ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-3880/2014 от 01.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Город Омск

03 июля 2014 года

                                             Дело №   А46-15763/2013

Резолютивная часть постановления объявлена  01 июля 2014 года

Постановление изготовлено в полном объеме  июля 2014 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего  Шиндлер Н.А.

судей  Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.

при ведении протокола судебного заседания:  ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-3880/2014 ) Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2014 по делу № А46-15763/2013 (судья Яркова С.В.)

по заявлению Центрального банка Российской Федерации (ОГРН  7700013020 , ИНН   2235133 )

к 1) Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН   5504038524 , ИНН   3085391 ); 2) Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (ОГРН  7700485757 , ИНН  5401340 )

об установлении в отношении земельных участков семнадцатого вида разрешенного использования и обязании совершить действия по исключению (включению) записей из государственного кадастра недвижимости

при участии в судебном заседании представителей: 

от заявителя: ФИО2 доверенность от 17.06.2014 № 33;

от заинтересованных лиц: 1) ФИО3 по доверенности от 30.12.2013 № 114; 2) ФИО4 по доверенности №55/2013-73 от 22.07.2013;

установил:

Центральный банк Российской Федерации (далее – истец, ЦБ РФ) обратился в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (далее – Управление Росреестра по Омской области), в котором просил:

1.       Установитьвотношении земельных участков с кадастровыми
номерами 55:36:04 01 04:7, 55:36:09 02 04:57 и 55:36:12 01 03:70 семнадцатый вид
разрешённого использования в соответствии с пунктом 1.2.17 Методических
указаний как земельные участки, предназначенные для размещения административных  зданий органа государственной власти.

2.   Исключить с 01.01.2012 из государственного кадастра недвижимости
экономические характеристики следующих земельных участков:

-земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 04:7 – сведения о кадастровой стоимости в размере 20 348 888,26 руб., удельном показателе кадастровой стоимости 4 787,97 руб./кв.м;

-земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 04:57 – сведения о кадастровой стоимости в размере 3 430 862,54 руб., удельном показателе кадастровой стоимости 3 289,42 руб./кв.м;

-земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:70 – сведения о кадастровой стоимости в размере 1 317 422,58 руб., удельном показателе кадастровой стоимости 1 756,56 руб./кв.м.

3.   Установить с 01.01.2012 в государственном кадастре недвижимости
следующие экономические характеристики земельных участков:

-в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 04:7 площадью 4 250 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 55:36:04 01 04 – сведения о среднем удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 2 717,03 руб./кв.м, кадастровой стоимости в размере 11 547 377,5 руб.;

-в отношении земельного участка с кадастровый номер 55:36:09 02 04:57 площадью 1 043 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 55:36:09 02 04 – сведения о среднем удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 990,38 руб./кв.м, кадастровой стоимости в размере 1 032 966,34 руб.;

-в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:70 площадью 750 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 55:36:12 01 03 – сведения о среднем удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 909,04 руб./кв.м, кадастровой стоимости в размере 681 750 руб.

Определением от 17.12.2013 суд первой инстанции к участию в настоящем деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Федеральное государственное бюджетное учреждение
«Федеральная
кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации,   кадастра   и   картографии»   в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области (далее – Кадастровая палата).

Протокольным определением от 13.02.0214 суд в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд изменил статус Кадастровой палаты и привлек ее в качестве второго ответчика.

Решением от 07.03.2014 по делу А46-15763/2013 Арбитражный суд Омской области исковое заявление ЦБ РФ к Кадастровой палате удовлетворил в полном объеме. В удовлетворении требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области отказал, признав данного ответчика ненадлежащим.

В обоснование решения суд указал, что с учетом статуса ЦБ РФ, который по своей природе относится к органам государственной власти и получение прибыли не является целью его деятельности, в отношении спорных земельных участков необходимо установить 17 вид разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий; поскольку судебное решение по спору является основанием для понуждения Кадастровой палаты совершить определенные действия, именно она является надлежащим ответчиком по делу.

В апелляционной жалобе Кадастровая палата просит решение суда первой инстанции отменить в полном объеме, так как кадастровая стоимость земельных участков была определена в результате государственной кадастровой оценки с учетом сведений, которые на указанную дату содержались в кадастре недвижимости; вид разрешенного использования – это целевое назначение земельного участка с учетом требований земельного законодательства и градостроительных регламентов, а номер вида разрешенного использования присвоен спорным земельным участкам в результате проведения работ по кадастровой оценке; кадастровая палата никаких работ по определению вида разрешенного использования и присвоения номера вида разрешенного использования не проводила.

