ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-163/07 от 14.08.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42, канцелярия 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

17 августа 2007 года

Дело №А75-593/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  14 августа 2007 года

Постановление изготовлено в полном объеме  августа 2007 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.

при ведении протокола судебного заседания:  помощником ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-163/2007 ) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.04.2007 по делу № А75-593/2007 (судья Олещук О.А.),

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре

к  обществу с ограниченной ответственностью «Няганская генерирующая компания»

о взыскании 3 919 779 руб. 52 коп.

при участии в судебном заседании представителей: 

от ООО «Няганская генерирующая компания» – ФИО2 (паспорт <...> выдан 26.09.2001) по доверенности от 12.03.2007;  

от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре – не явился (извещен);

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее по тесту Межрайонная ИФНС РФ №3 по ХМАО-Югре, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа в требованиями о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Няганская генерирующая компания» (далее по тексту – ООО «Няганская генерирующая компания», Общество, налогоплательщик) 3 919 779 руб. 52 коп. налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 122, и статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации.  

Решением от 10.04.2007 по делу № А75-593/2007 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требования налогового органа, взыскал с ООО «Няганская генерирующая компания» 118 887 руб. штрафных санкций, из которых: 100 000 руб. на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом в бюджет,  61 руб. – на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2003 год, 18 826 руб. – на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на имущество организаций.

В обоснование решения суд указал на то, что совершение Обществом налогового правонарушения подтверждается материалами дела, не оспаривается Обществом, в силу чего привлечение Общества к налоговой ответственности является законным и обоснованным. При этом, суд первой инстанции принял в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, то, что основной причиной неисполнения Обществом обязательств по перечислению сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих перечислению налоговым агентом в бюджет, явились неплатежи основных потребителей услуг водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, а также товариществ собственников жилья, управляющих организаций, за оказанные им Обществом услуги, и снизил размер штрафных санкций, подлежащих взысканию за неправомерное не перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом в бюджет, до 100 000 руб.

В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции в части уменьшения штрафных санкций по налогу на доходы физических лиц на 3 800 892 руб. 52 коп. В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на то, что не перечисление платежей плательщиками коммунальных услуг не может рассматриваться в качестве смягчающего ответственность обстоятельства, поскольку суммы налога на доходы физических лиц удерживаются и взимаются с налогоплательщиков – физических лиц, то есть фактически плательщиками данного налога являются физические лица, а не юридическое лицо.   

ООО «Няганская генерирующая компания» отзыв на апелляционную жалобу не представило, представитель в заседании суда пояснил, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Межрайонная ИФНС РФ №3 по ХМАО-Югре, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда не обеспечила.

Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя ООО «Няганская генерирующая компания», изу­чив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.

В период с 03.04.2006г. по 02.06.2006г. Межрайонной ИФНС РФ № 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре была проведена выездная налоговая проверка ООО «Няганская генерирующая компания», по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 14.07.2006 г. № 21.

В ходе проверки были установлены, в том числе, следующие нарушения:

1. Неполная уплата налога на прибыль за 2003 год в сумме 3 663 руб., в связи с тем, что в результате того, что Обществом затраты по доставке автомашины ВАЗ 21310 в сумме 15 263 руб. 30 коп. не правомерно списаны в состав расходов, то в нарушение пункта 1 статьи 252,  пункта 5 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации затраты, связанные с про­изводством и реализацией товаров, продукции, работ, услуг за 2003г. завышены на сумму 15 263 руб. 30 коп.

2. Неполная уплата налога на имущество организаций в сумме 94 130 руб. за 2003, 2004-2005 годы в результате следующего.

За 2003 год.

Согласно статье 2 Закона РФ от 13.12.1991 № 2030-1 налогом облагаются основные средства, нема­териальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Для целей нало­гообложения в соответствии со статьей 3 вышеуказанного закона определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.

В соответствии с пунктом «а» статьи 5 Закона РФ от 13.12.1991г. № 2030-1 ООО «Няганская генерирующая компания» уменьша­ет стоимость имущества предприятия, исчисленную для целей налогообложения на балансо­вую стоимость объектов жилищно-коммунальной сферы, находящихся на балансе предпри­ятия.

