ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
08 июня 2015 года | Дело № А41-57783/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме июня 2015 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Александрова Д.Д., Юдиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1
при участии в судебном заседании лиц согласно протоколу от 02.06.2015 г.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Солнечная долина» на решение Арбитражного суда Московской области от 17 декабря 2014 года по делу № А41-57783/14 , принятое судьей Капаевым Д.Ю., по иску (заявлению) Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области к Администрации городского поселения Солнечногорск Московской области, третьи лица: ООО «Стройиндустрия», ООО «Земледел», ООО «Солстрой», ООО «Солнечная долина» о признании недействительными аукционов,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Солнечногорского муниципального района Московской области (истец, Администрация района) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Администрации городского поселения Солнечногорск Московской области (ответчик, Администрация поселения) о признании недействительными аукционов:
на право заключить договор о развитии застроенной территории в районе улиц ФИО2, Сенежская и Банковская города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района Московской области, состоявшийся 29.08.2014 г.;
на право заключить договор о развитии застроенной территории в районе улиц Крупская, Красная и ФИО2 города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района Московской области, состоявшийся 29.08.2014 г.;
на право заключить договор о развитии застроенной территории в районе улиц Обуховская, Школьная и переулка Механизаторов города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района Московской области, состоявшийся 29.08.2014г.,
на право заключить договор о развитии застроенной территории в районе улицы Спасская города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района Московской области, состоявшийся 29.08.2014 г., признании недействительными договоры №№ 1/2014-4/2014 от 11.09.2014г., от 02.10.2014г., заключённые по результатам проведенных аукционов. (с учётом принятых судом в ходе судебного разбирательства в порядке ст. 49 АПК РФ изменений исковых требований).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 декабря 2014 года по делу N А41-57783/14 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Признаны недействительными аукционы:
на право заключить договор о развитии застроенной территории в районе улиц ФИО2, Сенежская, Банковская города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района Московской области, состоявшийся 29.08.2014 г.,
на право заключить договор о развитии застроенной территории в районе улиц Крупская, Красная, ФИО2 города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района Московской области, состоявшийся 29.08.2014 г.,
на право заключить договор о развитии застроенной территории в районе улиц Обуховская, Школьная, переулка Механизаторов города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района Московской области, состоявшийся 29.08.2014г.,
на право заключить договор о развитии застроенной территории в районе улицы Спасская города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района Московской области, состоявшийся 29.08.2014г.
Признаны недействительными договор № 1/2014 от 11.09.2014г., договор №2/2014 от 11.09.2014г., договор №3/2014 от 11.09.2014г., № 4/2014 от 02.10.2014г., заключенные между Администрацией городского поселения Солнечногорск Московской области и ООО «Солнечная долина».
Не согласившись с данным судебным актом, ООО «Солнечная долина» обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие ООО «Земледел», ООО «Солстрой», ООО «Солнечная долина», извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно искового заявления, на основании Распоряжений Администрации поселения №№66гп-69гп от 25.07.2014 г. приняты решения о проведении аукционов на право заключить договоры застроенной территории в районе отдельных улиц г. Солнечногорска, организатором оспариваемых торгов являлась Администрация городского поселения Солнечногорска.
По результатам проведения оспариваемых торгов победителями явились ООО «Земледел», ООО «Солнечная долина».
В последствии, в связи с отказом от заключения договора по итогам торгов, между Администрацией поселения и ООО «Солнечная долина» были заключены договоры о развитии застроенной территории, применительно к улицам, указанным в извещениях о проведении торгов, № 1/2014- №3/2014 от 11.09.2014г., договор № 4/2014 от 02.10.2014г.
Судом установлено, что между истцом и Администрация городского поселения Солнечногорска на основании ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" заключены Соглашения о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области Московской области (№№369/115 от 29.12.2009г. (с учётом дополнительного соглашения №15 от 21.12.2009г.) №64/2012 от 03.04.2012г. (с учётом дополнительного соглашения от 25.06.2012г.) сроком действия до 31.12.2014г. (далее совместно – Соглашения).
В рамках данных Соглашений истцу преданы полномочия по вопросам организации строительства, созданию условий для жилищного строительства, утверждения правил землепользования и застройки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования поселения, полномочия по вопросам пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, по вопросам проведения торгов.
Администрация района считает, что оспариваемые торги являются недействительными, так как они организованы и проведены в нарушение действующего законодательства и подлежат отмене.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, об удовлетворении заявленных требований исходя из нижеследующего.
