ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-1382/06 от 01.06.2006 Десятого арбитражного апелляционного суда

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва

8 июня 2006г.

Дело № А41-К2-261/06

Резолютивная часть постановления объявлена  1 июня 2006г.

Постановление изготовлено в полном объеме   8 июня 2006г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Чучуновой Н.С.

судей Кузнецова А.М., Макаровской Э.П.

при ведении протокола судебного заседания: ФИО1

при участии в заседании:

от истца (заявителя): ФИО2, дов. №05/165 от 21.12.2005г.

от ответчика (должника): ФИО3, дов. от 28.12.2005г. №14/04/6980в

от 3-го лица: ФИО4, дов. от 24.11.2005г. №15/38541

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ №14 по

Московской области на решение  Арбитражного суда Московской области от 14

марта 2006г. по делу №А41-К2-1382/05, принятого судьей Афанасьевой М.В., по

иску (заявлению)   ОАО «Газэнергосеть» к МРИ ФНС РФ №14 по Московской

области,   третье   лицо   -   ИФНС   России   №28   по   г.Москва   о   признании

недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

ОАО «Газэнергосеть» обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России № 14 по Московской области об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения № 111 от 19.08.2005г.

Решением Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2006 г. по делу заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Межрайонная ИФНС России № 14 по Московской области считает решение суда первой инстанции незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.

В обоснование жалобы налоговый орган указал, что им в соответствии со ст.88  НК РФ была проведена камеральная   налоговая проверка уточненных налоговых деклараций ОАО «Газэнергосеть» по налогу на добавленную стоимость за январь 2005г. Сумма НДС, предъявленная к возмещению по указанным декларациям, составляет 23 787 628 руб.

В ходе проверки, на основании ст. 3, 31, 88, 93 НК РФ проведены контрольные мероприятия, которыми частично не подтверждена уплата НДС в бюджет, а именно, с целью выявления реального производителя товара, подтверждения факта его производства и обоснованности принятия к возмещению из федерального бюджета НДС в сумме 1 107 435 руб., уплаченного поставщику товара, направлены запросы ООО «Сургутгазпром», ООО «Нижнекамскнефтехим». Ответы от предприятий-поставщиков не получены. В связи с этим, были направлены запросы, в соответствии с Регламентом проведения встречных проверок, утвержденным приказом ФНС России от 21.12.04 г. № САЭ-4-06/2 в налоговый орган по месту постановки на учет предприятия-поставщика:

-           в ИФНС России по г. Нижнекамску республики Татарстан о проведении встречной    проверки    предприятия    ООО    «Нижнекамскнефтехим»    (ИНН  <***> О/КПП 162101001) по вопросу исчисления и уплаты в бюджет НДС с выручки, полученной от ОАО «Газэнергосеть»;

-           в ИФНС России по Сургутскому району Ханты-Мансийского АО о проведении встречной проверки предприятия ООО «Сургутгазпром» (ИНН <***>/КПП165101001) по вопросу исчисления и уплаты в бюджет НДС с выручки, полученной от ОАО «Газэнергосеть».

Инспекцией запрошены следующие сведения (копии документов):

-первичные документы, на основании которых оприходован и оплачен товар;

-сведения об отражении операции по приобретению товара в книге покупок;

-способ передачи товара;

-договор на поставку товара (при его наличии);

-данные о поставщиках товара с приложением копий счетов-фактур на поставку данного товара.

На   момент   вынесения   решения   контрольными   мероприятиями   не подтверждено фактическое перечисление поставщиками ОАО «Газэнергосеть» А налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет в сумме 1 107 435 руб. за январь 2005г., в связи с чем инспекция правомерно отказала в возмещении соответствующих сумм налога из бюджета.

На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России № 14 по Московской области просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований ОАО «Газэнергосеть» отказать.

Инспекция Федеральной налоговой службы России № 28 по г. Москве в судебное заседание явилась, с апелляционной жалобой МРИ ФНС № 14 по Московской области согласна, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддерживает.

В обоснование своих доводов ИФНС России №28 по г.Москве указала, что при проведении контрольных мероприятий МРИ ФНС РФ №14 по Московской области не были получены ответы на запросы: из ИФНС России по г. Нижнекамску о проведении встречной проверки ООО «Нижнекамскнефтехим» и из ИФНС РФ по Сургутскому р-ну Ханты-Мансийского АО о проведении встречной проверки ООО


«Сургутгазпром» по вопросу исчисления и уплаты в бюджет НДС с выручки, полученной от ОАО «Газэнергосеть», а также из МРИ ФНС РФ № 2.

