ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-8078/19 от 07.10.2019 Восьмого арбитражного апелляционного суда

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

11 октября 2019 года

                                            Дело № А75-3273/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме октября 2019 года .

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Кливера Е.П.,

судей Сидоренко О.А., Фроловой С.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Плехановой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-8078/2019 ) Администрации городского поселения Излучинск (далее – Администрация городского поселения, заинтересованное лицо) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.05.2019 по делу       № А75-3273/2019 (судья Чешкова О.Г.), принятое по заявлению акционерного общества «Нижневартовская ГРЭС», ОГРН 1078603011321, ИНН 8620018330 (далее – АО «Нижневартовская ГРЭС», Общество, заявитель) к Администрации городского поселения Излучинск о признании незаконным бездействия и возложении обязанности заключить соглашение о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в предложенной редакции,

при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – Администрации Нижневартовского района (далее – Администрация района, третье лицо),

при участии в судебном заседании от АО «Нижневартовская ГРЭС» – ФИО1 (по доверенности от 22.05.2019 № 83); ФИО2 (по доверенности от 12.02.2019 № 43); ФИО3 (по доверенности от 12.02.2019 № 44);

иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом,

установил:

акционерное общество «Нижневартовская ГРЭС» обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения Излучинск, выраженного в неподписании соглашения с АО «Нижневартовская ГРЭС» о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией котельной жилого посёлка городского типа Излучинск (далее – КЖП пгт. Излучинск) в первом полугодии 2018 года, а также о возложении обязанности заключить соглашение о компенсации убытков в редакции, представленной заявителем.

Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.05.2019 требования Общества удовлетворены, бездействие Администрации поселения, выразившееся в неподписании соглашения с АО «Нижневартовская ГРЭС» о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск за первое полугодие 2018 года признано незаконным, на заинтересованное лицо возложена обязанность в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда заключить с Обществом соглашение о предоставлении субсидии в представленной заявителем редакции.

При принятии решения суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждаются факт заблаговременного уведомления АО «Нижневартовская ГРЭС» надлежащего органа местного самоуправления о выводе КЖП пгт. Излучинск из эксплуатации, факт отсутствии согласия органа местного самоуправления относительно вывода КЖП из эксплуатации, факт наличия у Общества в первом полугодии 2018 года некомпенсируемых финансовых убытков, а также их размер, в связи с чем у Администрации городского поселения, как органа, на который возложено решение вопроса о теплоснабжении населения на территории муниципального образования, отсутствовали законные основания для отказа в заключении соглашения о компенсации таких убытков.

Суд первой инстанции обратил внимание на то, что содержание представленного заявителем проекта соглашения о предоставлении субсидии из бюджета соответствует обстоятельствам дела, требованиям бюджетного законодательства и муниципального правового акта, регулирующего порядок предоставления субсидии из бюджета поселения, а также на отсутствие возражений со стороны заинтересованного лица относительно условий соглашения, что является основанием для удовлетворения требования Общества об обязании Администрации городского поселения заключить соглашение о предоставлении субсидии в представленной заявителем редакции.

Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация городского поселения обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.05.2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.

Податель апелляционной жалобы настаивает на том, что самостоятельное исполнение полномочий по выводу в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и по предоставлению компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, возникающих в результате эксплуатации объекта теплоснабжения, осуществляется Администрацией городского поселения с 14.07.2016, и на том, что уведомление о выводе из эксплуатации источника теплоснабжения в адрес Администрации городского поселения от АО «Нижневартовская ГРЭС» до указанной даты не поступало.

Заинтересованное лицо обращает внимание на то, что бюджетом городского поселения расходы на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков за первое полугодие 2018 года в размере 11 020 160 руб. не предусмотрены, и на то, что бюджетное обязательство не может быть принято без финансового обеспечения, предусмотренного утвержденным бюджетом городского поселения, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требований заявителя.

Администрация района в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве поддержала доводы и требования апелляционной жалобы Администрации городского поселения, просила апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.

Заявитель в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве не согласился с доводами и требованиями апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Во исполнение определения Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 от Общества и Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее – РСТ по ХМАО-Югре) поступили пояснения относительно обстоятельств, указанных в определении, с приложением соответствующих доказательств (приобщены судом апелляционной инстанции в целях полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела).

Представители АО «Нижневартовская ГРЭС» в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу и письменных пояснениях, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Администрация городского поселения и Администрация района извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили.