В перечень льготируемого имущества на 01.10.2003, представленного обществом, включены основные средства, оприходованные на 01 счет «Основные средства», предна­значенный для обобщения информации о наличии и движении основных средств организа­ции, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении на сумму 474 606 руб. 15 коп., которые согласно бухгалтерской справке от 18.12.2003 сторнируются в декабре со счета «Основные средства» на 07 счет «Оборудование к установке», предназначенном для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастер­ских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах, так как указанное оборудование отно­сится к оборудованию, требующего монтажа.

Таким образом, в нарушение статьи 2 Закона РФ № 2030-1 от 13.12.1991г. ООО «Няганская генерирующая компания» непра­вомерно уменьшило стоимость имущества предприятия, исчисленную для целей налогообложе­ния на балансовую стоимость вышеуказанных объектов на 01.10.2003 на сумму 466 696 руб. (первоначальная стоимость 474606 руб. 15 коп. – амортизация за август, сентябрь 7 910 руб. 32 коп.), т.к. эти объекты не относятся к основным средствам и не могут уменьшить стоимость имущества пред­приятия, исчисленную для целей налогообложения в соответствии с пунктом «а» статьи 5 Закона РФ от 13.12.1991 № 2030-1, т.е. стоимость имущества, уменьшающего стоимость имущества предпри­ятия для целей налогообложения на 01.10.2003 по данным проверки составляет 1 107 812 руб. (остаточная стоимость на 01.10.2003 по данным налогоплательщика 1 574 508 руб. остаточная стоимость на 01.10.2003 по данным проверки 466 696 руб.). Следовательно, среднегодовая стои­мость льготируемого имущества по данным проверки равна 460 442руб.

В результате описанных выше нарушений стоимость льготируемого имущества завышена на 116 674 руб., налог на имущество занижен на 2 333 руб.

За 2004-2005годы.

В соответствии со статьей 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество призна­ются российские организации. В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложе­ния для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитывае мое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным по­рядком ведения бухгалтерского учета. Налоговая база по налогу на имущество в соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объек­том налогообложения, учитываемого по его остаточной стоимости.

В соответствии с пунктом 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации организации освобождаются от обложения нало­гом на имущество в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса отно­сятся основные фонды предприятий и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.

Освобождение от обложения налогом на имущество организаций предоставляется только в отношении тех объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жи­лищно-коммунального комплекса, которые находятся па балансе той организации, которой из соответствующего бюджета выделяется полное или частичное финансирование на со­держание именно этих объектов.

Согласно письму департамента имущественных и земельных отношений № 2407 от 01.06.2006 имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств у проверяемого налогоплательщика в проверяемом периоде, принадлежит ООО «Няганская генерирующая компания», за исключением имущества, переданного департаменту имущественных и земельных от­ношений в муниципальную собственность в счет погашения задолженности по договору арен­ды № 1068 от 01.08.2004, которое снимается со счета 01 «Основные средства» в установ­ленном порядке ведения бухгалтерского учета.

Согласно письму заместителя главы администрации города директора департамента по финансам ООО «Няганская генерирующая компания» за период с 01.01.2004 по 31.12.2005 не являлось получателем бюджетных средств, т.е. не финансировалось из бюджета, ни полностью, ни частично.

Таким образом, ООО «Няганская генерирующая компания» неправомерно применяло льготу по налогу на имуще­ство в части имущества, относящегося к объектам жилищного фонда и инженерной инфра­структуры жилищно-коммунального комплекса, тем самым неправомерно занизив среднегодо­вую стоимость имущества для исчисления налога. Среднегодовая стоимость льготируемого имущества, заявленная налогоплательщиком в предъявленных декларациях по налогу на имущество за 2004 год составила 1 658 337 руб., за 2005 год – 2 514 257 руб.

Таким образом, предприятие неправомерно применяло льготу по налогу на имущест­во в соответствии с пунктом 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.   

Неполная уплата налога на имущество за 2004 и 2005 год, в связи с неправомерным приме­нением льготы в соответствии с пунктом 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации составила 91 797 руб., в том числе за 2004 год в сумме 36 483руб. (из них за 1 квартал 7407 руб., за 2 квартал 7 235 руб., за 3 квартал 9 170 руб., за 4 квартал 12 671 руб.), за 2005 год в сумме 55 314 руб. (из них за 1 квартал 7530 руб., за 2 квартал 8 419 руб., за 3 квартал 11 363 руб., за 4 квартал 28 002 руб.).

