ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
05 февраля 2013 года
Дело № А46-30321/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующегосудьи Рожкова Д.Г.,
судей Кудриной Е.Н., Рябухиной Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Самовичем А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-134/2013) Главного управления государственной службы занятости населения Омской области на определение Арбитражного суда Омской области от 30 ноября 2012 года об оставлении искового заявления без рассмотрения по делу №А46-30321/2012 (судья Погосткина Е.А.), принятое по иску Главного управления государственной службы занятости населения Омской области (ОГРН 1075503000044, ИНН 5503107126) к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго» Павлоградского района Омской области (ОГРН 1085509001555, ИНН 5529006010) о взыскании 7 527 руб. 65 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления государственной службы занятости населения Омской области – представитель Тарабанов А.И. (паспорт, по доверенности № ИСХ-12/ГСЗН-5286 от 29.12.2012, сроком действия по 31.12.2013);
от общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго» Павлоградского района Омской области - представитель не явился, извещено,
установил:
Главное управление государственной службы занятости населения Омской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго» Павлоградского района Омской области (далее – ООО «Теплоэнерго», ответчик) об обязании ответчика вернуть в областной бюджет субсидию в размере 7 257 руб. 65 коп. в связи с нарушением условий порядка её предоставления.
Определением Арбитражного суда Омской области от 30 ноября 2012 года по делу № А46-30321/2012 исковое заявление Главного управления государственной службы занятости Омской области оставлено без рассмотрения на основании пункта 4 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
При принятии определения суд исходил из того, что требования Главного управления государственной службы занятости Омской области могут быть предъявлены к ООО «Теплоэнерго» с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ).
Не соглашаясь с определением суда первой инстанции, Главное управление государственной службы занятости населения Омской областив апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что суд первой инстанции неправомерно применил пункт 4 части 1 статьи 148 АПК РФ, оставив исковое заявление без рассмотрения, поскольку обязательство по возврату субсидии возникло после направления в адрес ответчика уведомления о возврате от 08.08.2012, то есть после принятия судом заявления ООО ««Теплоэнерго» Павлоградского района Омской области 21.11.2011 о признании его несостоятельным (банкротом), в связи с чем указанное требование является текущим и подлежит рассмотрению в порядке настоящего искового заявления.
От ООО «Теплоэнерго», в лице конкурсного управляющего, поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому просит определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
До начала судебного заседания от общества с ограниченной ответственностью «Теплоэнерго» Павлоградского района Омской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Суд определил ходатайство ООО «Теплоэнерго» Павлоградского района Омской области удовлетворить. На основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившегося участника процесса, надлежаще извещенного о рассмотрении апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Главного управления государственной службы занятости населения Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителя истца, оценив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции считает определение суда первой инстанции обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Главное управление государственной службы занятости населения Омской области предоставило ООО "Теплоэнерго" Павлоградского района Омской области субсидию на возмещение затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, в размере 7 527 руб. 65 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей. физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий: цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в 2011 году, утвержден постановлением Правительства Омской области от 2 февраля 2011 года № 19-п (далее - Порядок).
По результатам отбора работодателей, проведенного Главным управлением, было дано положительное заключение о возможности предоставления ООО "Теплоэнерго" субсидии в размере 7 527 руб. 65 коп.
Главным управлением принято распоряжение от 04 августа 2012г. «О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, в 2011 году».
Согласно подпункту 2 пункта 1 данного распоряжения ООО "Теплоэнерго" предоставлена субсидия в размере 7 527 руб. 65 коп.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 22 Порядка Главным управлением в течение пяти рабочих дней со дня принятия распоряжения о предоставлении субсидии юридическому лицу осуществлено перечисление субсидии на банковский счет работодателя.
Субсидия в размере 7 527 руб. 65 коп. перечислена на счет
ООО "Теплоэнерго" согласно заявке на кассовый расход от 9 августа 2011 года
№761.
