ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
644024, г. Омск, ул. 10 лет Октября, д.42, канцелярия (3812)37-26-06, факс:37-26-22, www.8aas.arbitr.ru, info@8aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Омск
31 октября 2014 года | Дело № А46-6621/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме октября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер АП-8692/2014 ) региональной энергетической комиссии Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 10.07.2014 по делу № А46-6621/2014 (судья Яркова С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению открытого акционерного общества «Транссибирские магистральные нефтепроводы» региональной энергетической комиссии Омской области о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2014 № 04-03/79-3-42 о назначении административного наказания, которым общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Региональной энергетической комиссии Омской области – Стельмашек Борис Николаевич, предъявлен паспорт, по доверенности № 01-08/23 от 01.07.2014 сроком действия по 31.12.2014;
от открытого акционерного общества «Транссибирские магистральные нефтепроводы» - Кошелева Елена Васильевна, предъявлен паспорт, по доверенности № 46/14/22 от 10.02.2014 сроком действия на один год;
установил:
открытое акционерное общество «Транссибирские магистральные нефтепроводы» (далее - заявитель, Общество, ОАО «Транссибнефть») обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Региональной энергетической комиссии Омской области (далее – РЭК Омской области, Комиссия, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 30.04.2014 № 04-03/79-3-42 о назначении административного наказания, которым Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.07.2014 по делу № А46-6621/2014 требования удовлетворены.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что административный орган не доказал факт нарушения Обществом установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм её предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации, образующие объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и, как следствие, его состав.
Не согласившись с указанным судебным актом, РЭК Омской области обратилась с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Омской области от 10.07.2014 по делу № А46-6621/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы административный орган указал, что в материалах дела имеются документы, подтверждающие объективную сторону совершенного Обществом правонарушения.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу решение суда первой инстанции просит оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали заявленные доводы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
РЭК Омской области в ходе систематического наблюдения за исполнением обязательных требований при осуществлении филиалом «Омское районное нефтепроводное управление» ОАО «Транссибирские магистральные нефтепроводы» регулируемой деятельности установлены нарушения стандартов раскрытия информации в сфере водоотведения (определённые в пункте 35 Стандартов раскрытия информации) в установленные законодательством Российской Федерации сроки за 2013, 2014 годы.
Так, в региональный сегмент Федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система «ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования», расположенный на официальном сайте РЭК http://rec.omskportal.ru/ в сети «Интернет» заполненные обществом шаблоны не поступали, что является нарушением Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства РФ от 17.01.2013 № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения».
В соответствии с положением о Региональной энергетической комиссии Омской области, утверждённым постановлением Правительства Омской области от 02.11.2011 № 212-п, пунктом 4.1 Методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении Методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» - РЭК Омской области (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган регулирования) устанавливает тарифы на услуги по водоотведению, а также осуществляет государственный контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации организациями, осуществляющими водоотведение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
На основании части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РЭК Омской области в рамках предоставленных полномочий в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 23.04.2014 № 04-03/79-2-43.
30.04.2014 административным органом по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Считая, что указанное постановление не соответствует действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением Арбитражного суда Омской области от 10.07.2014 по делу № А46-6621/2014 требования удовлетворены.
Означенное решение обжалуется административным органом в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как было указано выше, Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непредоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм её предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 9.15 данного Кодекса, влечёт наложение административного штрафа, в том числе, на юридических лиц - в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, связанные с предоставлением и раскрытием информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса об их деятельности в целях обеспечения прозрачности деятельности указанных субъектов, открытости регулирования их деятельности и защиты интересов потребителей.
Объективная сторона правонарушения состоит в непредставлении сведений или в предоставлении заведомо ложных сведений о деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса, если предоставление таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством РФ; неопубликовании сведений или в опубликовании заведомо ложных сведений об указанной деятельности, если опубликование таких сведений является обязательным в соответствии с законодательством РФ; нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм её предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица - субъекты естественных монополий и организации коммунального комплекса.
