ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-5917/18 от 07.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

1122/2018-37974(1)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД  644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2018 года  Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2018 года 

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный  номер 08АП-5917/2018) арбитражного управляющего Юрова Сергея Валентиновича на  решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.04.2018 по делу № А70-875/2018  (судья Коряковцева О.В.) 

по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра  и картографии по Тюменской области (ОГРН 1047200990891, ИНН 7202131175) 

к арбитражному управляющему Юрову Сергею Валентиновичу (ИНН 550409574465) 

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 Кодекса  Российской Федерации об административных правонарушениях 

при участии в судебном заседании представителей:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Тюменской области – Лабунец Татьяна Владимировна (по  доверенности № 166 от 29.12.2017 сроком действия по 31.12.2018); 

от арбитражного управляющего Юрова Сергея Валентиновича – Иванова Наталья  Сергеевна (по доверенности от 01.06.2017 сроком действия по 31.12.2018). 

установил:


Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии по Тюменской области (далее - заявитель, административный орган,  Управление Росреестра) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с  заявлением о привлечении арбитражного управляющего Юрова Сергея Валентиновича  (далее - заинтересованное лицо, арбитражный управляющий Юров С.В., конкурсный  управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи  14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее –  КоАП РФ). 

Решением от 26.04.2018 по делу № А70-875/2018 Арбитражный суд Тюменской  области привлек арбитражного управляющего Юрова С.В. к административной  ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 Кодекса Российской  Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), назначив ему  наказание в виде предупреждения. 

Не согласившись с принятым судебным актом, арбитражный управляющий  Юров С.В. обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной  жалобой, в которой, ссылает на то, что направленное Белоусовым Антоном Сергеевичем  (далее – Белоусов А.С.) письмо в адрес арбитражного управляющего, содержало  просьбу о направлении почтовой корреспонденции на иной адрес и не является сменой  адреса жительства. Арбитражный управляющий Юров С.В. указывает, что ему  неизвестно представлены ли в суд, рассматривающий дело о банкротстве, надлежащие  доказательства смены адреса регистрации должника. Полагает, что место жительства  определяется согласно документам о регистрации места жительства, а не письменным  уведомлениям должника, не влечет изменение сведений об адресе в Единый  Федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ). 

Податель апелляционной жалобы, ссылаясь на пункт 2 статьи 213.7  Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»  (далее - Закон о банкротстве, Закон - 127-ФЗ) и пункт 4 статьи 61.1 Закона о  банкротстве, полагает, что Закон о банкротстве содержит исчерпывающий перечень  сведений, подлежащих обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в  деле о банкротстве гражданина, из чего следует вывод о том, что у арбитражного  управляющего отсутствует обязанность по опубликованию сведений об оспаривании  сделок должника. 


Арбитражный управляющий Юров С.В. также полагает, что в силу отсутствия  обязанности по опубликованию сведений об оспаривании сделок должника, в том числе  и по решению собрания кредиторов, несение указанных расходов не обязательно.  Соответственно, у арбитражного управляющего нет в дальнейшем оснований для  обращения по возмещению расходов. Не обращение в суд с заявление о прекращении  производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием денежных средств для  осуществления процедуры мотивировано наличием сведений о заработной плате  должника, отраженных в справке от 07.12.2017 ООО УК ИФГ «Капиталъ». 

Податель жалобы не оспаривает неверное заполнение графы «Вид  обязательства» кредитора Лаптевой А.В., признает наличие правонарушения только в  указанной части, полагает его малозначительным. 

В судебном заседании представитель арбитражного управляющего Юрова С.В.  поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда  первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, дал пояснения,  ответил на вопросы суда. 

Представитель Управления Росреестра с доводами апелляционной жалобы не  согласен, поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил  оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, считая  решение суда первой инстанции законным и обоснованным. 

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы  апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся представителей,  установил следующие обстоятельства. 

Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Тюменской  области от 04.09.2017 по делу № А70-6129/2017 в отношении Белоусова А.С. введена  процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утвержден Юров С.В. 

Главным специалистом-экспертом отдела по контролю (надзору) в сфере  саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Тюменской области  Бикмулиной О.П. при изучении жалобы № 0675-4/17-17 от 22.12.2017 Белоусова А.С.  (том 1, л. д. 34), при непосредственном обнаружении данных, указывающих на наличие  события административного правонарушении в сфере несостоятельности (банкротства),  в отношении арбитражного управляющего Юрова С.В. возбуждено дело об 


административном правонарушении и проведении административного расследования, о  чем вынесено соответствующее определение № 167/72-17 от 22.12.2017 (том 1, л. д. 43). 

