ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-10861/2006 от 31.08.2006 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Москва №09АП-10861/2006-АК

19 сентября 2006г.

Резолютивная часть постановления объявлена 31.08.2006

Постановление в полном объеме изготовлено 19.09.2006

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего Катунова В.И.

Судей Чепик О.Б., Якутова Э.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Халиной И.Ю.

Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца (заявителя) – ОАО Центракадемстрой» на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2006г. по делу №А40-11661/06-148-115, принятое судьей Каменской О.В.

по иску /заявлению ОАО Центракадемстрой» о признании незаконным бездействияДепартамента земельных ресурсов г. Москвы, выразившегося в не предоставлении сведений государственного земельного кадастра, изготовленных в виде кадастровой карты (плана) земельного участка по адресу: <...> и обязании Департамента земельных ресурсов г.Москвы предоставить ОАО "Центракадемстрой" сведения государственного земельного кадастра в виде кадастрового плана земельного участка по форме В.1-В.6, расположенного по адресу: <...>, площадью 3,6965 га.

с участием в деле в качестве 3-его лица: Институт физико-химических проблем керамических материалов РАН

при участии: от истца (заявителя): ФИО1 по доверенности от 03.03.2006г., паспорт <...> выдан 25.10.2001; ФИО2 по доверенности от 03.03.2006, паспорт <...> выдан 11.04,2003;

от ответчика (заинтересованного лица) ФИО3 по доверенности от 30.12.2005, удостоверение № 805;

от 3-го лица: ФИО4, по доверенности от 05.06.06r., паспорт <...> выдан 23.07.2002; ФИО5 по доверенности от 15.06.2006г, паспорт <...> выдан 17.10.2002

У С Т А Н О В И Л:

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2006г. по делу №А40-11661/06-148-115  в удовлетворении заявления отказано.

При этом Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что Департамент земельных ресурсов предоставляет сведения в виде кадастрового плана, а кадастровый план изготавливается в отношении земельного участка, прошедшего кадастровый учет, ответчик письмом от 14.02.2006 №33-1-2173/6-0-1 сообщил заявителю о представлении в Департамент необходимых документов для проведения кадастрового учета, что заявителем не произведено, земельный участок по адресу: <...> ПА, площадью 3,6965 га не прошел кадастровый учет, а также для постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 3,6965 га необходимо снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 77:06:02008:093, предоставленный Институту физико-химических проблем керамических материалов РАН, заявителем также не произведены действия по оформлению в надлежащем порядке межевания земельного участка, в связи с чем пришел к выводу о том, что действия Департамента не могут рассматриваться как незаконное бездействие, незаконность действий также отсутствует.

Не согласившись с принятым решением, заявитель по делу – ОАО "Центракадемстрой" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить судебное решение, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе указывает, что имеет место незаконное бездействие со стороны Департамента земельных ресурсов г. Москвы; считает, что ответчик без законных оснований бездействует и не выдает заявителю необходимые сведения земельного кадастра, т.е. кадастровый план земельного участка.

Ответчик – Департамент земельных ресурсов г. Москвы письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, представитель в судебном заседании указал на необоснованность ее доводов.

3-е лицо - Институт физико-химических проблем керамических материалов РАН представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражает против доводов жалобы, просит оставить ее без удовлетворения.

Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителя ОАО "Центракадемстрой", поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, представителей Департамента земельных ресурсов г. Москвы и Института физико-химических проблем керамических материалов РАН, просивших оставить решение без изменения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.

Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.

Как видно из материалов дела, ОАО "Центракадемстрой" обратилось в Департамент земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о предоставлении кадастрового плана земельного участка, находящегося по адресу: <...>, что подтверждается письмом от 27.01.2006 № 18.