Между администрацией муниципального образования городское поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области и администрацией Солнечногорского муниципального района 29.12.2009 года было заключено Соглашение №369 о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области органам местного самоуправления Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - Соглашение №369) (т.1 л.д.132-138).
Срок действия данного соглашения с 01.01.2010 года по 31.12.2012 года.
Дополнительным соглашением № 15 от 21.12.2012 срок действия соглашения № 369 был продлен до 31.12.2014 года (т.4 л.д.54-56).
В частности, п. 1.1.10 вышеуказанного соглашения, предусматривает передачу всех полномочий Поселения по вопросу организации строительства, созданию условий для жилищного строительства.
Пунктом 1.1.14 передаются также все полномочия поселения по вопросам утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждения подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов
капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, в том числе полномочия органов местного самоуправления поселения в области градостроительной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 8 ГрК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся:
1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений;
2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
3) утверждение правил землепользования и застройки поселений;
4) утверждение подготовленной на основании документов территориального
планирования поселений документации по планировке территории, за исключением
случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию
при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов
капитального строительства, расположенных на терри ториях поселений;
6) принятие решений о развитии застроенных территорий;
7) проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и
надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических
регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности
и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача
рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях,
предусмотренных настоящим Кодексом;
8) разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.
Согласно ч.2,3 ст.46.3. ГрК РФ решение о проведении аукциона принимается главой местной администрации муниципального образования, органом местного самоуправления которого принято решение о развитии застроенной территории.
В качестве организатора аукциона выступает орган местного самоуправления, принявший решение о развитии застроенной территории, или действующая на основании договора с ним специализированная организация.
Между администрацией муниципального образования городское поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области и администрацией Солнечногорского муниципального района 03.04.2012 года было заключено Соглашение №64/2012 о передаче осуществления части полномочий органов местного самоуправления муниципального образования городское поселение Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области органам местного самоуправления Солнечногорского муниципального района Московской области (далее - Соглашение №64/2012).
Срок действия данного соглашения с 01.01.2012 года по 31.12.2014 года (т. 1л.д.86-91).
П. 1.1.1. вышеуказанного соглашения переданы полномочия по вопросам пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Пункты 1.9, 1.10 Соглашения №158/2012 предусматривают полномочия муниципального района по разработке аукционной документации, организации и проведению конкурсов (аукционов) (т.3 л.д. 122).
Указанные Соглашения в момент проведения оспариваемых торгов не были расторгнуты, в связи с чем, администрации городского поселения Солнечногорск не могла самостоятельно исполнять переданные полномочия.
Кроме того, вступившим в законную силу Решением Солнечногорского городского суда от 01.08.2014г. по делу №2-2606/2014 по заявлению Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области признано незаконным распоряжение главы городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района Московской области от 23.05.2014г. №36гп о досрочном расторжении Соглашений (т.3 л.д. 117-121).
Сведения, указанные в извещениях о проведении оспариваемых торгов, не соответствуют критериям, указанным в положениях п.5 ч.7 ст. 46.3 ГрК РФ, при этом часть данных сведений касается соответствующих программ, срок действия которых истек, реализуемых в рамках действующих договоров с ООО «Стройиндустрия», ООО «Солстрой». При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие истцом, как полномочном лицом на проведение торгов, соответствующих решений о развитии застроенной территории, позволяющих проведение торгов.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на Соглашение о взаимодействии на безвозмездной основе от 15.05.2013 года (т.2 л.д.37-40) является необоснованной, т.к. данное соглашение регулировало отношения сторон по организации процедуры размещения муниципального заказа. Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений регулируется ФЗ от 21.07.2005 года №94-ФЗ (действовал на тот момент).
Процедура проведения аукциона и заключения договора о развитии застроенных территорий не является закупкой товара, работы или услуги для муниципальных нужд и регулируется иными нормами законодательства.
Порядок организации и проведения аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории определен статьей 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.7 ст.46.3 ГрК РФ извещение о проведении аукциона, подлежащее опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, должно содержать
следующие сведения:
1) наименование, место нахождения, почтовый адрес и адрес электронной почты, номер контактного телефона органа местного самоуправления или специализированной
организации;
2) указание официального сайта, на котором размещено извещение о проведении
аукциона;
3) место, дата, время проведения аукциона;
4) адрес места приема, порядок и срок подачи заявок на участие в аукционе;
5) реквизит решения органа местного самоуправления о развитии застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
6) местоположение, площадь застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
7) начальная цена права на заключение договора.