Определение № 167/72-17 от 22.12.2017 направлено арбитражному  управляющему 25.12.2017 (том 1, л. д. 49). 

В ходе административного расследования было выявлено, что арбитражным  управляющим Юровым С.В. в период исполнения обязанностей финансового  управляющего имуществом гражданина Белоусова А.С. допущено нарушение  требований Закона о банкротстве, а именно: 

- в нарушение требований пункта 4 статьи 20.3, пункта 5 статьи 213.7, пункта 8  статьи 28 Закона о банкротстве не исполнена обязанность по включению обязательных  сведений в сообщения в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина; 

- в нарушение требований пункта 8 статьи 213.9, пункта 4 статьи 61.1 Закона о  банкротстве не исполнил обязанности по включению в ЕФРСБ сведений о подаче в  арбитражный суд заявления о признании сделки недействительной; 

- в нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 16 Закона о банкротстве и Общих  правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 №  345 (далее – Общие правила ведения реестра), приказов Министерства экономического  развития и торговли Российской Федерации № 233, № 234 от 01.09.2004, а именно: в  таблице № 11 «Сведения о требованиях кредиторов, учитываемых в части 2 раздела 3  реестра» частично не заполнена графа № 9 «Банковские реквизиты», в таблице № 12  «Сведения о требованиях кредиторов, учитываемых в части 2 раздела 3 реестра»  неверно заполнена графа № 5 «вид обязательства»; 

- в нарушение требований пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве  арбитражный управляющий не обратился с заявлением об определении источника  финансирования оплаты сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ к заявителю,  конкурсным кредиторам и должнику, либо с заявлением о прекращении производства  по делу, в связи отсутствием денежных средств у должника. 

По результатам проведения административного расследования главным  специалистом-экспертом отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых  организаций Управления Росреестра по Тюменской области Бикмулиной О.П. в 


отношении арбитражного управляющего Юрова С.В. составлен протокол от 18.01.2018   № 00017218 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи  14.13 КоАП РФ

Арбитражным управляющий Юровым С.В. при составлении вышеуказанного  протокола даны письменные объяснения (том 1, л. д. 29-30). 

На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился  в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Юрова  С.В. к административной ответственности за совершение правонарушения,  предусмотренного частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ

Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)  законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований  для его отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные,  исходя из следующего. 

В силу части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к  административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании  устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли  факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об  административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола  об административном правонарушении и полномочия административного органа,  составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность  за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к  административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а  также определяет меры административной ответственности. 

В силу статьи 23.1 КоАП РФ, предусмотренные статьей 14.13 данного Кодекса,  устанавливающей ответственность за неправомерные действия при банкротстве,  рассматриваются судом. 

В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным  управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной  площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной  финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о  несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит 


уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение  административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до  пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до двухсот  пятидесяти тысяч рублей. 

Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи  14.13 КоАП РФ, является неисполнение арбитражным управляющим обязанностей,  установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое  действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния. 

Таким образом, норма части 3 статьи 14.13 КоАП РФ является бланкетной,  поэтому для привлечения лица к административной ответственности по указанной  статье Управлению Росреестра необходимо доказать неисполнение арбитражным  управляющим Юровым С.В. обязанностей, установленных законодательством о  несостоятельности (банкротстве), а также наличие вины арбитражного управляющего  Юрова С.В. в допущенном нарушении. 

Пунктом 2 статьи 20.3. Закона о банкротстве установлено, что арбитражный  управляющий в деле о банкротстве обязан разумно и обоснованно осуществлять  расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о  банкротстве. 

В соответствии с пунктом 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении  процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан  действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. 

Обязанности конкурсного управляющего определены в статье 129 Закона о  банкротстве и возложены на него в силу данного закона с момента его утверждения  конкурсным управляющим. 

