1205/2024-889(2)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2023 года. Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2024 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Котлярова Н.Е.,
судей Ивановой Н.Е., Лотова А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мартыновым Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11988/2023) Администрации города Сургута на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.09.2023 по делу № А75-22846/2022 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «23 Квартал» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628011, город Ханты- Мансийск, улица Гагарина, дом 118/1, квартира 3) к Администрации города Сургута (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628400, <...>), Департаменту финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628006, <...>), Департаменту строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628011, <...>), Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 628404, <...>) с требованиями о внесении изменений в Соглашение о предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры от 09.10.2020 № 3, совершении действий, направленных на выплату субсидии и о взыскании 7 277 411 руб. 09 коп. в качестве выплаты субсидии,
при участии в судебном заседании посредством веб-конференции информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседание) представителя:
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Специализированный застройщик «23 Квартал» (далее - истец, ООО «Специализированный застройщик «23 Квартал», общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) исковыми требованиями:
В качестве соответчиков по настоящему делу привлечены Администрация, Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.09.2023 по делу № А75-22846/2022 иск удовлетворен частично. С Администрации в пользу взыскано 7 277 411 руб. 09 коп. субсидии по Соглашению о предоставлении из бюджета города субсидии на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры от 09.10.2020 № 3, судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 59 386 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе Администрация не соглашается с выводом суда первой инстанции об определении обязанной стороны по соглашению о предоставлении субсидии, мотивируя свою позицию тем, что в период подписания между истцом и Администрацией соглашения о предоставлении субсидии действовало постановление Администрации от 20.11.2019 № 8682 «Порядок предоставления субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству систем инженерной инфраструктуры» (далее – Порядок № 8682), согласно абзацу 7 пункта 2 раздела I которого Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута определен как структурно подразделение Администрации, являющийся главным распорядителем бюджетных средств, которому доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидии на соответствующий финансовый год и плановый период. Из реквизитов сторон указанных в соглашении о предоставлении субсидии, платежного поручения от 23.10.2020 № 221101 также следует, что Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута является стороной соглашения.
Заявитель жалобы полагает, что возложив обязанность по выплате субсидии на одного ответчика, суд первой инстанции нарушил принцип равноправия сторон.
Не соглашаясь с доводами жалобы, общество и Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представили отзывы, в которых просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Администрации – без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу – удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении слушания по делу не заявили, Департаментом строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов, исследовав материалы дела, заслушав представителя Администрации, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Протоколом заседания рабочей комиссии по отбору инвестиционных проектов в целях предоставления субсидии застройщикам (инвесторам) на возмещение части затрат по строительству объектов инженерной инфраструктуры Администрации от
В целях получения субсидии между ООО «Седьмой квартал» и Администрацией был заключен договор о безвозмездной передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность от 01.09.2020 № 01-12-499/0, по условиям которого ООО «Седьмой квартал» безвозмездно передало в муниципальную собственность г. Сургута инженерные сети теплоснабжения: 1) к многоквартирному дому № 17 по ул. И. Захарова г. Сургута (стоимость сетей 8 259 461 руб.); 2) к многоквартирному дому № 15 по ул. И. Захарова г. Сургута (стоимость сетей 5 368 650 руб. 70 коп.).
В соответствии с протоколом и соглашением, представленным документам на получение субсидии ответчику возмещается 12 950 120 руб. 70 коп, что составляет 99% от стоимости строительства сетей теплоснабжения к жилым домам №№ 15, 17 по ул. И. Захарова, г. Сургута, введенных в эксплуатацию согласно разрешениям на ввод объектов в эксплуатацию от 27.03.2019 № 86-ru86310000-21-2019 (стоимость сетей 5 368 650 руб. 70 коп.) и от 14.11.2019 № 86-ru86310000-66-2019 (стоимость сетей теплоснабжения 8 259 461 руб.).
Стоимость сетей теплоснабжения отражена в договоре о безвозмездной передаче недвижимого имущества в муниципальную собственность от 01.09.2020 № 01-12-499/0, заключенном между Администрацией и обществом.
Администрацией осуществлена выплата субсидии из местного бюджета в размере 1 424 513 руб. 28 коп. платежным поручением от 23.10.2020 № 221101.
Администрацией в адрес Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры письмами от 21.10.2020 № 02-02-8263/0 и от 22.10.2020 № 02-02-8311/0 направлены соответствующие материалы в отношении ООО «Седьмой квартал» для предоставления субсидии в размере 11 525 607 руб. 42 коп. из бюджета автономного округа. Письмом от 03.12.2020 № 34-Исх-10104 Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры отказал в согласовании заявки в связи с тем, что представленные материалы не удовлетворяют пункту 3.3 Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения), в части сроков ввода систем инженерной инфраструктуры в эксплуатацию, а также в связи с отсутствием утвержденного проекта планировки территории 30-го микрорайона г. Сургута.
