ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 42, канцелярия 37-26-06, 37-26-07, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
09 июля 2007 года | Дело № А75-1837/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2007 года
Постановление изготовлено в полном объеме июля 2007 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильницкой Д.В.
судей Рябухиной Н.А., Глухих А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Лепёхиной М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-202/2007 ) Федеральной налоговой службы России (в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Радужному Ханты-Мансийского автономного округа – Югры) на определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 16.04.2007 по делу № А75-1837/2007 (судья Мамичева Н.Б.),
по заявлению Федеральной налоговой службы России (в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Радужному Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)
к обществу с ограниченной ответственностью «КЕНТАВР»
о признании отсутствующего должника несостоятельным (банкротом)
при участии в судебном заседании представителей:
от ФНС России – представитель не явился,
от ООО «КЕНТАВР» - представитель не явился
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба России в лице Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Радужному Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – уполномоченный орган) на основании ст.227 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 19.03.2007 обратилась в Арбитражный суд Ханты – Мансийского автономного округа с заявлением о признании отсутствующего должника – общества с ограниченной ответственностью «КЕНТАВР» (далее – ООО «КЕНТАВР») несостоятельным (банкротом); включении требований ФНС России в размере 17757 руб. 41 коп. (8880 руб. 90 коп. – задолженность ООО «КЕНТАВР» по налогам, 8636 руб. 51 коп. – пени, 240 руб. – штрафы), в третью очередь реестра требований кредиторов ООО «КЕНТАВР»; назначении арбитражного управляющего из числа членов Некоммерческого партнерства - Саморегулируемой организации независимых арбитражных управляющих «Дело»; установлении конкурсному управляющему единовременного денежного вознаграждения в размере 10000 руб.
В обоснование заявления уполномоченный орган указал, что ООО «КЕНТАВР» имеет непогашенную задолженность перед бюджетом в размере 17757 руб. 41 коп.; за последние 5 лет общество не представляло отчетность; движение денежных средств на расчетном счете ООО «КЕНТАВР» за последний год не осуществлялось.
Определением Арбитражного суда Ханты – Мансийского автономного округа от 16.04.2007, вынесенным по делу № А75-1837/2007, производство по заявлению ФНС России о признании отсутствующего должника ООО «КЕНТАВР» несостоятельным (банкротом) прекращено на основании п.1 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В обоснование определения суд указал, что ООО «КЕНТАВР» имеет признаки отсутствующего должника, что в соответствии с Федеральным законом от 02.07.2005 №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» является основанием для исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) в упрощенном внесудебном порядке. Судом указано, что уполномоченный орган не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности исключения ООО «КЕНТАВР» из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке. Представленное уполномоченным органом письмо УФНС России по Ханты-Мансийскому автономному округу от 24.01.2007 №11-26/00757@, с которым он связывает невозможность исключения должника из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке (письмом рекомендовано налоговому органу обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ряда должников, включая ООО «КЕНТАВР», несостоятельным (банкротом), поскольку решение о предстоящем исключении должника из реестра юридических лиц затрагивает права и законные интересы Российской Федерации), суд не принял в качестве заявления, препятствующего исключению должника – ООО «КЕНТАВР» из ЕГРЮЛ налоговым органом.
Возражая против вынесенного судом определения, ФНС России в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. По мнению заявителя, суд обязан был признать отсутствующего должника - ООО «КЕНТАВР» несостоятельным (банкротом), поскольку в материалах дела имеются возражения ФНС России как уполномоченного органа относительно исключения ООО «КЕНТАВР» из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени заседания суда апелляционной инстанции, не явились. На основании ч. 1 ст.266, ч.3 ст.156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела и апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность определения суда от 16.04.2007 и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Согласно ст.32 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) и п. 1 ст. 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве.
После принятия Закона о банкротстве 2002 года в законодательство внесены изменения, предусматривающие исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц без принятия судом решения о ликвидации - на основании решения регистрирующего органа. При этом применение упрощенной процедуры ликвидации не поставлено в зависимость от наличия кредиторской задолженности недействующего лица, в том числе по уплате обязательных платежей в бюджет.
В соответствии со статьей 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (п.1). При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 статьи 21.1 признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения (п.3).
Согласно статье 3 Федерального закона от 02.07.2005 №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации» двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона. Закон вступил в силу со дня его официального опубликования - с 06.07.2005.
Как следует из материалов дела, заявление уполномоченного органа о признании ООО «КЕНТАВР» банкротом поступило в арбитражный суд в марте 2007года, то есть после вступления в законную силу положений закона об административном порядке исключения из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц.
ООО «КЕНТАВР» зарегистрировано на основании Решения Радужнинского городского Совета народных депутатов от 03.02.1992 №130 (свидетельство о государственной регистрации серии РД-II №0181, постановление администрации муниципального образования от 14.10.1999 №1464, свидетельство от 24.12.2002 серии 86 №000432337 о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года).
