ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 08АП-8701/18 от 29.08.2018 Восьмого арбитражного апелляционного суда

1122/2018-42554(1)

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Омск

Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2018 года

Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе: 

председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Сидоренко О.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Журко А.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный  номер 08АП-8701/2018) Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных  отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа  на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.05.2018 по  делу № А81-1754/2018 (судья Кустов А.В.) 

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Сургут»  (ИНН <***>, ОГРН <***>) 

к Департаменту природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития  нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа 

об оспаривании решения от 01.12.2017 № 2701-17/242081 об отказе в выдаче разрешения  на использование земельного участка 

при участии в судебном заседании представителей: 

от Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития  нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа - представитель не  явился; 

от общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Сургут» -  представитель не явился. 

установил:


общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Сургут» (далее  по тексту - заявитель, ООО «Газпром трансгаз Сургут», Общество) обратилось в  арбитражный суд с заявлением к Департаменту природно-ресурсного регулирования,  лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного  округа (далее – Департамент) об оспаривании решения от 01.12.2017 № 2701-17/242081  об отказе в выдаче разрешения на использование земельного участка, а также об  обязании Департамента выдать испрашиваемое разрешение в отношении земельного  участка находящихся в государственной собственности в целях выполнения  капитального ремонта объекта. 

Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от  22.05.2018 по делу № А81-1754/2018 требования ООО «Газпром трансгаз Сургут»  удовлетворены. Решение Департамента от 01.12.2017 № 2701-17/242081 об отказе в  выдаче разрешения на использование земельного участка, признано недействительным.  Указанным судебным актом Департамент обязан устранить допущенные нарушения  прав и законных интересов ООО «Газпром трансгаз Сургут» путем выдачи разрешения  на использование земельных участков по проекту: «Капитальный ремонт перехода  газопровода под автомобильной и железной дорогой (км 204) объекта Пурпейского  ЛПУМГ «Магистральный газопровод Комсомольское-Сургут-Челябинск 1 нитка 1683,4  км» инв. № 000011» общей площадью 2,1411 га. Этим же судебным актом с  Департамента в пользу ООО «Газпром трансгаз Сургут» взысканы судебные расходы по  уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. 

Не согласившись, Департамент обратился в Восьмой арбитражный  апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение первой  инстанции отменить, в удовлетворении требований отказать. 

В апелляционной жалобе Департамент указывает на то, что не наделен  полномочиями по выдаче разрешения на использование лесов для выполнения работ по  текущему и капитальному ремонту линейных объектов без предоставления лесного  участка в порядке статьи 39.34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК  РФ). 

Департамент в апелляционной жалобе ссылается на то, что в соответствии с  Лесным кодексом Российской Федерации (далее – ЛК РФ), приказом Федерального  агентства лесного хозяйства от 27.12.2010 № 515 «Об утверждении порядка  использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для 


разработки месторождений полезных ископаемых» (далее – Приказ № 515),  постановлением Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.09.2012 №  132-ПГ «Об утверждении Административного регламента департамента природно- ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса  Ямало-Ненецкого автономного округа по предоставлению государственной услуги  «Выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях  лесного фонда без предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не  влечет за собой проведение рубок лесных насаждений» (далее - Административный  регламент № 132-ПГ) Департаментом выдаются лишь разрешения на выполнение работ  по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления лесного  участка. 

Указывает, что заявление Общества было рассмотрено Департаментом в рамках  Административного регламента № 132-ПГ. Согласно Административному регламенту   № 132-ПГ предоставление государственной услуги по выдаче разрешения на  выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без  предоставления лесного участка, может быть осуществлено при наличии лицензии на  пользование недрами, а также, если выполнение работ не влечет за собой проведение  рубок лесных насаждений и строительство капитального объекта. Ввиду того, что  лицензия на пользование недрами у заявителя отсутствовала, а также при проведении  работ предполагалась рубка лесных насаждений, заявителю было отказано. 