В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Омской области поддерживает доводы апелляционной жалобы, указывая, что суд не установил вид разрешенного использования, сведения о котором вносятся в кадастр недвижимости, а фактически определил лишь группу видов, к которой надлежало отнести земельные участки при оценке; 17 вид разрешенного использования не содержит формулировки, указанной в решении суда «для размещения административных зданий органа государственной власти»; статус ЦБ РФ не позволяет отнести его к организациям, фактически названным в 17 виде разрешенного использования.

В отзыве на апелляционную жалобу от 02.06.2014 и дополнении к отзыву от 19.06.2014 ЦБ РФ просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, поскольку государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляет Кадастровая палата, то именно она является надлежащим ответчиком по делу; поскольку права истца нарушены несоответствием внесенных в государственный кадастр сведений, то он имеет право на обращение в суд за их защитой.

В дополнении у отзыву от 25.06.2014 истец дополнительно указал, что считает, что вид разрешенного использования должен быть установлен в соответствии с градостроительным регламентом, который на территории Омской области утвержден Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области; наиболее соответствующим видом разрешенного использования является «государственные органы исполнительной власти».  

В заседании суда представители Кадастровой палаты и Управление Росреестра по Омской области поддержали свои позиции, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, дополнительно указав, что новая кадастровая стоимость вносится в кадастр недвижимости на основании решения суда исключительно с даты вступления решения суда в законную силу и не может устанавливаться ретроспективно; изменение вида разрешенного использования возможно в административном порядке, т.е. ЦБ РФ не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Представитель ЦБ РФ в заседании суда апелляционной инстанции указал, что согласен с подходом ответчика в части сроков установления кадастровой стоимости и не настаивает на ее установлении с 01.01.2012.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу установил, что Банку на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежат земельные участки:

-с кадастровым номером 55:36:04 01 04:7, предоставлен распоряжением первого заместителя главы городского самоуправления Администрации города Омска от 31.10.1997 № 1097-р, занят административным зданием и служебным гаражом, расположен на землях поселений по адресу: город Омск, Центральный административный округ, улица Певцова, дом 11 (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АА № 439109);

-с кадастровым номером 55:36:09 02 04:57, предоставлен распоряжением первого заместителя главы городского самоуправления Администрации города Омска от 29.01.1997 № 74-р, занят зданием расчетно-кассового центра Октябрьского района, расположен на землях поселений по адресу: город Омск, Октябрьский административный округ, улица 4-я Линия, дом 178А (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АА № 574444);

-с кадастровым номером 55:36:12 01 03:70, предоставлен распоряжением первого заместителя главы городского самоуправления Администрации города Омска от 04.09.1996 № 679-р, занят зданием расчетно-кассового центра Омского района, расположен по адресу: город Омск, Центральный административный округ, улица Лермонтова, дом 169а (свидетельство о государственной регистрации права серии 55 АА № 331036).

Государственный кадастр недвижимости содержит следующие сведения:

- земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 04:7 внесен в государственный кадастр недвижимости 16.12.1997, кадастровая стоимость определена
в размере 20 348 888,26 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости
4 787,97 руб./кв.м и площади 4 250 кв.м, имеет вид разрешенного использования: фактически занимаемый административным зданием и служебным гаражем, расположен в границах зоны ОД 2.1828 зона объектов образования  (кадастровый паспорт (выписка) от 01.03.2012 № 55/201/12-21394);

-земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 04:57 внесен в государственный кадастр недвижимости 18.09.2003, кадастровая стоимость определена в размере 3 430 862,54 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 3 289,42 руб./кв.м и площади 1 043 кв.м, имеет вид разрешенного использования: фактически занимаемый административным зданием расчетно-кассового центра Октябрьского района, расположен в границах зоны Ж4.648 зона жилой застройки высокой этажности (кадастровый паспорт (выписка) от 01.03.2012 № 55/201/12-21273);

-земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 01 03:70 внесен в государственный кадастр недвижимости 18.09.2003, кадастровая стоимость определена в размере 1 317 422,58 руб., исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 1 756,56 руб./кв.м и площади 750 кв.м, имеет вид разрешенного использования: фактически занимаемый административным зданием расчетно-кассового центра Омского района, расположен в границах зоны ОД1.859 зона объектов административно-делового и общественного назначения (кадастровый паспорт (выписка) от 01.03.2012 № 55/201/12-21305).

Средние удельные показатели кадастровой стоимости земельных участков установлены в размере, определённом в Приложении № 2 к Приказу Министерства имущественных отношений Омской области от 26.09.2011 № 36-п «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов Омской области» относительно номера кадастрового квартала и, соответственно, пятого и седьмого номеров видов разрешённого использования, установленных Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населённых пунктов, утверждёнными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 15.02.2007 № 39.

