ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, i№fo@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
08 ноября 2019 года | Дело № А75-9328/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме ноября 2019 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Еникеевой Л.И., Краецкой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-11696/2019 ) акционерного общества «Югра-Экология» на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.2019 по делу № А75-9328/2019 , принятое по иску муниципального казенного учреждения «Управление материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления Кондинского района» (ОГРН 1108606000656, ИНН 8616011004) к акционерному обществу «Югра-Экология» (ОГРН 1178617020262, ИНН 8601065381) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора,
в отсутствие представителей сторон, о времени и месте судебного заседания извещенных надлежащим образом,
установил:
Муниципальное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления Кондинского района» (далее – истец, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с исковым заявлением к акционерному обществу «Югра-Экология» (далее – ответчик, Общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 № 00-000762, а именно:
- дату подписания договора оставить открытой;
- пункт 4 раздела 1 предмет договора, дополнить подпунктом 4.1 «Услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами оказываются региональным оператором на основании заявок, направляемых Потребителем. Потребитель направляет заявку на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в адрес регионального оператора не позднее дня, предшествующего дню оказания услуг, с подтверждением ее принятия. Подача заявок осуществляется на адрес электронной почты регионального оператора i№fo@yugra-ecology.ru. Услуги должны быть оказаны не позднее следующего дня, с момента подачи заявки»;
- пункт 6 раздела 1 предмет договора, изложить в следующей редакции: «Место оказания услуг: 628200, пгт. Междуреченский, Кондинский район, ХМАО — Югра, Тюменская область, ул. Титова, <...>;
- абзац 2 пункта 1 раздела 2 сроки, цена и порядок оплаты по договору, изложить в следующей редакции: «Оплата услуг по настоящему договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора. Общая сумма договора составляет 79 382, 87 руб. (семьдесят девять тысяч триста восемьдесят два рубля 87 копеек), в т.ч. НДС 13 230, 48 руб. Потребитель по согласованию с региональным оператором в ходе исполнения Договора вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный Договором объем услуг при изменении потребности в услугах, на оказание которых заключен договор, но не более чем на десять процентов цены Договора. При этом по соглашению Сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены договора пропорционально дополнительному объему услуг исходя из установленной в Договоре цены единицы услуги, но не более чем на десять процентов цены Договора. При уменьшении предусмотренных договором количества объема услуг стороны договора обязаны уменьшить цену договора исходя из цены единицы услуги»;
- абзац 1 пункта 2 раздела 2 сроки, цена и порядок оплаты по договору, изложить в следующей редакции: «Потребитель ежемесячно оплачивает фактически оказанные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение 10 календарных дней со дня подписания акта сдачи-приемки оказанных услуг, на основании выставленного региональным оператором счета-фактуры. Сдача оказанных услуг и их приемка оформляются актом, подписанным обеими сторонами. Необходимость обусловлена оплатой услуг, оказанных по факту с документальным тому подтверждением»;
- абзац 3 пункта 2 раздела 2 сроки, цена и порядок оплаты по договору, изложить в следующей редакции: «Источник финансирования: бюджет Кондинского района»;
- абзац 3 пункта 3 раздела 11 сроки, цена и порядок оплаты по договору, изложить в следующей редакции: «В случае неполучения ответа в течении 10 рабочих дней со дня получения «Потребителем» акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами»;
- раздел 3 Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов исключить;
- пункт 1 раздела 5 Порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, изложить в следующей редакции: «Стороны согласились производить учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов», следующим способом: расчетным путем исходя из количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов»;
- раздел 5 Порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, дополнить пунктами 2, 3, 4, 5 следующего содержания: пунктом 2 «Фактически оказанные услуги региональным оператором и получения их Потребителем должны быть подтверждены актом сдачи-приемки оказанных услуг‚ подписанным обеими сторонами. Фактически оказанными услугами признаются услуги, оказанные на основании заявок»; пунктом 3 «Региональный оператор в срок до 3-го числа месяца, следующего за истекшим, составляет и направляет на подписание Потребителю акт о фактически оказанных услугах. Акт составляется в двух экземплярах»; пунктом 4 «Потребитель в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней с момента получения акта о фактически оказанных услугах, рассматривает и подписывает оба экземпляра акта и направляет один из них региональному оператору»; пунктом 5 «В случае обнаружения недостатков при принятии услуг Потребителем, Потребитель вправе потребовать от регионального оператора безвозмездного устранения таких недостатков либо соразмерного уменьшения стоимости услуг»;
