ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08-27/1969 от 22.11.2010 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

А12-13881/10

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

===============================================================

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А12-13881/2010

29 ноября 2010 г.

Резолютивная часть постановления объявлена «22» ноября 2010 г.

Полный текст постановления изготовлен «29» ноября 2010 г.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Александровой Л.Б.,

судей: Борисовой Т.С., Жевак И.И.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Потехиной А.В.,

при участии в судебном заседании представителя ГУ «ТФОМС Волгоградской области» ФИО1, действующей на основании доверенности № 08-27/69 от 25.12.2009 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Государственного учреждения «ТФОМС Волгоградской области» (г. Волгоград) на решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 сентября 2010 г. по делу № А12-13881/2010 (судья Булычева Е.В.)

по исковому заявлению Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области» (г. Волгоград)

к Комитету бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (г. Волгоград)

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Волгоградской области (г. Волгоград)

о взыскании пени по страховым взносам на ОМС неработающего населения в сумме 35 479 рублей.

У С Т А Н О В И Л:

Государственное учреждение «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о взыскании с Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в сумме 35 479 рублей, начисленных за период с 26 февраля 2010 г. по 03 марта 2010 г.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 29 сентября 2010 года в удовлетворении заявленных исковых требований было отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ «ТФОМС Волгоградской области» обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Заявитель жалобы полагает, что поскольку иных сроков по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения законодательством не установлено, то ответчик обязан был произвести доплату за январь 2010 года по лимитным обязательствам 2010 года не позднее 25 февраля 2010 г.

Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области представил отзыв на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области и Администрация Волгоградской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления №№ 78241, 78242 о вручении почтовых отправлений указанным лицам 29 октября 2010 года. Лица, участвующие в деле, имели реальную возможность обеспечить явку представителей в судебное заседание, либо известить суд о причинах неявки. От Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии его представителя. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствии.

Арбитражный суд апелляционной инстанции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области и Администрации Волгоградской области, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Дело в апелляционной инстанции рассматривается с соблюдением требований статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

Заслушав представителя ГУ «ТФОМС Волгоградской области», обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области (далее – Комитет) в январе 2010 года перечислил страховые взносы на ОМС неработающего населения в размере 257 805 500 рублей, то есть в размере одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в 2009 году.

В феврале 2010 года Комитет перечислил денежные средства в размере 280 342 000 рублей, то есть в размере страховых взносов, установленных уже на 2010 год.

Доплату страховых взносов за январь 2010 г. с учетом размера страховых взносов на 2010 год Комитет произвел вместе с очередным платежом в марте 2010 года.

ГУ «ТФОМС Волгоградской области» в связи с оплатой Комитетом остатка страховых взносов за январь 2010 года в марте, а не в феврале исчислил Комитету за период с 26 февраля 2010 года по 03 марта 2010 года пени за несвоевременное перечисление страховых взносов в размере 35 479 рублей.

11 мая 2010 года ГУ «ТФОМС Волгоградской области» было выставлено требование № 08-32/637 об уплате пени по страховым взносам на ОМС неработающего населения. Комитету предложено погасить числящуюся задолженность по пени в добровольном порядке в течение 10 дней с момента получения требования.

Требование направлено в адрес Комитета 12 июля 2010 г. почтовым отправлением № 40000124762905.

В связи с тем, что требование не было исполнено в добровольном порядке, 05 июля 2010 г. ГУ «ТФОМС Волгоградской области» обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с иском о взыскании задолженности по пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС неработающего населения в судебном порядке.

Отказывая ГУ «ТФОМС Волгоградской области» в удовлетворении требований о взыскании пени за несвоевременную уплату страховых взносов на ОМС неработающего населения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии у истца оснований для начисления пени.

Арбитражный суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтвержденными материалами дела.

В соответствии со статьей 17 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления обязаны перечислять страховые взносы на обязательное медицинское страхование.

Согласно пункту 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 г. № 4543-1, органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.

Статья 190 Бюджетного кодекса Российской Федерации регламентирует временное управление бюджетом и устанавливает, что в случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года, то финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году.

Согласно статье 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации если закон (решение) о бюджете вступает в силу после начала текущего финансового года и исполнение бюджета до дня вступления в силу указанного закона (решения) осуществляется в соответствии со статьей 190 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня вступления в силу указанного закона (решения) орган исполнительной власти (местная администрация) представляет на рассмотрение и утверждение законодательного (представительного) органа проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете, уточняющего показатели бюджета с учетом исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.

В соответствии с Приказом Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области от 24.12.2009 г. № 227 «Об исполнении областного бюджета в период временного управления бюджетом» до дня вступления в силу закона об областном бюджете установлено, что Комитет ежемесячно доводит до главных распорядителей средств областного бюджета бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в 2009 году.

Закон Волгоградской области № 1994-ОД от 04.02.2010 г. «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», установивший размер страховых взносов на 2010 год, вступил в силу 10 февраля 2010 года.

До момента вступления в законную силу Закона о бюджете на 2010 год на территории Волгоградской области действовал временный режим управления бюджетом. Из положений статьи 191 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что в течение одного месяца со дня вступления в силу указанного закона (решения) орган исполнительной власти (местная администрация) представляет на рассмотрение и утверждение законодательного (представительного) органа проект закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете, уточняющего показатели бюджета с учетом исполнения бюджета за период временного управления бюджетом. Указанный проект закона (решения) рассматривается и утверждается законодательным (представительным) органом в срок, не превышающий 15 дней со дня его представления.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что поскольку иное не установлено нормативным правовым актом, то Комитет обязан был произвести доплату за январь 2010 года по лимитным обязательствам 2010 года не позднее 25 февраля 2010 г., отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельный.

Как указано выше, согласно пункту 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 г. № 4543-1, органы исполнительной власти перечисляют платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца.

В силу данной нормы обязанность по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения за январь 2010 года должна была быть исполнена Комитетом не позднее 25 января 2010 г. Иного данным Положением не установлено.

Материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что в январе 2010 года в период действия временного режима управления бюджетом Комитет перечислил страховые взносы на ОМС неработающего населения в размере 257 805 500 рублей, что соответствует одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в 2009 году.

В соответствии с пунктом 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.93 г. № 4543-1, на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию распространяются порядок и условия налогового законодательства.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Из анализа действующего законодательства следует, что срок исполнения обязанности по доплате страховых взносов на ОМС неработающего населения после прекращения действия периода временного управления бюджетом и вступления в законную силу закона о бюджете не установлен, в связи с чем невозможно установить дату, с которой начинают начисляться пени.

При таких обстоятельствах ГУ «ТФОМС Волгоградской области» не вправе было начислять Комитету пени на задолженность по уплате страховых взносов на ОМС неработающего населения за январь 2010 года.

Арбитражный суд первой инстанции правомерно отказал ГУ «ТФОМС Волгоградской области» в удовлетворении требований о взыскании пени.

Установленные судом фактические обстоятельства соответствуют материалам дела, выводы суда сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования доказательств, представленных в дело, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 29 сентября 2010 года по делу № А12-13881/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Волгоградской области» (г. Волгоград) – без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, предусмотренном статьями 273-277 АПК РФ, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд Волгоградской области в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.

Председательствующий Л.Б. Александрова

Судьи Т.С. Борисова

И.И. Жевак