Так, к пятому номеру вида разрешённого использования отнесены земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания; к седьмому - земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения.

Полагая, что установление таких видов разрешённого использования противоречит их целевому назначению, ЦБ РФ обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд Омской области 07.03.2014 вынес решение по делу №А46-15763/2013, согласно которому удовлетворил требования ЦБ РФ применительно к Кадастровой палате и в удовлетворении заявленных требований в отношении Управления Росреестра по Омской области отказал. Данное решение является предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции. 

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, находит апелляционную жалобу обоснованной в части, в связи с чем, изменяет решение суда первой инстанции в связи со следующим.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.12.2011 № 12651/11 споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Как предусмотрено статьей 7 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются градостроительным регламентом.

В силу части 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

   Таким образом, правообладатели земельных участком имеет право выбора вида разрешенного использования из числа видов, указанных в градостроительных регламентах.

При этом, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации на основные, условно разрешенные и вспомогательные.

Пунктом 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Следовательно, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования).

То есть, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов (Постановление Президиума ВАС РФ №12919/11).

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (статьи 1, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

На территории Омской области действуют Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденные Решением Омского городского Совета от 10.12.2008 №201.

Данным нормативным актом утверждены градостроительные регламенты в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в территориальных зонах города Омска, которые указаны в таблице №1.

  Как было выше сказано, согласно имеющимся в материалах дела кадастровым паспортам, земельный участок с кадастровым номером 55:36:04 01 04:7 имеет вид разрешенного использования: фактически занимаемый административным зданием и служебным гаражем, расположен в границах зоны ОД 2.1828; земельный участок с кадастровым номером 55:36:09 02 04:57 имеет вид разрешенного использования: фактически занимаемый административным зданием расчетно-кассового центра Октябрьского района, расположен в границах зоны Ж4.648; земельный участок с кадастровым номером 55:36:12 01 03:70 имеет вид разрешенного использования: фактически занимаемый административным зданием расчетно-кассового центра Омского района, расположен в границах зоны ОД1.859.

  Названные в кадастровых паспортах виды разрешенного использования данных земельных участков внесены в кадастр на основании документов, о предоставлении земельных участков и не соответствуют видам разрешенного использования, указанных в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

  Исковое заявление ЦБ РФ направлено на установление вида разрешенного использования, предусмотренного градостроительным регламентом, и соответствующего фактическому целевому использованию спорных земельных участков, а именно вида разрешенного использования земельных участков, предназначенного для размещения административных зданий органов государственной власти.

  Как  следует из таблицы №1 градостроительного регламента в зонах ОД1, ОД2 и Ж4, в которых располагаются спорные земельные участки, в качестве одного из основных видов разрешенного использования предусмотрен в пункте 3 вид разрешенного использования «Государственные орган, органы местного самоуправления, представительства, некоммерческие организации», которых, в свою очередь, включает в себя в подпункте 2 «Государственные органы исполнительной власти, в том числе, структурные подразделения (территориальные органы) федеральных министерств, федеральных агентств, федеральных служб». 

По мнению суда апелляционной инстанции, названный вид разрешенного использования соответствует фактическому использованию земельных участков. Так, согласно части 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации Центральным банком РФ выполнятся одна из федеральных функций - денежная эмиссия, находящаяся в ведении Российской Федерации.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона Российской Федерации «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции издает в форме указаний,
положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов
государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц;
нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке,
установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, Банк России как орган государственной власти издает нормативные акты, которые регистрируются в Министерстве юстиции Российской Федерации, как и акты других федеральных органов исполнительной власти.

Согласно статье 21 данного закона для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики. Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

В соответствии с пунктом «ж» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся «федеральные экономические службы, включая федеральные банки». Согласно Указу Президента Российской Федерации от 10.06.1994 года № 1184 «О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации» Центральный банк Российской Федерации является федеральным банком (пункт 5). Какие либо иные федеральные банки в банковской системе РФ в настоящее время не существуют. Федеральный банк по смыслу пункта «ж» статьи 71 Конституции РФ имеет статус федеральной экономической службы и осуществляет специальные исполнительные, контрольные, разрешительные и надзорные функции.

