ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
17 июля 2020 года | Дело № А46-1212/2020 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Рыжикова О.Ю.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-5098/2020 ) общества с ограниченной ответственностью «Ломбард «Социальный процент» на решение Арбитражного суда Омской области от 16.04.2020 по делу № А46-1212/2020 (судья Третинник М.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ломбард «Социальный процент» (ИНН 5506082448, ОГРН 1155543019455, 644009, Омская область, г. Омск, ул. Масленникова, д. 173, кв. 23) к Центральному Банку Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020, 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12) в лице Отделения по Омской области Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации об оспаривании постановления от 22.01.2020 № ТУ-52-ЮЛ-19-28737/3120-1,
установил:
ООО «Ломбард «Социальный процент» (далее также – заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Центральному Банку РФ в лице Отделения по Омской области Сибирского главного управления Центрального Банка РФ о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 22.01.2020 № ТУ-52-ЮЛ-19-28737/3120-1.
Определением Арбитражного суда Омской области от 03.02.2020 заявление принято к производству в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ, назначено к рассмотрению в порядке упрощённого судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.04.2020 по делу № А46-1212/2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом арбитражный суд пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и отсутствии со стороны административного органа нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении.
Возражая против вынесенного судебного акта, общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обосновывая апелляционную жалобу, ее податель указывает, что не осуществляет внешнеторговые сделки. Деятельность Общества не содержит признаков необычных сделок при проведении международных расчетов и операций с ценными бумагами (код группы признаков 18 и 19), предусмотренных приложением 3 к Положению №445-П. Правонарушение считают незначительным и несущественным. Просили применить положения статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и признать совершенное заявителем правонарушение малозначительным.
Банк России в представленном отзыве на апелляционную жалобу не согласились с ее доводами, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, содержащимися в пункте 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон и без проведения судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
По результатам рассмотрения заключения № ВН652-8-2-3/1619 от 09.12.2019 о выявлении признаков административного правонарушения в деятельности ООО «Ломбард «Социальный процент», поступившего от Отдела финансового мониторинга и валютного контроля Отделения Омск, главным юрисконсультом юридического отдела Отделения по Омской области Сибирского главного управления ЦБ РФ в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении от 24.12.2019 №ТУ-52-ЮЛ-19- 28737/1020-1 по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с постановлением заместителя управления Отделения по Омской области Сибирского главного управления ЦБ РФ от 22.01.2020 №ТУ-52-ЮЛ-19-28737/3120- 1 ООО «Ломбард «Социальный процент» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде предупреждения.
ООО «Ломбард «Социальный процент», полагая, что постановление от 22.01.2020 №ТУ-52-ЮЛ-19-28737/3120-1 не соответствует закону, обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене.
16.04.2020 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое заявителем в апелляционном порядке решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения является установленный законом порядок контроля финансирования, хранения и представления информации, подлежащих контролю (внешнему и внутреннему) организациями, осуществляющими операции с денежными средствами и иным имуществом.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение организацией требований названного законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов.
Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого установлена указанной статьей, выступает организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом, и ее должностные лица.
Субъективную сторону правонарушения образует бездействие организации, выражающееся в невыполнении или ненадлежащем выполнении какого-либо требования законодательства о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, и финансировании терроризма о фиксировании, хранении и представлении информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, и об организации внутреннего контроля за выполнением приведенных выше предписаний закона по фиксированию, хранению и представлению информации.
Согласно статье 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», статье 2.3 Федерального закона «О ломбардах» от 19.07.2007 №196-ФЗ, Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами, в том числе ломбардами.
Нормы, регулирующие защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее ПОД/ФТ), предусмотрены Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Федеральный закон №115-ФЗ регулирует отношения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения.
Согласно статье 5 Федерального закона №115-ФЗ в целях настоящего федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе ломбарды.
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля (статья 4 Федерального закона №115-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона №115-ФЗ:
организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих в себя разработку правил внутреннего контроля и в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - целевые правила внутреннего контроля), а также назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и целевых правил внутреннего контроля.
осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.