Пунктом 7.4 соглашения предусмотрена возможность расторжения соглашения в случае нарушения ответчиком порядка, целей и условий предоставления субсидии. Администрацией обществу был направлен проект соглашения о расторжении соглашения с уведомлением о необходимости возврата ранее выплаченных средств в размере 1 424 513 руб. 28 коп. Поскольку общество отказалось подписать дополнительное соглашение о расторжении соглашения № 3, Администрация обратилась в суд с исковым заявлением.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 28.07.2021 по делу № А75-5081/2021 в иске Администрации отказано. Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2022 по делу № А75-5081/2021 решение суда первой инстанции изменено, с ООО «Седьмой квартал» в пользу Администрации взыскана часть выплаченной по Соглашению субсидии из местного бюджета в размере 525 057 руб. 98 коп., превышающей 899 455 руб. 30 коп. (1 424 513 руб. 28 коп. - 899 455 руб. 30 коп.).
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что сети теплоснабжения многоквартирного жилого дома № 17 по ул. И. Захарова, г. Сургута, введенные в эксплуатацию разрешением от 14.11.2019 № 86-ru86310000-66 - 2019, стоимостью 8 259 461 руб., соответствуют требованиям пункта 3.3 Приложения № 3 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 05.10.2018 № 346-п (в редакции постановления Правительства автономного округа от 17.07.2020 № 298-п), устанавливавшего требование о вводе объектов не ранее 01.07.2019.
Следовательно, к возмещению подлежит сумма 99% от стоимости инженерных сетей 8 259 461 руб., что составляет 8 176 866 руб. 39 коп. (пункт 3 раздела II Порядка Администрации) - 11% средства местного бюджета (899 455 руб. 30 коп.); 89% средства автономного округа (7 277 411 руб. 09 коп.) (пункт 2 раздела I Порядка Администрации).
ООО «Седьмой квартал» решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № А75-5081/2021 исполнено, Администрации платежным поручением перечислено 525 057 руб. 98 коп.
Поскольку обществом фактически от Администрации по Соглашению № 3 в качестве субсидии получено 899 455 руб. 30 коп., истец направил в адрес Администрации предложение о подписании дополнительного соглашения к Соглашению № 3, а также обратился к Администрации с претензией в виде письма от 14.09.2022 № 1228-Д о выплате оставшейся части субсидии в сумме 7 277 411 руб. 09 коп., обоснованность которой подтверждена решением суда по делу № А75-5081/2021.
С аналогичным письмом общество обратилось в Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Департамент строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры письмом от 15.09.2022 № 42-Исх-2430 сообщил, что постановление Правительства автономного округа от 05.10.2018 № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы», при реализации которой Администрация заключила Соглашение № 3 с ООО «Седьмой квартал», утратило силу с 01.01.2022 в связи с принятием постановлений Правительства №№ 643-п, 476-п, которые не содержат мероприятий по компенсации затрат застройщикам по созданию объектов инженерной инфраструктуры.
Поскольку претензия и письмо с дополнительным соглашением оставлены ответчиками без удовлетворения, а Администрацией ответ на претензию обществу не направлен, истец обратился в арбитражный суд с исковым заявлением.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции находит основания для его изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Бюджетный кодекс) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании пункта 2 части 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок предоставления субсидии из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее - автономный округ) в период подписания соглашения был установлен приложением № 3 к постановлению Правительства автономного округа от 05.10.2018 № 346-п «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее - Порядок № 346-п).
Данная Программа принята в соответствии со статьей 179 БК РФ, утратила силу 01.01.2022 в связи с изданием постановления Правительства автономного округа от 30.12.2021 № 642-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2020 года № 643-п «Об организации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре условий реализации жилищных прав граждан» и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
Статьей 179 Бюджетного кодекса определено, что объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.
На основании Соглашения субсидия предоставляется органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Сургут с целью стимулирования реализации проекта развития территории.
В рамках реализации Порядка № 346-п и муниципального Порядка № 8682 между Департаментом строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-
Мансийского автономного округа – Югры и Администрацией заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из бюджета автономного округа от 10.02.2020 № 2-СС/2020, подпунктом 4.3.10.1 пункта 4.3.10 которого установлено, что для согласования информации к заявке при реализации мероприятий по возмещению части затрат застройщика (инвестора) по строительству систем инженерной инфраструктуры Администрация в Департамент предоставляет следующие документы: копию протокола итогов отбора застройщиков (инвесторов); копию решения о предоставлении субсидии застройщику (инвестору) на возмещение части затрат по строительству инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры (постановление или распоряжение администрации муниципального образования или приказ органа местного самоуправления); копию договора развития застроенных территорий, комплексного освоения территории или комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья.
Критерии отбора получателей субсидий установлены Порядком № 8682. К таким критериям в частности отнесено участие застройщика (инвестора) в реализации договора развития застроенных территорий, договора комплексного освоения территории, договора комплексного освоения территории в целях строительства стандартного жилья и проекта развития территории на территории города Сургута.