Согласно протоколу об административном правонарушении, арбитражному  управляющему вменяется в вину нарушение требований законодательства о  банкротстве, поскольку в период исполнения обязанностей финансового управляющего  имуществом гражданина Белоусова А.С. арбитражный управляющий Юров С.В. указал  прежнее место жительства Белоусова А.С. в следующих сообщениях в ЕФРСБ: 

- о получении требований кредитора от 06.10.2017, от 18.10.2017, от 20.10.2017,  от 13.11.2017 и от 17.11.2017; 

- о признании сделки должника недействительной от 30.11.2017;
- о собрании кредиторов от 22.12.2017;


- о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного или фиктивного  банкротства от 25.12.2017; 

- иное сообщение об отмене собрания кредиторов, назначенного на 09.01.2018, от  10.01.2018. 

Как следует из оспариваемого решения, суд первой инстанции, проанализировав  и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в  материалах дела, согласился с выводами административного органа о наличии в  действиях арбитражного управляющего Юрова С.В., вмененного ему нарушения в  указанной части. 

Как было выше сказано, арбитражный управляющий Юров С.В. в  апелляционной жалобе не соглашается с указанным выводом суда первой инстанции,  ссылает на то, что направленное Белоусовым А.С. письмо в адрес арбитражного  управляющего, содержало просьбу о направлении почтовой корреспонденции на иной  адрес и не является сменой места жительства. Податель жалобы указывает, что ему  неизвестно представлены ли в суд, рассматривающий дело о банкротстве, надлежащие  доказательства смены адреса регистрации должника. По мнению подателя жалобы,  ввиду того что должник не сообщил о смене места жительства, а только лишь указал на  иной адрес получения корреспонденции и не заявил суду соответствующего  ходатайства, то у финансового управляющего не возникла обязанность по внесению  актуальных данных в ЕФРСБ. 

Суд апелляционной инстанции полагает довод арбитражного управляющего  несостоятельным по следующим основаниям. 

Согласно пункту 1 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие  опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их  предварительной оплаты включаются в ЕФРСБ и опубликовываются в официальном  издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с  федеральным законом. 

Из пункта 2 статьи 28 Закона о банкротстве следует, что ЕФРСБ представляет  собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в  него сведений, предусмотренных Законом о банкротстве. Сведения, содержащиеся в  ЕФРСБ, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений,  относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с  законодательством Российской Федерации. 

Сведения, содержащиеся в ЕФРСБ, подлежат размещению в сети «Интернет».


Согласно пункту 4.1 статьи 28 Закона о банкротстве, сведения, подлежащие  включению в ЕФРСБ, включаются в него арбитражным управляющим, если настоящим  Федеральным законом включение соответствующих сведений не возложено на иное  лицо. 

Согласно пункту 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения  конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве,  или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он  осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления  должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в  пределах, в порядке и на условиях, которые установлены Законом о банкротстве. 

Пункт 2 вышеназванной статьи Закона о банкротстве гласит, что конкурсный  управляющий обязан исполнять иные установленные Законом о банкротстве  обязанности. 

Отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные  настоящей главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и  параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона (пункт 1 статьи 213.1 Закона о  банкротстве). 

Пунктом 1 статьи 213.7 Закона о банкротстве установлено, что сведения,  подлежащие опубликованию в соответствии с главой X, опубликовываются путем их  включения в ЕФРСБ и не подлежат опубликованию в официальном издании, за  исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина  банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина  банкротом и введении реализации имущества гражданина. 

В соответствии с пунктом 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур,  применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию  подлежат сведения о признании обоснованным заявления о признании гражданина  банкротом и введении реализации имущества гражданина, об утверждении,  отстранении или освобождении финансового управляющего. 

В силу пункта 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве наряду с прочим, финансовый  управляющий обязан исполнять иные предусмотренные Федеральным законом  обязанности. 

Согласно пункту 3 статьи 213.7 Закона о банкротстве порядок включения  сведений, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в ЕФРСБ устанавливается  регулирующим органом. 


На основании абзаца 1 пункта 3.1 Приказа Минэкономразвития России от  05.04.2013 № 178 «Об утверждении Порядка формирования и ведения Единого  федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и Единого  федерального реестра сведений о банкротстве и Перечня сведений, подлежащих  включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве» (зарегистрировано  в Минюсте России 18.07.2013 № 29106) сведения подлежат внесению (включению) в  информационный ресурс в течение трех рабочих дней с даты, когда пользователь узнал  о возникновении соответствующего факта, за исключением случаев, предусмотренных  настоящим пунктом. 

В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом  установлен срок внесения (включения) сведений в информационный ресурс, сведения  вносятся (включаются) пользователями в информационный ресурс в соответствии со  сроком, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым  актом (абзац 2 пункта 3.1 Порядка № 178). 