На основании пункта 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе ломбарды, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, с учетом требований, утверждаемых ЦБ РФ по согласованию с уполномоченным органом.
Требования к правилам внутреннего контроля в целях ПОД /ФТ НФО установлены Положением Банка России от 15.12.2014 №445-П «Положение о требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Положение №445-П).
Согласно статье 1.3. Положения №445-П правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ разрабатываются некредитной финансовой организацией в целях:
обеспечения выполнения некредитной финансовой организацией требований законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ;
поддержания в некредитной финансовой организации эффективности системы ПОД/ФТ на уровне, достаточном для управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма;
исключения вовлечения некредитной финансовой организации, ее руководителей и сотрудников в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.
Правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ утверждаются единоличным исполнительным органом некредитной финансовой организации (статья 1.8 Положения №445-П).
В некредитной финансовой организации должен осуществляться контроль за выполнением некредитной финансовой организацией и ее сотрудниками программ правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ.
Руководитель некредитной финансовой организации обеспечивает контроль за соответствием применяемых правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ требованиям законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ (статья 1.10 Положения №445- П).
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе ломбарды, обязаны не реже чем один раз в три месяца проводить проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лих, в отношении которых применены либо должны применятся меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ и проверку наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, включенных в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения, в соответствии с пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона №115-ФЗ, и информировать о результатах таких проверок уполномоченный орган в порядке, установленном Банком России по согласованию с уполномоченным органом.
Порядок представления некредитной финансовой организацией в уполномоченный орган сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ, установлен Указанием Банка России от 17.10.2018 №4937-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7,7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее Указание №4937-У).
Согласно пункту 2 Указания №4937-У некоммерческая финансовая организация должна сформировать в соответствии с установленным на основании статьи 76.6 Федерального закона № 86-ФЗ и размещенным на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" порядком составления информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ, электронный документ в виде формализованного электронного сообщения.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении в рамках осуществления дистанционного контроля за деятельностью некоммерческих организаций отделом финансового мониторинга и валютного контроля Отделения Омск в адрес ООО «Ломбард «Социальный процент» направлено письмо от 18.10.2019 №Т652-8-2-3/7214 о представлении документов и информации.
Отделом проведен анализ информации и документов, представленных ООО «Ломбард «Социальный процент» письмами от 23.10.2019 №8/2019ДСП (вх.№105331ДСП от 23.10.2019), от 06.11.2019 №10/2019ДСП (вх.№109661ДСП от 06.11.2019), а также иной надзорно-значимой информации, имеющейся в распоряжении Отдела, на предмет соблюдения Обществом требований законодательства в сфере ПОД/ФТ в части:
проведения организацией проверок с соблюдением установленных сроков; информирования организацией уполномоченного органа о результатах проверок с соблюдением установленного порядка и сроков;
соответствия правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в редакции от 25.09.2019 и Правил внутреннего контроля в целях правил внутреннего контроля в целях противодействия финансированию распространению оружия массового уничтожения (ПВК в целях ПФРОМУ) в редакции от 25.09.2019, утвержденных директором Общества ФИО1, требованиям законодательства в сфере ПОД/ФТ.
В ходе проведенного анализа в деятельности ООО «Ломбард «Социальный процент» проверяющим органом было установлено:
1. Несоблюдение порядка направления сведений (заполнения отдельных полей формализованного электронного сообщения о проверках в уполномоченный орган: пункта 2 Указания №4937-У – сведения о результатах проверок, проведенных 20.09.2019, направлены с нарушением порядка заполнения информационных полей формализованного электронного сообщения, установленного Указанием №4937-У (а именно: указана дата государственной регистрации Общества, не соответствующая дате государственной регистрации по данным Единого государственного реестра юридических лиц).
2. Несоответствие правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ в редакции от 25.09.2019 требованиям законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ: в нарушение пункта 5.2 Положения №445-П в приложение №5 правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ не включены признаки необычных сделок при проведении международных расчетов и операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами (код группы признаков 18 и 19 соответственно), предусмотренных приложением 3 к Положению №445-П.
