ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 09АП-31039/2012 от 01.11.2012 Девятого арбитражного апелляционного суда

ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

127994, Москва, ГСП-4, проезд Соломенной cторожки, 12

адрес электронной почты: info@mail.9aac.ru

адрес веб.сайта: http://www.9aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

№ 09АП-31039/2012

г. Москва Дело № А40-4005/12-90-21

08.11.2012г.

Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2012г.

Полный текст постановления изготовлен 08.11.2012г.

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи С.Н. Крекотнева

Судей В.Я. Голобородько, Р.Г. Нагаева

при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу

Федеральной налоговой службы России

на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2012

по делу № А40-4005/12-90-21

по заявлению ОАО "Новолипецкий металлургический комбинат"

(ОГРН 1024800823123; 398040, г. Липецк, пл. Металлургов, пл. 2)

к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5

(ОГРН 1037723021577; 129223, г. Москва, проспект Мира, ВВЦ, строение 164); Федеральной налоговой службе России

(ОГРН 1047707030513; 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23)

о признании частично недействительными ненормативных актов

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Бобкина И.Г. по дов. № 802 от 28.12.2011; Дунаева А.Н. по дов. № б/н от 01.10.2012; Логинов А.М. по дов. № 464 от 01.10.2012; Томилина Г.А. по дов. № 463 от 01.10.2012; Холодный Д.П. по дов. № 500 от 17.10.2012

от заинтересованных лиц:

от МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 – Исханов Р.М. по дов. № б/н от 23.01.2012

от ФНС России – Кочкин А.С. по дов. № ММВ-29-7/456 от 06.12.2011

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения ФНС России от 11.03.2011г. № 2-3-10/8 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части выводов по разделу 1.3 мотивировочной части и доначисления в связи с этим выводом налога на прибыль в размере 1 348 550 руб., требования № 365 «Об уплате налога, сбора, пени, штрафа» выставленного Межрайонной ИФНС Росси по крупнейшим налогоплательщикам № 5 по состоянию на 26.10.2011г. в части предложения уплатить налог на прибыль в размере 1 348 550 руб.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2012г. признано недействительным решение Федеральной налоговой службы от 01.03.2011г. № 2-3-10/8 в части в части выводов по разделу 1.3 мотивировочной части и доначисления в связи с этими выводами налога на прибыль в размере 1 348 550 руб. как несоответствующее требованиям НК РФ; признано недействительным требование № 365, выставленное Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 5 по состоянию на 26.10.2011г. в части предложения уплатить налог на прибыль в размере 1 348 550 руб. как несоответствующее требованиям НК РФ.

Не согласившись с принятым решением, инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований общества отказать.

Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу инспекции – без удовлетворения.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.

Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей заявителя и заинтересованных лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, Федеральной налоговой службой РФ была проведена повторная выездная налоговая проверка полноты и правильности исчисления и уплаты налогов за период с 01.01.2006 по 31.12.2006 года, по результатам которой 22.12.2010 года налогоплательщику был представлен Акт проверки № 2-3-10/17А, 11.03.2011 года вынесено Решение №2-3-10/8 «Об отказе в привлечении ОАО «НЛМК» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

29.03.2011 года на Решение ФНС РФ была подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган (Письмо № 133/00073 от 21.01.2011г).

24.08.2011 года ФНС РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ОАО «НЛМК» руководителем ФНС РФ вынесено Решение № ММВ-21-9/256.

Решением № 2-3-10/8 от 11.03.2011г., вступившим в силу, и с учетом изменений, внесенных Решением ФНС РФ от 24.08.2011г № ММВ-21-9/256, в частности, доначислен налог на прибыль в связи с необоснованностью списания излишнего количества сырья в составе материальных расходов в сумме 1 348 550 рублей.

26.10.2011г. Межрегиональной инспекцией ФНС по крупнейшим налогоплательщикам № 5 было выставлено Требование № 365 «Об уплате налога, сбора, пени, штрафа», которым, в частности, ОАО «НЛМК» было предложено погасить в срок до 17.11.2011г. задолженность по налогу на прибыль, в том числе, в сумме 1 348 550 рублей.