В обоснование заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) ФНС России указывает на наличие задолженности ООО «КЕНТАВР» по обязательным платежам в бюджет по состоянию на 06.12.2006 на общую сумму 17757 руб. 41 коп., из которых: 8880 руб. 90 коп. – задолженность по налогам, 8636 руб. 51 коп. – пени, 240 руб. – штрафы (справка №4717 от 06.12.2006 ИФНС России по г. Радужному Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, л.д. 10-12).
Поскольку бухгалтерская отчетность ООО «КЕНТАВР» представлялась последний раз в 2001 году; движения средств на расчетном счете №<***>, открытом в филиале Ханты-Мансийского банка (ОАО) в г. Радужный, за период с 01.08.2005 по 01.08.2006 не производилось, следовательно, ООО «КЕНТАВР» фактически прекратил свою деятельность более чем за 12 месяцев, предшествовавших обращению ФНС России в арбитражный суд с заявлением о признании ООО «КЕНТАВР» несостоятельным (банкротом).
Сведения о предстоящем исключении ООО «КЕНТАВР» из ЕГРЮЛ опубликованы в «Вестнике государственной регистрации» № 39 от 04.10.2006.
Согласно разъяснениям, данным Высшим Арбитражным Судом РФ в пункте 3 Информационного письма от 17.01.2006 N 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в случае, если в процессе судебного разбирательства о признании банкротом юридического лица выясняется, что оно отвечает признакам недействующего юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что ООО «КЕНТАВР» отвечает признакам недействующего юридического лица, и правомерно прекратил производство по делу № А75-1837/2007.
Данная правовая позиция соответствует также разъяснению, изложенному в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц».
Довод о невозможности применения административного порядка исключения ООО «КЕНТАВР» из ЕГРЮЛ ввиду наличия заявления Управления Федеральной налоговой службы по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 24.01.2007 №11-26/00757@ о нарушении прав и законных интересов Российской Федерациикак кредитора ООО «КЕНТАВР»,является несостоятельным.
Судом первой инстанции правомерно указано на создание данным заявлением формальной ситуации по невозможности исключения ООО «КЕНТАВР» из реестра в административном порядке, поскольку в соответствии с п.п. 1,4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 №506, Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Служба и ее территориальные органы – управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов и выполняет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей, одновременно являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, и обеспечивающим представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В силу п. 3 ст. 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган (налоговый орган) принимает решение об исключении из реестра юридического лица и при принятии решения об исключении из реестра публикует сведения о порядке и сроках направления заявлений самим недействующим юридическим лицом, а также кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Одной из основных целей Закона о банкротстве является обеспечение прав реальных или потенциальных кредиторов путем создания условий для справедливого удовлетворения их экономических и юридических интересов (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 №4-П по делу о проверке конституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
В данном случае процедура по признанию ООО «КЕНТАВР» как отсутствующего должника несостоятельным (банкротом) повлечет расходы бюджетных средств по осуществлению процедур банкротства, но не погашение задолженности по обязательным платежам.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих период неисполнения ООО «КЕНТАВР» обязательств по уплате налогов и обязательных платежей в бюджет, наличие и размер задолженности. Судом первой инстанции обоснованно указано, что из совокупности представленных уполномоченным органом доказательств следует, что обязанность по уплате обязательных платежей в сумме 17757 руб. 41 коп. возникла у ООО «КЕНТАВР» в период, предшествующий более чем на год, дате принятия налоговым органом решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Соответственно, установленный ст.ст. 46, 48, 115 Налогового кодекса РФ срок давности для обращения в суд за взысканием обязательных платежей уже истек. Истечение срока давности по основному требованию (недоимка) влечет истечение срока давности и по дополнительному требованию (пени).
Довод ФНС России о возможности ликвидации лица, имеющего непогашенную задолженность, только путем осуществления процедуры банкротства, является необоснованным.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», процедура исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц является специальным обоснованием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией. Поэтому в данном случае не подлежат применению положения пункта 4 статьи 61 Гражданского кодекса РФ о том, что при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов необходимо производство по делу о банкротстве. В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что заявление уполномоченного органа о признании ООО «КЕНТАВР» несостоятельным (банкротом) было возвращено арбитражным судом по п.1 ч. 1 ст. 129 АПК РФ не соответствуют материалам дела. Заявление ФНС России принято к производству арбитражным судом, а затем производство по делу прекращено на основании п.1 ч.1 ст. 150 АПК РФ.
Прекратив производство по делу, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, которое отмене или изменению не подлежит. Апелляционную жалобу ФНС России суд апелляционной инстанции оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь п. 1 ч. 4 ст. 272, ст. ст. 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 16.04.2007 по делу №А75-1837/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий | Д.В. Ильницкая | |
Судьи | А.Н.Глухих Н.А.Рябухина |