В соответствии со ст. 8 8 НК РФ, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

В соответствии с постановлением Президиума ВАС РФ от 13.12.2005 г. № 9841/05 необходима проверка налоговым органом достоверности, комплектности и непротиворечивости   представленных   документов,   проверки   предприятий поставщиков с целью установления факта выполнения безусловной обязанности поставщиков уплатить налог на добавленную стоимость в бюджет в денежной форме.

В данном случае, по мнению ИФНС России №28 по г.Москве, факт исполнения поставщиками общества обязанности по уплате налога в бюджет не подтвержден, в связи с чем отказ МРИ ФНС РФ №14 по Московской области в возмещении обществу НДС в сумме 1 107 435 руб. за январь 2005г. правомерен.

ОАО «Газэнергосеть» в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным.

В обоснование возражений заявитель указал, что в соответствии со статьей 171 НК РФ налогоплательщик вправе уменьшить общую сумму налога на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. При этом вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения либо для перепродажи.

Порядок применения налоговых вычетов установлен статьей 172 НК РФ, в соответствии с которой вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.

Все условия для применения налоговых вычетов предприятием соблюдены, что не отрицается налоговой инспекцией.

Налоговый кодекс РФ не содержит в качестве обязательного условия для применения налогового вычета условие о необходимости получения от соответствующих налоговых органов материалов встречных проверок.

Неисполнение обязанностей по исчислению налога контрагентами ОАО «Газэнергосеть» не может быть основанием для отказа в признании права ОАО «Газэнергосеть» на вычет по налогу на добавленную стоимость .

Выслушав доводы апелляционной жалобы, доводы ИФНС России №28 по г.Москве, возражения ОАО «Газэнергосеть», проверив материалы дела, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что ОАО «Газэнергосеть» представило 19.05.2005г. в МРИ ФНС РФ №14 по Московской области уточненную налоговую декларацию но НДС за январь 2005г., указав в декларации сумму НДС, подлежащую вычету, в размере 23 787 628 руб. (л.д.51-64).

МРИ ФНС РФ №14 на основании указанной декларации была проведена камеральная проверка, по результатам которой налоговым органом принято решение № 111 от 19.08.2005г. об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д.7-10).

Данным решением налоговым органом была подтверждена обоснованность 1 принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету в размере 22 680 193 руб. Сумма НДС в размере 1 107 435 руб. была признана заявленной к вычету неправомерно в связи с тем, что в ходе мероприятий налогового контроля не было подтверждено исчисление и уплата в бюджет суммы налога поставщиками ОАО «Газэнергосеть».

Данный вывод налоговым органом сделан исходя из того, что проведенной проверкой документов, представленных:

-ОАО «Газпром» подтверждено исчисление НДС в сумме 60 108 271
руб., с выручки, полученной от ОАО «Газэнергосеть»;

-ООО    «Газпромтранс»    подтверждено    исчисление    НДС    в    сумме
10 771 187 руб. с выручки, полученной от ОАО «Газэнергосеть»;

-ОАО    «Праймэл    Консалтинг»    подтверждено    исчисление    НДС    в
сумме 686 440 руб. с выручки, полученной от ОАО «Газэнергосеть»;

-ООО   «Уренгойгазпром»   подтверждено   исчисление   НДС   в   сумме
1 012 661 руб. с выручки, полученной от ОАО «Газэнергосеть»;

-ОАО  «СГ-Транс»  подтверждено исчисление  НДС  в  сумме 710  384
руб. с выручки, полученной от ОАО «Газэнергосеть».

Документы от предприятий-поставщиков ООО «Сургутгазпром» и ООО «Нижнекамскнефтехим» на момент проверки не получены, в связи с чем были направлены запросы в налоговый орган но месту постановки на учет предприятия-поставщика:

-в   ИФНС   России   по   г.   Нижнекамску   Республики   Татарстан   о
проведении                 встречной                 проверки                 предприятия                 ООО
«Нижнекамскнефтехим» по вопросу исчисления и уплаты в бюджет НДС с
выручки, полученной от ОАО «Газэнергосеть»;

-в ИФНС России по Сургутскому району Ханты-Мансийского АО о
проведении   встречной   проверки   предприятия   ООО   «Сургутгазпром»   но
вопросу исчисления  и уплаты  в  бюджет НДС  с  выручки,  полученной  от
ОАО «Газэнергосеть»;

-в МРИ ФНС  России № 2  по крупнейшим налогоплательщикам  о
проведении проверки ОАО «Газпром»;

-   в ИФНС № 28 по ЮЗАО г. Москвы о проведении проверки ОАО
«Газпромтранс».