В случае если федеральным законом или иным нормативным правовым актом  предусмотрено внесение (включение) в информационный ресурс сведений, подлежащих  также опубликованию, но срок внесения (включения) сведений в информационный  ресурс не установлен, соответствующие сведения вносятся (включаются) в  информационный ресурс не позднее трех рабочих дней с даты возникновения  обязанности по их опубликованию, установленной соответствующим федеральным  законом или иным нормативным правовым актом (абзац 3 пункта 3.1 Порядка № 178). 

Пунктом 5 статьи 213.7 Закона о банкротстве предусмотрено, что идентификация  гражданина в ЕФРСБ осуществляется по фамилии, имени и (в случае, если имеется)  отчеству гражданина (в случае перемены имени также по ранее присвоенным фамилии,  имени и (в случае, если имеется) отчеству гражданина), по дате и месту рождения,  страховому номеру индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе  обязательного пенсионного страхования, идентификационному номеру  налогоплательщика (при наличии), месту жительства согласно документам о  регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации. При отсутствии у  гражданина регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации  указывается фактическое место жительство гражданина (наименование субъекта  Российской Федерации без указания конкретного адреса). 


Таким образом, в ЕФРСБ должны содержатся сведения со ссылкой на место  регистрации физического лица должника. Как следует из материалов дела, должник  зарегистрирован по новому адресу 03.10.2017. Однако, в представленных за период с  03.10.2017 по 10.01.2018 сведения содержали адрес прежнего места жительства. 

Согласно пункту 8 статьи 28 Закона о банкротстве сведения, подлежащие  опубликованию, в числе прочего должны содержать наименование должника, его адрес  и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер  записи о государственной регистрации юридического лица, государственный  регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального  предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер  индивидуального лицевого счета). 

Ссылка подателя апелляционной жалобы на то, что арбитражный управляющий  не знал о регистрации по новому адресу, судом апелляционной инстанции отклоняется. 

Юров С.В. осуществляет деятельность по оказанию услуг арбитражного  управляющего профессионально, должен знать требования, законодательства о  банкротстве, предъявляемые к совершению тех или иных действий в рамках процедур  банкротства. Для обеспечения реализации полномочий арбитражному управляющему в  силу закона предоставлено право запрашивания необходимых сведений о должнике. 

Согласно пункту 9 статьи 213.9 Закона о банкротстве гражданин обязан по  требованию финансового управляющего предоставить ему любые сведения о составе  своего имущества, месте нахождения этого имущества, составе своих обязательств,  кредиторах и иные имеющие отношение к делу о банкротстве гражданина сведения в  течение пятнадцати дней с даты получения требования об этом. 

Тем более, действуя разумно и добросовестно арбитражный управляющий Юров  С.В., после получения 19.09.2017 письма должника, должен был принять меры по  установлению адреса его места жительства. 

Обязанность по внесению корректных сведений в ЕФРСБ у арбитражного  управляющего возникает с 03.10.2017 - регистрации по месту жительства. 

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о  том, что датой совершения административного правонарушения являются даты  опубликования сведений в ЕФРСБ - 06.10.2017, 18.10.2017, 20.10.2017, 13.11.2017,  17.11.2017, 30.11.2017, 22.12.2017, 25.12.2017, 09.01.2018, 10.01.2018; усматривает в  действиях арбитражного управляющего Юрова С.В. события нарушения по данному  эпизоду. 


Как следует из протокола об административном правонарушении от 18.01.2018   № 00017218 арбитражному управляющему Юрову С.В. Управлением Росреестра  вменено нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве), которое  выразилось в не опубликовании на сайте ЕФРСБ сообщения о подаче заявления в  арбитражный суд о признании недействительной сделки - договора № 1 уступки прав  (цессии) по договору купли – продажи от 10.07.2015 в редакции дополнительного  соглашения № 1 к договору № 1 от 01.12.2016 уступки прав (цессии), заключенного  между должником и Габитовым Т.Ш., и применении последствий недействительности  сделок, что, по мнению Управления, является нарушением положений части 4 статьи  61.1 Закона о банкротстве. 

 Суд первой инстанции при рассмотрении заявления Управления о привлечении  арбитражного управляющего Юрова С.В. к административной ответственности по  части 3 статьи 14.13 КоАПРФ за указанное выше нарушение пришел к выводу о том,  что при банкротстве физического лица сведения об оспаривании сделок публикуются в  ЕФРСБ. 