Суд, анализируя представленные по делу документы, приходит к выводу, что ненормативные акты налоговых органов, оспариваемые заявителем в части, приняты в нарушение норм налогового законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя ввиду следующего:

Доводы об отсутствии документального подтверждения расходов стоимости сырья на производство чугуна налоговый орган обосновывает сверкой данных рапортов по учету расхода сырья и топлива на производство чугуна и данных налогового учета, выявлением отклонения в данных документах. Исходя из выявленных отклонений, по мнению инспекции, на расходы списано большее количество агломерата, чем подтверждено документально (стр. 36 решения, т. 1, л.д. 34).

Данные выводы налогового органа необоснованы ввиду следующего:

В 2006 г. расчет потребления агломерата доменными цехами осуществлялся по разнице между поступившим агломератом из Агломерационного производства и отсевом агломерата, с учетом данных об остатках агломерата по оперативным учетным данным и фактических данных о наличии агломерата, определенных ежемесячной инвентаризацией.

Суд отмечает, что согласно Инструкции по учету выпуска и расхода агломерата на производство чугуна на НЛМК, утвержденной приказом № 96 от 10.02.1982г. (т. 1, л.д. 118-127) приходом агломерата в доменных цехах считается количество, выгруженное в цехе по массе, определенной фактической провеской агломерата на железнодорожных весах, как сумма учетных масс выгруженного агломерата из сменных рапортов выгрузки.

Порядок поступления агломерата в проверяемом периоде в доменные цеха предусмотрен Технологической инструкцией ТИ 05757665-ДЦ1-01-2006 доменного цеха №1 (т. 56, л.д. 1-131) и Технологической инструкцией ТИ 05757665-ДЦ2-01-2004 доменного цеха № 2 (т. 54, л.д. 1-103). Так, пунктом 3.1 ТИ 05757665-ДЦ1-01-2006 предусмотрено, что агломерат подается на бункера Доменного цеха партиями агловозов по утвержденному графику или по заявке бригадира бункеров. К моменту поступления партии агловозов в Доменный цех информация о его химическом составе партии агломерата и номера вагонов партии должны быть введены в компьютер контролером УТК АГП или переданы по телефону контролеру УТК на бункера доменных печей.

При подаче в ДЦ партии агломерата из запаса работники УЖДТ вместе с данной партией вагонов должны доставить документ, удостоверяющий качество этого агломерата. Пунктом 3.9 установлено, что выгрузку материалов из вагонов в бункера доменных печей производят в соответствии с планом размещения материалов в бункерах, утвержденным начальником участка загрузки доменных печей. Информацию о количестве выгруженного сырья бригадир бункеров передает контролеру УТК для ввода ее в компьютер в адрес той доменной печи, в бункера которой оно выгружено.

Пункт 3.11 указано, что выгрузку материалов производят с учетом равномерного использования всех бункеров с организацией мер, исключающих попадание материала в бункера, предназначенные для другого вида сырья. В случае необходимости заполнить бункер материалом другого вида, следует полностью выбрать ранее находившийся в нем материал и очистить бункер от его остатков.

После провески на ж/д весах в АГП, в доменных цехах поступивший и оприходованный по данным этой провески агломерат подается железнодорожными составами (агловозами) на бункера приемного устройства, находящимися на расстоянии 2-5 км. от АГП. Бункера для хранения шихтовых материалов предусмотрены для обеспечения бесперебойной и ритмичной загрузки материалов в доменную печь. И далее из бункеров, пройдя ряд технологических операций, связанных с грохочением (просеиванием), перегрузкой и перемещением по конвейерам, агломерат попадает в весовые воронки доменных печей.

Загружаемый в печь агломерат, по данным весов, заносится в сменные рапорта учета загруженного сырья и топлива, что полностью соответствует п. 3.3 Методических рекомендаций по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий металлургического комплекса. 9.

Доменное производство, утв. Министерством промышленности и энергетики РФ в 2004г. (т. 61, л.д. 97-118), на которые ссылается в своем решении налоговый орган (стр. 34, 38 Решения ФНС РФ, т. 1, л.д. 32, 36).

В связи с тем, что количественные показатели сменных рапортов являются учетными данными непосредственно загруженного в печь агломерата (т. 62, л.д. 100-102) и представляют собой основную составную часть расходуемого на производство чугуна сырья, но не всю, пунктом 3.5 указанных методических рекомендаций предусмотрено, что для обеспечения правильного списания сырья необходимо производить контрольные проверки снятия остатков сырья на первое число каждого месяца. На выявленные отклонения фактического наличия сырья от учетных данных, производится корректировка расхода.