Федеральным законом «О водоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса», закреплены основы регулирования тарифов организаций и требования к таким организациям, осуществляющих регулируемую государством деятельность по оказанию услуг в сфере водоотведения при наличии установленного тарифа. Исполнение таких требований обязательно для всех организаций.
В системах водоотведения в соответствии с пунктом 29 Методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждённых приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47 «Об утверждении Методических указаний по расчёту тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» выделяются стадии технологического процесса, в том числе приём и транспортирование (перекачка) стоков.
Пунктом 30 Методических указаний в системах водоотведения выделяется услуга по транспортированию стоков (для организаций, участвующих только на отдельной стадии технологического процесса).
В 2013, 2014 годах общество оказывало для потребителей услугу по водоотведению (транспортированию стоков) в соответствии с приказами Региональной энергетической комиссии Омской области:
- от 11.06.2013 № 90/29 «Об установлении тарифа на транспортировку стоков для потребителей филиала «Омское районное нефтепроводное управление» открытого акционерного общества «Транссибирские магистральные нефтепроводы»;
- от 26.12.2013 № 592/73 «Об установлении тарифа на транспортировку сточных вод для потребителей филиала «Омское районное нефтепроводное управление» открытого акционерного общества «Транссибирские магистральные нефтепроводы».
Исходя из пункта 5 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, который обеспечивается субъектами естественных монополий в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем её опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей.
В соответствии с частью 5 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» свободный доступ к информации о регулируемых товарах и услугах обеспечивается организациями коммунального комплекса в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, путем её опубликования в средствах массовой информации, включая сеть «Интернет», и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей регулируемых товаров и услуг.
В силу указанного на ОАО «Транссибнефть» распространяются требования стандартов раскрытия информации.
Постановлением Правительства РФ № 6 от 17.01.2013 года «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» установлен состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию юридическими лицами, осуществляющими водоотведение (далее - Стандарты раскрытия информации).
Согласно пункту 2 приказа Региональной энергетической комиссии Омской области от 22.10.2013 № 173/54 «Об утверждении порядка размещения информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, организациями, осуществляющими водоснабжение, водоотведение, утилизацию (захоронение) твёрдых бытовых отходов, на официальном сайте РЭК Омской области» раскрытие информации регулируемыми организациями осуществляется путём опубликования на официальном сайте РЭК Омской области в сети «Интернет» http://rec.omskportal.ru/ в электронных формах отчётности (шаблоны). Шаблоны размещены на официальном сайте РЭК Омской области http://rec.omskportal.ru/ в разделе «ЕИАС ФСТ России» - «Шаблоны» в группах «Стандарты раскрытия информации» и «Бухгалтерская отчётность».
В соответствии с приказом РЭК Омской области от 31 января 2012 года № 25/5 заинтересованное лицо запрашивает шаблоны путём направления по ЕИАС запросов, состоящих из файла шаблона и сопроводительного письма.
Регулируемые организации направляют заполненные шаблоны в региональный сегмент Федеральной государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система «ФСТ России - РЭК - субъекты регулирования» с применением средств электронной подписи. Раскрытие информации на сайте РЭК Омской области происходит в момент присвоения шаблону статуса «Принят регулятором».
В силу подпункта «а» пункта 3 Стандартов раскрытия информации информация раскрывается регулируемыми организациями, в том числе путём обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов или на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации.
Раскрытие информации на сайтах в сети «Интернет» осуществляется по формам, утверждаемым Федеральной службой по тарифам. Раскрываемая информация должна быть доступна в течение 5 лет (пункт 6 Стандартов раскрытия информации).
Согласно пункту 35 Стандартов раскрытия информации регулируемыми организациями, осуществляющими водоотведение, подлежит раскрытию информация: а) о регулируемой организации (общая информация); б) о тарифах на регулируемые товары (услуги); в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности); г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации и их соответствии установленным требованиям; д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчётах об их реализации; е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения; ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении к централизованной системе водоотведения; з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения; и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организации; к) о предложении регулируемой организации об установлении тарифов в сфере водоотведения.