- Раздел 7 ответственность сторон, изложить в следующей редакции: «1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение, в том числе за неполное и (или) несвоевременное исполнение своих обязательств по настоящему Договору. 2. В случае просрочки исполнения Потребителем обязательств, предусмотренных Договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Потребителем обязательств, предусмотренных Договором, региональный оператор вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). 2.1. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Потребителем обязательства, предусмотренного Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока исполнения обязательства. При этом размер пени устанавливается в размере одной трехсотой, действующей на дату уплаты пени, ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. 2.2. За каждый факт неисполнения Потребителем обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Договором, региональный оператор вправе взыскать с Потребителя штраф в виде фиксированной суммы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 9 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063» 3. В случае просрочки исполнения региональным оператором обязательств, предусмотренных Договором, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором обязательств, предусмотренных Договором, Потребитель направляет региональному оператору требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). 3.1. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения региональным оператором обязательства, предусмотренного Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Договором срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одной трехсотой, действующей на дату уплаты пени, ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Договором и фактически исполненных региональным оператором. 3.2. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором обязательств, предусмотренных Договором, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Договором, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы 10 процентов цены Договора, что составляет 7 938, 29 (Семь тысяч девятьсот тридцать восемь) рублей 29 копеек. 4. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного Договором, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. 5. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором обязательств, предусмотренных Договором, не может превышать цену Договора. 6. Общая сумма начисленной неустойки (штрафов, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Потребителем обязательств, предусмотренных Договором, не может превышать цену Договора. 7. Стороны несут иную ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации. 8. В случае повреждения площадок и контейнеров Потребителя региональный оператор несёт ответственность и производит ремонт или замену своими силами и за свой счет»;
- приложение № 1 к договору № 00-000762 расчет стоимости услуг‚ изложить в следующей редакции:
№ | Муниципальное | Количество | Количество | Стоимость | Стоимость руб. в год, в | |
п/п | образование | отходов | отходов | принимаемых | т.ч. НДС | |
производства и | производства и | твердых | ||||
потребления, | потребления, | коммунальных | ||||
тонн/год | мЗ/год | отходов за мЗ, руб. | ||||
сумма | Вт.ч. НДС | |||||
1 | Кондинский район | 33,186 | 110,51 | 598,61 | 79382,87 | 13230,48 |
79382,87 | 13230,48 |
Переводной коэффициент из тонн в м3 - 3,33. В том числе НДС: 13 230, 48 руб.
- приложение № 2 к договору № 00-0000762 информация по предмету договора, изложить в следующей редакции:
ИНФОРМАЦИЯ ПО ПРЕДМЕТУ ДОГОВОРА
1.Объём и место накопления твёрдых коммунальных отходов
№ п/п | Наименование объекта | Количество отходов производства и потребления, тонн/год | Количество отходов производства и потребления, м3/год | Место накопления твердых коммунальных отходов | Место накопления крупногабаритных отходов | Периодичность вывоза твердых коммунальных отходов |
1 | Административное здание | 33,186 | 110,51 | В соответствии с территориальной схемой по обращению с отходами | В соответствии с территориальной схемой по обращению с отходами | Вывозка твердых отходов производится на основании заявок потребителя |
Переводной коэффициент из тонн в м3 - 3,33.
11. Информация в графическом виде о размещении мест накопления твёрдых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) Электронная модель территориальной схемы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории ХМАО - Югры доступна по ссылке http://hmao.shemaothodov.ru.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнил исковые требования в части пункта 6 раздела 1 – места оказания услуг, просил изложить указанный пункт договора в следующей редакции: «Место оказания услуг: 628200, пгт. Междуреченский, Кондинский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская обл., ул. Титова, <...>.