По мнению подателя апелляционной жалобы, отказ в удовлетворении последней  повлечет неисполнимость решения суда первой инстанции, в силу того что спорные  лесные участки уже переданы в аренду Обществу, и выдать разрешение на  использование лесных участков переданных в аренду не представляется возможным.  Заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела приказа Департамента от 


27.08.2018 № 3392 «О предоставлении в аренду лесных участков в составе земель  лесного фонда». 

В представленном отзыве на апелляционную жалобу Общество просит решение  суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. 

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени  рассмотрения дела по апелляционной жалобе, в судебное заседание не явились,  представителей не направили. 

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации рассмотрение (далее – АПК РФ) апелляционной жалобы проведено в  отсутствие представителей лиц, участвующих в деле. 

Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены  арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями  266, 268 АПК РФ

Как следует из материалов дела, 23.10.2017 ООО «Газпром трансгаз Сургут»  обратилось в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на использование  земельного участка по проекту: «Капитальный ремонт перехода газопровода под  автомобильной и железной дорогой (км 204) объекта Пурпейского ЛПУМГ  «Магистральный газопровод Комсомольское-Сургут-Челябинск 1 нитка 1683,4 км»  инв. № 000011» общей площадью 2,1411 га. 

По результатам рассмотрения заявления Департаментом принято решение от  01.12.2017 № 2701-17/242081 об отказе в выдаче разрешения. 

Отказ мотивирован тем, что выдача разрешения на использование земельного  участка не относится к полномочиям Департамента, в соответствии с ЛК РФ и  Приказом № 515 Департаментом осуществляется выдача разрешений на выполнение  работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без предоставления  лесного участка, при наличии сведений о лицензии на пользование недрами. 

Не согласившись с отказом Департамента о предоставлении земельного участка,  Общество обратилось в арбитражный суд о признании его недействительным. 

Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в  материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы (с учетом  поступивших дополнений) и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что  оснований для изменения (отмены) судебного акта не имеется, в связи со следующим. 


В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ЗК РФ земельное законодательство  регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как  основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории  (земельные отношения). 

К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов,  животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо  охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране  объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются  соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство,  законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных  ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо  охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного  наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы (пункт 2  статьи 3 ЗК РФ). 

Статьей 9 ЛК РФ установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования  лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками  (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного  пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке,  которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством  Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством,  если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. 

Согласно статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О  недрах» (далее - Закон о недрах) земельные участки, в том числе лесные участки,  водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и  необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются  пользователям недр в соответствии с гражданским законодательством, земельным  законодательством, лесным законодательством, водным законодательством и  настоящим Законом. 

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной  собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами,  предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов,  аукционов). 

В соответствии с частью 3 статьи 45 ЛК РФ лесные участки, которые находятся в  государственной или муниципальной собственности и на которых расположены 


линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего  Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном  пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие  линейные объекты. 

В силу части 5 статьи 45 ЛК РФ порядок использования лесов для строительства,  реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным  федеральным органом исполнительной власти. 

В соответствии со статьей 45 ЛК РФ Приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 б  утверждены Правила использования лесов для строительства, реконструкции,  эксплуатации линейных объектов (далее - Правила № 223). 

Согласно пункту 2 Правил № 223 под линейными объектами понимаются линии  электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а  также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных  объектов. 

Пунктом 4 Правил № 223 предусмотрено, что лесные участки, которые находятся  в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены  линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 ЛК РФ,  гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном  пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие  линейные объекты. 

В части 1 статьи 25 ЛК РФ перечислены виды использования лесов, к которым  отнесены: заготовка древесины (пункт 1); выполнение работ по геологическому  изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (пункт 11);  строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а  также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных  портов, причалов (пункт 12); строительство, реконструкция, эксплуатация линейных  объектов (пункт 13). 

В соответствии с частью 2 статьи 25 ЛК РФ леса могут использоваться для одной  или нескольких целей, предусмотренных части 1 настоящей статьи. 

В силу статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)  гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только  в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя,  нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства. 


