ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-154/07 от 14.06.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42, канцелярия 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

21 июня 2007 года

 Дело №  АП-154/2007 ( А70-2066/29-2007 )

Резолютивная часть постановления объявлена  14 июня 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме  июня 2007 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Сидоренко О.А.

судей  Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.  Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1 В.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Пронозина Олега Александровича на  решение    Арбитражного суда Тюменской области от 07.05.2007 г. по делу № А70-2066/29-2007

(судья Тихомиров В. В.),

по заявлению   Отдела государственного пожарного надзора по г. Ялуторовску и Ялуторовскому району Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Тюменской области

к  индивидуальному предпринимателю ФИО2

о привлечении к административной ответственности  на основании части 2 статьи 19.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя: не явился (извещен)

от заинтересованного лица: ФИО2.

УСТАНОВИЛ:

Решением от 07.05.2007 по делу № А70-2066/29-2007 Арбитражный суд  Тюменской области  удовлетворил заявленные требования  Отдела государственного пожарного надзора по г. Ялуторовску и Ялуторовскому району Управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Тюменской области (далее ОГПН по г. Ялуторовску и Ялуторовскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области)  о  привлечении индивидуального предпринимателя ФИО2 к ответственности,  предусмотренной частью 2 статьи 19.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации   в виде штрафа в размере 10 000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

В обоснование решения суд указал на то, что ФИО2 является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 19.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и административным органом была установлена его вина в совершении административного правонарушения, заключающегося в реализации  продукции, подлежащей сертификации,   без сертификата соответствия.

            В апелляционной жалобе ФИО2   просит отменить решение суда полностью и производство по делу прекратить.  В обоснование доводов,  представленных  в жалобе, предприниматель  ссылается на то, что реализуемые им теплогенерирующие аппараты не подлежат обязательной сертификации в области пожарной безопасности, поскольку имеют иные коды продукции ОКП и ТН ВЭД, нежели те, которые указаны в Приказе МЧС России от 08.06. 2002 г. № 320 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в области пожарной безопасности» (далее – Перечень). 

ОГПН по г. Ялуторовску и Ялуторовскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области  заявленные требования не признал,  пояснив в письменном отзыве,  что представленные индивидуальным предпринимателем,  в ходе осуществления мероприятий по контролю (надзору) противопожарного состояния помещения магазина   сертификаты пожарной безопасности,   не соответствуют требованиям статьи 506 ГК РФ и  положениям Перечня,  следовательно,  ФИО2 осуществлял предпринимательскую деятельность в нарушение положений ст. 19.19  Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В заседании суда ФИО2  поддержал доводы апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции  незаконным и подлежащим отмене.

            ОГПН по г. Ялуторовску и Ялуторовскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области,  извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечил.

            ОГПН по г. Ялуторовску и Ялуторовскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области был представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.

Суд апелляционной инстанции, заслушав индивидуального предпринимателя ФИО2 , изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв установил следующие об­стоятельства.

ОГПН по г. Ялуторовску и Ялуторовскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области в соответствии со статьей   6 Федерального Закона   № 69 от 21.12.1994 г. «О пожарной безопасности» (далее ФЗ № 69 от 21.12.1994 г.),       были проведены плановые мероприятия по контролю (надзору) противопожарного состояния помещения магазина индивидуального предпринимателя ФИО2,  расположенного по адресу: <...>.    В результате  указанных мероприятий был составлен акт  проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 125 от 09.04.2007 г.,  которым установлено нарушение норм и правил противопожарной безопасности. По факту установленных в Акте № 125 от 09.04.2007 г. нарушений  09.04.2007 г.  вынесен Протокол  № 128 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.   

ОГПН по г. Ялуторовску и Ялуторовскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области  обратился  в арбитражный суд Тюменской области с заявлением о привлечении к административной ответственности ФИО2 на основании протокола  об административном правонарушении от 09.04.2007 г. № 128,   по части  2 статьи  19.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. 

Решением суда первой инстанции требования ОГПН по г. Ялуторовску и Ялуторовскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области были   удовлетворены.

Означенное решение суда первой инстанции  обжалуется индивидуальным предпринимателем в полном объеме в апелляционной инстанции. 

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции,  находит основания для его изменения,  исходя из следующего.

В соответствии с частью 2 статьи  19.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,    нарушение правил обязательной сертификации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.6, частями 2,  4 статьи 13.12., частью 2 статьи 14.4, части 2 статьи 14.16, статьями 20.4, 20.14 настоящего Кодекса,  то есть реализация сертифицированной продукции, не отвечающей требованиям нормативных документов, на соответствие  которым она сертифицирована, либо реализация сертифицированной продукции без сертификата соответствия (декларации о соответствии), или без знака соответствия, или без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать указанная продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика), а равно представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии)  на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.

