ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
127994, Москва, ГСП -4, проезд Соломенной Сторожки, 12
адрес веб-сайта: http://9aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
№ 09АП-8936/2014-ГК
г. Москва Дело № А40-5220/13
«15» апреля 2014 г.
Резолютивная часть постановления объявлена «14» апреля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме «15» апреля 2014 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: В.И. Тетюка
Судей: С.Н. Овчинниковой, Б.С. Веклича
при ведении протокола судебного заседания И.Г. Мазневым
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 января 2014 года
по делу № А40-5220/13, принятое судьей Е.Н. Яниной (шифр судьи 28-48)
по иску Правительства Москвы
к ЗАО «Мосстроймеханизация-5»
третьи лица: Префектура Северо-Западного административного округа г. Москвы, Департамент имущества города Москвы, ООО «Московская девелоперская компания»
об обязании ЗАО «Мосстроймеханизация-5» в течение 15 календарных дней с жаты вступления решения по настоящему делу подписать Акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта по Инвестиционному контракту от 03.04.2003г. № ДЖП.03.СЗАО.00407 (рег. № 13-002395-5801-0001-00001-03 в редакции дополнительного соглашения от 05.04.2005г. № 1 в части завершенного строительством общественно-бытового здания по адресу: г. Москва, Пятницкое шоссе, д. 15, к. 4 (строительный адрес: г. Москва, Митино, мкр. 1А, корп. 12) в редакции, оформленной письмом от 23.10.2013 № 14-23-860/3
при участии в судебном заседании :
от истца: Апрелов С.А. – дов. от 27.04.2014
от ответчика: Сардановский В.Д. – дов. от 16.12.2013
от третьих лиц:
от Префектуры СЗАО г. Москвы: Ковалева Е.А. – дов. от 24.04.2013
от Департамента имущества города Москвы: Апрелов С.А. – дов. от 18.12.2013
от ООО «Московская девелоперская компания» неявка, извещено
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы обратилось в суд с исковыми требованиями к ЗАО «Мосстроймеханизация-5» об обязании ЗАО «Мосстроймеханизация-5» в течение 15 календарных дней с даты вступления решения по настоящему делу подписать Акт о результатах частичной реализации инвестиционного проекта по Инвестиционному контракту от 03.04.2003г. № ДЖП.03.СЗАО.00407 (рег. № 13-002395-5801-0001-00001-03 в редакции дополнительного соглашения от 05.04.2005г. № 1 в части завершенного строительством общественно-бытового здания по адресу: г. Москва, Пятницкое шоссе, д. 15, к. 4 (строительный адрес: г. Москва, Митино, мкр. 1А, корп. 12) в следующей редакции : «
Акт
о результатах частичной реализации инвестиционного проекта по Инвестиционному контракту от 03.04.2003 г. № ДЖП. 03. С ЗАО. 00407 (рег. № 13-002395-5801-0001-00001-03) в редакции Дополнительного соглашения от 05.04.2005 г. № 1 в части завершенного строительством общественно-бытового здания по адресу: город Москва, Пятницкое шоссе, д. 15, корп. 4 (строительный адрес: город Москва, Митино, мкр. 1А, корп. 12)
г.Москва 2013 г.
Правительство Москвы в лице заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергуниной Натальи Алексеевны, действующего на основании распоряжения Мэра Москвы от 14.01.2011 № 1-РМ «О предоставлении права подписания от имени Правительства Москвы договоров, дополнительных соглашений к инвестиционным контрактам и актов о результатах реализации инвестиционных проектов» (в редакции распоряжения Мэра Москвы от 03.10.2013 № 784-РМ)», постановления Правительства Москвы от 24.09.2002 г. № 772-ПП «О ликвидации свалки и последующей комплексной застройке микрорайона 1А в районе Митино (Северо-Западный административный округ)», постановления Правительства Москвы от 19.10.2004 г. № 715-ПП «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 24.09.2002 г. № 772-ПП», с одной стороны.
Закрытое акционерное общество «Мосстроймеханизация-5», в лице генерального директора. Качалина Сергея Викторовича, действующего на основании Устава, со второй стороны, и
Открытое акционерное общество «Московская девелоперская компания», в лице президента Скубченко Андрея Ивановича, действующего на основании Устава, с третьей стороны,
именуемые в дальнейшем соответственно «Администрация», «Инвестор-1» и «Инвестор-2», в соответствии с Инвестиционным контрактом от 03.04.2003 г. № ДЖП.03.СЗАО.00407 (рег. № 13-002395-5801-001-00001-03) и Дополнительным соглашением от 05.04.2005 г. №1 к нему далее по тексту – «Инвестиционный контракт» в соответствующем падеже), решением Арбитражного суда города Москвы от 05.05.2012 по делу 2А40-5188/12 составили настоящий Акт о следующем:
1. В рамках реализации инвестиционного проекта по Инвестиционному' контракту Инвестор-1 в полном объеме выполнил свои обязательства в отношении инвестирования, производства работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию общественно- бытового здания по строительному адресу: город Москва. Митино, микрорайон 1 А, корпус 12 (далее - «Объект»).