Право на субсидию общества в сумме 7 277 411 руб. 09 коп. подтверждено вступившими в законную силу судебными актами по делу № А75-5081/2021.
Как следует из материалов дела, в целях получения субсидии истцом были представлены документы в отношении выстроенных сетей теплоснабжения многоквартирного жилого дома № 17 по ул. И. Захарова, г. Сургута, введенных в эксплуатацию разрешением от 14.11.2019 № 86-ru86310000-66-2019, стоимостью 8 259 461 руб., что соответствует требованиям пункта 3.3 Приложения № 3 к Порядку № 346-п (в редакции постановления Правительства автономного округа от 17.07.2020 № 298-п), устанавливавшего требование о вводе объектов не ранее 01.07.2019, а так же Порядку № 8682.
Учитывая, что в соответствии с Порядком, действовавшим в период обращения к Администрации с претензией о выплате субсидии, общество относилось к категории лиц, имеющих право на возмещение инвестору части затрат на строительство и (или) реконструкцию инженерных сетей и объектов инженерной инфраструктуры, Администрация обязана руководствоваться нормами материального права, действовавшими в период возникновения спорных правоотношений, то есть положениями Порядка № 346-п.
Общество, безвозмездно передав в собственность муниципального образования сети инженерных коммуникаций, соблюдало требование нормативного правового акта автономного округа, определяющего порядок предоставления субсидии на компенсацию затрат на строительство такого объекта, разработанного в соответствии с положениями статьи 78 БК РФ.
Уже возникшее расходное бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено принятием впоследствии нормативного правового акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного правового акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Пунктом 7.2 Соглашения определено, что оно действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.
В соответствии со статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали
при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно правовым позициям, изложенным в определениях Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.12.2018 № 305-ЭС18-13693, от 31.01.2019 № 305-ЭС18-17266 по делу № А40-177621/2017, в отличие от субсидий стимулирующего характера, в случаях, когда обязательность компенсации затрат (неполученных доходов) отдельным категориям хозяйствующих субъектов в форме предоставления субсидий установлена законодательством и обусловлена ограничением свободы предпринимательской деятельности таких субъектов, решение вопроса о предоставлении субсидии не является предметом усмотрения публично-правового образования, и право на получение субсидии в случае его нарушения подлежит судебной защите.
В рассматриваемом случае, как обоснованно заключил суд первой инстанции, общество имело право на финансовую поддержку в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в качестве компенсации понесенных затрат, поскольку понесло такие затраты в связи с осуществлением деятельности, необходимой для решения публично значимых задач муниципального образования (по государственной программе автономного округа).
Внесенные изменения в часть 8.1 статьи 78 БК РФ не содержат запрета на выплату субсидий в рамках действующих государственных программ, и более того по уже реализованным мероприятиям.
Более того, на момент вступления в силу новой редакции пункта 8.1. статьи 78 БК РФ, спорный объект уже был возведен, введен в эксплуатацию и передан в собственность муниципального образования.
Истцом представлены доказательства, свидетельствующие о его соответствии условиям предоставления субсидии, установленным Порядком № 346-п. Тот факт, что в последующем изменен режим субсидирования, не является основанием для лишения истца возможности компенсировать свои затраты, которые он понес при возведении объекта.
Администрация в апелляционной жалобе, не оспаривая правомерность выводов суда первой инстанции о праве общества на взыскание субсидии, не соглашается с выводом суда первой инстанции об определении обязанной стороны по соглашению, указывая, что надлежащим ответчиком по делу является Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута, поскольку является главным распорядителем бюджетных средств.
Позиция заявителя жалобы признается судом апелляционной инстанции несостоятельной.
В соответствии с пунктом 1 Перечня структурных подразделений администрации города (утв. Решением Думы города Сургута от 01.03.2011 № 862-IV ДГ «О структуре администрации города») Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута является структурным подразделением Администрации.
В соответствии с преамбулой соглашения о предоставлении субсидии стороной соглашения является Администрация, выступающая от имени муниципального образования городской округ город Сургут Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
То обстоятельство, что в разделе VII соглашения «Платежные реквизиты сторон» указан Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Сургута не свидетельствует о том, что Департамент является стороной соглашения, имеет какие-либо обязательства перед обществом.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что возведенные объекты переданы обществом в собственность муниципального образования, от имени которого действует Администрация.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что обязанной стороной по соглашению является Администрация, в связи с чем удовлетворены требования истца о взыскании суммы субсидии 7 277 411 руб. 09 коп. с Администрации в пользу общества.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 22.09.2023 по делу № А75-22846/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Сургута – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно- Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направляется лицам, участвующим в деле, согласно статье 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председательствующий Н.Е. Котляров Судьи Н.Е. Иванова
А.Н. Лотов