Таким образом, Банк России является государственным органом со своей специальной компетенцией и особым характером взаимодействия с Федеральным Собранием Российской Федерации, Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Омской области является обособленным подразделением Центрального банка Российской Федерации, осуществляющим на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с Положением о территориальных учреждениях Банка России от 29.07.1998 № 46-П, другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

   Следовательно, ЦБ РФ может быть отнесен к числу государственных органов исполнительной власти и занимаемым им для осуществления своей деятельности земельным участкам может быть присвоен вид разрешённого использования «Государственные органы исполнительной власти: структурные подразделения (территориальные органы) федеральных министерств, федеральных агентств, федеральных служб», в связи с чем, имеются основания для изменения вида разрешенного использования земельных участков на испрашиваемый истцом.

По мнению Управления Росреестра по Омской области названный вид разрешенного использования не может быть применен к ЦБ РФ.

Однако, как пояснил представитель истца, в настоящее время решением Арбитражного суда Омской области от 23.01.2014 № А46-14657/2013 удовлетворены требования ЦБ РФ о признании недействительным постановления Администрации города Омска от 21.08.2013 № 909-П «Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области» в части отклонения предложения Центрального банка Российской Федерации о внесении специального вида разрешенного использования, предусмотренного для офисов данного лица (пункт 8 Приложения к Постановлению Администрации города Омска от 21.08.2013 № 909-П).

Суд обязал Администрацию города Омска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Центрального банка Российской Федерации, связанные с вынесением постановления от 21.08.2013 № 909-П, в порядке, установленном пунктом 3 части 3 статьи 8, частью 1 статьи 32, частью 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Письмом от 30.05.2014 года №08/7385 Администрация города Омска сообщила о подготовке проекта Решения Омского городского Совета о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области.

В настоящее же время в таблице №1 «Виды разрешенного использования земельных участков в объектов капитального строительства в территориальных зонах города Омска» Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области суд апелляционной инстанции не усматривает иного вида разрешенного использования земельных участков, который бы в большей степени подходил под осуществление деятельности офисами ЦБ РФ.

Суд апелляционной инстанции на основании выше изложенных выводов, учитывает, что истец, обращаясь в суд за изменением в кадастре недвижимости вида разрешенного использования спорных земельных участков, предусмотренных градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки для зон, в которой находятся его участки, фактически требует изменения номера вида разрешенного использования с 5 и 7 на более дешевый 17 номер вида разрешенного использования.

При этом довод ответчиков о том, что истец, заявляя об изменении вида разрешенного использования, не может требовать изменения номера вида разрешенного использования, который напрямую в государственном кадастре недвижимости не учитывается, а используется лишь при определении кадастровой стоимости земельных участков в результате осуществления оценки, судом апелляционной инстанции отклоняется как противоречащий подходу, сформированному в постановлениях Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 №12651/11 и от 11.04.2011 №15932/10, поскольку конечной целью истца при предъявлении подобного иска является уменьшение кадастровой стоимости земельных участков, которая определяется путем умножения площади земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости, который, в свою очередь, зависит от номера вида разрешенного использования.

Согласно пункту 1.2. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденному Приказом Минэкономразвития №39 от 15.02.2007 для осуществления оценки земель предусмотрены группы земельных участков в разрезе видов разрешенного использования, среди которых подпунктом 1.2.17 предусмотрены  земельные участки, предназначенные для размещения административных зданий, объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства, религии.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что земельные участки, занятые отделениями ЦБ РФ и которым суд определил вид разрешенного использования  «Государственные органы исполнительной власти: структурные подразделения (территориальные органы) федеральных министерств, федеральных агентств, федеральных служб» соответствуют семнадцатому виду разрешённого использования в соответствии с пунктом 1.2.17 Методических указаний.

            При этом данные земельные участки были первоначально необоснованно отнесены к группе земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5) и земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7), поскольку ЦБ не относится к указанным в данных пунктах организациям.

            Ответчики в заседании суда апелляционной инстанции указывали на то, что 17 номер вида разрешенного использования прямо не предусматривает ни учреждения ЦБ РФ, ни государственные органы исполнительной власти, а предусматривает  объекты образования, науки, здравоохранения и т.д., к которым ЦБ РФ не относится. При этом  ссылка на административные здания имеется как в 7, так и в 9 номере вида разрешенного использования.

            Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод. Поскольку ни  ЦБ РФ, ни государственные органы исполнительной власти прямо не названы в номерах видов разрешенного использования, то к ним применяется тот номер, который не был конкретизирован ранее для других групп.

Так, 7 группа видов разрешенного использования включает земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, а 9 - земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок.

Поскольку ЦБ РФ и любой государственный орган, имеющий офисные здания на земельных участках, нельзя отнести ни к зданиям делового и коммерческого назначения, ни к зданиям промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок, следовательно, они включаются только в группу 17, которая учитывает просто офисные здания, т.е. не названные выше.