2. Объект введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 19.01.2010 г. № RU77159000-002642, выданного Мосгосстройнадзором, регистрационный № 3.7.2.002541 от 20.01.2010 г. Согласно Распоряжению префекта Северо-Западного административного округа города Москвы от 12.09.08 №3147-рп «Об утверждении адреса общественно-бытового здания по адресу: Пятницкое шоссе, 15, корпус 4, район Митино» утвержден адрес Объекта: Пятницкое шоссе, д. 15, корп. 4.
3. В соответствии с материалами Территориального БТИ «Северо-Западное» г. Москвы (выписка из технического паспорта на здание по состоянию на 20.05.2009 г. от 14.09.2009 г., № дела 8009255 от 15.09.08 г., экспликация по состоянию на 20.05.2009 г. от 14.09.2009 г., поэтажные планы по состоянию на 20.05.2009 г. от 14.09.2009 г.) общая площадь Объекта составляет 1745,0 кв. м., в том числе
Этаж | № помещения | Тип помещения | № комнаты | Характеристики | Общая площадь, кв.м. |
тх | I | прочие | 1 | пом.техническое | 14,2 |
тх | I | прочие | 2 | пом.техническое | 16,3 |
тх | I | прочие | 3 | пом.техническое | 248,1 |
тх | I | прочие | 4 | лестница | 10,9 |
п | I | прочие | 1 | лестница | 16,6 |
п | I | прочие | 2 | коридор | 61,4 |
п | I | прочие | 3 | санузел | 2,5 |
п | I | прочие | 4 | санузел | 3,0 |
п | I | прочие | 5 | холл лифтовой | 3,4 |
п | I | прочие | 6 | водомерная | 9,3 |
п | I | прочие | 7 | водомерная | 22,3 |
п | I | прочие | 8 | электрощитовая | 14,8 |
п | I | прочие | 9 | служебное | 9,0 |
п | I | прочие | 10 | венткамера | 17,0 |
п | I | прочие | 11 | нежилое | 102,6 |
1 | I | прочие | 1 | комната охраны | 3,7 |
1 | I | прочие | 2 | пультовая | 16,5 |
1 | I | прочие | 3 | служебное | 11,5 |
1 | I | прочие | 4 | лестница | 10,4 |
1 | I | прочие | 5 | коридор | 9,7 |
1 | I | прочие | 6 | кладовая хоз. | 1,6 |
1 | I | прочие | 7 | нежилое | 152,7 |
1 | I | прочие | 8 | лестница | 12,1 |
1 | I | прочие | 9 | тамбур | 1,5 |
1 | I | прочие | 10 | санузел | 2,6 |
1 | I | прочие | 11 | санузел | 2,9 |
1 | I | прочие | 12 | вестибюль | 27,1 |
1 | I | прочие | 13 | тамбур | 4,5 |
1 | I | прочие | 14 | коридор | 14,9 |
2 | I | прочие | 1 | нежилое | 40,3 |
2 | I | прочие | 2 | нежилое | 69,4 |
2 | I | прочие | 3 | лестница | 16,8 |
2 | I | прочие | 4 | санузел | 2,5 |
2 | I | прочие | 5 | санузел | 3,1 |
2 | I | прочие | 6 | нежилое | 157,5 |
2 | I | прочие | 7 | кладовая хоз. | 1,6 |
2 | I | прочие | 8 | коридор | 36,6 |
2 | I | прочие | 9 | лестница | 14,7 |
3 | I | прочие | 1 | нежилое | 40,6 |
3 | I | прочие | 2 | нежилое | 77,4 |
3 | I | прочие | 3 | лестница | 16,8 |
3 | I | прочие | 4 | санузел | 2,5 |
3 | I | прочие | 5 | санузел | 3,1 |
3 | I | прочие | 6 | нежилое | 185,2 |
3 | I | прочие | 7 | кладовая хоз. | 1,3 |
3 | I | прочие | 8 | коридор | 36,7 |
3 | I | прочие | 9 | лестница | 14,8 |
4 | I | прочие | 1 | нежилое | 41,1 |
4 | I | прочие | 2 | нежилое | 82,1 |
4 | I | прочие | 3 | санузел | 2,6 |
4 | I | прочие | 4 | санузел | 3,1 |
4 | I | прочие | 5 | венткамера | 17,9 |
4 | I | прочие | 6 | венткамера | 2,5 |
4 | I | прочие | 7 | коридор | 36,9 |
4 | I | прочие | 8 | лестница | 14,8 |
Итого | 1745,0 |
4. В соответствии с п. 3.1.3. Инвестиционного контракта 100 % площади общественно-бытового здания в размере 1745,0 кв. м. передается в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы.