Департамент земельных ресурсов г. Москвы письмом № 33-1-2173/6-0-1 от 14.02.2006 сообщил заявителю о том, что в настоящий момент земельно-правовые отношения с ОАО "Центракадемстрой" на указанный участок не оформлены, земельный участок не поставлен на кадастровый учет. В связи с этим, запрошенные сведения могут быть предоставлены после оформления прав землепользования или после выполнения необходимых работ для постановки земельного участка на кадастровый учет в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и приказом Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастр) от 13.06.2001 № П/115 "Об утверждении документов государственного земельного кадастра".

Суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда о том, что действия Департамента земельных ресурсов г. Москвы не могут рассматриваться как бездействие, Истец не выполнил требований направленного ему Ответчиком письма от 14.02.06 г. № 33-1-2173/6-0-1.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственного земельном кадастре" сведения государственного земельного кадастра носят открытый характер и предоставляются заинтересованному лицу в виде выписок из государственного земельной кадастра, а также в предусмотренных законом случаях в виде копий, хранящихся в кадастровом ннымие могут быть признаныто _________________________________________________________________________________________________ деле документов, выдача кадастровых карт заявителям регулируется Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре".

Согласно п. 2 ст. 19 данного закона для проведения государственного кадастрового учета земельных участков заинтересованные юридические лица подают в органы, осуществляющие деятельность по ведению государственного земельного кадастра заявку, правоустанавливающие документы на земельный участок и документы о межевании земельных участков.

Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено деление земель города на территориальные зоны. Правилами землепользования и застройки устанавливаются отдельные градостроительные регламенты для каждой территории с учетом особенностей их расположения и развития. Градостроительные регламенты обязательны для согласования всеми землепользователям независимо от форм собственности на землю.

Согласно п. 3 ст. 30 Закона г. Москвы от 14.05.2003 "О землепользовании и застройке в г. Москве" в правоустанавливающие документы на землю должны быть внесены требования о реализации в согласованные сроки мероприятий по приведению фактического использования земельного участка в соответствии с разрешенным, а также должно указываться на невозможность перепрофилирования производств и земель без согласования с Правительством Москвы.

В соответствии со ст. 20 ФЗ от 18.06.2001 №78-ФЗ "О землеустройстве" карта (план) объекта землеустройства составляется исключительно по данным измерений, полученных при его межевании.

Департамент земельных ресурсов г. Москвы действует на основании Положения о Департаменте земельных ресурсов г. Москвы, утвержденного 07.10.1996 совместным Распоряжением Мэра г. Москвы и Госкомземом.

Пунктом 2.19 данного Положения предусмотрено, что Департамент земельных ресурсов г.Москвы осуществляет выдачу документов на земельные участки на основании распорядительных актов Московской городской Администрации.

Статья 14 ФЗ от 02.01.2000 № 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" устанавливает, что моментом возникновения или моментом прекращения земельного участка как объекта государственного учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

Часть 2 указанной статьи устанавливает, что в Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; месторасположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в т.ч. размеры - платы за землю; качественные характеристики; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 918 утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра. Согласно п. 6 Правил выписки, содержащие сведения об определенном земельном участке, изготавливаются в форме кадастрового плана этого земельного участка.

Судом первой инстанции правомерно указано, что исходя из буквального толкования п. 1 ст. 22 ФЗ «О государственном земельном кадастре» следует, что сведения государственного земельного кадастра могут быть представлены только в отношении земельного участка, прошедшего кадастровый учет.

Таким образом, для предоставления сведений из государственного земельного кадастра в отношении конкретно определенного земельного участка необходимо предварительное прохождение им кадастрового учета. Отсутствие кадастрового учета запрашиваемого земельного участка указывает на невозможность предоставления сведений о нем.

В целях постановки соответствующего земельного участка на кадастровый учет заинтересованные лица по правилам п. 7 ст. 36 ЗК РФ подают в уполномоченные органы заявления об изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждения проекта его границ.

Однако истец в нарушении п. 7 ст. 36 ЗК РФ не обращался к ответчику с заявлением об изготовлении соответствующей кадастровой карты (плана) и утверждения ее границ.

