ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-25924/2012 от 19.09.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-25924/2012-ГК

г. Москва Дело № А40-49163/12-12-220

21 сентября 2012 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2012 года

Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2012 года

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,

Судей Сазоновой Е.А., Седова С.П.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коплик Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Открытого акционерного общества «Аэропорт Байкал (Улан - Удэ)»

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2012 г.

по делу № А40-49163/12-12-220, принятое судьей Чадовым А.С.,

по иску Открытого акционерного общества «Аэропорт Байкал (Улан - Удэ)» (ОГРН <***>)

к Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН <***>)

о взыскании неосновательного обогащения в размере 1.717.538 руб. 06 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 321.650 руб. 14 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 по доверенности от 13.08.2012;

от ответчика: ФИО2 по доверенности от 21.10.2011 №2545

У С Т А Н О В И Л:

Открытого акционерного общества «Аэропорт Байкал (Улан - Удэ)» (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик) в пользу истца суммы неосновательного обогащения в размере 1.717.538 руб. 06 коп. и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 321.650 руб. 14 коп.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 05.06.12 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с решением от 05.06.12, Открытого акционерного общества «Аэропорт Байкал (Улан - Удэ)» обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 05.06.12 подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ОАО «Аэропорт Байкал» осуществляет в аэропорту Улан-Удэ обслуживание иностранных воздушных судов, выполняющих наблюдательные полеты в соответствии с международным Договором по отрытому небу, подписанным в городе Хельсинки 24.03.1992 г.

Как правильно указал суд первой инстанции, согласно Актам по форме «А» № 4, № 5, № 7, № 28, № 29, № 47, № 48, № 49, № 50, № 50д, и Актам по форме «С» № 4660, № 4666, № 6224 и № 6229 в аэропорту Байкал в период с 25.03.200 9г. по 01.04.2010 г. обслуживались воздушные судна типа С-130, С-135, выполнявшие наблюдательные полеты в соответствии с договором по открытому небу (позывной «OSY»).

Факт оказания истцом услуг по обслуживанию воздушных судов в соответствии с Международным Договором по открытому небу от 24.03.1992 г. подтверждается Актами № 00000636 от 30.04.2009 г., № 00000637 от 30.04.2009 г., а также Счетами № 150 от 31.03.2009 г., № 200 от 30.04.2009 г., и № 437 от 30.09.2009 г.

Договор по открытому небу ратифицирован Федеральным законом от 26.05.2001 г. № 57-ФЗ «О ратификации Договора по открытому небу». Согласно разделу IIприложения Е к договору по открытому небу аэродром Улан-Удэ определен в качестве пункта въезда/выезда и в качестве аэродрома открытого неба. В Перечне аэродромов Российской Федерации для использования в качестве аэродромов пунктов взъезда/выезда, аэродромов открытого неба, аэродромов дозаправки и запасных аэродромов по договору по открытому небу, утвержденном начальником генерального штаба Вооруженных Сил РФ и руководителем Федерального агентства воздушного транспорта, аэропорт Улан-Удэ определен как аэродром въезда/выезда и аэродром дозаправки. В соответствии с частью 1 статьи I Договора по открытому небу указанный договор устанавливает режим, который будет известен, как режим открытого неба, для проведения наблюдательных полетов Государствами-участниками над территориями других Государств-участников и излагает права и обязанности Государств-участников в отношении этого режима.

Суд первой инстанции также обоснованно указал, что Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1083 на Министерство обороны РФ возложены функции государственного заказчика по выполнению мероприятий, связанных с подготовкой и реализацией договора по открытому небу, а также по закупке необходимых для этого материальных ресурсов.

Финансирование всех работ и мероприятий, связанных с реализацией договора, осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета, выделяемых по статье «Ликвидация вооружений, включая выполнение международных обязательств». Формирование, размещение и выполнение заказов на закупку и поставку продукции, необходимой для выполнения мероприятий по реализации положений договора, осуществляется на основе контрактов, заключаемых государственным заказчиком в пределах выделенных на указанные цели финансовых средств (пункт 1 Постановления Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1083).

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований указал, что предъявляя требования о взыскании неосновательного обогащения истец должен доказать отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения денежных средств, факт, что приобретение или сбережение ответчиком состоялось за счет истца, а также размер обогащения. При этом, отсутствие хотя бы одного из совокупности указанных элементов свидетельствует об отсутствии неосновательного обогащения. Однако, указанные обстоятельства истцом не доказаны.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства от 20.04.1995 г. № 375 «Об утверждении Положения о взаимодействии федеральный органов исполнительной власти при реализации международного Договора по открытому небу», настоящее Положение определяет функции и задачи федеральных органов исполнительной власти при осуществлении прав и выполнении обязательств Российской Федерации, вытекающих из Договора по открытому небу.

Согласно п.п. в п. 20 Постановления Правительства от 20.04.1995 г. № 375 «Об утверждении Положения о взаимодействии федеральный органов исполнительной власти при реализации международного Договора по открытому небу», Министерство транспорта Российской Федерации обеспечивает аэронавигационное обслуживание и оказание услуг органами управления воздушным движением, посадку и взлет в аэропортах, аэродромное обслуживание (включая буксировку и сопровождение, стоянку и охрану на земле, а также заправку горючим и смазочными материалами) самолетов наблюдения и транспортных самолетов при осуществлении ими в рамках Договора наблюдательных, транспортных или транзитных полетов над территорией Российской Федерации без взимания аэронавигационных и аэропортовых сборов за оказанные услуги, за исключением заправки горючим и смазочными материалами.

