ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-2402/2012 от 27.04.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

04 мая 2012 года

Дело № А70-11786/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2012 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Шиндлер Н.А.

судей Лотова А.Н., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2402/2012) Федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» на решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2012 по делу №А70-11786/2011 (судья Коряковцева О.В.)

по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Тюменской области

к Федеральному государственному казенному учреждению «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о взыскании штрафа по транспортному налогу в размере 1000 руб.

при участии в судебном заседании представителей:

от Федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» – не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;

от Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области – не явился, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом;

установил  :

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Тюменской области (далее - заявитель, Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением о взыскании с Государственного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» (далее – ответчик, Учреждение) штрафа по транспортному налогу в размере 1000 руб.

Решением Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2012 по делу № А70-11786/2011 заявленные требования удовлетворены. С Государственного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» в пользу Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области для зачисления в соответствующие бюджеты взыскан штраф по транспортному налогу в размере 1000 руб., а также в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 500 рублей.

Судебный акт мотивирован тем, что декларация по транспортному налогу за 2010 год представлена Учреждением в налоговый орган с просрочкой, в связи с чем на основании пункта 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) с ответчика следует взыскать штраф в размере 1 000 рублей.

От Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились, представителей не направили.

От Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области, Федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» поступили письменные ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле. Данные ходатайства судом апелляционной инстанции удовлетворены.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы проводилось в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

Государственное учреждение «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» является юридическим лицом, созданным в форме учреждения, финансируется за счет средств соответствующего бюджета и состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 7 по Тюменской области.

Ответчиком декларация по транспортному налогу за 2010 год, при сроке представления не позднее 01 февраля 2011 года, представлена в налоговый орган с просрочкой - 04 февраля 2011 года.

Решением Инспекции от 09 августа 2011 года № 1895 ответчик привлечен к налоговой ответственности за непредставление в установленный срок вышеуказанной налоговой декларации на основании пункта 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 1 000 рублей (л.д. 21).

Данное решение, а также требование об уплате штрафа по состоянию на 09 сентября 2011 года № 4017 сроком уплаты до 29 сентября 2011 года направлены заказным письмом по месту нахождения ответчика.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Инспекции в суд с заявлением о взыскании с Учреждения штрафа по транспортному налогу в размере 1 000 рублей.

13.02.2012 Арбитражным судом Тюменской области принято решение, которое обжаловано Учреждением в апелляционном порядке.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке статей 268, 270 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене.

Статьей 9 НК РФ определены участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в том числе организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

В соответствии со статьей 19 НК РФ, налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В силу пункта 4 части 1 статьи 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны, в том числе, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах

Неисполнение данной обязанности является основанием для привлечения лица к налоговой ответственности.

В силу части 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Как следует из части 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Как указано в части 6 статьи 45 НК РФ, неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с частью 8 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Взыскание налога в судебном порядке производится, в том числе, с организации, которой открыт лицевой счет.

Размер сумм, подлежащих взысканию, определяется как разница между данными поданной налоговой декларации и фактически осуществленной уплатой.

Таким образом, налогоплательщик, несвоевременно сдавший налоговую декларацию, подвергается штрафу в установленном порядке. Взыскание данного штрафа с организаций, имеющих лицевой счет, осуществляется в судебном порядке.

Как следует из пункта 1 статьи 363.1 НК РФ налогоплательщики, являющиеся организациями, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по налогу.

Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками, являющимися организациями, не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 363.1 НК РФ).

Действительно, материалами дела подтверждается, что Учреждением несвоевременно представлена декларация по транспортному налогу за 2010 год.

Однако суд первой инстанции не учел следующие обстоятельства.

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право пользоваться налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

При этом в целях применения статьи 358 НК РФ транспортными средствами, принадлежащими федеральному органу исполнительной власти на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, следует считать не только транспортные средства, непосредственно закрепленные за федеральным органом исполнительной власти, но и транспортные средства, находящиеся в хозяйственном ведении и (или) оперативном управлении юридических лиц (государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий), в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21.11.2006 № 7290/06.

Таким образом, военная и (или) приравненная к ней служба должна быть законодательно предусмотрена не только в федеральном органе исполнительной власти (в данном случае - в МЧС России), но и в том учреждении (предприятии), которое претендует на льготу (в данном случае - Федеральное государственное казенное учреждение «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области»).

Статьей 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» служба в войсках гражданской обороны является военной службой.

Указом Президента РФ от 11.07.2004 № 868 (д) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политике, нормативно-правовому регулированию, а также надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Приказом Минздравсоцразвития России от 20.12.2004 № 317 утвержден Перечень федеральных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба, куда отнесено и Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В систему Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий входят, в том числе и Федеральное государственное казенное учреждение «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области».

Как следует из устава Федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области», полномочия учредителя Учреждения осуществляет МЧС России, полномочия собственника федерального имущества осуществляет МЧС России (пункт 1.3); Учреждение находится в ведении МЧС России (пункт 1.4).

Следовательно, ГУ 8 ОФПС по Тюменской области является федеральным исполнительным органом исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная или приравненная к ней служба и в силу пункта 6 части 2 статьи 358 НК РФ, транспортные средства, находящиеся у Учреждения на праве оперативного управления не являются объектом налогообложения по транспортному налогу.

Кроме того, суд апелляционной инстанции принимает во внимание Письмо МНС РФ от 01.10.2003 № НА-6-21/1017@ «О порядке применения пп. 6 п. 2 ст. 358 НК РФ». Из абзаца 4 вышеуказанного письма следует, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ не подлежат налогообложению транспортным налогом транспортные средства, зарегистрированные, в частности, на подразделения органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Таким образом, обязанность по уплате транспортного налога у Учреждения отсутствовала.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Как указано в пункте 1 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Из приведенных нормативных положений следует, что обязанность представить налоговую декларацию возлагается на налогоплательщика в зависимости от наличия либо отсутствия у него обязанности по уплате данного конкретного налога.

В данном случае Учреждение не является плательщиком налога на имущество организаций и транспортного налога в силу подпункта 2 пункта 4 статьи 374 и подпункта 6 пункта 2 статьи 358 НК РФ, следовательно, у него отсутствует обязанность представлять налоговые декларации по указанным налогам, что исключает привлечение к ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ, основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

В силу пункта 1 части 2 статьи 270 АПК РФ неправильным применением норм материального права является неприменение закона, подлежащего применению.

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2012 по делу № А70-11786/2011 подлежит отмене. Апелляционная жалоба Федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» подлежит удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 4.1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 «Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации», не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Федеральное государственное казенное учреждение «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» при подаче апелляционной жалобы не платило государственную пошлину, в силу его освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 1 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» удовлетворить. Решение Арбитражного суда Тюменской области от 13.02.2012 по делу №А70-11786/2011 отменить.

Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Тюменской области о взыскании с Федерального государственного казенного учреждения «8 отряд федеральной противопожарной службы по Тюменской области» штрафа в размере 1000 рублей отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

Н.А. Шиндлер

Судьи

А.Н. Лотов

О.А. Сидоренко