В связи с этим, суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Администрации городского поселения и третьего лица.

Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменные отзывы на апелляционную жалобу, дополнительные пояснения Общества, письменные пояснения РСТ по ХМАО-Югре, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.

АО «Нижневартовская ГРЭС» является собственником котельной жилого поселка, расположенной по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, посёлок городского типа Излучинск, Пионерная база, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.12.2007 (т.1 л.д.27) и осуществляет производство и отпуск тепловой энергии потребителям пгт. Излучинск тремя источниками: котельной жилого поселка, блочными бойлерными установками, отопительно-пусковой котельной.

Постановлением Администрации района от 26.06.2014 № 1216 Общество определено единой теплоснабжающей организацией в системе теплоснабжения пгт. Излучинск.

Письмом от 18.04.2012 № 291/1234 Общество уведомило Администрацию района о запланированном в 2012 году выводе из эксплуатации КЖП пгт. Излучинск и последующей ее ликвидации в связи с избытком тепловых мощностей и некомпенсируемыми финансовыми убытками (т.1 л.д.88).

Письмом от 29.07.2016 Общество подтвердило свое намерение по выводу КЖП пгт. Излучинск из эксплуатации в срок, обоснованный схемой теплоснабжения, – 2017 год.

Постановлениями от 21.11.2016 № 713 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (приложение № 13) и от 26.03.2018 № 141 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» (приложение № 14) Администрацией городского поселения вносились изменения в схему теплоснабжения в части сроков эксплуатации КЖПпгт. Излучинск, установлен срок вывода КЖП из эксплуатации – 2019 год.

Письмами от 18.05.2016 № 03/1834, от 10.10.2016 № 06/367, от 02.03.2017 № 06/62 в адрес Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Главы Нижневартовского района, Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Обществом вносились предложения рассмотреть вопрос о включении в Адресную инвестиционную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на финансовый 2017 год и на плановый 2018 год мероприятия по строительству новой транзитной магистрали от НВГРЭС до пгт. Излучинск.

Указанные предложения в Адресную инвестиционную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на финансовый 2017 год и на плановый 2018 год не внесены.

Общество письмом от 28.08.2018 № 03/2745 обратилось в РСТ по ХМАО-Югре с просьбой о согласовании размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с дальнейшей эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск по итогам первого полугодия 2018 года.

К письму приложена смета фактических убытков, связанных с эксплуатацией АО «Нижневартовская ГРЭС» КЖПпгт. Излучинск.

В соответствии с выпиской из протокола заседания правления РСТ по ХМАО-Югре от 04.10.2018 № 44 согласован размер некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск за первое полугодие 2018 года, в размере 11 020 160 руб. (т.1 л.д.132-138).

15.10.2018 письмом № 03/3294 АО «Нижневартовская ГРЭС» направило в адрес Администрации городского поселения соглашение о предоставлении субсидии из бюджета городского поселения на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск в первом полугодии 2018 года.

Письмом от 30.11.2018 № 4551 Администрацией городского поселения соглашение возвращено в связи с тем, что предмет соглашения о предоставлении субсидии из бюджета городского поселения Излучинск не соответствует муниципальному правовому акту, регулирующему порядок предоставления субсидии из бюджета поселения, а именно: Порядку предоставления субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства из бюджета поселения на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период, утверждённому в редакции постановления Администрации городского поселения от 20.11.2018 № 766 «О внесении изменений в постановление от 26.02.2013 № 35 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий организациям жилищно-коммунального хозяйства из бюджета поселения на текущий финансовый год, очередной финансовый год и плановый период» (далее – Порядок предоставления субсидий).

Общество письмом от 24.12.2018 № 16/4063 направило в адрес Администрации городского поселения заявление от 21.12.2018 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение (возмещение) затрат за первое полугодие 2018 года, возникших у АО «Нижневартовская ГРЭС» в связи с эксплуатацией источника тепловой энергии вследствие отказа в выводе источника тепловой энергии из эксплуатации, а также соглашение о предоставлении субсидии из бюджета городского поселения Излучинск в новой редакции.

Письмом от 23.01.2019 № 268 Администрацией городского поселения заявление от 21.12.2018 возвращено в связи с тем, что бюджетом поселения не предусмотрены расходы на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков за первое полугодие 2018 года.