5. В соответствии с п. 3.1.7. Инвестиционного контракта объекты инженерного и коммунального назначения, построенные в рамках реализации Инвестиционного контракта, оформляются в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы согласно постановлению Правительства Москвы от 22.08.2000 №660 (Приложение №1).
6. Настоящий Акт вступает в силу с даты его подписания сторонами, подлежит учетной регистрации в Департаменте города Москвы по конкурентной политике и является основанием для государственной регистрации имущественных прав Администрации на объект.
7. Настоящий Акт составлен в 5 (пяти) подлинных экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон, один экземпляр для Департамента городского имущества города Москвы и один для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
8. Настоящий Акт является неотъемлемой частью Инвестиционного контракта и дополнительных соглашений к нему» с учетом принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ изменения предмета иска.
Определением суда от 19.04.2013 г. в порядке ст. 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент городского имущества города Москвы.
Определением суда от 21.05.2013 года производство по делу было приостановлено до рассмотрения Президиумом Высшего Арбитражного суда РФ дела № А40-107777/10-82-939.
Определением суда от 20.08.2013 г. производство по делу в порядке ст.ст. 146, 147 АПК РФ возобновлено.
Решением суда от 14.01.2014 в удовлетворении иска Правительства Москвы об обязании ЗАО «Мосстроймеханизация-5» подписать Акт о частичной реализации инвестиционного проекта по инвестиционному контракту от 03.04.2003 г. № ДЖП.03.СЗАО.00407 в части завершенного строительством здания по адресу: Москва, Пятницкое шоссе, д. 15, корп. 4, общей площадью 1745 кв.м. в редакции предложенной Правительством Москвы, - отказано.
Правительство Москвы, не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что Объект общей площадью 1745,0 кв.м. по адресу: Москва, Пятницкое шоссе, д. 15, корп. 4, был запроектирован и введен в эксплуатацию как общественно-бытовое здание, по своему функциональному и целевому назначению соответствует объекту соцкультбыта, и, в соответствии с условиями Контракта, составляет долю Администрации.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Правительством Москвы требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Ответчик с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица Префектура Северо-Западного административного округа г. Москвы, Департамент имущества города Москвы доводы жалобы истца поддерживают.
Третье лицо ООО «Московская девелоперская компания» в судебное заседание не явилось, надлежаще извещено о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в его отсутствие.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела, предметом заключенного между Правительством Москвы (Администрация) и ЗАО «Мосстроймеханизация-5» (Инвестор) инвестиционного контракта от 03.04.2003г. № ДЖП.03.СЗАО.00407 является реализация инвестиционного проекта на земельном участке по адресу: г.Москва, район Митино, микрорайон 1А по сносу строений и сооружений, ликвидации свалки и рекультивации загрязненных земель, проектированию и строительству жилых домов ориентировочной общей площадью 200 тысяч квадратных метров со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями и подземными гаражами-стоянками, а также объектов социальной инфраструктуры (школ, детского дошкольного учреждения, культурно-развлекательного центра и магазинов), многоуровневого паркинга и объектов инженерного и коммунального назначения.
Дополнительным соглашением от 05.04.2005г. № 1 к участию в реализации инвестиционного проекта привлечено ОАО «Московская девелоперская компания» (Инвестор-2).
По условиям инвестиционного контракта в редакции дополнительного соглашения от 05.04.2005г. № 1 результаты инвестиционной деятельности подлежали распределению между участниками инвестиционного проекта следующим образом:
доля ЗАО «Мосстроймеханизация-5» (Инвестор-1):
- 100% жилой площади;
- 100% общей площади нежилых помещений за исключением нежилых помещений общего пользования и инженерного назначения, неразрывно связанных с жизнеобеспечением жилой части пусковых комплексов, отдельно стоящих объектов соцкультбыта и площади общественно-торгового центра с паркингом;
- 100% машино-мест в подземных гаражах жилых домов и площади сервисных служб, определенных в соответствии с МГСН 5.01-01 «Стоянки легковых автомобилей»;
доля Администрации в лице Департамента имущества города Москвы:
- 100% общей площади отдельно стоящих объектов соцкультбыта;
- 100% объектов инженерного и коммунального назначения, построенных в рамках инвестиционного контракта;
доля ОАО «Московская девелоперская компания» (Инвестор-2) и привлеченных им лиц:
- 100% общей площади общественно-торгового центра;
- 100% машино-мест в паркинге общественно-торгового центра и площади сервисных служб, определенных в соответствии с МГСН 5.01-01 «Стоянки легковых автомобилей» (без изменения функционального назначения).