Во исполнение указанных рекомендаций на ОАО «НЛМК» в проверяемый период производилось ежемесячное снятие остатков агломерата в бункерах для определения реального расхода агломерата по результатам инвентаризации.

Указанный порядок полностью соответствует п. 3.5. Методических рекомендаций по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий металлургического комплекса. 9.

Доменное производство, утв. Министерством промышленности и энергетики РФ в 2004г., в соответствии с которым для обеспечения правильного списания на производство сырья, основных материалов и топлива на первое число каждого месяца должны проводиться контрольные проверки их остатков на складах.

На выявленные в результате контрольных проверок, отклонения фактического наличия на складах от учетных данных за исключением случаев недостач, относимых за счет виновных в возникновении их лиц, уменьшается или соответственно увеличивается расход сырья, основных материалов и топлива на производство в отчетном месяце. В соответствии с п. 3.6 данных Рекомендаций выявленные контрольными проверками отклонения от фактического наличия сырья и топлива от учетных данных распределяются между чугунами и ферросплавами разных видов пропорционально учетному расходу сырья и топлива за отчетный месяц.

В Приложении № 4 к акту налоговой проверки, в расчете доначисленной суммы налога в отдельных месяцах 2006 налоговым органом выявлена корректировка документов оперативного производственного учета как в сторону увеличения расхода сырья, так и в сторону уменьшения расхода сырья (том 1, л.д. 87).

По мнению налогового органа, налогоплательщик должен был списать сырье в доменном производстве только по данным производственного учета, не учитывая данных ежемесячных ведомостей снятия остатков и ведомостей наличия сырья, топлива и полуфабрикатов, то есть без учета всех фактических данных, отраженных в первичных учетных документах.

Исходя из вышеизложенного, фактически количество использованного за месяц сырья (агломерата) за отчетный месяц в проверяемом периоде определялось расчетным путем как разница между остатками агломерата на начало месяца, плюс приход сырья за месяц по данным первичных бухгалтерских документов, минус масса отгруженного в АГП отсева агломерата и масса расхода агломерата по рапортам учета расхода сырья и топлива на производство чугуна по доменному цеху на основании:

- комиссионного снятия остатков агломерата на складах на 1-е число отчетного месяца, которые оформлялись актом инвентаризации полуфабрикатов, незавершенного производства (т. 23, л.д. 1-100, т. 24, л.д. 1-45);

- прихода агломерата в доменный цех - фактическая масса агломерата, провешенного на железнодорожных весах № 8 АГП и переданная в доменный цех за отчетный месяц (на основании требований-накладных формы № М-11) (т. 1, л.д. 102-114);

-возврата отсева агломерата в АГП (на основании требований-накладных формы № М-11),

-рапортов учета расхода сырья и топлива на производство чугуна по доменному цеху (суммарно по доменным печам) (т. 2-17, 19-22, 29-4551-53, 55, 57-59).

Вывод налогового органа о нарушении ОАО «НЛМК» п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившемся в документальном не подтверждении комбинатом списания сырья (агломерата) не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

В целях выполнения требований ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации передача сырья и материалов в производство оформляется первичными учетными документами, которые должны быть составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в ее подразделения согласно п. 100 "Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов", утвержденных Приказом Минфина России от 28.12.2001г. № 119н, являются лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма № М-8), требование-накладная (типовая межотраслевая форма № М-11), накладная на отпуск материалов на сторону (типовая межотраслевая форма № М-15).

В ОАО «НЛМК» первичными учетными документами по отпуску материалов со складов в производство (в том числе в агломерационном, доменном и конвертерном производстве) также являются требования-накладные (типовая межотраслевая форма № М-11), которые в полном объеме предоставлены налоговому органу при проведении выездной налоговой проверки за проверяемый период и в материалы дела (т. 28, л.д. 1-50).

Помимо накладных по форме М-11, количество используемого в производстве сырья подтверждается результатами инвентаризации. В качестве подтверждения размера расхода сырья заявителем предоставлены в ходе проверки ведомости снятия остатков по цехам (тома 23 и 24). Данные из этих первичных документов отражены в налоговых регистрах НР-04 по доменному производству (том 18).

По этой причине вывод налогового органа о нарушении ОАО «НЛМК» п.1 ст.252 НК РФ, выразившемся в документальном не подтверждении комбинатом списания сырья (агломерата) стоимостью 5 618 959 руб. неправомерен.

Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2.17 Положения об учетной политике в целях налогообложения, утв. Приказом № 875 от 30.12.2005г. (т. 61, л.д. 34-52) отнесение прямых расходов на конкретные подразделения и дальнейшее распределение расходов производится в соответствии с технологическими особенностями производства.

При этом материалы собственного производства, оприходованные на одном переделе и включенные в стоимость прямых расходов на производство продукции другого передела, составляют внутренний оборот и не включаются в состав прямых расходов налоговой декларации по налогу на прибыль.

В соответствии с пунктом 2.2.9 Положения об учетной политике в целях налогообложения, утв. Приказом № 875 от 30.12.2005г. в случае передачи товаров (работ, услуг) между подразделениями Общества доля признанных расходов, относящихся к переданным товарам (работам, услугам), подлежит вычету из общей суммы произведенных расходов у передающей стороны.

Оценка таких расходов осуществляется на основе данных налогового учета о сумме расходов, понесенных на их производство (приобретение, оказание). Сумма таких расходов подлежит признанию в качестве расходов подразделением, для деятельности которого они произведены.

Налоговый учет по налогу на прибыль на комбинате осуществляется путем формирования регистров налогового учета, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, а также аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.

Перечень регистров налогового учета содержится в приложении № 2 к Положению об учетной политике в целях налогового учета.

Делая выводы о неправомерном отнесении на расходы стоимости агломерата налоговый орган основывается на данных налогового регистра НР-04 «Расчет оценки остатков незавершенного производства» по аглодоменному производству (стр. 38 решения), в то время как налоговая декларация по налогу на прибыль формируется не на основании данных НР-04, а на основании данных НР-05 «Расчет суммы прямых расходов на производство и реализацию товаров, работ, услуг», которые служат основой для заполнения соответствующей строки налоговой декларации по налогу на прибыль.

Налоговый регистр НР-04 «Расчет оценки незавершенного производства» позволяет осуществлять калькулирование себестоимости продукции собственного производства (полуфабрикатов) по отдельным производствам ОАО «НЛМК».

Материальные расходы в НР-04 сгруппированы в разделы: «Покупные материалы» и «Материалы собственного производства».

«Покупные материалы» - это покупное сырье, поступившее от поставщиков и списанное в расходы конкретного передела.

«Материалы собственного производства» - полуфабрикаты, вспомогательные материалы, материалы из отходов других переделов, списанные на производство цехов -производителей продукции.

Использовать данные регистра НР-04 по отдельным производствам, составляющим единую технологическую цепь при производстве стали, для определения размера прямых расходов на производство и реализацию в целом по предприятию неправомерно, так как в декларацию по налогу на прибыль не включается стоимость полуфабрикатов и возвратных материалов, сформированных на предшествующих переделах и использованных в дальнейшем при производстве конечного продукта (стали).

Полуфабрикаты и материалы собственного производства, выпущенные одними переделами и списанные на производство других переделов, в налоговый регистр НР-6 04 включены в состав прямых расходов того производства, где они были использованы.

Одновременно, при определении себестоимости выпущенной продукции в целом по комбинату, это формирует внутренний оборот и не включается в налоговый регистр НР-05, поскольку стоимость выпущенной готовой продукции представляет собой суммарную оценку первичных элементов прямых затрат предыдущих переделов.

Для формирования налоговой декларации покупные сырье и материалы группируются в разрезе цехов в расшифровке строки 50 НР-05 и составляют сумму прямых материальных расходов в целом по предприятию.

Таким образом, налоговая декларация по налогу на прибыль формируется на основании налогового регистра НР-05 «Расчет суммы прямых расходов на производство и реализацию товаров, работ, услуг».

Налоговый регистр НР-05 включает три раздела:

-Расходы на производство продукции (работ, услуг);

-Данные о движении и остатках готовой продукции на складе;

-Данные о движении и остатках отгруженной продукции.

Первый раздел «Расходы на производство продукции» НР-05 состоит из:

первичных элементов затрат в виде покупных материалов, расходов на оплату труда и амортизационных отчислений, отнесенных на производство продукции каждого передела, которые уменьшаются на прямые расходы по продукции, использованной на непроизводственные нужды, и строки «изменение остатков незавершенного производства, полуфабрикатов и материалов собственного производства».