В соответствии со статьей  33 ФЗ № 69 от 21.12.1994 г.    подтверждение соответствия продукции и услуг установленным требованиям в области пожарной безопасности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правоотношения в сфере сертификации продукции регулируются нормами Положения о системе сертификации в области пожарной безопасности в Российской  Федерации (утв. Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 312),  которым установлено, что обязательная сертификация продукции в области пожарной безопасности проводится в соответствии с государственным стандартом, нормами  пожарной безопасности, строительным нормами  и правилами  и другим документам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации  устанавливают обязательные требования к пожарной безопасности и функциональным показателям продукции.

Согласно  Перечня, подлежащие  обязательной сертификации в области пожарной безопасности аппараты теплогенерирующие подлежат обязательной сертификации в области пожарной безопасности.

Как установлено материалами дела,  ФИО2 осуществлял реализацию продукции,  подлежащую обязательной сертификации в области пожарной безопасности без сертификата соответствия  пожарной безопасности, без товарно-сопроводительных документов.

В соответствии с  Перечнем,   устройства газогорелочные специального назначения имеющие код ОКП 48 5884, аппараты отопительно-водонагревательные на газообразном топливе имеющие код ОКП 48 5840  подлежат обязательной сертификации в области пожарной безопасности.

Представленные ФИО2  в ходе осуществления мероприятий по контролю пожарной безопасности  копии сертификатов пожарной безопасности,  не удовлетворяют установленным ст. 506 ГК РФ  требованиям, а  именно: копии сертификатов не заверены органом по сертификации, выдавшим данный сертификат; держателем сертификата-подлинника; нотариальной конторой, при этом копии сертификатов не заверены подлинной печатью организации заверителя и подписью уполномоченного лица этой организации. На копиях сертификатов отсутствуют подлинные штампы с реквизитами, а также количество продукции (размер, часть партии) на который распространяется выданная копия.

 Учитывая, что наличие сертификатов (их в надлежащем порядке заверенных копий) является обязательным условием при реализации обозначенной продукции,  потому их отсутствие влечет нарушение общих целей сертификации в области пожарной безопасности, установленных Положением о системе сертификации. 

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о совершении ФИО2 административного правонарушения,  предусмотренного статьей 19.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В тоже время, апелляционный суд считает, что при привлечении предпринимателя к ответственности суд первой инстанции превысил максимальный предел санкций, установленный частью  2 статьи 19.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, так как согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное. Частью 2 статьи 19.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации ответственность в виде штрафа для должностных лиц установлена в размере от 10 до 20 минимальных размеров оплаты труда,  то есть от 1000 до 2000 рублей, судом же первой инстанции штраф взыскан в размере 10000 рублей.

В связи с изложенным,  апелляционный суд изменяет решение Арбитражного суда Тюменской области   от 07.05.2007 г.  в части размера взысканного  штрафа, а именно назначает штраф  в размере 1000 рублей.  

Кроме того, апелляционный суд  изменяет решение суда в части применения санкции в виде конфискации предметов административного правонарушения на основании следующего.

Согласно статье  28.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,    о  совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

            Должностные лица  органов, уполномоченных осуществлять производство по делу об административном правонарушении,  наделены рядом полномочий при составлении протокола об административном правонарушении, в том числе и правом изъятия вещей  административного правонарушения. Данная мера применима в том случае, если санкцией правовой нормы предусмотрена конфискация предметов административного правонарушения.

            В соответствии со статьей 27.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации об изъятии вещей составляется протокол.

В протоколе об изъятии вещей  указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере.

            В данном случае должностным лицом  ОГПН по г. Ялуторовску и Ялуторовскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области был вынесен протокол об административном правонарушении № 128 от 09.04.2007 г. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Часть 2 данной статьи устанавливает ответственность в виде административного  штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения.

            Следовательно, из содержания указанных норм следует, что для реализации санкции статьи   19. 19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации должностное лицо ОГПН по г. Ялуторовску и Ялуторовскому району УГПН ГУ МЧС РФ по Тюменской области  должно было составить протокол об изъятии предметов административного правонарушения, с точным указанием количества и признаков всех предметов,  подлежащих изъятию.

            Таким образом, в связи с тем, что протокол об изъятии предметов административного правонарушения не был составлен, произвести конфискацию данных предметов не представляется возможным по причине отсутствия четкого перечня  и признаков предметов административного правонарушения.

В связи с изложенным и руководствуясь статьями 269-271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Восьмой арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 07.05.2007 г.  по делу № А70-2066/29-2007  изменить, изложив резолютивную часть  в следующей редакции:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО2 (свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя от 02.04.2004 г., серия 72 № 001190241, выдано Межрайонной ИМНС РФ № 8 по Тюменской области,   25.09. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающего по адресу:  <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 19.19 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

           Сидоренко О. А.

Судьи

             Золотова Л.А.

             Шиндлер Н. А.