Распределение площадей производится после завершения строительства каждого из пусковых комплексов и исполнения инвестиционных обязательств в отношении него на основании обмеров ГУП МосгорБТИ и фиксируется актом о частичной реализации инвестиционного контракта в отношении введенного в эксплуатацию пускового комплекса.
Здание по адресу: г.Москва, Пятницкое ш., д.15, корп.4 (строительный адрес: г.Москва, Митино, мкр.1А, корп.12) введен в эксплуатацию на основании разрешения Мосгосстройнадзора на ввод объекта в эксплуатацию от 19.01.2010г. № RU77159000-002642 (регистрационный № 77-ГК/37.2.002541).
Истец обратился в суд с требованием об обязании ответчика подписать акт о частичной реализации инвестиционного проекта по инвестиционному контракту от 03.04.2003 г. № ДЖП.03.СЗАО.00407 в части завершенного строительством здания по адресу: Москва, Пятницкое шоссе, д. 15, корп. 4, общей площадью 1745 кв.м. в редакции предложенной Правительством Москвы, согласно которому 100% площади общественно-бытового здания в размере 1745 кв.м. передается в собственность Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы, поскольку, по мнению истца, спорное здание является объектом соцкультбыта, в связи с чем подлежит передаче в собственность городу Москве в 100% общей площади.
В соответствии с Законом РСФСР от 26 июня 1991 года N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных инвестиций", инвестиционная деятельность предполагает вложение инвестором в объект предпринимательской или иной деятельности на условиях, предусмотренных инвестиционным контрактом, денежных средств, ценных бумаг, иного имущества или практических действий и возникновение у инвестора прав на результаты таких вложений. В отношении строительства правовым последствием осуществления инвестиционной деятельности является возникновение у инвесторов права общей долевой собственности на объект инвестиций, раздел объекта инвестиционной деятельности в натуре осуществляется только после ввода его в эксплуатацию, при этом в силу требований статьи 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации распределение результатов совместной деятельности осуществляется по соглашению между ее участниками.
Из характера отношений, сложившихся между сторонами по инвестиционному контракту следует, что инвестиционный контракт был заключен и отношения сторон регулировались Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Статьей 6 Федерального закона от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ предусмотрено, что Инвесторы имеют равные права на:
- осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений;
- самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
- владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений;
- передачу по договору и (или) государственному контракту своих прав на осуществление капитальных вложений и на их результаты физическим и юридическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- осуществление контроля за целевым использованием средств, направляемых на капитальные вложения;
- объединение собственных и привлеченных средств со средствами других инвесторов в целях совместного осуществления капитальных вложений на основании договора и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
С учетом положений, содержащихся в п. 7 Постановлении Пленума ВАС РФ от 11 июля 2011 г. N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", в случае, когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады (передает земельный участок, вносит денежные средства, выполняет работы, поставляет строительные материалы и т.д.) с целью достижения общей цели, а именно создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества.
Инвестиционный контракт, заключенный между сторонами от 03.04.2003г., с учетом дополнительного соглашения к нему имел своей целью создание объектов недвижимости и последующий раздел этих объектов в натуре между участниками указанного контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Таким образом, учитывая условия инвестиционного контракта от 03.04.2003г. между сторонами (с учетом дополнительного соглашения), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что он отвечает признакам договора простого товарищества. При этом, как правильно указал суд в решении, Правительство Москвы со своей стороны при заключении данного договора действовало, преследуя достижения не противоречащей закону цели, что не противоречит ст. 1041 ГК РФ.
Статьями 4 и 9 Федерального закона N 39-ФЗ предусмотрено, что инвесторы осуществляют капитальные вложения на территории Российской Федерации с использованием собственных и (или) привлеченных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Инвесторами могут быть физические и юридические лица, создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, государственные органы, органы местного самоуправления, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (далее - иностранные инвесторы).
В соответствии с Законом РСФСР от 26 июня 1991 года N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР" и Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных инвестиций", инвестиционная деятельность предполагает вложение инвестором в объект предпринимательской или иной деятельности на условиях, предусмотренных инвестиционным контрактом, денежных средств, ценных бумаг, иного имущества или практических действий и возникновение у инвестора прав на результаты таких вложений. В отношении строительства правовым последствием осуществления инвестиционной деятельности является возникновение у инвесторов права общей долевой собственности на объект инвестиций, раздел объекта инвестиционной деятельности в натуре осуществляется только после ввода его в эксплуатацию, при этом в силу требований статьи 1043 Гражданского кодекса Российской Федерации распределение результатов совместной деятельности осуществляется по соглашению между ее участниками.