Всего по результатам выездной налоговой проверки ООО «НГК» за проверяемый период неправомерно не уплатило в бюджет налог на имущество в сумме 94 130 руб.в результате неправомерного применения льготы.

3. Неправомерное, несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц.

По данным бухгалтерского учета Общества, за проверяемый период с 01.01.2003 по 31.12.2005  задолженность  по  налогу  на доходы  физических лиц на 01.01.2003  составила 708217 руб., от начисленной и выплаченной заработной платы удержано налога на доходы физи­ческих лиц в сумме 25 150 162 руб. 60 коп., перечислено в бюджет в сумме 6 145 749 руб.

В ходе проведения выездной налоговой проверки ООО «Няганская генерирующая компания» образовавшаяся задолженность перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц была частично погашена в сумме 216 000 руб., в связи с чем на конец проверяемого периода задолженность по налогу на до­ходы физических лиц от выплаченной заработной платы составила 19 496 630 руб. 60 коп.

ООО «Няганская генерирующая компания» за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 не свое­временно и не в полном объеме перечисляло налог на доходы физических лиц, удержанный с фи­зических лиц, что является нарушением: пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получе­ния в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщиков либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного нало­га не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, -для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также для, следующего за днем фактическо­го удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.

28.06.2006 ООО «Няганская генерирующая компания» направлены возражения к акту выездной налоговой проверки о несогласии с выводами проверяющих в части доначислений налога на имущество организаций, соот­ветствующих пени, штрафных санкций.

04.08.2006 по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика Межрайонной ИФНС РФ № 3 Ханты-Мансийского автономного округа было принято решение № 26-11/969 о привлечении ООО «Няганская генерирующая компания» к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе:

- по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом в бюджет, в виде штрафа в размере 20 % от суммы, подлежащей перечислению, что составило 3 900 892 руб. 52 коп.;

   - по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2003 год в виде штрафа в раз­мере 20% от неуплаченных сумм, подлежащих перечислению налогоплательщиком в бюджеты, что составило 732 руб. 60 коп., в том числе: Федеральный бюджет в сумме 183 руб. 20 коп.; Территориальный бюджет в сумме 488 руб. 40 коп.; Местный бюджет в сумме 61 руб.;

- по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на имущество организаций в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм, подлежащих перечислению налогоплательщиком в бюджет, что составило 18 826 руб.

Кроме того, данным решением ООО «Няганская генерирующая компания» привлечено так же к ответственности, пре­дусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации за не полную уплату: сумм единого социального налога, сумм транспортного налога, налога на добавленную стоимость.

ООО «Няганская генерирующая компания» суммы штрафа, указанные в требовании № 822 от 04.08.2006 (пункты 1,2,5,6,7,8,9,10) оплатило всего в размере 6 622 руб. 39 коп.

В связи с тем, что штрафные санкции в сумме 3 919 779 руб. 52 коп. не были уплачены в добровольном порядке, налоговый орган обратился в арбитражный суд с требованиями об из взыскании.

Решением суда первой инстанции требования налогового органа удовлетворены в сумме 118 887 руб.

Означенное решение обжалуется налоговым органом в суд апелляционной инстанции в части уменьшения штрафных санкций по налогу на доходы физических лиц на 3 800 892 руб. 52 коп.

В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.

Поскольку лица, участвующие в деле не заявили возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованности решения суда первой инстанции только в части уменьшения штрафных санкций по налогу на доходы физических лиц на 3 800 892 руб. 52 коп.

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

Пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно принял в качестве смягчающих ответственность обстоятельств неисполнение своих обязательств потребителями услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, поскольку наличие задолженности подтверждаются материалами дела, а оценка обстоятельств в качестве смягчающих ответственность относится к прерогативе суда.

Доводы апелляционной жалобы в этой части судом апелляционной инстанции не принимаются.

Действительно, согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица.

Обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет данного налога возложена в силу пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые данным налогом (налоговые агенты).

Однако, ответственность по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, несут именно  налоговые агенты.

В силу приведенных норм действующего законодательства, неисполнение потребителями услуг обязанности по их оплате, наличие задолженности по их оплате, не освобождает налогового агента от обязанности по исчислению и удержанию сумм налога на доходы физических лиц, и не освобождает налогового агента от ответственности за неисполнение этой обязанности, однако, может рассматриваться в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.

При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.04.2007 по делу № А75-593/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

О.А. Сидоренко

 Л.А. Золотова