1181/2020-48252(2)
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2020 года
Постановление изготовлено в полном объеме 01 сентября 2020 года Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Еникеевой Л.И.,
судей Аристовой Е.В., Рожкова Д.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миковой Н. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8375/2020) акционерного общества «Спецтеплосервис» на решение от 14.07.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № А81-2117/2020 (судья О.Н. Никитина), по иску индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРНИП: <***>) к закрытому акционерному обществу «Спецтеплосервис» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>, место нахождения: 629620, Ямало-Ненецкий автономный округ, <...>, А) об обязании предоставить технические условия, о понуждении к заключению договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации муниципального образования Приуральский район (ИНН <***>, ОГРН <***>),
установил:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель, истец) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к закрытому акционерному обществу «Спецтеплосервис» (далее – ЗАО «Спецтеплосервис», ответчик) об обязании предоставить технические условия для подключения уличного аппарата «Аквалаб-1000» к централизованной системе водоснабжения, а также о понуждении к заключению договора о подключении
(технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.
Решением от 14.07.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № А81-2117/2020 исковые требования удовлетворены, суд обязал ЗАО «Спецтеплосервис» в течение одного месяца с момента вступления настоящего решения в законную силу предоставить ИП ФИО1 технические условия для подключения уличного аппарата «Аквалаб-1000» к централизованной системе водоснабжения и заключить договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения.
ЗАО «Спецтеплосервис» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, поскольку истцом не предоставлены нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов; ввиду отсутствия кадастровых номеров земельных участков либо координат характерных точек границ территории невозможно рассчитать плату за подключение (технологическое присоединение).
В письменном отзыве на апелляционную жалобу истец просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным.
От истца и третьего лица поступили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) провел судебное заседание в отсутствие представителей сторон.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, между истцом и Администрацией муниципального образования Приуральский район заключен договор на право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования от 28.04.2020, для осуществления торговой деятельности по реализации питьевой воды, с использованием уличного аппарата «Аквалаб-1000» по адресу: Ямало- Ненецкий автономный округ, <...> (территория за магазином «Универмаг»), на срок с 28.04.2020 по 27.04.2025.
Для подключения аппарата к сетям водоснабжения и водоотведения истец обратился к ответчику (единственной организации водопроводно- канализационного
хозяйства, осуществляющей деятельность в с. Аксарка) с заявлением о подключении аппарата «Аквалаб-1000» к централизованной системе водоснабжения.
Ответчик технические условия не предоставил, подключение не произвёл.
Поскольку в ходе переговоров стороны соглашения о заключении не достигли, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Удовлетворение исковых требований явилось основанием для обращения ответчика с апелляционной жалобой, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В силу частей 1 - 3 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона № 416-ФЗ договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Порядок заключения такого договора определен в разделе IV Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644).
Пунктом 86 указанных Правил № 644 предусмотрено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, составленного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) типовым договором о подключении к централизованной системе водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (далее - договор о подключении).
Согласно пункту 88 Правил № 644 заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно- канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления, правообладатель земельного участка, иной заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющих максимальную нагрузку подключения (технологического присоединения), в порядке, установленном Правилами № 83 (далее - технические условия). В случае если заявитель определил необходимую ему нагрузку,
он обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий.
На основании пункта 90 Правил № 644 для заключения договора о подключении и получения условий подключения заявитель направляет в организацию водопроводно- канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении.
Положениями пункта 91 Правил № 644 предусмотрено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 10 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 настоящих Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений. Организация водопроводно-канализационного хозяйства определяет, к какому объекту (участку сети) централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения должно осуществляться подключение (технологическое присоединение), и оценивает техническую возможность подключения (технологического присоединения) и наличие мероприятий, обеспечивающих такую техническую возможность, в инвестиционной программе организации.
В случае принятия документов заявителя к рассмотрению и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 30 календарных дней направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение) (пункт 94 Правил № 644).
Как следует из материалов дела, спорный торговый аппарат по продаже воды «Аквалаб-1000» не является объектом капитального строительства.
Истец направил ответчику заявление с приложением соответствующего пакета документов.