Полагая, что заключение вышеуказанного соглашения является обязательным, а заинтересованное лицо уклоняется от его заключения незаконно, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

14.05.2019 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принял обжалуемое решение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Анализ частей 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в рассматриваемом случае заявителем оспаривается бездействие Администрации городского поселения, выразившееся в неподписании с АО «Нижневартовская ГРЭС» соглашения о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, возникших у Общества в связи с эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск за первое полугодие 2018 года.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав содержание писем-ответов Администрации городского поселения на соответствующие заявления АО «Нижневартовская ГРЭС» о заключении указанного соглашения и выдаче компенсации, доводы АО «Нижневартовская ГРЭС» по существу заявленного требования о признании незаконным бездействия по непринятию решения о компенсации, а также оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приведенное заинтересованным лицом обоснование указанного выше бездействия (совпадающее с обоснованием требований апелляционной жалобы заинтересованного лица) не является законным и достаточным для отказа в предоставлении АО «Нижневартовская ГРЭС» испрашиваемой им компенсации и для заключения соответствующего соглашения, ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов в целях решения вопросов местного значения обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными законом о теплоснабжении.

Статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях отнесены, в том числе: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления поселений, городских округов вывод указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.

Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

В соответствии с частью 4 статьи 21 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

В силу положений части 5 той же статьи орган местного самоуправления поселения или городского округа, в который направлено уведомление, вправе потребовать от собственников или иных законных владельцев источников тепловой энергии, тепловых сетей приостановить их вывод из эксплуатации на срок не более чем три года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, а собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить данное требование органа местного самоуправления. В случае, если продолжение эксплуатации указанных объектов ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена соответствующая компенсация в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченный орган местного самоуправления поселения вправе приостановить вывод источника тепловой энергии из эксплуатации, однако возникающие у собственника указанного объекта в связи с таким приостановлением некомпенсируемые финансовые убытки подлежат возмещению посредством выплаты соответствующей компенсации из бюджета.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2012 № 889 утверждены Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей (далее – Правила вывода), в соответствии с пунктом 18 которых орган местного самоуправления, в который поступило уведомление о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии и тепловых сетей, обязан в течение 30 дней рассмотреть и согласовать это уведомление или потребовать от владельца указанных объектов приостановить их вывод из эксплуатации не более чем на 3 года в случае наличия угрозы возникновения дефицита тепловой энергии, выявленного на основании анализа схемы теплоснабжения, при этом собственники или иные законные владельцы указанных объектов обязаны выполнить такое требование органа местного самоуправления.

Согласно пункту 19 Правил вывода в случае если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Размер компенсации некомпенсируемых финансовых убытков определяется с ежеквартальной разбивкой как разница между экономически обоснованными фактически понесенными расходами, отнесенными регулируемой организацией на соответствующий вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, субсидиями (компенсациями), выплачиваемыми регулируемой организации из бюджетов всех уровней, и выручкой от реализации тепловой энергии (мощности), теплоносителя, оказания услуг по передаче тепловой энергии и теплоносителя по тарифам (ценам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения. Размер компенсации подлежит согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Орган местного самоуправления и собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей заключают соглашение, которым определяются порядок, размер и сроки выплаты компенсации, основания для расторжения соглашения, в том числе по инициативе собственника или иного законного владельца источника тепловой энергии и тепловых сетей в случае нарушения органом местного самоуправления сроков или порядка выплаты компенсации, вследствие чего собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей вправе вывести объекты из эксплуатации.

Из содержания вышеприведенных норм следует, что выплата соответствующей компенсации и заключение соглашения о порядке осуществления такой компенсации не зависит от усмотрения органов местного самоуправления, то есть является для них обязательным.

При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что самостоятельное исполнение полномочий по выводу в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и по предоставлению компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, возникающих в результате эксплуатации объекта теплоснабжения, осуществляется Администрацией городского поселения с 14.07.2016, и о том, что уведомление о выводе из эксплуатации источника теплоснабжения в адрес Администрации городского поселения от АО «Нижневартовская ГРЭС» до указанной даты не поступало, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Так, соглашением от 22.12.2008, заключенным между Администрацией городского поселения и Администрацией района, полномочия по согласованию вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации полностью переданы Администрации Нижневартовского района.