Судом первой инстанции приняты уточнения исковых требований.
Решением от 12.07.2019 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры исковые требования Учреждения удовлетворил частично: пункт 6 раздела 1 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 № 00-000762 изложил в следующей редакции: «Место оказания услуг: 628200, пгт. Междуреченский, Кондинский район, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская обл., ул. Титова, <...>. Раздел III договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 № 00-000762 исключил. В удовлетворении остальной части исковых требований отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО «Югра- Экология» обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.2019 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных Учреждением исковых требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы ООО «Югра – Экология» указывает на следующее: срок исковой давности для обращения с настоящим заявлением пропущен истцом, поскольку протокол разногласий направлен истцом в адрес ответчика 14.02.2019, а исковое заявление в суд подано только 07.05.2019 (по истечении 30 дней); на дату подачи искового заявления в суд договор между истцом и ответчиком был заключен на условиях типового договора и не может быть изменен в судебном порядке; истцом избран неверный способ защиты права, поскольку между истцом и ответчиком отсутствует преддоговорный спор, так как в силу прямого указания пункта 8 (15) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641» (далее – Правила № 1156) договор является заключенным, истец не вправе требовать заключения договора на условиях, не соответствующих типовой форме и воле ответчика; объекты истца в пункт 6 раздела 1 Договора могут быть вписаны истцом самостоятельно, поэтому в указанном пункте стоит прочерк; основания для исключения раздела 3 договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.01.2019 № 00-000762 отсутствовали, поскольку правоотношения сторон подлежат регулированию Правилами № 1156 в редакции № 2 от 15.09.2018, действовавшими в момент оказания истцу услуг.
Учреждение в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу не согласилось с доводами жалобы, просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Учреждение и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции в порядке статьи 156 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Как следует из материалов дела, в силу соглашения № 25, заключенного с Департаментом промышленности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 02.04.2018, АО «Югра-Экология» (далее – региональный оператор) наделено статусом регионального оператора в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.
Из материалов дела следует, что Учреждением в адрес Общества направлена заявка на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
01.02.2019 Учреждением получен проект договора.
14.02.2019 Учреждение направило в адрес ответчика протокол разногласий к договору.
Поскольку разногласия между сторонами урегулированы не были, Учреждение обратилось с исковым заявлением в арбитражный суд.
12.07.2019 Арбитражным судом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято решение о частичном удовлетворении исковых требований, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (пункт 1 статьи 420 ГК РФ).
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 2 статьи 432 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 435 ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определено и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора. Таким образом, акцепт возможен лишь при наличии оферты.
В соответствии со статьей 443 ГК РФ ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено в оферте, не является акцептом. Такой ответ признается отказом от акцепта и в то же время новой офертой.
В силу пункта 1 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с данным Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
При наличии разногласий, возникших при заключении договора, защита нарушенного права стороны осуществляется в порядке статьи 446 ГК РФ путем подачи иска об урегулировании разногласий по договору.
В соответствии с частью 1 статьи 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Как указывалось выше, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами № 00-000762 относится к числу публичных договоров, существенные условия которого определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
АО «Югра-Экология» наделено статусом регионального оператора в Тюменской области.
Согласно пункту 8 (17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федерального закона № 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил № 1156.
Пункт 5 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ содержит указание на то, что договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством РФ.
Договор об оказании услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно пункту 8 (15) Правил № 1156 в случае, если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8 (14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8 (10) настоящих Правил.
Пунктом 8 (16) Правил № 1156 предусмотрено, что в случае, если региональный оператор направил проект договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом урегулированных разногласий потребителю в срок, указанный в пункте 8 (14) настоящих Правил, потребитель не вправе отказаться от его заключения, предлагать рассмотреть иные условия и обязан подписать в течение 10 рабочих дней со дня его получения.
В данном случае разногласия в проекту договору, направленные потребителем оператору не урегулированы, в связи с чем на основании приведенных выше норм ГК РФ суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии у Учреждения права на обращение в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением об урегулировании разногласий.