Ответы на вышеуказанные запросы из налоговых инспекций на момент вынесения оспариваемого решения не получены, в связи с чем налоговой инспекцией сделан вывод о том, что не подтверждено исчисление и уплата в бюджет НДС с выручки, полученной от ОАО «Газэнергосеть» предприятиями-поставщиками ООО «Сургутгазпром» и ООО «Нижнекамскнефтехим» в сумме 1 107 435 руб.

Апелляционный суд считает правомерным признание оспариваемого решения налоговой инспекции №111 от 19.08.2005г. недействительным судом первой инстанции, поскольку выводы, послужившие основанием для его вынесения, противоречат действующему законодательству и материалам дела.

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ.


Указанные суммы вычетов согласно п. 1 ст. 172 НК РФ должны быть подтверждены первичными документами и производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).

Данные условия соблюдены заявителем, что подтверждено представленными им в материалы дела и в Межрайонную ИФНС России № 14 по Московской области первичными документами:

-  платежными поручениями: № 74 от 21.01.2005г., № 70 от 21.01.2005г.,
№ 112 от 31.01.2005г., № 32 от 14.01.2005г., № 109 от 31.01.2005г. (л.д.28-32);

-   счетами-фактурами:   №  07/000005   от  23.01.2005г.,  №  07/000006  от
23.01.2005г.,   №   07/000012   от   26.01.2005г.,   №   07/000009   от   26.01.2005г.,
№ 07/000010 от 26.01.2005г., № 07/000011  от 26.01.2005г., № 07/000013 от
27.01.2005г.,   №   07/000017   от   28.01.2005г.,   №   07/000018   от   28.01.2005г.,
№ 07/000023 от 29.01.2005г., № 07/000082 от 31.01.2005г., № 07/000081  от
31.01.2005г., № 61146 от 30.12.2004г., № 61204 от 17.01.2005г., № 61196 от
14.01.2005г., №61185 от 11.01.2005г., № 61184 от 06.01.2005г. (л.д.33-49).

При изложенных обстоятельствах, апелляционный суд считает, что заявитель выполнил все условия, предусмотренные действующим законодательством для подтверждения обоснованности применения налоговых вычетов, в связи с чем решение налоговой инспекции об отказе в вычете НДС в размере 1 107 435 руб. является неправомерным.

Доводы налогового органа о неправомерности заявленных вычетов в связи с неподтверждением налоговых вычетов встречной проверкой предприятий-поставщиков товаров апелляционный суд считает необоснованными.

В соответствии со ст. ст. 3, 17 НК РФ налоги, сборы, а также общие условия их установления, льготы по налогам и основания для их использования налогоплательщиком устанавливаются актами законодательства о налогах и сборах, под которыми в силу ст. 1 НК РФ понимается Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах.

Действующим законодательством - Налоговым кодексом РФ не установлена возможность вычетов НДС лишь при условии установления факта уплаты НДС в бюджет его контрагентами, указанные документы также не включены в перечень документов, предоставление которых необходимо в соответствии с требованиями НК РФ для подтверждения налоговых вычетов.

В соответствии с правовой позицией Конституционного суда, изложенной в определении от 16.10.2003г. №329-О, истолкование статьи 57 Конституции Российской Федерации в системной связи с другими положениями Конституции Российской Федерации не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу положения, содержащегося в пункте 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности.

Таким образом, ссылка в жалобе на неподтверждение обоснованности налогового вычета по встречной проверке поставщиков не основана на требованиях налогового законодательства о налогах и сборах и не опровергает факта приобретения заявителем у названного поставщика товара. Право налогоплательщика на возмещение из бюджета уплаченных им сумм НДС не зависит от результатов встречных проверок поставщиков.


На недобросовестные действия общества инспекция не ссылается.

Неполучение ответов по результатам встречных проверок поставщиков товарно-материальных ценностей, при отсутствии доводов о недобросовестности Общества, не может служить основанием для отказа в применении налоговых вычетов, поскольку такое основание не предусмотрено действующим налоговым законодательством.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.

Руководствуясь ст.ст.176, 266, 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Московской области от 14 марта 2006г. оставить
без изменения, апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ №14 Московской области - без
удовлетворения.

Председательствующий

Н.С.   Чучунова

Судьи

А.М.  Кузнецов

Э.П.   Макаровская