Арбитражный управляющий в апелляционной жалобе не соглашается с  указанным выводом суда первой инстанции, ссылаясь на пункт 2 статьи 213.7 Закона о  банкротстве, полагает, что Закон о банкротстве содержит исчерпывающий перечень  сведений, подлежащих обязательному опубликованию в ходе процедур, применяемых в  деле о банкротстве гражданина, из чего следует вывод о том, что у арбитражного  управляющего отсутствует обязанность по опубликованию сведений об оспаривании  сделок должника. 

Суд апелляционной инстанции, проанализировав и оценив в соответствии со  статьей 71 АПК РФ доказательства, имеющиеся в материалах дела, соглашается с  указанным выше доводом подателя жалобы по следующим основаниям. 

Как следует из главы X (Банкротство гражданина) Закона о банкротстве  отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей  главой, регулируются главами I - III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2  главы XI настоящего Федерального закона. 

Таким образом, иные положения, в том числе общие положения главы X Закона  о банкротстве применяются только к тем вопросам, которые прямо не  регламентированы в главе банкротства физических лиц. 

 В соответствие со статьей 213.7 Закона о банкротстве сведения, подлежащие  опубликованию в соответствии с главой X, опубликовываются путем их включения в 


Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в 

официальном издании, за исключением сведений о признании обоснованным заявления 

о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о 

признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина 

(пункт 1).

Согласно пункту 2 статьи 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедур, 

применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию 

подлежат сведения:

- о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и 

введении реструктуризации его долгов;

- о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества 

гражданина;

- о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного 

банкротства;
- о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина;

- об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего;  - об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина; 

- о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах 

проведения торгов;

- об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - седьмым 

настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;

- о проведении собрания кредиторов;

- о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение 

об опубликовании протокола собрания кредиторов;

- о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от 

исполнения обязательств;
- о завершении реструктуризации долгов гражданина;
- о завершении реализации имущества гражданина;

- о кредитной организации, в которой открыт специальный банковский счет 

должника (при наличии);
- иные предусмотренные настоящим параграфом сведения.

Таким образом, перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию 

действительно не является исчерпывающим, но последний пункт перечня предполагает, 


что может быть опубликована и другая информация, но указанная только в пределах  главы о банкротстве граждан. 

При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции исходит из  того, что вопрос обязательного опубликования сведений прямо регламентирован в главе  X Закона о банкротстве, и его расширительное толкование возможно только в пределах  нормативного регулирования указанной главы, следовательно, напрямую статья 61.1  Закона о банкротстве, расширяющая обязанности арбитражных управляющих по  отношению к главе о банкротстве граждан не применяется. 

 Указанные нормы параграфа 1.1 главы X Закона о банкротстве являются  специальными, приоритетными перед общими нормами. 

Управление, утверждая об обратном (в письменном отзыве на апелляционную  жалобу), не обоснованно и не учло, что в главе X Закона о банкротстве установлены  специальные положения, применяемые к отношениям, связанным с несостоятельностью  (банкротством) гражданина. 

 Правомерность вышеизложенных выводов суда апелляционной инстанции  подтверждается правовой позицией, изложенной в определении Верховного суда  Российской Федерации от 18.10.2017 № 309-АД17-14567 об отказе в передаче в для  рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам ВС  РФ. 

Таким образом, вопреки доводам отзыва административного органа и суда  первой инстанции по данному эпизоду отсутствует событие вменяемого  правонарушения. 

 Как следует из протокола об административном правонарушении от 18.01.2018   № 00017218 арбитражному управляющему Юрову С.В. Управлением Росреестра  вменено нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве), которое  выразилось в нарушение требований пунктов 1, 2 статьи 16 Закона о банкротстве и  Общих правил ведения арбитражным управляющим реестра требований кредиторов,  утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2004 №  345 (далее – Общие правила ведения реестра), приказов Министерства экономического  развития и торговли Российской Федерации № 233, № 234 от 01.09.2004, а именно: в  таблице № 11 «Сведения о требованиях кредиторов, учитываемых в части 2 раздела 3  реестра» частично не заполнена графа № 9 «Банковские реквизиты», в таблице № 12  «Сведения о требованиях кредиторов, учитываемых в части 2 раздела 3 реестра»  неверно заполнена графа № 5 «вид обязательства». 


Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов  ведет арбитражный управляющий или реестродержатель. 