Согласно пункту 1 указанной статьи имущество, внесенное товарищами в качестве вклада, а также произведенное в результате совместной деятельности, признается их общей долевой собственностью, если иное не предусмотрено законом, договором, либо не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8, статьей 131 ГК РФ и применительно к статье 24 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право общей долевой собственности товарищей на недвижимое имущество, внесенное ими в качестве вклада, возникает с момента его государственной регистрации (пункт 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем").
В соответствии со статьей 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом; право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По действующему законодательству, на долю в праве общей собственности на недвижимое имущество распространен правовой режим недвижимости, в связи с чем, к сделкам с долей в праве собственности на недвижимость применяются специальные правила, регулирующие гражданский оборот недвижимости.
Федеральным законом от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликованным в "Российской газете" 14 декабря 2011 г. (далее - Федеральный закон от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ) статья 3 Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" дополнена пунктом 3 следующего содержания:
Объект инвестиционной деятельности, строительство которого осуществляется с привлечением внебюджетных источников финансирования на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему распределение площади соответствующего объекта инвестиционной деятельности между сторонами данного договора, признается долевой собственностью сторон данного договора до момента государственной регистрации права собственности на этот объект в соответствии со статьей 24.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом распределения долей, предусмотренного данным договором.
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" дополнен статьей 24.2, согласно которой государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 1 января 2011 года и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
Положения названной нормы в новой редакции распространяются на договоры, которые заключены до дня вступления в силу Федерального закона от 12 декабря 2011 г. N 427-ФЗ и обязательства сторон по которым исполнены до дня его вступления в силу, но при этом права собственности на созданные в рамках исполнения данных договоров объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Учитывая правовые подходы, сформулированные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", а также в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (например, Постановления от 25.09.2012 N 4007/12, от 24.01.2012 N 11450/11 и др.), к порядку возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества и разрешения споров между контрагентами договоров, связанных с инвестиционной деятельностью, направленной на создание объектов недвижимости, общая долевая собственность на спорный объект недвижимого имущества в отсутствие государственной регистрации прав участников инвестиционного контракта не возникла.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем Постановлении N 1276/13 пришел к выводу, что "...инвестиционный контракт порождает лишь обязательственные отношения между его сторонами и дает им право требовать друг от друга исполнения соответствующего обязательства, а также защищать это право в порядке и способами, предусмотренными гражданским законодательством.
Исковые требования являются, по существу, требованиями о понуждении участников к исполнению этого контракта. Исходя из условий контракта, составление акта о результатах реализации инвестиционного проекта является обязанностью сторон, неисполнение которой влечет невозможность регистрации участниками инвестиционных отношений права собственности на инвестиционный объект.
Согласно статье 8 Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемого между ними в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Отношения сторон в рассматриваемом деле регулируются инвестиционным контрактом, в соответствии с пунктом 3.2 которого оформление имущественных прав сторон по результатам реализации инвестиционного проекта с учетом всех дополнительных соглашений к контракту производится в установленном порядке после сдачи объекта в эксплуатацию на основании акта о результатах реализации инвестиционного проекта (пускового комплекса) согласно условиям контракта.
Целью подписания акта является подтверждение исполнения всеми сторонами своих обязательств, вытекающих из инвестиционного контракта, а также получение необходимого документа для обращения в регистрирующий орган для регистрации своего права, поскольку Федеральным законом от 12.12.2011 N 427-ФЗ "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были установлены дополнительные требования в отношении регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с публично-правовым образованием либо унитарным предприятием до 01.01.2011.
Так, Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) был дополнен статьей 24.2, согласно которой государственная регистрация права собственности на объект недвижимого имущества, созданный по договору, заключенному с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием до 01.01.2011 и предусматривающему строительство, реконструкцию на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, объекта недвижимого имущества с привлечением внебюджетных источников финансирования и последующим распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества между сторонами данного договора, осуществляется после завершения строительства, реконструкции этого объекта недвижимого имущества при наличии подписанного сторонами документа, подтверждающего исполнение ими обязательств по данному договору, и в соответствии с распределением площади соответствующего объекта недвижимого имущества, предусмотренным этим документом.
Положения статьи 24.2 Закона о регистрации (в редакции Закона N 427-ФЗ) распространяются на договоры, которые заключены и обязательства сторон по которым исполнены до дня вступления в силу Закона N 427-ФЗ, но при этом права собственности на созданные в рамках исполнения названных договоров объекты недвижимого имущества не зарегистрированы.
Таким образом, в силу специфики регулирования инвестиционно-строительных отношений, в которых участвует публично-правовое образование, неподписание любой из сторон инвестиционного контракта акта о реализации инвестиционного проекта не позволяет никому из участников этих отношений в установленном порядке обратиться за регистрацией своего права. При этом спор, связанный с уклонением кого-либо из участников от подписания соответствующего акта, представляет собой спор об исполнении условий самого инвестиционного контракта.