Письмом исх. № 1471/1 от 26.07.2019 ответчик сообщил, что для заключения договора о подключении к системе водоснабжения объекта уличного аппарата по продаже воды необходимо предоставить заверенные копии правоустанавливающих
документов на земельный участок и топографическую карту в масштабе 1:500, в соответствии с пунктом 90 правил № 644.
Письмом исх. № 259/1 от 18.10.2019 ответчик сообщил, что истцом не предоставлены нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов.
Из писем ответчика следует, что препятствием для выдачи технических условий и заключения договора на подключение (технологическое присоединение) послужило непредставление истцом нотариально заверенных копий правоустанавливающих документов, о наличии иных препятствий ответчиком не заявлялось.
Однако материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих, что за предпринимателем зарегистрировано право собственности на торговый аппарат.
Данный факт не опроверг и представитель заявителя в ходе судебного разбирательства.
При этом особенности размещения нестационарных торговых объектов установлены статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381- ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в следующих
случаях: размещение нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, размещение нестационарного объекта торговли осуществляется без предоставления земельного участка в аренду на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования.
Кроме того, из пояснений истца следует, что он обращался в Администрацию муниципального образования Приуральский район с просьбой предоставить запрашиваемые ответчиком документы, в ответ Администрация пояснила, что для установки нестационарного объекта, заключение договора аренды земельного участка не требуется, в связи с чем фактически такой договор не заключался.
В соответствии с постановлением Администрации муниципального образования Приуральский район от 02.07.25020 № 120 «О внесении изменений в постановление от 16.01.2019 № 6 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, во временных зданиях, строениях и сооружениях, находящихся на территории муниципального образования Аксарковское», торговый объект «уличный автомат для продажи воды» по адресу: с. Аксарка, на территории за магазином «Универмаг», площадью 8 кв.м., включён в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования Приуральский район. Таким образом, вопрос использования земельного участка для размещения аппарата питьевой воды в с.Аксарка, урегулирован в рамках получения разрешения на размещение НТО, выданного Администрацией. Для размещения НТО отсутствует необходимость образования земельного участка, и как следствие, отсутствует возможность заключения договора аренды земельного участка.
Доказательства исключения места размещения спорного нестационарного торгового объекта заявителя из указанной схемы, в материалы дела не представлены.
Согласно сведениям сайта https://публичная-кадастровая-карта.рф, исходя из адреса установки спорного аппарата: <...> территория за магазином «Универмаг», кадастровый номер земельного участка на указанном ориентире отсутствует.
Поскольку земельный участок, на котором расположен торговый аппарат, не поставлен на кадастровый учет, то такой участок не может являться объектом арендных отношений.
Таким образом, у истца отсутствует возможность предоставить запрашиваемые ответчиком документы.
Судом апелляционной инстанции также учтены пояснения истца, согласно которым аналогичные автоматы уже установлены в других муниципальных образованиях и другая ресурсоснабжающая организация (АО «Ямалкоммунэнерго») выдала необходимые технические условия и заключили договор о присоединении в кратчайшие сроки, без истребования дополнительных документов.
Отсутствие заключенного договора аренды земельного участка не может являться основанием для отказа в предоставлении технических условий и заключении договора , поскольку отсутствие принятого нормативного регулирования сложившихся отношений не может возлагать соответствующие риски на истца в условиях надлежащего исполнения последним своих обязательств.
Довод ЗАО «Спецтеплосервис» о том, что ввиду отсутствия кадастровых номеров земельных участков либо координат характерных точек границ территории невозможно рассчитать плату за подключение, основанием отказа в заключении договора технологического присоединения не является.
В рассматриваемом случае отсутствие точной информации об определении земельного участка на местности (осуществление мероприятий по установлению каталога координат) не свидетельствует об отсутствии самого земельного участка, который относится к кадастровому кварталу 89:02:020105.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) (часть 4 статьи 18 Закона № 416-ФЗ).
Доказательств отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности или по иной причине в материалы дела ответчиком не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность решения,
либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 14.07.2020 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу № А81-2117/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно- Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий Л.И. Еникеева
Судьи Е.В. Аристова
Д.Г. Рожков