Материалами дела также подтверждается и заинтересованным лицом не оспаривается, что уведомления о выводе котельной жилого поселка, расположенной по адресу: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, пгт. Излучинск, Пионерная база, из эксплуатации направлялись АО «Нижневартовская ГРЭС» в 2012 году, а также в течение 2015, 2016 годов в адрес Администрации района.

Решением Совета депутатов городского поселения Излучинск от 05.07.2016 № 169 внесены изменения в решение от 21.10.2013 № 12 «О передаче осуществления части полномочий», в соответствии с которыми переданные Администрации района полномочия ограничены только селом Большетархово, в остальной части полномочия по организации в пгт. Излучинск по электро-, тепло-, газо-, и водоснабжению возвращены Администрации городского поселения.

Таким образом, с учетом установленного выше факта наличия у Администрации района на момент подачи указанных выше уведомлений полномочий по решению вопросов местного значения в части теплоснабжения на территории пгт. Излучинск, суд первой инстанции заключил правильный вывод о том, что Обществом соблюдено процедурное требование Правил вывода в части уведомления уполномоченного органа местного самоуправления о выводе из эксплуатации источника тепловой энергии.

Суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что последующая передача полномочий между органами местного самоуправления в сфере организации теплоснабжения пгт. Излучинск не является основанием для прерывания соответствующей процедуры по заявлению АО «Нижневартовская ГРЭС» от 18.04.2012, а также для возложения на Общество обязанности по повторному обращению с аналогичным уведомлением.

Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12.01.2018, оставленным без изменения постановлениями Восьмого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2018 и Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.07.2018 по делу № А75-15059/2017, принятым по заявлению АО «Нижневартовская ГРЭС» о признании незаконным бездействия Администрации городского поселения, выразившегося в неподписании с Обществом соглашения о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск в 2016 году, и об обязании Администрации городского поселения заключить с АО «Нижневартовская ГРЭС» соглашение о компенсации убытков в редакции, представленной заявителем.

В свою очередь, в соответствии с письмом от 23.05.2012 Администрация района не согласовала вывод КЖП пгт. Излучинск из эксплуатации на основании заявления АО «Нижневартовская ГРЭС» от 18.04.2012 в связи с отсутствием резервного магистрального теплопровода от Нижневартовской ГРЭС до пгт. Излучинск.

Как уже упоминалось выше, пунктом 19 Правил вывода предусмотрено, что в случае если продолжение эксплуатации объектов по требованию органа местного самоуправления ведет к некомпенсируемым финансовым убыткам, собственникам или иным законным владельцам указанных объектов должна быть обеспечена компенсация в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, в случае возникновения у Общества некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией указанного объекта в период приостановления обозначенной процедуры у заявителя возникает право на получение компенсации соответствующих убытков.

Из материалов дела следует, что Общество письмом от 28.08.2018 № 03/2745 обратилось в РСТ по ХМАО-Югре с просьбой о согласовании размера компенсации некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с дальнейшей эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск по итогам первого полугодия 2018 года.

К письму приложена смета фактических убытков, связанных с эксплуатацией АО «Нижневартовская ГРЭС» КЖП пгт. Излучинск.

В соответствии с выпиской из протокола заседания правления РСТ по ХМАО-Югре от 04.10.2018 № 44 согласован размер некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск за первое полугодие 2018 года, в размере 11 020 160 руб.(т.1 л.д.132-138).

РСТ по ХМАО-Югре в представленных во исполнение определения Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2019 письменных пояснениях отметила, что с учетом установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р и постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.05.2014 № 65 предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги на территории городского поселения Излучинск Нижневартовского района на период с 1 июля 2014 года по 2018 год при установлении тарифов на производство тепловой энергии не в режиме комбинированной выработки РСТ по ХМАО-Югре не включены в необходимую валовую выручку экономически обоснованные расходы на содержание и эксплуатацию КЖП пгт. Излучинск в течение календарного года в соответствующей сумме, что подтверждается экспертным заключением по рассмотрению дела № 137 - 2017 «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии, на коллекторах источника тепловой энергии акционерного общества «Нижневартовская ГРЭС» на территории пгт. Излучинск на 2018 год».

Так, приказом РСТ по ХМАО-Югре от 13.12.2017 № 177-нп «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии акционерного общества «Нижневартовская ГРЭС», производимую не в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии» установлены тарифы на тепловую энергию на коллекторах КЖПпгт. Излучинск в следующих размерах:

-         с 01.01.2018 – 47,58 руб./Гкал (без НДС);

-         с 01.07.2018 – 47,58 руб./Гкал (без НДС).