Статьей 1 инвестконтракта с учетом дополнительного соглашения № 1 от 05.04.2005г. стороны определил, что инвестиционный проект – это совокупность практических мероприятий по ликвидации свалки, рекультивации загрязненных земель, организации инвестиционной деятельности и строительства инвестиционного объекта по адресу г. Москва, район Митино, микрорайон 1А., инвестиционный объект- это совокупность пусковых комплектов, подлежащих застройке в рамках реализации инвестиционного проекта, пусковой комплект- это каждый подлежащий строительству и вводу в эксплуатацию жилой дом, встроено-пристроенное и отдельно стоящее нежилое помещение, объект социальной инфраструктуры, объект инженерно-коммунального назначения, входящие в состав инвестиционного объекта(общеобразовательная школа, два детских образовательных учреждения, объекты инженерного и социального назначения, объекты гражданской обороны, магистральные и инженерные коммуникации), общественно-торговый центр с паркингом.
Исходя из условий инвестиционного контракта и дополнительного соглашения №1 от 05.04.2005г. к нему следует, что инвестор-1 ЗАО «Мосстроймеханизация-5» осуществляет реализацию инвестиционного проекта в соответствии со своими обязательствами по контракту за исключением инвестирования и производства работ по проектированию и строительству общественно-торгового центра с паркингом с инженерными коммуникациями и благоустройство».
Пунктом 2.1 инвестконтракта установлено, что конкретный набор пусковых комплексов, входящих в инвестиционный объект, и их характеристики подлежат уточнению в соответствии с разработанным и утвержденным в установленном порядке проектом застройки территории, что оформляется дополнительным соглашением к контракту.
Иных дополнительных соглашений к инвестиционному контракту помимо дополнительного соглашения № 1 от 05.04.2005г. сторонами подписано не было.
Перечень объектов, подлежащих строительству в рамках инвестиционного контракта со ссылкой на строительные адреса, контракт не содержит.
Администрации в лице Департамента городского имущества города Москвы по условиям инвестконтракта в редакции дополнительного соглашения № 1 подлежали передаче в размере 100% общей площади следующих объектов объекты соцкультбыта и объекты инженерного и коммунального назначения.
Понятие объектов соцкультбыта и объектов инженерного и коммунального назначения в нормативных правовых актах, в том числе Гражданском кодексе РФ, Градостроительном кодексе РФ, Жилищном кодексе РФ не определено. Согласно ст. 275.1 Налогового кодекса РФ к объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
Понятие социальной инфраструктуры содержится в приложении "В" к Своду правил по проектированию и строительству "СП 30-102-99. Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства", утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 30.12.1999 N 94, согласно которому социальная инфраструктура - комплекс объектов обслуживания и взаимосвязей между ними, наземных и дистанционных, в пределах градостроительного образования (территории, поселения, группы поселений и др.), т.е. совокупность отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения, включающая в себя жилищное и коммунальное хозяйство, здравоохранение, розничную торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание населения, культуру и искусство, здравоохранение, физическую культуру и спорт, охрану окружающей среды, строительство и архитектуру, промышленное производство, обеспечение безопасности жизни населения, систему образования и т.д. Объекты социального, культурного и бытового назначения это здания учебно-воспитательного назначения, здания здравоохранения и социального обслуживания населения, здания сервисного обслуживания населения, здания и сооружения для культурно досуговой деятельности населения и религиозных обрядов.
Согласно ст.1 Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изменениями на 15 февраля 2011 года) объекты капитального строительства в зависимости от их функционального назначения и характерных признаков подразделяются на следующие виды:
а) объекты производственного назначения (здания, строения, сооружения производственного назначения, в том числе объекты обороны и безопасности), за исключением линейных объектов;
б) объекты непроизводственного назначения (здания, строения, сооружения жилищного фонда, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, а также иные объекты капитального строительства непроизводственного назначения);
Пунктом 3.1 Свода правил "Общественные здания и сооружения СНиП 31-06-2009", утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 635/10 и введенный в действие с 01.01.2013г. установлен перечень основных функционально-типологических групп зданий и помещений общественного назначения (приложение «А») СП 118.13330.2012
1 Здания для объектов, обслуживающих население
1.1. Здания и помещения учебно-воспитательного назначения;
1 2. Здания и помещения здравоохранения и социального обслуживания населения;
1.3. Здания и помещения сервисного обслуживания населения
1.4. Сооружения, здания и помещения для культурно-досуговой деятельности населения и религиозных обрядов;
1.5. Здания и помещения для временного пребывания .