Покупные сырье и материалы группируются в разрезе цехов в расшифровке строки 50 НР-05 и составляют сумму прямых материальных расходов в целом по предприятию для формирования налоговой декларации.

Во втором разделе показан расчет себестоимости реализованной готовой продукции: выпущенная готовая продукция (строка 310 раздела 1 НР-05) +/- изменение остатков готовой продукции - отгруженная готовая продукция +/- прочее поступление (выбытие) готовой продукции.

В третьем разделе показан расчет отгруженной продукции: отгруженная готовая продукция +/- изменение остатков.

Итого, прямых расходов, подлежащих включению в расчет налогооблагаемой базы: выполнено работ, оказано услуг (строка 320) + реализовано готовой продукции (строка 460) + реализовано отгруженной продукции (строка 560).

Налоговый регистр НР-06 «Расчет сумм остатков готовой продукции на складе» содержит аналитические данные по движению готовой продукции, товаров отгруженных, с учетом поступления и реализации. А именно, остаток на начало периода + выпуск из производства - реализация = итого остаток на конец периода.

Данный регистр служит расшифровкой раздела II формы НР-05 «Данные о движении и остатках готовой продукции на складе».

Для примера, по данным налогового регистра НР-06 себестоимость тонны реализованного чугуна в январе 2006 г. составила 3 678 руб., что соответствует себестоимости налогового регистра НР-04. (т. 63, л.д. 23).

В НР-04 «Чугун передельный» расходы состоят из стоимости материалов покупных доменного цеха, материалов собственного производства (АГП), расходов на оплату труда персонала доменного цеха и амортизации основных средств доменного цеха (т. 18, л.д. 1-48).

В НР-05 стоимость материалов собственного производства АГП состоит из покупных материалов (концентрата, аглоруды, доломита, известняка), расходов на оплату труда персонала АГП и амортизации основных средств АГП. То есть в НР-05 стоимость материалов собственного производства (агломерата) отражена в виде первичных прямых затрат на его производство в АГП (т. 63, л.д. 24-106).

Соответственно себестоимость выпущенной готовой продукции (чугуна) в НР-06 не может отличаться от себестоимости в НР-04 На примере января 2006 г. заявителем показан порядок формирования налогового регистра НР-05 на основании данных налоговых регистров НР-04, и соответствие строк регистров НР-06 и НР-05 (т. 63, л.д. 23).

Так, сумма прямых материальных расходов комбината в январе 2006г. составила 3 838 111 476 руб. - строка 050 НР-05 «Расчет суммы прямых расходов на производство и реализацию товаров, работ, услуг», которая учитывается в целях налогообложения прибыли и указывается в налоговой декларации по налогу на прибыль.

В общей сумме материальных расходов по строке 50 НР-05 отражена только стоимость покупных материалов, что подтверждается расшифровкой строки 50 НР-05 в разрезе подразделений, в т.ч. по ДЦ №1 - 245 919 450 руб., АГП - 1 185 378 514 руб. (т. 63, л.д. 24-106).

Из представленного порядка формирования НР-05 видно, что общая сумма прямых материальных расходов по НР-04 Доменного цеха № 1 составляет 1 811 707 949 руб. В том числе, стоимость покупных материалов составляет 245 919 450 руб. и стоимость материалов собственного производства 1 565 788 499 руб.

Аналогично формируется сумма прямых материальных затрат по Агломерационному производству: общая сумма составляет 1 306 928 796 руб. В том числе, стоимость покупных материалов составляет 1 172 067 779 руб. и стоимость материалов собственного производства 134 861 018 руб.

Таким образом, очевидно, что в налоговый регистр НР-05 в строку 50 «Материальные расходы» по доменному цеху № 1 не включаются: стоимость агломерата и стоимость других материалов собственного производства. Аналогично формируются материальные расходы и по Агломерационному производству и по всем другим производствам ОАО «НЛМК».

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль в налоговой декларации материальные расходы, отраженные в НР-05, формируют строку 010 Приложения 2 к Листу 02 - прямые расходы, относящиеся к реализованным товарам, работам, услугам.