При этом, буквальное построение наименования данного номера вида разрешенного использования предполагает не офисы учреждений образования, науки, здравоохранения, а земельные участки, предназначенные для размещения как административных зданий, так и объектов образования, науки, здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры, спорта, культуры, искусства, религии, что допускает включать сюда и административные здания других учреждений.

Таким образом, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что подлежат исключению из государственного кадастра недвижимости сведения о спорных земельных участках, имеющих кадастровую стоимость, исчисленную исходя из удельного показателя кадастровой стоимости по 5 и 7 номеру вида разрешенного использования  и подлежат включению в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости данных участков, исчисленной исходя из удельного показателя кадастровой стоимости по 17 номеру вида разрешенного использования.

Однако, судом первой инстанции сделан неверный вывод о том, что прежняя кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости подлежат исключения, в новые – включению с 01.01.2012.

Как было выше сказано, согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.12.2011 № 12651/11 споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства, что не предполагает возможность изменения каких-либо сведений в государственном кадастре недвижимости ретроспективно.

Кроме того, в соответствии с  постановлением Президиума ВАС РФ №913/11 от 28.06.2011 прямо установлено, что согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

При этом суд первой инстанции верно определил ответчика и обоснованно возложил бремя исполнения решения суда на кадастровую палату, отказав ЦБ РФ в удовлетворении заявленных исковых требований по отношению в Управлению Росреестра по Омской области.

Довод Кадастровой палаты о том, что она не является надлежащим ответчиком по делу, судом апелляционной инстанции отклоняется. В соответствии с Положением «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457, к полномочиям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии относятся, в частности, государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости.

Исходя из статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» вышеуказанные полномочия органа кадастрового учета вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.

На территории Омской области таким учреждением является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, действующего на основании Положения о филиале, утвержденного приказом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 25.10.2011 № 128.

Поскольку заявленные ЦБ РФ требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка и вида разрешенного использования земельного участка, то такое требование предъявляется к органу кадастрового учета.

Аналогичная позиция была сформулирована в постановлении Президиума ВАС РФ №913/11 от 28.06.2011.

Довод ответчиков о том, что ЦБ РФ не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, судом апелляционной инстанции отклоняется. Действительно Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрена возможность рассмотрения данного спора в заявительном (административном) порядке, чем ЦБ РФ не воспользовался. Однако, отсутствует норма права, которая бы прямо предписывала необходимость соблюдения административной процедуры до обращения с подобным иском в суд.

Следовательно, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению частично по изложенным выше основаниям, а решение суда первой инстанции подлежит изменению.  

 На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1, пунктом 2 части 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области удовлетворить частично. Решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2014 по делу № А46-15763/2013 изменить, изложив его в следующей редакции:

«Требования Центрального банка Российской Федерации к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области удовлетворить частично.

Установить в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:04 01 04:7, 55:36:09 02 04:57 и 55:36:12 01 03:70 вид разрешённого использования «Государственные органы исполнительной власти: структурные подразделения (территориальные органы) федеральных министерств, федеральных агентств, федеральных служб», присвоив ему семнадцатый вид разрешённого использования в соответствии с пунктом 1.2.17 Методических указаний.

Исключить из государственного кадастра недвижимости экономические характеристики следующих земельных участков:

- земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 04:7 – сведения о кадастровой стоимости в размере 20348888,26 руб., удельном показателе кадастровой стоимости 4787,97 руб./кв.м;

- земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 04:57 – сведения о кадастровой стоимости в размере 3430862,54 руб., удельном показателе кадастровой стоимости 3289,42 руб./кв.м;

- земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:70 – сведения о кадастровой стоимости в размере 1317422,58 руб., удельном показателе кадастровой стоимости 1756,56 руб./кв.м.

Установить в государственном кадастре недвижимости следующие экономические характеристики земельных участков:

- в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:04 01 04:7 площадью 4250 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 55:36:04 01 04 – сведения о среднем удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 2717,03 руб./кв.м, кадастровой стоимости в размере 11547377,5 руб.;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:09 02 04:57 площадью 1043 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 55:36:09 02 04 – сведения о среднем удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 990,38 руб./кв.м, кадастровой стоимости в размере 1032966,34 руб.;

- в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:12 01 03:70 площадью 750 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 55:36:12 01 03 – сведения о среднем удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка в размере 909,04 руб./кв.м, кадастровой стоимости в размере 681750 руб.

В удовлетворении требования к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области отказать».

В удовлетворении остальной части апелляционной жалобы отказать.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий

                          Н.А. Шиндлер

Судьи

Л.А. Золотова

 О.А. Сидоренко