В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о  размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого  требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов (пункт  7 статьи 16 Закона о банкротстве). 

Согласно пункту 8 статьи 213.9 Закона о банкротстве финансовый управляющий  обязан, в том числе, вести реестр требований кредиторов. 

В соответствии с абзацем 4 пункта 1 Общих правил ведения реестра банковские  реквизиты в специальной графе реестра вносятся при их наличии. 

В представленном арбитражным управляющим реестре требований в таблице №  11 «Сведения о требованиях кредиторов, учитываемых в части 2 раздела 3 реестра»  частично не заполнена графа № 9 «Банковские реквизиты». 

Однако, буквальное содержание вышеизложенных правил позволяет прийти к  выводу, что невнесение означенных данных арбитражным управляющим не  свидетельствует о наличии в действиях данного лица нарушения требований  действующего законодательства в части отражения в реестрах требований кредиторов  обязательных сведений без установления обстоятельств того, что заинтересованное  лицо такими сведениями располагало. 

Суд первой инстанции учел доводы арбитражного управляющего о том, что  банковские реквизиты указываются в реестре при их наличии, императивные  требования не установлены законодательством, признал отсутствие нарушений  управляющего в данной части. 

Доводов о несогласии в отношении указанных выводов суда не приведено в  апелляционной жалобе, отзыве. 

Суд первой инстанции признал наличие административного правонарушения в  виде неверного заполнения графы № 5 «вид обязательства». Подателем жалобы данный  вывод суда не оспаривается, обстоятельства признаются. Событие административного  правонарушения в данной части является подтвержденным, обжалуемый судебный акт в  данной части проверке не подлежит. 

 Как следует из протокола об административном правонарушении от 18.01.2018   № 00017218 арбитражному управляющему Юрову С.В. Управлением Росреестра  вменено нарушение законодательства о несостоятельности (банкротстве), которое  выразилось в нарушение требований пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве 


арбитражный управляющий не обратился с заявлением об определении источника  финансирования оплаты сведений, подлежащих включению в ЕФРСБ к заявителю,  конкурсным кредиторам и должнику, либо с заявлением о прекращении производства  по делу, в связи отсутствием денежных средств у должника. 

Как следует из материалов дела, финансовый управляющий направил должнику  запрос от 27.10.2017 о возможности внесения денежных средств на лицевой счет для  размещения в ЕФРСБ сведений о подаче заявления об оспаривании сделок должника,  размещение сведений по итогам их рассмотрения, а также о проведении собрания  кредиторов, о решении собрания кредиторов, о завершении процедуры  реструктуризации. 

Пунктом 1 статьи 59 Закона о банкротстве установлено, что в случае, если иное  не предусмотрено настоящим Федеральным законом или соглашением с кредиторами,  все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины,  которая была отсрочена или рассрочена, расходы на включение сведений,  предусмотренных настоящим Федеральным законом, в Единый федеральный реестр  сведений о банкротстве и опубликование таких сведений в порядке, установленном  статьей 28 настоящего Федерального закона, и расходы на выплату вознаграждения  арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых  арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности,  относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди. 

Согласно пункту 2 статьи 20.7 Закона о банкротстве за счет средств должника в  размере фактических затрат осуществляется оплата расходов, предусмотренных  настоящим Федеральным законом, в том числе почтовых расходов, расходов, связанных  с государственной регистрацией прав должника на недвижимое имущество и сделок с  ним, расходов в связи с выполнением работ (услуг) для должника, необходимых для  государственной регистрации таких прав, расходов на оплату услуг оценщика,  реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки, если привлечение  оценщика, реестродержателя, аудитора, оператора электронной площадки в  соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, расходов на  включение сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в Единый  федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений, а также  оплата судебных расходов, в том числе государственной пошлины. 

По смыслу приведённых норм следует, что расходы финансового управляющего  по опубликованию сведений в ЕФРСБ в процедуре банкротства гражданина относятся 


на имущество гражданина и подлежат возмещению за счет этого имущества вне  очереди. 

Пунктом 1 статьи 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает  производство по делу о банкротстве в случае отсутствия средств, достаточных для  возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о  банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражному  управляющему. 

В рамках административного расследования установлено, что ежемесячный  доход должника составляет 8 670 руб., что ниже прожиточного минимума, согласно  выпискам по счетам денежные средства у должника отсутствуют. 