На примере квартальной декларации за январь-март 2006 года четко виден порядок формирования прямых расходов комбината:

- по строке 010 Приложения 2 к Листу 02 отражены прямые расходы в сумме 11 693 994 818 руб. Данная сумма сложилась из прямых расходов комбината и структурных подразделений, отраженных в НР-05 за квартал (т. 63, л.д. 107-112), а также расходов по аренде и расходов, связанных с прочей реализацией (электроэнергия, металлолом, тара), торговой наценкой по товарам собственного производства, отраженных в НР-02 «Расходы» (т. 63, л.д. 113-123). Именно эти расходы и формируют прямые расходы комбината по налогу на прибыль и отражаются в налоговой декларации (т. 48, л.д. 151-265 (стр. 217)).

Таким образом, все хозяйственные операции по списанию агломерата произведены комбинатом на основании первичных учетных бухгалтерских документов.

Использованные налоговым органом данные сменных рапортов первичными учетными документами, отражающими полный расход агломерата в доменных цехах не являются, так как, содержат данные только о количестве непосредственно загруженного в печи сырья, и не имеют ряда обязательных признаков, установленных законодательством о бухгалтерском учете и налоговым законодательством, (аналогичные выводы сделал ФАС Московского округа в постановлении от 29.09.2008 № КА-А40/9071-08 по делу № А40-555/08-87-3 по делу с участием МИ ФНС по КН № 5).

С учетом представления ОАО «НЛМК» всех первичных учетных документов и установленным порядком учета, вывод налогового органа о нарушении ОАО «НЛМК» требований п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившемся в отсутствии документального подтверждения списания сырья (агломерата), не соответствует фактическим обстоятельствам.

Довод налогового органа о необходимости учета количества использованного в доменном производстве сырья исключительно исходя из данных рапортов учета расхода сырья и топлива на производство чугуна, содержащих результаты взвешивания на тензометрических воронковых весах с автоматическим определением и регистрацией веса в АСУ, необоснован.

ОАО «НЛМК» представлены в материалы дела паспорта на данные весы и гири, которые сконструированы самим налогоплательщиком с использованием заводских элементов, заводским паспортом данных весов ОАО "НЛМК" не располагает; поверки данных весов проводит регулярно.

Налоговым органом не оспариваются данные учета предшествующего передела (аглофабрики) по взвешиванию отгружаемого агломерата на тензометрических вагонных весах для взвешивания железнодорожных составов (паспорт на данные весы - приложение 1 к пояснениям), и не представлено данных о выбытии сырья в период между взвешиваниями на двух указанных весах.

Сам по себе факт возникновения погрешностей при взвешивании на разных весах (со столь различными техническими характеристиками) является объективным и не может являться основанием для отказа в подтверждении расходов, ранее подтвержденных данными первичных документов.

Ссылки налогового органа на п. 3.3 Методических рекомендаций по планированию, формированию и учету затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятий металлургического комплекса (доменное производство) о том, что рапорты по учету расхода материалов шихты являются первичным документом, отражающим заданные в доменные печи сырье, основные материалы и топливо, не свидетельствуют о том, что данные документы являются первичными именно для целей налогового учета по налогу на прибыль, и обладают приоритетом по сравнению с иными первичными документами налогоплательщика. В связи с чем, сам по себе факт взвешивания сырья перед загрузкой в доменную печь, не является свидетельством необходимости организации налогового учета налогоплательщиком исключительно исходя из этих данных, без учета иных имеющихся в его распоряжении первичных документов.

Выявленное по результатам мероприятий налогового контроля расхождение между данными учета результатов предшествующего передела (аглофабрики) и взвешивания на воронковых весах (которое корректировались путем применения весовой погрешности) не может само по себе являться основанием для начисления налога на прибыль, поскольку фактических оснований, позволяющих прийти к выводу о том, что налогоплательщиком неправомерно, без документального подтверждения учитывались в составе расходов затраты по использованному в производстве сырью и материалам, налоговым органом не установлено.

При этом доводы налоговых органов о несопоставимости и несовместимости корректировки весовой погрешности между двумя различными видами весов и о том, что при большом количестве измерений погрешность стремится к нулю, необоснованны и несостоятельны ввиду следующего.

Из агломерационного производства агломерат поступает в Доменное производство. Взвешивание агломерата производится на выходных весах АГП ВТВ-Д (заводской № 161) с предельной погрешностью по МИ 2815 -2003 «Государственная система обеспечения единства измерений. Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Порядок определения предельных расхождений в результатах измерений массы на станциях назначений и в пути следования» - 1,8 %.