Как указывалось ранее, 23.10.2017 Общество обратилось в Департамент с  заявлением о выдаче разрешения на использование земельного участка по проекту:  «Капитальный ремонт перехода газопровода под автомобильной и железной дорогой  (км 204) объекта Пурпейского ЛПУМГ «Магистральный газопровод Комсомольское- Сургут-Челябинск 1 нитка 1683,4 км» инв. № 000011» общей площадью 2,1411 га. 

Департамент решением от 01.12.2017 № 2701-17/242081 отказал в выдаче  разрешения. 

В апелляционной жалобе Департамент указывает, что выдача разрешения на  использование лесов для выполнения работ по текущему и капитальному ремонту  линейных объектов без предоставления лесного участка к полномочиям Департамента  не относится. 

Податель жалобы ссылается на пункт 2 части 1 статьи 39.33 ЗК РФ, согласно  которому использование земель или земельных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных  участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться  без предоставления земельных участков и установления сервитута при капитальном или  текущем ремонте линейного объекта. 

Использование земель и земельных участков, находящихся в государственной  или муниципальной собственности, в целях текущего ремонта линейного объекта может  осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов на  основании разрешения органа государственной власти или органа местного  самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ

В соответствии со статьей 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам  государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих  полномочий в области лесных отношений по предоставлению в границах земель  лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду,  безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных  насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов),  принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования,  заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в  границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании  предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда, а также выдаче  разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного  фонда. 


На территории Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствии с  постановлением Правительства ЯНАО от 29.04.2013 № 297-П вышеуказанные  полномочия осуществляет Департамент. 

По положению о Департаменте, (утвержденном Постановлением Правительства  ЯНАО от 29.04.2013 № 297-П), Департамент является центральным исполнительным  органом государственной власти автономного округа, проводящим государственную  политику, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность и  государственный надзор, а также обеспечивающим реализацию полномочий  автономного округа как субъекта Российской Федерации в области использования и  охраны недр, водных объектов, лесов, в том числе земель лесного фонда, объектов  животного мира и водных биологических ресурсов и т.д. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300  утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на  землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной  собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. 

В указанный перечень в числе прочих включены подземные линейные  сооружения и их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их  использования, для размещения которых не требуется разрешение на строительство  (пункт 1); нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы давлением до 1,2 МПа, для  размещения которых не требуется разрешение на строительство (пункт 6). 

Пунктами 2.2.7 - 2.2.11 Положения предусмотрено, что к полномочиям  Департамента относится предоставление в границах земель лесного фонда лесных  участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а  также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений в том числе  организация и проведение соответствующих аукционов, предоставление в границах  земель лесного фонда лесных участков в аренду, в том числе организация и проведение  соответствующих аукционов, предоставление в границах земель лесного фонда лесных  участков в аренду без проведения аукционов, а также выдача разрешений на  выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда без  предоставления лесного участка, если выполнение таких работ не влечет за собой  проведение рубок лесных насаждений. 

Как верно указано ООО «Газпром трансгаз Сургут» в отзыве на апелляционную  жалобу административный регламент не определяет полномочия федерального органа  исполнительной власти, а лишь регулирует порядок их осуществления этими органами. 


Таким образом, суд апелляционной инстанции отклоняет довод об отсутствии  полномочий, так как позиция Департамента основана на ошибочном толковании  положений действующего законодательства, поскольку в рассматриваемом случае  Департамент реализует делегируемые полномочия. 

Также Департамент в апелляционной жалобе приводит довод о том, что согласно  Административному регламенту № 132-ПГ предоставление государственной услуги по  выдаче разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях  лесного фонда без предоставления лесного участка может быть осуществлено при  наличии лицензии на пользование недрами, а также если выполнение работ не влечет за  собой проведение рубок лесных насаждений и строительство капитального объекта.  Ввиду того, что лицензия на пользование недрами у Общества отсутствовала, а также  при проведении работ предполагалась рубка лесных насаждений, заявителю было  отказано. 