Таким образом, расходы, понесенные АО «Нижневартовская ГРЭС» в первом полугодии 2018 года на содержание и эксплуатацию КЖП пгт. Излучинск не компенсированы за счет тарифного источника в связи с их исключением из необходимой валовой выручки при установлении тарифов для потребителей АО «Нижневартовская ГРЭС» на территории пгт. Излучинск.

РСТ по ХМАО-Югре в письменных пояснениях подтвердила размер некомпенсируемых финансовых убытков, связанных с эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск за первое полугодие 2018 года, в сумме 11 020 160 руб.

Администрацией городского поселения возражений относительно согласованного размера финансовых убытков, связанных с эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск за первое полугодие 2018 года, не заявлено.

Таким образом, учитывая, что материалами дела подтверждается факт наличия у Общества некомпенсируемых финансовых убытков за первое полугодие 2018 года в сумме 11 020 160 руб., суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Администрации городского поселения возникла обязанность по заключению с Обществом соглашения о компенсации таких убытков, в то время как отказ заинтересованного лица от заключения такого соглашения не основан на нормах действующего законодательства.

При этом доводы подателя апелляционной жалобы о том, что бюджетом городского поселения расходы на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков за первое полугодие 2018 года в размере 11 020 160 руб. не предусмотрены, и о том, что бюджетное обязательство не может быть принято без финансового обеспечения, предусмотренного утвержденным бюджетом городского поселения, отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.

Так, 04.04.2016 Обществом в адрес Администрации района направлялось письмо № 03/1192 с просьбой учесть сумму компенсации на содержание и эксплуатацию КЖП пгт. Излучинск при планировании ассигнований бюджета района на плановый период – 2017 год (т.2 л.д.103-104).

07.06.2017 Общество направило в адрес Главы городского поселения Излучинск письмо № 03/1859 с просьбой учесть сумму компенсации при планировании ассигнований бюджета городского поселения Излучинск путем внесения изменений в бюджет городского поселения Излучинск на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов (т.2 л.д.105-106).

Кроме того, Администрация обладала информацией о необходимости предусмотреть в бюджете поселения расходы на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск исходя из ежегодной актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск постановлениями Администрации городского поселения, в частности, постановлением от 21.11.2016 № 713 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» и постановлением от 26.03.2018 № 141 «Об актуализации схемы теплоснабжения городского поселения Излучинск Нижневартовского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что у Администрации городского поселения имелась возможность предусмотреть в бюджете поселения денежные средства на компенсацию некомпенсируемых финансовых убытков, понесенных Обществом в первом полугодии 2018 году в связи с эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск.

По мнению суда апелляционной инстанции, отсутствие предусмотренных в бюджете поселения денежных средств не является основанием для отказа в заключении соглашения о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков Общества.

При таких обстоятельствах бездействие Администрации городского поселения, выразившееся в неподписании с Обществом соглашения о компенсации некомпенсируемых финансовых убытков в связи с эксплуатацией КЖП пгт. Излучинск в первом полугодии 2018 году, обоснованно признано судом первой инстанции незаконным и необоснованным.

В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Суд апелляционной инстанции, проанализировав содержание представленного заявителем проекта соглашения о предоставлении субсидии из бюджета, соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что указанное соглашение соответствует обстоятельствам дела, требованиям бюджетного законодательства и муниципального правового акта, регулирующего порядок предоставления субсидии из бюджета поселения (Порядка предоставления субсидий).

Администрацией городского поселения не заявлено возражений относительно содержания и условий соответствующего соглашения.

Таким образом, принимая во внимание положения статьи 445 ГК РФ, суд первой инстанции обоснованно возложил на Администрацию городского поселения обязанность в течение 30 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заключить с АО «Нижневартовская ГРЭС» соглашение о компенсации убытков в редакции, представленной заявителем.

В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют доводы, заявлявшиеся заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, и направлены лишь на переоценку обстоятельств дела. При этом фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции правильно и в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.

Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.

Вопрос об отнесении судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы не рассматривался, так как Администрация городского поселения освобождена от её уплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14.05.2019 по делу № А75-3273/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.

Председательствующий судья                                                         Е.П. Кливер

Судьи                                                                                           О.А. Сидоренко

                                                                                                          С.В. Фролова