При указанных обстоятельствах суд первой инстанции установил, что оплате подлежат только расходы на заправку горючим и смазочными материалами, сборы за посадку и взлет и аэродромное обслуживание не взимается.

Вместе с тем, следует участь, что вышеуказанный международный договор создает права и обязанности только для государств-участников этого договора.

Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1083 на Министерство обороны РФ возложены функции государственного заказчика по выполнению мероприятий, связанных с подготовкой и реализацией договора по открытому небу, а также по закупке необходимых для этого материальных ресурсов. Финансирование всех работ и мероприятий, связанных с реализацией договора, осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета, выделяемых по статье «Ликвидация вооружений, включая выполнение международных обязательств». Формирование, размещение и выполнение заказов на закупку и поставку продукции, необходимой для выполнения мероприятий по реализации положений договора, осуществляется на основе контрактов, заключаемых государственным заказчиком в пределах выделенных на указанные цели финансовых средств (пункт 1 IПостановления Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1083).

Согласно подпункту «б» пункта 5 Положения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти при реализации международного договора по открытому небу, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.04.1995 г. № 375, Министерство обороны РФ готовит предложения для включения в государственный оборонный заказ по объемам финансовых средств и материально-технических ресурсов, требуемых для обеспечения реализации договора, а также представляет в Министерство экономики РФ заявку на выделение необходимых финансовых средств.

Как следует из пункта 17 статьи VIдоговора по открытому небу обслуживание на аэродромах въезда/выезда, аэродромах открытого неба и аэродромах дозаправки воздушных судов иностранных государств, осуществляющих наблюдательные полеты над территорией Российской Федерации, является одним из мероприятий, связанных с реализацией договора по открытому небу.

Пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 26.09.1994 г. № 1083 и подпунктом «в» пункта 20 Положения о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти при реализации международного договора по открытому небу, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20.04.1995 г. № 375, освобождаются от оплаты аэронавигационные и аэропортовые сборы лишь эксплуатанты воздушных судов государств-участников договора по открытому небу.

Финансирование всех работ и мероприятий, связанных с реализацией договора по открытому небу, осуществляется за счет ассигнований из федерального бюджета, при этом с организациями, непосредственно выполняющими указанные работы и мероприятия, в связи с чем, Министерство обороны РФ, как государственный заказчик, должно было заключить государственный контракт с истцом.

Поскольку между истцом и ответчиком в заявленный в иске период отсутствовали договорные отношения, оказанные истцом услуг по обслуживанию воздушных судов, выполняющих наблюдательные полеты в соответствии с Договором по открытому небу на сумму 1.717.538 руб. 06 коп., являются неосновательным обогащением на стороне ответчика.

В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными нормативными актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего или произошло помимо их воли.

Исходя из смысла положений вышеуказанной статьи, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факта приобретения или сбережения имущества, то есть увеличения стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества; приобретение или сбережение имущества за счет другого лица, а также отсутствие правовых оснований приобретения или сбережения имущества одним лицом за счет другого.

Согласно пункту 2 статьи 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.

ОАО «Аэропорт Байкал» является субъектом естественной монополии.

Факт внесения ОАО «Аэропорт Байкал» в Реестр субъектов естественных монополий подтверждается Приказом Федеральной службы по тарифам от 9 апреля 2008 г. № 105-т.

В отношении отдельных видов услуг истца осуществляется государственное регулирование тарифов. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 августа 2007 г. № 173-т/4 «Об утверждении тарифов на услуги аэропорта, оказываемые ОАО «Международный аэропорт Улан-Удэ» утверждены ставки аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов.

Таким образом, цена применяемая истцом при расчете неосновательного обогащения соответствует ценам по которым, истец оказывает услуги другим потребителям.

Учитывая изложенное, требование истца о взыскании 1.717.538 руб. 06 коп. является обоснованными и подлежат удовлетворению.

ОАО «Аэропорт Байкал» просит взыскать проценты за общий период с 07.04.09 по 23.03.12 в сумме 321.650 руб. 14 коп.

Признавая возникновение у Министерства обороны Российской Федерации обязательств по возврату неосновательного обогащения, суд апелляционной инстанции признает правомерным требование о взыскании процентов, однако данное требование истца удовлетворению подлежит частично по следующим основаниям:

Суд апелляционной инстанции, оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, с учетом положений ст. 71 АПК РФ, установил, что требования истца о взыскании с ответчика неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с положениями ст.ст. 395, 1102 ГК РФ подлежат удовлетворению.

В порядке ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

решение Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2012 г. по делу № А40-49163/12-12-220 отменить.

Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН <***>) в пользу Открытого акционерного общества "Аэропорт Байкал (Улан - Удэ)" (ОГРН <***>) неосновательное обогащение в размере 1.717.538 (Один миллион семьсот семнадцать тысяч пятьсот тридцать восемь) руб. 06 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 321.650 (Триста двадцать одна тысяча шестьсот пятьдесят) руб. 14 коп. и расходы по государственной пошлине в размере 46.171 (Сорок шесть тысяч сто семьдесят один) руб. 79 коп.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: О.Н. Семикина

Судьи: Е.А. Сазонова

С.П. Седов