Суд первой инстанции, частично отказывая в удовлетворении исковых требований, пришел к выводу о том, что предложенная Учреждением редакция спорных пунктов (пункт 4 раздела 1, абзац 2 пункта 1 раздела 2, абзац 1 пункта 2 раздела 2, абзац 3 пункта 2 раздела 2, абзац 3 пункта 3 раздела 11, раздел 3, пункт 1 раздела 5, раздел 5, раздел 7) противоречит нормам действующего законодательства.
Апелляционная жалоба доводов в данной части не содержит, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в данной части.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, в части заявленных требований, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Согласно пункту 6 договора место оказания услуг не указано, имеет прочерк.
В соответствии с пунктом 25 Правил № 1156 существенным условием договоров об оказании услуг по транспортированию ТКО являются место приема и передачи ТКО, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами.
В протоколе разногласий истец предлагает пункт 6 изложить в следующей редакции: «Место оказания услуг: 628200, пгт. Междуреченский, Кондинский район, ХМАО — Югра, Тюменская область, ул. Титова, <...>.
Поскольку договор не имеет указания на место приема и передачи ТКО, однако данное условие является существенным, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца об изложении пункта 6 в редакции, предложенной Учреждением.
Раздел 3 договора предусматривает бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов. В силу пункта 1 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах накопления твердых коммунальных отходов. Согласно пункту 2 бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несет управляющая организация или лицо, привлекаемое собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества в таком доме. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещения в многоквартирных домах, несет орган местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.
В соответствии с протоколом разногласий к договору истцом предложено раздел 3 исключить.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО утверждена Постановлением № 1156.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2018 № 1572 из типовой формы договора исключен раздел 3 бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов.
Поскольку на момент заключения договора (01.01.2019) спорный раздел исключен из типовой формы договора, оснований для включения раздела 3 в договор от 01.01.2019 № 00-000762 также не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что правоотношения сторон регулируются Правилами № 1156 в редакции № 2 от 15.09.2018, действовавшими в момент оказания истцу услуг, со ссылкой на положения пункта 8 (18) раздела 1 (1) Правил, отклоняются судом апелляционной инстанции, как противоречащие нормам действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Учреждения и исключил раздел 3 договора на оказание услуг по обращению с ТКО № 00-000762.
Также отклоняются доводы апелляционной жалобы о пропуске истцом тридцатидневного срока, установленного статьей 445 ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 446 ГК РФ разногласия, которые возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке.
В силу пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» в случае пропуска управомоченной стороной тридцатидневного срока, установленного статьей 445 ГК РФ для передачи протокола разногласий на рассмотрение суда, суд отказывает в удовлетворении такого требования лишь при наличии соответствующего заявления другой стороны.
По смыслу пункта 2 статьи 446 ГК РФ, если разногласия возникли при заключении договора и не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, суд отказывает в удовлетворении требования об их урегулировании, если только ответчик по такому иску прямо не выразит согласия на рассмотрение спора судом.
Если во время рассмотрения спора о заключении договора одна сторона осуществляет предоставление, а другая сторона его принимает, то пропуск сроков на обращение в суд, установленных статьями 445 и 446 ГК РФ, не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Как следует из материалов дела, спор по условиям договора возник при его подписании в январе 2019 года. С исковым заявлением в арбитражный суд истец обратился в мае 2019 года.
Ответчик участвовал в судебных заседаниях, представил отзыв.
Таким образом, при очевидном наличии разногласий относительно условий, на которых стороны готовы заключить договор, и последовательной позиции ответчика по непринятию условий договора, предложенных истцом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии оснований для отказа в урегулировании разногласий сторон, возникших в рамках процедуры заключения договора.
С учетом изложенного в настоящем постановлении, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаниями для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу акционерного общества «Югра-Экология» оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12.07.2019 по делу № А75-9328/2019 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий | О.А. Сидоренко | |
Судьи | Л.И. Еникеева Е.Б. Краецкая |