Согласно пункту 5.1 Положения №445-П программа выявления операций должна содержать процедуры в отношении установленных Федеральным законом операций, подлежащих обязательному контролю, а также операций, в отношении которых при реализации некредитной финансовой организацией ПВК по ПОД/ФТ возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
В программу выявления операций включаются:
перечень признаков, указывающих на необычный характер сделки, содержащихся в приложении 3 к настоящему Положению, в целях выявления операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, с учетом особенностей вида деятельности, осуществляемой некредитной финансовой организацией, масштаба ее деятельности и организационной структуры, характера продуктов (услуг), предоставляемых некредитной финансовой организацией клиентам, а также уровня риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Некредитная финансовая организация вправе дополнять перечень признаков, указывающих на необычный характер операций, по своему усмотрению.
При этом согласно примечанию 1 к приложению 3 Положения№445-П признаки групп 11-22 носят общий характер и включаются организациями в перечень необычных операций (сделок), сформированный организацией в соответствии с абзацем 2 пункта 5.2 указанного Положения с учетом специфики осуществляемой организацией деятельности (в зависимости от того, осуществляются ли организациями виды деятельности, допускающие возможность выявления необычных операций (сделок), входящих в группы 11-22).
Конструкция данной нормы предусматривает включение в программу выявления операций перечня признаков, указывающих на необычный характер сделки, в том числе по коду 18 и 19, в случае если Обществом осуществляется вид деятельности, допускающий возможность выявления необычных операций (сделок), входящих в группы 11-22.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ Общество осуществляет деятельность по предоставлению ломбардами краткосрочных займов под залог движимого имущества, деятельность по предоставлению консультационных услуг по вопросам финансового посредничества, предоставление услуги по хранению ценностей, депозитную деятельность.
Указанная деятельность Общества не исключает возможности выявления в деятельности Общества признаков необычных сделок при проведении международных расчетов и операций с ценными бумагами (код группы признаков 18 и 19), предусмотренных приложением 3 к Положению №445-П, следовательно, данные признаки подлежат включению в программу выявления операций (приложение №5 правил внутреннего контроля).
Таким образом, ООО «Ломбард «Социальный процент» нарушены требования законодательства РФ в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно: пункта 5.2 Положения №445-П в части соответствия правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ требованиям законодательства в сфере ПОД/ФТ, пункта 2 Указания №4937-У в части заполнения полей формализованного электронного сообщения в порядке, установленном Указанием №4937-У.
Часть 2 статьи 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях закрепляет, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса РФ об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, виновность юридического лица в совершении административного правонарушения ставится в зависимость не от наличия умысла, а от бездействия, связанного с непринятием мер, направленных на соблюдение норм законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
Основанием для освобождения Общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом установленных законом обязанностей и требований, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не содержится.
Судом обоснованно установлено, что Обществом своевременно не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, хотя у Общества имелась такая возможность.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным суд апелляционной инстанции также не усматривает, поскольку обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения не имеют свойства исключительности.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что материалами дела подтвержден как факт совершения административного правонарушения, так и вина Общества в содеянном.
Нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом не установлено. При назначении наказания в виде предупреждения уполномоченным органом было учтены такие обстоятельства, как совершение административного правонарушения впервые и самостоятельное устранение допущенных нарушений.
При таких обстоятельствах, требования ООО «Ломбард «Социальный процент» о признании незаконным и отмене постановления ЦБ РФ по делу об административном правонарушении от 22.01.2020 № ТУ-52-ЮЛ-19-28737/3120-1 подлежат оставлению без удовлетворения.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Данная категория дел государственной пошлиной не облагается, поэтому судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не распределяются.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 16.04.2020 по делу № А46-1212/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления
в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи
288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации настоящий судебный акт выполнен в форме электронного документа и подписан усиленной квалифицированной электронной подписью судьи.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копии судебных актов на бумажном носителе могут быть направлены им заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд.
Информация о движении дела может быть получена путем использования сервиса «Картотека арбитражных дел» http://kad.arbitr.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Судья | О.Ю. Рыжиков |