Согласно ч.8 ст.46.3 ГрК РФ в извещении о проведении аукциона, размещаемом на официальном сайте в порядке, установленном ч.6 настоящей статьи, наряду со сведениями, предусмотренными ч.7 настоящей статьи, должны быть указаны следующие
сведения:
1) требования к содержанию и форме заявки на участие в аукционе;
2) порядок и срок отзыва заявок на участие в аукционе, порядок внесения изменений в
такие заявки;
3) обременения прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные в границах такой территории, и ограничения их использования, обременения прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные на такой территории;
4) указание градостроительного регламента, установленного для земельных участков в
пределах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии;
5) региональные и местные нормативы градостроительного проектирования (при их
отсутствии - утвержденные органом местного самоуправления расчетные показатели
обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры);
6) "шаг аукциона";
7) размер задатка, срок и порядок его внесения, реквизиты счета для перечисления задатка в случае установления органом местного самоуправления требования о внесении задатка для участия в аукционе;
8) существенные условия договора, установленные в соответствии с частями 3 и 4 статьи
46.2 настоящего Кодекса;
9) проект договора.
В нарушение указанных норм закона Извещении о проведении аукциона не содержат «реквизиты решения органа местного самоуправления о развитии застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии» (извещение ул.ФИО2, Сенежская, Банковская т.1 л.д.11-14, извещение ул.Обуховская, Школьная, Механизаторов т.1 л.д. 15-18, извещение ул.Крупская, Красная, ФИО2 т.1 л.д. 19-22, извещение ул.Спасская т.1 л.д.23-26).
В качестве данного Решения организатор аукциона указывает:
- Протокол Градостроительного совета МО от 02.08.2013 года №14 (т.2 л.д.27- 36). В аукционной документации не содержится. Это документ, содержащий выводы и рекомендации администрации Солнечногорского муниципального района по реализации ряда инвестиционных контрактов и договоров о развитии застроенных территорий, заключенных и действующих на территории Солнечногорского района,
- Постановление Главы Солнечногорского района от 01.08.2003 года №2331 «Об утверждении муниципального ветхого жилищного фонда». В аукционной документации не содержится, есть только ссылки (т.2 л.д.75,124; т.3 л.д.23),
- Решение Совета депутатов Солнечногорского района от 27.11.2007 года №436/40 (т.1 л.д. 12), Решение Совета депутатов Солнечногорского района от 27.11.2007 года №435/40 (т.1 л.д. 20). Программы данные действовали до конца 2013 года и утверждены иным органом местного самоуправления (нарушение ст.46.3 ГрК РФ).
В извещении отсутствует указание градостроительного регламента, установленного для земельных участков в пределах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии.
В соответствии со ст.36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные
регламенты устанавливаются с учетом:
1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;
2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;
3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;
4) видов территориальных зон;
5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все
земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах
границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В извещениях отсутствуют региональные и местные нормативы градостроительного проектирования (при их отсутствии – утвержденные органом местного самоуправления расчетные показатели обеспечения застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры).
Указанные в извещениях как «нормативы градостроительного проектирования»: Решения Совета депутатов Солнечногорского муниципального района: от 27.11.2007 № 436/40 «Об утверждении муниципальной программы Солнечногорского муниципального района по развитию застроенных территорий в районе улиц ФИО2, Сенежская и Банковская города Солнечногорска», от 27.11.2007 № 435/40 «Об утверждении муниципальной программы Солнечногорского муниципального района по развитию застроенных территорий в районе улиц Крупской, Красная и ФИО2 города Солнечногорска» таковыми не являются.
В извещениях отсутствуют указания на обременения прав на земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные в границах такой территории, и ограничения их использования, обременения прав на объекты недвижимого имущества, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные на такой территории.
Таким образом, Администрация муниципального образования городское поселение Солнечногорск провела аукцион и заключила Договор о развитии застроенной территории в районе улиц Обуховская, Школьная и переулка Механизаторов города Солнечногорска Солнечногорского муниципального района Московской области № 2/2014 от 11 сентября 2014 г. в отношении территории, на которой уже действует Договор о развитии застроенной территории № 6 от 14.01.2008г. (л.д. 27 Т. 1),заключенный между Администрацией Солнечногорского муниципального района и Обществом с ограниченной ответственностью «Стройиндустрия».
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд приходит к выводу о правомерности выводов суда первой инстанции и удовлетворении заявленных требований на основании ст. ст. 166, 168, 449 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.12.14 года по делу А41-57783/14 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
редседательствующий | Н.В. Марченкова | |
Судьи | Д.Д. Александров Н.С. Юдина |