Таким образом, арбитражный управляющий должен был при осуществлении  процедуры учитывать отсутствие денежных средств на их осуществление. 

Тем не менее, арбитражный управляющий Юров С.В. направил 10.10.2017 в  арбитражный суд заявление о признании недействительным договора № 1 уступки прав  (цессии) по договору купли-продажи от 10.07.2015, заключенного между Белоусовым  А.С. и Габитовым Г.Ш., и применении последствий недействительности сделки. 

Согласно доводу апелляционной жалобы, запрос должнику направлен  14.10.2017, сведения о заработной плате были представлены только 07.12.2017. 

Между тем, заявление о признании недействительным договора № 1 уступки  прав (цессии) по договору купли-продажи от 10.07.2015 направлено в арбитражный суд  10.10.2017 – ранее, чем был направлен запрос должнику. 

В силу пункта 4 статьи 20.3 Закона о банкротстве при проведении процедур,  применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать  добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. 

Согласно части 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в  деле о банкротстве обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты  его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности. 

В силу пункта 1 статьи 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в  деле о банкротстве имеет право обращаться в арбитражный суд с заявлениями и  ходатайствами в случаях, предусмотренных настоящим Законом; запрашивать  необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об  имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических  лиц, государственных органов и органов местного самоуправления. 


Аналогичное право закреплено и в пункте 1 статьи 66 Закона о банкротстве,  согласно которой временный управляющий вправе получать любую информацию и  документы, касающиеся деятельности должника; осуществлять иные установленные  настоящим Законом полномочия.  

Пунктом 1 статьи 70 Закона о банкротстве установлено, что анализ финансового  состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего  должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов  на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения  возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в  порядке и в сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом. 

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о  том, что вина арбитражного управляющего в допущенном правонарушении  установлена, поскольку им не были предприняты все зависящие от него меры по  соблюдению норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрено  административное наказание. 

В соответствии с частью 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения  заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд  принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе  в удовлетворении требования административного органа о привлечении к  административной ответственности. 

При данных обстоятельствах заявление Управления Росреестра о привлечении  арбитражного управляющего Юрова С.В. к административной ответственности по  части 3 статьи 14.13 КоАП РФ обоснованно было удовлетворено судом первой  инстанции. 

При этом, суд апелляционной инстанции поддерживает позицию суда первой  инстанции о том, что совершенное арбитражным управляющим Юрова С.В.  правонарушение не может быть признано малозначительным. 

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна  соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда  либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. 

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской  Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике  при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъясняется, что при 


квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо  исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. 

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной  угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например,  личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица,  добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного  ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности  правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ  учитываются при назначении административного наказания. 

В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 постановления Пленума Высшего  Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2004 N 10 квалификация  правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных  случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления  применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. 

Таким образом, малозначительность может иметь место только в  исключительных случаях, устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств  дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются  объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной  стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства,  характеризующие противоправность деяния. Также необходимо учитывать наличие  существенной угрозы или существенного нарушения охраняемых правоотношений. 

Имеющиеся в материалах дела документы, а также доводы арбитражного  управляющего, по убеждению суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о  наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания  многочисленных совершенных арбитражным управляющим правонарушений  малозначительными, поскольку обстоятельства совершения рассматриваемого  административного правонарушения не имеют свойства исключительности. 

Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок привлечения к  административной ответственности соблюден, срок привлечения к административной  ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ, не истек, наказание  арбитражному управляющему Юрову С.В. назначено в виде предупреждения. 

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела,  установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств,  оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ


Доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы опровергали  выводы суда первой инстанции, влияли бы на законность и обоснованность решения  суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит. 

Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к  выводу о том, что, удовлетворив заявленное Управлением Росреестра требование, суд  первой инстанции принял законное и обоснованное решение. 

Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.  Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК  РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной  инстанции не установлено. 

Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда  и удовлетворения апелляционной жалобы административного органа не имеется. 

Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются,  поскольку жалобы на решения арбитражного суда по заявлениям административных  органов о привлечении к административной ответственности государственной  пошлиной не облагаются. 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный  апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу арбитражного управляющего Юрова Сергея  Валентиновича оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской  области от 26.04.2018 по делу № А70-875/2018 – без изменения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть  обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно- Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в  полном объеме. 

Председательствующий Н.А. Шиндлер 

Судьи Л.А. Золотова 


О.А. Сидоренко