В соответствии с пунктом 12 Порядка субсидия предоставляется юридическому лицу, прошедшему отбор в соответствии с критериями, установленными в настоящем Порядке, при соблюдении следующих условий:
1) нерасторжение юридическим лицом трудового договора с инвалидом, трудоустроенным на рабочее место (в том числе специальное), выделенное (созданное) в счет установленной квоты для приема на работ}' инвалидов, по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата
работников юридического лица в течение одного года со дня получения субсидии:
2) трудоустройство юридическим липом инвалида на рабочее место (специальное рабочее место), выделенное (созданное за счет установленной квоты для приема на работу инвалидов, в течение:
тридцати дней - в случае освобождения рабочего места;
трех месяцев - в случае освобождения специального рабочего места.
ООО "Теплоэнерго" не соблюдено одно из условий предоставления субсидии - в части трудоустройства в течение тридцати дней инвалида на вакантное рабочее место (специальное рабочее место), выделенное (созданное) в счет установленной квоты для приема на работу инвалидов.
04 мая 2012 года от ООО "Теплосервис" Павлоградского района Омской области поступило письмо № 222, в котором общество просило Главное управление засчитать субсидию, предоставленную ООО "Теплоэнерго" на возмещение затрат, связанных с созданием рабочего места для трудоустройства инвалида, как выданную ООО "Теплосервис" в связи с тем, что Арбитражным судом Омской области было вынесено определение от 26 декабря 2011 года № А46-1319Т2011, о признании ООО "Теплоэнерго" несостоятельным (банкротом) и поэтому на базе ООО "Теплоэнерго" было создано ООО "Теплосервис". Все работники, в том числе работник (Христов В.В.) на рабочее место которого была предоставлена субсидия, были приняты в ООО "Теплосервис".
Главным управлением было отказано в указанной просьбе, так как между ООО "Теплоэнерго" и ООО "Теплосервис" не было установлено правопреемство.
ООО "Теплосервис" является самостоятельным, вновь созданным юридическим лицом.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04 мая 2012 года по делу № А46-13194/2011 ООО «Теплоэнерго» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.
В соответствии с пунктом 26 Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) на возмещение затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в 2011 году, субсидия подлежит возврату в областной бюджет в течение тридцати дней со дня получения юридическим лицом уведомления о возврате субсидии.
В соответствии с пунктом 27 Порядка в случае нарушения юридическим лицом срока возврата субсидии, установленного пунктом 26 Порядка, субсидия возвращается в областной бюджет в соответствии с законодательством.
В связи с нарушением условий получения субсидии на возмещение затрат, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, 8 августа 2012 года Главным управлением в ООО "Теплоэнерго" направлено письмо № ИСХ-12/ГСЗН-3331 с требованием о возврате субсидии.
24 сентября 2012 года в Главное управление от конкурсного управляющего ООО "Теплоэнерго" Круподра П.Р. поступил ответ, в котором сообщается, что добровольный возврат субсидии в предлагаемом Главным управлением порядке не представляется возможным, так как 000 "Теплоэнерго" объявлено банкротом и Федеральным законом № 127-ФЗ предусмотрен специальный порядок расчетов с кредиторами должника.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения истца с настоящим иском в суд.
Оставление заявления без рассмотрения послужило поводом для подачи истцом апелляционной жалобы, оценив доводы которой суд апелляционной инстанции учет следующее.
Согласно пункту 1 статьи 63Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ) с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом. Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 127-ФЗ требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Исковые, а также иные требования по таким обязательствам рассматриваются в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.
В пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", разъяснено, что после введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам.
Аналогичный подход к определению текущих платежей изложен в пунктах 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве".
Согласно пунктам 1 и 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" (далее - Постановление N 63) судам при применении статьи 5 Закона о банкротстве необходимо учитывать, что в силу статьи 2 Закона о банкротстве под денежным обязательством для целей этого Закона понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации (в связи с предоставлением бюджетного кредита юридическому лицу, выдачей государственной или муниципальной гарантии и т.п.).
В силу абзаца второго пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 127-ФЗ возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
По смыслу этой нормы текущими являются любые требования об оплате товаров, работ и услуг, поставленных, выполненных и оказанных после возбуждения дела о банкротстве, в том числе во исполнение договоров, заключенных до даты принятия заявления о признании должника банкротом (пункт 2).