Данный показатель был рассчитан ЦМЛ ОАО «НЛМК», учитывая класс точности этих весов, указанный в паспорте - 0,5, по таблице Б.5 МИ 2815-2003 с учетом веса вагонов и требований МИ 1953-2005 «Масса грузов при бестарных перевозках», утв. 01.03.2005г.

Таким образом, входной контроль сырья в Доменном производстве осуществляется с относительной погрешностью ?дпвх =1,8 %.

Далее сырье поступает в бункерные весы Доменного производства, где используются весы бункерные электронно-тензометрические с разными значениями относительной погрешности измерений по МИ 1953 (прямое взвешивание) (?дпбунк2=0,6 %, ?дпбунк3=0,2 %, ?дпбунк4=0,6 %, ?дпбунк5=0,3%, ?дпбунк6=0,4 %). За относительную погрешность измерения массы сырья в бункерных весах принимаем максимальную относительную погрешность используемых весов, т.е. ?дпбунк=0,6 %.

При расчете суммарной погрешности измерений массы сырья в Доменном производстве необходимо учитывать инструментальные погрешности используемых весов.

Согласно ГОСТ 8.207-76 «Прямые измерения с многократными наблюдениями.

Методы обработки результатов наблюдений суммарную погрешность измерения массы сырья и готовой продукции по Доменному производству, связанную с манипуляциями с сырьем при определении его количества, списываемого на производство и измерением готовой продукции по технологической цепочке необходимо рассчитывать по следующей формуле:

?дп=1,1v ?2дпвх+ ?2дпбунк , ?дп=1,1 v 1,82 + 0,62

Получаем ?дпсумм ? 2,0 %.

При этом погрешность средств измерений, в том числе и весов, имеет две составляющие: случайную и систематическую. При увеличении числа измерений одного и того же объекта случайная составляющая погрешности среднего значения результата измерений уменьшается в v n раз, где n - число измерений одного и того же объекта. При этом систематическая составляющая погрешности не уменьшается.

Поэтому добиться «нулевого» значения погрешности при многократном измерении одного и того же объекта невозможно.

В случае измерений массы агломерата измерение массы каждого конкретного объекта производится один раз, поэтому каждому результату однократного измерения соответствует погрешность весов, указанная в эксплуатационной документации или в свидетельстве о поверке весов. Многократное измерение различных объектов не приводит к уменьшению погрешности результата однократных измерений каждого из объектов.

При этом объективность существования суммарной погрешности средств измерений не вызывает сомнений и подтверждается ГОСТ 8.207, МИ 1953-2005, а также математическими законами распространения погрешностей, неоднократно описанными в научной литературе (т. 63, л.д. 125-133).

Одновременно с этим суд отмечает, что на многих производственных предприятиях определение остатков сырья с целью списания производят на основании РД 07-604-03 «Инструкция по маркшейдерскому учету объемов горных работ при добыче полезных ископаемых открытым способом», в соответствии с которым погрешность может составлять от 5 до 10%, что значительно больше процента погрешности, учитываемого на ОАО «НЛМК».

Налоговым органом в ходе проведения мероприятий налогового контроля не выявлено фактическое наличие у ОАО «НЛМК» излишнего неиспользованного имущества как объекта гражданских прав, характеризуемого наличием излишнего агломерата, доказательств обратного не представлено.

Инвентаризация имущества в ходе выездной налоговой проверки не проводилась. При этом, учитывая специфику вменяемого налогоплательщику нарушения, проведение инвентаризации являлось обязанностью, а не правом налогового органа.

При таких обстоятельствах, поскольку налоговым органом не установлены факты несоответствия остатков сырья бухгалтерским документам и не подтверждены факты производства неучтенной продукции, решение налогового органа в оспариваемой части не может быть признано законным и обоснованным.

Аналогичные выводы сделал Арбитражный суд г. Москвы в решении по делу № А40-96835/11-75-404, оставленным без изменения Девятым арбитражным апелляционным судом, по аналогичному спору между ОАО «НЛМК» и МИ ФНС № 10 России по крупнейшим налогоплательщикам № 5.

При изложенных обстоятельствах, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная жалоба налогового органа не подлежит удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 110, 176, 266-269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.08.2012 по делу № А40-4005/12-90-21 оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья: С.Н. Крекотнев

Судьи: В.Я. Голобородько

Р.Г. Нагаев

Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.