2. Здания объектов по обслуживанию общества и государства
2.1. Здания административного назначения
2. 2. Здания
2. 3. Здания организаций, производящих продукцию
Данное приложение распространяется как на приведенные типы учреждений и помещений, так и на вновь создаваемые в рамках данных функционально-типологических групп помещений. Перечисленные группы помещений различного назначения могут входить в состав жилых, производственных и других зданий, а также многофункциональных комплексов.
Основные требования строительных норм и правил, предъявляемые к зданиям и сооружениям, технологические процессы, происходящие в них, а также характер основных видов жизнедеятельности человека, позволяют разбить эти здания и сооружения по их назначению на четыре основные группы:
- Жилые здания
- Общественные здания и сооружения
- Административные и бытовые здания
- Производственные здания
Таким образом, перечень групп и типов жилых и производственных помещений обусловлен специфическими нормативными требованиями, предъявляемыми к проектированию каждого из перечисленных помещений.
Понятия как объект общественно-бытового здания в нормативных правовых актах РФ также не содержится.
Согласно представленному ответчиком экспертному заключению, выполненному ООО «Научно-исследовательский и проектный институт учебных, общественных и жилых зданий от 01.11.2012г. № АГ-3/56 объект по адресу г. Москва, Пятницкое шоссе д. 15 корп. 4 по своему инженерному оснащению и функциональной структуре относится к зданиям подгруппы 1.2 или 3.2 группы «Б» Приложения «В» СП 11813.330.2012 как офисное здание, при этом экспертом указано, что после изучения разрешительной, экспертной и проектной документации можно заключить, что спорное здание не относили к зданиям соцкультбыта, чертежи 3-х этажного здания, выполненные АПМ №16 «Моспроект» книга 1 разработаны в отношении здания без конкретной технологии и без внутренней отделки, что позволяет сделать вывод о том, что здание проектировалось как «Общественное здание» в соответствии с СНиП 31-05-2003, которое не относится к зданиям соцкультбыта и не включает в себя площади для помещений соцкультбыта.
Как следует из представленной в дело переписки (том 3), проектом застройки микрорайона 1А Митино предусматривалось строительство отдельно стоящего здания ОДС корпуса 12. В соответствии с п.2.7.1 Постановления Госстроя от 27.09.2003г. №170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" объединенные диспетчерские службы (ОДС) создаются в жилых микрорайонах для контроля за работой инженерного оборудования жилых домов микрорайона и выполнения заявок населения по устранению мелких неисправностей и повреждений домового оборудования. Кроме того, в задачу ОДС входит принятие оперативных мер по обеспечению безопасности граждан в местах аварийного состояния конструкций зданий, своевременной уборке территорий домовладений, очистке кровель от снега и наледи.
Согласно п.3.1 Положения "Об объединенной диспетчерской службе по автоматизированному контролю и управлению инженерным оборудованием зданий и сооружений в районах города Москвы", утвержденного первым заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюковым П.П. 17.11.2009г., помещение для размещения ОДС должно включать в себя: рабочий зал для установки оборудования диспетчерского пульта; помещение для технического персонала специализированной организации, осуществляющей техническое обслуживание АС ДКиУ; помещение для отдыха персонала диспетчерской службы; помещение для приема пищи; гардероб; душевую; санузел. Таким образом, ОДС представляет собой не объект недвижимости, а организационно-техническое решение задач контроля и управления инженерным оборудованием, поэтому размещение ОДС осуществляется в каждом конкретном случае в соответствии с проектными решениями при строительстве жилых домов.
В рамках данного инвестконтракта инвесторами были возведено 12 объектов, в том числе, жилые дома, два детских дошкольных учреждений - корпус 7 и 8, общеобразовательная школа – корпус 11, общественное здание административного назначения с многоуровневой подземной автостоянкой – корпус 9, многофункциональный общественно-торговый центр-корпус 10 , общественно-бытовое здание по индивидуальному проекту - корпус 12. трансформаторные подстанции и распределительные трансформаторные подстанции.
Как следует из письма ОАО «Моспроект» от 30.04.2013г. исх. № 45-АП/15м в отношении здания по адресу г. Москва Митино мкр. 1А корп.12, возведение данного здания было предусмотрено проектом застройки по району Митино, мкр. 1А с согласованием 16.08.2007г. размещения объекта на чертеже генерального плана первым заместителем префекта СЗАО г. Москвы.
Мосгосэкспертизой рассмотрен и согласован проект строительства общественно-бытового здания по адресу г. Москва. Микрорайон №1А район Митино корпус 12 - заключение от 05.06.2007г. №54-П4/07 МГЭ с дополнением к заключению Мосгосэкспертизы от 17.06.2008г. регистрационный номер 77-ГКЪ3.1.34.012501-1.
Комитетом государственного строительного надзора города Москвы 12.12.2008г. выдано разрешение на строительство общественно-бытового здания по адресу г. Москва. Митино, мкр.1А, корп.12.