В соответствии с пунктами 1, 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в целях правильного и единообразного применения арбитражными судами внесенных этим Законом изменений Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" изменено понятие текущих платежей и правовой режим обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, срок исполнения которых должен был наступить после введения наблюдения.
Исходя из положений абзаца пятого пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 5 и пункта 3 статьи 63 Закона о банкротстве в редакции Закона N 296-ФЗ текущими являются только денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после возбуждения дела о банкротстве. В связи с этим денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.
В новой редакции Закона пункт 1 статьи 5 дополнен вторым абзацем, из которого следует, что если договоры были заключены до даты возбуждения производства по делу о банкротстве, а поставка товаров, выполнение работ или оказание услуг произошли после этой даты, то требования кредиторов об их оплате независимо от смены процедуры, применяемой в деле о банкротстве, являются текущими.
В договорных обязательствах, предусматривающих периодическое внесение должником платы за пользование имуществом (договоры аренды, лизинга), длящееся оказание услуг (договоры хранения, оказания коммунальных услуг и услуг связи, договоры на ведение реестра ценных бумаг и т.д.), а также снабжение через присоединенную сеть электрической или тепловой энергией, газом, нефтью и нефтепродуктами, водой, другими товарами (за фактически принятое количество товара в соответствии с данными учета), текущими являются требования об оплате за те периоды времени, которые истекли после возбуждения дела о банкротстве.
Под обязательствами понимаются не гражданско-правовые обязательства в целом, а именно денежные обязательства.
Понятие денежного обязательства для целей Закона о банкротстве является специальным, оно предусмотрено статьей 2 данного Закона.
Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке или иному основанию, предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации.
При этом для целей квалификации платежа в качестве текущего по законодательству о банкротстве определяющим фактором служит период времени, за который образовалась задолженность.
В данном случае речь идет о возврате субсидии, перечисленной в адрес ответчика 09.08.2011г.
Определением Арбитражного суда Омской области от 21.11.2011 заявление ООО «Теплоэнерго» принято к производству суда, возбуждено производство по делу о банкротстве и назначено судебное заседание по проверке его обоснованности.
Решением Арбитражного суда Омской области от 04.05.2012 г. по делу № А46-13194/2011 ООО «Теплоэнерго» признанно банкротом, в отношении общества открыто конкурсное производство.
Как следует из материалов, денежные средства в размере 7 527 руб. 65 коп. были перечислены должнику 09.08.2011, то есть до принятия судом заявления о признании должника банкротом.
Если денежное обязательство или обязательный платеж возникли до возбуждения дела о банкротстве, но срок их исполнения должен был наступить после введения наблюдения, то такие требования по своему правовому режиму аналогичны требованиям, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, поэтому на них распространяются положения новой редакции Закона о требованиях, подлежащих включению в реестр.
Указанные требования подлежат предъявлению только в деле о банкротстве в порядке, определенном статьями 71 и 100 Закона, а в случае предъявления иска о взыскании соответствующей задолженности в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, суд оставляет исковое заявление без рассмотрения на основании части 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)").
Таким образом, довод истца о том, что его требование о взыскании с ответчика субсидии в размере 7 527 руб. 65 коп. возникло после принятия решения о признании ответчика несостоятельным (банкротом), в связи с чем является текущим, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду как необоснованный.
Учитывая фактические обстоятельства дела, а также разъяснения вышестоящей судебной инстанции, вывод суда первой инстанции о том, что исковое заявление Главного управления государственной службы занятости населения Омской области следует оставить без рассмотрения на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как заявленное истцом требование не является текущим, а потому может быть предъявлено и подлежит рассмотрению в деле о банкротстве, является правомерным.
При таких обстоятельствах, основания для отмены определения суда первой инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Омской области от 30 ноября 2012 года об оставлении искового заявления без рассмотрения по делу № А46-30321/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Д.Г. Рожков
Судьи
Е.Н. Кудрина
Н.А. Рябухина