарта от 13.09.2021 № 07-13/339.

В удовлетворении ходатайства о приобщении в материалы дела указанных дополнительных доказательств судом отказано на основании части 2 статьи 268 АПК РФ, поскольку указанные документы составлены и представлены после принятия обжалуемого решения, в связи с чем не могли повлиять на выводы суда по существу спора.

В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителя Управления.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители общества поддержали доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, ООО «РегионЭкология» 25.12.2020 обратилось в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора с заявлением об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (вх. №05/21466 от 25.12.2020).

В соответствии с требованиями пункта 7 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды РФ № 50 от 25.02.2010 (далее - Порядок), к заявлению обществом был приложен проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработанный в соответствии с требованиями методических указаний, утвержденных Приказом Минприроды РФ от 05.08.2014 № 349.

По итогам рассмотрения обращения, Южно-Сибирским межрегиональным управлением Росприроднадзора принято решение об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, изложенное в приказе №228-рд от 11.03.2021.

Основанием для отказа послужило наличие в составе представленных обществом расчетов и документов недостоверной информации, отраженных в приложении к данному приказу.

Так, в соответствии с пунктом 1 приложения к приказу №228-рд от 11.03.2021, в разделе № 2 проекта «Сведения о хозяйственной и иной деятельности» указано, что при обезвреживании отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов на установке «Экотром-2» образуются отходы: стекло измельченное, продукт минерализации люминофора. Однако данные отходы и дальнейшие операции по обращению с ними отсутствуют в проекте.

Согласно пункту 2 указанного приложения, в разделе №3 проекта «Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образование отходов в среднем за год» отход: «бой стекла» рассчитан на основании данных статистической годовой отчетности по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2017-2019г.г. Однако отчеты 2-ТП (отходы) за 2018-2019г.г. в Управление не поступали.

В пункте 3 приложения к приказу, в качестве основания для отказа в утверждении нормативов, отражено, что ООО «Регион-Экология» в проекте, а также в годовой отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2017 и 2020 г. г. указывает, что принимает отходы от сторонних организаций. Однако в предлагаемых нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, отсутствуют данные отходы.  

Не согласившись с указанным приказом заинтересованного лица, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ, Закон об отходах производства и потребления).

В силу части 7 статьи 18 Закона № 89-ФЗ порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.

Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50 в целях реализации статьи 18 Закона об отходах производства и потребления утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Порядок), действовавший на период обращения общества в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора.

Согласно пункту 4 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.

Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (пункт 5 данного Порядка).

В пункте 7 Порядка установлен исчерпывающий перечень документов, необходимых для представления в территориальные органы Росприроднадзора, с целью утверждения лимитов на размещение отходов.

Пунктом 11 названного Порядка определено, что территориальные органы Росприроднадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема указанных в пункте 7 настоящего Порядка заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования  отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием).

Основанием для отказа в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение является:

наличие недостоверной информации, связанной с наличием арифметических или логических ошибок при заполнении форм, предусмотренных методическими указаниями, указанными в пункте 5 настоящего Порядка;

отсутствие объекта размещения отходов, на котором предполагается размещение отходов, в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792 (зарегистрирован в Минюсте России 16.11.2011, регистрационный № 22313);

превышение количества отходов, предлагаемого для размещения, над имеющейся вместимостью объекта размещения отходов (по результатам его инвентаризации).

При этом, перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Суд первой инстанции установил, что предусмотренные пунктом 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их разрешение, на момент вынесения оспариваемого приказа № 228-рд от 11.03.2021 «Об отказе в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», у Южно-Сибирского межрегионального Управления Росприроднадзора отсутствовали.

Согласно пункту 1 приложения к приказу №228-рд от 11.03.2021, административный орган указывает, что в разделе № 2 проекта «Сведения о хозяйственной  и иной деятельности» указано, что при обезвреживании отработанных ртутьсодержащих ламп и приборов на установке «Экотром-2» образуются отходы: стекло измельченное, продукт минерализации люминофора. Однако, данные отходы и дальнейшие операции по обращению с ними отсутствуют в проекте.

Раздел 2 представленного ПНООЛР (стр. 9) отражает следующую информацию: Получаемые в процессе обезвреживания, стекло измельченное (ТУ 3988- 001-29496068-05 (Приложение 7.1)) и продукт минерализации люминофора (ТУ 2111- 002-29496068-2010 (Приложение 7.2)), являются побочной товарной продукцией предприятия, имеющей технические условия, которая реализуется потребителям. При этом в содержании проекта отсутствует указание на данную продукцию в качестве «отходов».

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что факт несоответствия представленных заявителем сведений, не нашел своего подтверждения.

Судом также учтено, что Управлением не представлены доказательства того, что продукция «стекло измельченное и продукт минерализации люминофора» является отходами производства.

Из материалов дела следует, что стекло измельченное, продукт минерализации люминофора являются товарной продукцией, имеющей спрос на рынке, которая в дальнейшем подлежит реализации контрагентам ООО «РегионЭкология» и может быть использована в процессе хозяйственной деятельности. В качестве доказательства этому в Проекте имеются технические условия на стекло измельченное и продукт минерализации люминофора. Исходя из указанного, административным органом неверно определена указанная выше продукция в качестве отходов производства. При этом оценка технических условий не входит в круг полномочий заинтересованного лица.