В связи с изложенным, судом обоснованно сделан вывод о том, что поскольку сведения государственного земельного кадастра представляются в виде кадастрового плана, а кадастровый план изготавливается в отношении земельного участка, прошедшего кадастровый учет, ответчик правомерно сообщил истцу о представлении в Департамент необходимых документов для проведения кадастрового учета, что подтверждается письмом от 14.02.06 г. № 33-12173/6-0-1 (Т. 1, л.д. 30).

Невыполнение истцом требований вышеуказанного письма привело к невозможности ответчика осуществить действия по изготовлению соответствующей кадастровой карты (плана) и утверждения ее границ и как следствие - удовлетворения требования истца о предоставлении ему запрашиваемых сведений.

Необходимо также отметить, что истцом в нарушение ст. 19 ФЗ «О государственном земельном кадастре» не соблюден порядок проведения государственного кадастрового учета земельного участка, в связи с чем доводы относительно бездействия ответчика не могут быть признаны обоснованными

Следует признать, что проведение государственного кадастрового учета производится:

- на основании заявки о постановке на кадастровый учет, в соответствии с требованиями ст. 19 ФЗ «О государственном земельном кадастре», и в форме, установленной Требованиями к оформлению заявок о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, утвержденных Приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 13.06.01 г. № п/115, зарегистрированных в Минюсте РФ 20.06.01 г.;

- на основании правоустанавливающих документов на земельные участки, в соответствии со ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 г.;

- на основании документов о межевании земельных участков в соответствии со ст. 17 ФЗ «О землеустройстве».

Однако, истцом не исполнены вышеуказанные положения ст. 19 ФЗ «О государственном земельном кадастре», ст. 17 ФЗ «О землеустройстве».

Кроме того, в соответствии со ст. 17 ФЗ «О землеустройстве» межевание объекта землеустройства включает в себя работы по определению границ объекта землеустройства на местности и их согласование.

Согласно пунктам 9.1. и 9.2 Инструкции по межеванию земель (утв. Роскомземом 08.04.96 г.) установление границ земельного участка производит на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером-землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города).

Между тем, из представленного истцом Технического Отчета (т.1, л.д.56) о межевании видно, что указанный документ не отвечает вышеуказанным требованиям, то есть:

- установление границ осуществлялось в отсутствие представителей исполнительных органов власти, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей;

- результаты установления и согласования границ земельного участка не оформлялись актом, который должен быть подписан собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), соответствующим органом исполнительной власти.

Таким образом, в нарушение ст. 19 ФЗ «О государственном земельном кадастре» истец не представил документов о межевании земельных участков, в соответствии со ст. 17 ФЗ «О землеустройстве» в отсутствии которых, осуществить кадастровый учет заявленного земельного участка не представляется возможным.

Как правильно установлено судом первой инстанции, в государственном земельном кадастре имеются сведения о земельном участке по адресу: <...>, площадью 6, 1070 га, поставленном на кадастровый учет с № 77: 06: 02008:093, предоставленным на праве постоянного (бессрочного) пользования Институту физико-химических проблем керамических материалов РАН.

На основании п. 3 ст. 20 ФЗ «О государственном земельном кадастре», согласно которого в проведении кадастрового учета земельных участков должно быть отказано в случае, если при межевании земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учет, нарушены права смежных землепользователей.

Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что судебное решение принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.

Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относится на ее заявителя.

На основании изложенного и ст. ст. 36 ЗК РФ, ст. ст. 19, 20, 22 ФЗ РФ «О государственном земельном кадастре», ст. 17 ФЗ РФ «О землеустройстве», Правил предоставления сведений государственного земельного кадастра, утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 918, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.07.2006 г. по делу №А40-11661/06-148-115 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий: В.И. Катунов

Судьи: О.Б. Чепик

Э.В.Якутов