В разделах II и III Стандартов раскрытия информации указаны сведения, которые должна содержать подлежащая раскрытию информация для регулируемых организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение.
В соответствии с пунктом 48 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в пунктах 36, 44 и 45 настоящего документа (содержат информацию о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги, информацию об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг, информацию о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к централизованной системе водоотведения), раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования.
В соответствии с пунктом 53 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в пункте 42 настоящего документа (содержит информацию о наличии (отсутствии) технической возможности подключения к централизованной системе водоотведения, а также о регистрации и ходе реализации заявок о подключении к централизованной системе водоотведения), раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация.
В соответствии с пунктом 54 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в пунктах 46 и 47 настоящего документа (содержит информацию о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере водоотведения), раскрывается организацией в течение 10 календарных дней со дня подачи ею заявления об установлении тарифов в сфере водоотведения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления).
В соответствии с пунктом 55 Стандартов раскрытия информации информация, указанная в пункте 38 настоящего документа (содержит общую информацию о регулируемой организации), подлежит раскрытию в течение месяца со дня вступления в силу настоящего документа.
Таким образом, учитывая положения процитированных норм права, в целях установления наличия в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административному органу необходимо установить, что в действиях Общества имело место нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм её предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 9.15 данного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, из содержания указанных норм права следует, что данное нарушение возможно установить при наличии информации о сроках, в соответствии с которыми лицо должно исполнить обязанность по представлению соответствующей информации.
В рассматриваемом случае, судом первой инстанции установлен и подтверждается материалами дела, факт непредставления Обществом информации о своей деятельности (её не раскрытие на сайте РЭК Омской области).
Между тем, суд апелляционной инстанции, исходя из содержания оспариваемого постановления, пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае административный орган не доказан вменяемый ОАО «Транссибнефть» состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, апелляционный суд считает, что административный орган в данном случае ни в протоколе об административном правонарушении, ни в постановлении о назначении административного наказания не описал объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения, поскольку, как обоснованно указал суд первой инстанции, РЭК Омской области вместо описания фактических сведений о событии правонарушения в соответствии с диспозицией части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничились констатацией факта непредставления организацией в установленные сроки необходимых сведений, без конкретизации обстоятельств его совершения.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, в протоколе и оспариваемом постановлении Комиссия указала на непредставление информации за 2013, 2014 годы, в то время как положения пунктов 48, 53-55 Стандартов раскрытия информации указывают на календарные сроки такого представления, исчисляемые в днях, с привязкой к тому, или иному событию. Так, в соответствии с требованиями законодательства информация раскрывается регулируемой организацией, в том числе не позднее 30 календарных дней со дня принятия решения об установлении тарифа на очередной период регулирования; ежеквартально, в течение 30 календарных дней по истечении квартала, за который раскрывается информация; в течение 10 календарных дней со дня подачи регулируемой организацией заявления об установлении тарифов в сфере водоотведения в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления).
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, в материалах дела отсутствуют решения об установлении тарифа на очередной период регулирования, заявление регулируемой организации об установлении тарифов в сфере водоотведения, поданное в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (орган местного самоуправления), а также не указано за какие кварталы 2013, 2014 обязано было раскрыть информацию.
Учитывая указанное, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что в рассматриваемом случае не представляется возможным установить с достоверностью факт нарушения заявителем установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм её предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что в данном случае административный орган не доказал событие административного правонарушения, вменяемого Обществу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что основания для привлечения заявителя к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае отсутствуют.
Учитывая изложенное, постановление о назначении административного наказания является незаконным, подлежит отмене.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выше выводы апелляционного суда и указывающие на законность постановления от 30.04.2014 № 04-03/79-3-42.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями , 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу региональной энергетической комиссии Омской области оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 10.07.2014 по делу № А46-6621/2014 – без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий | А.Н. Лотов | |
Судьи |