Спорный объект введен в эксплуатацию 20.01.2010 г. на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № RU77159000-002642.
В разрешении № RU77159000-002642 на ввод в эксплуатацию спорного здания в разделе II «Нежилые объекты» и подразделе «Объекты непроизводственного назначения школы, больницы, детские сады, объекты культуры, спора и т.д.» в соответствующих графах поставлены прочерки, в то время как разрешениях на ввод объектов в эксплуатацию (дошкольные образовательные учреждения и школа, построенные и переданные городу Москве в рамках контракта) № RU77159000-000959 от 18.06.2008 г. и № RU77159000-001025 от 30.06.2008 г. – объекты по адресу Москва, Пятницкое шоссе, д. 15, корп. 2 и по адресу: Москва, ул. Митинская, домовладение 14. в разделах II «Нежилые объекты» в подразделе «Объекты производственного назначения» (школы, больницы, детские сады, объекты культуры, спора, и т.д.) в соответствующих графах указаны параметры объектов соцкультбыта – количество мест, количество групп, количество классов.
Неотъемлемой часть контракта является Постановлением Правительства Москвы от 24.09.2002 г. № 772-ПП «О ликвидации свалки и последующей комплексной застройке микрорайона 1А в районе Митино (Северо-Западный административный округ)» (в редакции постановления истца от 19.10.2004 г. № 715-ПП).
Согласно п.18 постановления Правительства Москвы № 772-ПП, в качестве объектов соцкультбыта объекты социальной инфраструктуры определены школа и два детских образовательных учреждений.
Учитывая вышеизложенное, суд отклоняет довод истца о том, что спорный объект относится к объекту соцкультбыта.
Из представленных в материалы дела актов о результатах частичной реализации инвестпроекта, следует, что два здания дошкольных учреждения и одно здание общеобразовательной школы переданы в размере 100% площади в собственность города Москвы, а также переданы 100% объектов инженерного и коммунального назначения.
Согласно указанным актам жилые и нежилые площади между участниками проекта также распределены.
Условиями инвестиционного контракта порядок раздела спорного нежилого здания не определен, дополнительное соглашение к инвестиционному контракту, определяющее порядок раздела спорного объекта между сторонами заключено не было.
Согласно ст. 1048 ГК РФ прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей. Соглашение об устранении кого-либо из товарищей от участия в прибыли ничтожно.
Таким образом, как правильно указал суд в решении, в данном случае, учитывая отсутствие правовых механизма распределения нежилых помещений, их раздел между сторонами должен осуществляться пропорционально внесенному ими вкладу.
Как усматривается из представленных в материалы дела доказательств, инвестор № 1 исполнил свои обязательства по контракту, осуществив 100% финансирование строительства спорного объекта в размере 87 996 053 руб. 35 коп., что подтверждается справкой фактических затрат на строительство, составленной техническим заказчиком ЗАО «ТУКС-2», и соглашениями о порядке взаиморасчетов и исполнение инвестиционных обязательств между ОАО «Москапстрой» и ЗАО «Мосстроймеханизация-5»
Правительством Москвы в реализацию инвестиционного проекта было предоставление в аренду ОАО «Москапстрой» земельного участка по адресу: Москва, район Митино, мкр. 1А, ориентировочной площадью 16,2 га (п. 1.7, п. 1.9, п. 2.1. контракта), инвестирование проектирования и строительства общеобразовательной школы и двух детских образовательных учреждений в объеме 50% сметной стоимости, магистральных инженерных коммуникаций, объектов ГО, инженерного и социального назначения, улиц и бульваров.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требование Правительства Москвы об обязании ответчика подписать акт реализации в предложенной истцом редакции нарушает права инвестора-1, поскольку право на получение спорного здания в соответствии со ст. 1048 ГК РФ т ст.218 ГК РФ в собственность принадлежит ЗАО «Мосстроймеханизация-5», в связи с чем суд обоснованно отказал в удовлетворении иска.
Ссылка в жалобе на Свод правил СП 132.13330.2011, утвержденный приказом Минрегиона России от 05.07.2011, не может быть принята апелляционным судом во внимание, учитывая, что данный Свод правил введен в действие значительно позже заключения инвестиционного контракта и ввода в эксплуатацию спорного здания. Кроме того, содержание указанного Свода правил не позволяет отнести спорное здание к объектам соцкультбыта, и не опровергает вышеизложенные выводы суда первой инстанции, свидетельствующие об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы жалобу Правительства Москвы не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 14 января 2014 года по делу № А40-5220/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы – без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий: В.И. Тетюк
Судьи: С.Н. Овчинникова
Б.С. Веклич
Телефон справочной службы суда – 8 (495) 987-28-00.