Указанный довод отклоняется апелляционной коллегией по нижеследующим  мотивам. 

Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка,  находящихся в государственной или муниципальной собственности регламентируется  постановлением Правительства Российской Федерации от 27.11.2014 № 1244 «Об  утверждении Правил выдачи разрешения на использование земель или земельного  участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (далее -  Правила № 1244). 

Согласно пункту 2 Правил № 1244 заявление о выдаче разрешения подается  физическим или юридическим лицом либо представителем заявителя в  исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления,  уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в  государственной или муниципальной собственности, при этом в заявлении, согласно  пункту 3 Порядка, должны быть указаны: 

а) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя и  реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление  подается физическим лицом; 

б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения  о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре  юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом; 


в) фамилия, имя и (при наличии) отчество представителя заявителя и реквизиты  документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается  представителем заявителя; 

г) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с  заявителем или представителем заявителя; 

д) предполагаемые цели использования земель или земельного участка в  соответствии с пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ

е) кадастровый номер земельного участка - в случае, если планируется  использование всего земельного участка или его части; 

ж) срок использования земель или земельного участка (в пределах сроков,  установленных пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ). 

В качестве необходимых документов к заявлению прилагаются (пункт 4): 

а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и представителя  заявителя, и документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя, в  случае, если заявление подается представителем заявителя; 

б) схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного  участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек  границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть  земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении  государственного кадастра недвижимости). 

В соответствии с пунктом 9 Правил № 1244 решение об отказе в выдаче  разрешения принимается в случае, если: заявление подано с нарушением требований,  установленных пунктами 3 и 4 настоящих Правил; в заявлении указаны цели  использования земель или земельного участка или объекты, предполагаемые к  размещению, не предусмотренные пунктом 1 статьи 39.34 ЗК РФ; земельный участок,  на использование которого испрашивается разрешение, предоставлен физическому или  юридическому лицу. 

Перечень носит исчерпывающий характер.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с  выводом суда первой инстанции о том, что у Департамента отсутствовали основания  для отказа в выдаче разрешения на использование земельных участков по проекту:  «Капитальный ремонт перехода газопровода под автомобильной и железной дорогой  (км 204) объекта Пурпейского ЛПУМГ «Магистральный газопровод Комсомольское- Сургут-Челябинск 1 нитка 1683,4 км» инв. № 000011» общей площадью 2,1411 га. 


Довод Департамента о том, отказ в удовлетворении жалобы повлечет  неисполнимость решения суда первой инстанции, в силу того, что спорные лесные  участки уже переданы в аренду Обществу, и выдать разрешение на использование  лесных участков переданных в аренду не представляется возможным, отклоняется. 

В соответствии с частью 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке  апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно  представленным доказательствам повторно рассматривает дело. 

Основанием для отмены судебного акта предусмотрены статьей 270 АПК РФ.

При этом фактическое удовлетворение заинтересованным лицом требований  после вынесения решения судом таким основанием не является. 

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил  заявленные требования. 

Учитывая, что заявитель в апелляционной жалобе не ссылается на  доказательства и не приводит доводы, которые не были учтены и оценены судом первой  инстанции, равно как и доказательства, которые бы опровергали выводы суда первой  инстанции, апелляционный суд приходит к мнению о том, что спор рассмотрен судом  первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права  не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по  делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, в связи с чем, не имеется  правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. 

Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм  материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли  бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции. 

Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не  рассматривается, так как Департамент в силу пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса  Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден. 

На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый  арбитражный апелляционный суд 

ПОСТАНОВИЛ:

Апелляционную жалобу Департамента природно-ресурсного регулирования,  лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного 


округа оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого  автономного округа от 22.05.2018 по делу № А81-1754/2018 – без изменения. 

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть  обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно- Cибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в  полном объеме. 

Председательствующий Н.А. Шиндлер 

Судьи Л.А. Золотова 

 О.А. Сидоренко