Отход «бой стекла» не имеет отношения к продукции ООО «РегионЭкология»  стекло измельченное (ТУ 3988-001-29496068-05), поскольку данный вид отхода образуется в процессе жизнедеятельности работников предприятия, что нашло свое отражение в проекте (страница 29, таблица 3.9).

Согласно пункту 2 приложения к приказу, в разделе №3 проекта «Расчет и обоснование предлагаемых нормативов образование отходов в среднем за год» отход: «бой стекла» рассчитан на основании данных статистической годовой отчетности по форме федерального статистического наблюдения 2-ТП (отходы) за 2017-2019г.г., однако отчеты 2-ТП (отходы) за 2018-2019г.г. в Управление не поступали.

Как верно отметил суд первой инстанции, факт направления обществом отчетов по форме 2-ТП (отходы) в адрес Управления почтовым отправлением, подтвержден материалами дела и заинтересованным лицом не опровергнут.

Отклоняя довод Управления о нарушении заявителем порядка предоставления первичных статистических данных, со ссылкой на пункт 7 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данным субъектами официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 № 620, а также письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.12.2014г. №АА-03-04-36/21179, суд  первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с п. 7 указанного Положения, первичные статистические данные, документированные по формам федерального статистического наблюдения, предоставляются респондентами на бумажных носителях или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок предоставления первичных статистических данных в форме электронного  документа, определяющий стандарты на программное обеспечение, технические средства, включая носители информации, каналы связи, средства защиты, а также форматы предоставления данных в электронной форме, устанавливаются субъектами официального статистического учета исходя из возможности применения совместимых программно-технических средств, обеспечивающих необходимый уровень безопасности для целей обеспечения информационного обмена.

В свою очередь, правила и порядок сдачи отчетности 2-ТП (отходы) в 2018г. регулировались Приказом Росстата от 10.08.2017 № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в  сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

Согласно п. 2 указанного Приказа, форму федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления»  предоставляют юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с отходами производства и потребления (далее именуются респонденты). Заполненные формы предоставляются респондентом в территориальные органы Росприроднадзора по месту своего нахождения.

Правила и порядок сдачи отчетности 2-ТП (отходы) в 2019г. регулировались Приказом Росстата от 19.08.2019 №459 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения с указаниями по ее заполнению для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального  статистического наблюдения за отходами производства и потребления».

При этом оба указанных приказа не содержат запрета на представление отчетности 2-ТП (отходы) на бумажном носителе. Более того, сама форма отчетности содержит указание лишь на возможность ее предоставления в электронном виде, в качестве представленной законодателем альтернативы способа предоставления отчетности, помимо основного способа предоставления на бумажном носителе.

Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 18.08.2008 № 620 «Об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета» (ред. от 22.04.2015, действовавшая на момент сдачи спорных отчетов) первичные статистические данные и административные данные могут быть предоставлены респондентами субъектам  официального статистического учета лично или через представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы по телекоммуникационным каналам связи.

Кроме того, сведения, отраженные на официальном сайте Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора, также содержат информацию от 26.12.2019 о графике приема отчетности 2-ТП (отходы) за 2019г. и осуществление проверки исправленных отчетов, предоставляемых природопользователями на бумажном носителе, а также место приема документов, что свидетельствует о возможности подачи отчетности на бумажном носителе.

Доказательств несоответствия представленной и направляемой обществом отчетности законодательству, заинтересованным лицом не представлено, равно как и не представлено доказательств непринятия указанной отчетности с соответствующим обоснованием.

Также в качестве основания к отказу в утверждении нормативов, в пункте 3 приложения к оспариваемому приказу, Управление ссылается на то обстоятельство, что ООО «Регион-Экология» в проекте, а также в годовой отчетности по форме 2-ТП (отходы) за 2017 и 2020 г.г. указывает на принятие отходов от сторонних организаций, однако в предлагаемых нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, данные отходы отсутствуют.

Суд первой инстанции установил, что в таблице 4.4 ПНООЛР (стр. 36) представлена информация о поступающих заявителю видах отходов, при этом отметил, что ни Порядок, ни иные нормативные документы не содержат требований о включении в нормативы образования отходов и лимиты на их размещение отходов, принимаемых от сторонних организаций.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недействительности приказа № 228-рд от 11.03.2021.

Руководствуясь ч. 5 ст. 2021 АПК РФ с целью устранения допущенных нарушений прав и законных интересов общества, суд первой инстанции обязал Управление выдать ООО «РегионЭкология» документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, в соответствии с поданным заявлением вх. № 05/21466 от 25.12.2020.

Отклоняя довод Управления в части допущения судом вмешательства в деятельность Управления путем возложения на последнего обязанности принятия ненормативного правового акта или внесения в принятые ненормативные правовые акты каких- либо сведений или данных, апелляционный суд на основании статьи 201 АПК РФ, исходит из того, что определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу.

В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, установленных частью 4 статьи 270 АПК РФ, у апелляционного суда не имеется.

Руководствуясь статьями   258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд  

                                               П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда Кемеровской области от 30.08.2021 по делу №А27-11400/2021  оставить без изменения, а апелляционную жалобу Южно-Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.

            Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства
в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев
со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.

Председательствующий                                                          С. В. Кривошеина

Судьи                                                                                        Т. В. Павлюк

                                                                                                    ФИО2