ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 10АП-2393/2006 от 27.07.2006 Десятого арбитражного апелляционного суда

Десятый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Москва                                                        

03 августа 2006г.                                                      Дело №А41-К2 -10718/06

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июля 2006г.

Полный текст постановления изготовлен 03 августа 2006г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего судьи Чучуновой Н.С.,

Судей Макаровской Э.П., Мордкиной Э.П.,  

при ведении протокола судебного заседания ФИО1,

при участии в заседании:

от истца (заявителя): - ФИО2 – представитель по доверенности от 26.07.2006г. №8;

от ответчика: - ФИО3 – представитель по доверенности от 26.07.2006г., ФИО4 – представитель по доверенности от 25.07.2006г. б/н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО «Управляющая компания «Магистраль» на решение Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2006г. по делу № А41-К2-10718/06, принятого судьей Севостьяновой Н.В. по заявлению Отдела государственного пожарного надзора по г.Реутову к ООО «Управляющая компания «Магистраль» о привлечении к административной ответственности согласно ч.2 ст.14.1 КоАП РФ,

установил:

Отдел Государственного пожарного надзора по г.Реутову ГУ МЧС РФ обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Магистраль» согласно ч.2 ст. 14.1 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Московской области от 15 июня 2006 года заявленные требования удовлетворены. ООО «Управляющая компания «Магистраль» привлечено к административной ответственности на основании ч.2 ст.14.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 40 000руб.

ООО «Управляющая компания «Магистраль» с решением не согласно, просит его отменить, ссылаясь на то, что основным видом деятельности Общества является деятельность по эксплуатации АЗС, в процессе своей деятельности Обществом была получена лицензия на реализацию нефти, газа и продуктов их переработки в соответствии с п. 1 ст.1 ФЗ от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако статьей 1 ФЗ от 09.12.2002 г. № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 17 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исключен абзац, касающейся необходимости лицензирования деятельности по реализации, в частности, продуктов переработки нефти. 

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством получение лицензии на осуществление указанной деятельности не требуется.

В соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.97г. № 116-ФЗ ФЗ «О Промышленной   безопасности   опасных производственных   объектов», Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 года № 595 «Об утверждении положения лицензировании деятельности пожароопасных производственных объектов» автозаправочные станции пожароопасными производственными объектами не являются.   Согласно Закону, Положению действие данных нормативных правовых актов распространяется исключительно на объекты, являющиеся производственными. Поскольку Закон не содержит специального определения понятия «производственный», таковым является объект, на котором осуществляется производство, т.е. работа по непосредственному изготовлению, выработке, созданию какой-либо продукции. При этом необходимо обратить внимание, что на АЗС осуществляется реализация потребителям готовой продукции (моторного топлива), произведенной на нефтеперерабатывающих а иных производственных предприятиях. Продажа на АЗС моторного топлива не является производством согласно Общepoccийcкому классификaтopy видoв экономической деятельности (утв. Постановлением Госстандарта №454-ст от 06.11.2001г.). АЗС не отнесены к производственным объектам также согласно СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений».    АЗС  не  являются  объектами,  на  которых  используются  (производятся,  хранятся, перерабатываются) горючие жидкости. На АЗС не оказываются услуги по хранению моторного топлива.   Организация,   эксплуатирующая   АЗС,   не   получает   доходов   от   такого   вида предпринимательской деятельности, как хранение. Моторное топливо на АЗС продается, а не хранится.      Согласно ОКВЭД «розничная торговля моторным топливом стационарными АЗС», «хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки» являются самостоятельными видами деятельности, они указаны в классификаторе в разных разделах. При этом в классификаторе специально указано, что продажа моторного топлива на АЗС не включает в качестве составляющей деятельность по хранению нефтепродуктов. Также нормы СНиП 2.11.03-93, утвержденного постановлением Госстроя РФ от 26 апреля 1993 года № 18-10, которые регулируют хранение нефти и нефтепродуктов в резервуарах, а также в складских зданиях и сооружениях, не распространяются на резервуары и другие емкости для нефти и нефтепродуктов, входящие в состав технологических установок или используемые в качестве технологических аппаратов.    Согласно пункту 2 статьи 2 Закона опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов утверждены Постановлением Правительства РФ №1371 от 24.11.1998). В соответствии с указанными Правилами организациям,    эксплуатирующим    соответствующие    объекты,    выдаются    свидетельства установленного образца. Ведение государственного реестра, разработку и утверждение требований по регистрации объектов в государственном реестре, проведение методических и технических разработок, возложено на Федеральный горный и промышленный надзор России (в настоящее время - Федеральная служба по экономическому, технологическому и атомному надзору).

В письме Госгортехнадзора России № АС-04-35/189 от 19.03.2003 («Об отнесении АЗС и ПЗС к категории опасных производственных объектов») дается разъяснение о том, что АЗС и ПЗС не относятся к опасным производственным объектам. В частности, в письме указано: «В целях оказания методической помощи по вопросам идентификации объектов Госгортехнадзором России разработан «Перечень типовых видов опасных производственных объектов для целей регистрации в государственном реестре. АЗС и ПЗС, осуществляющие деятельность по реализации продуктов переработки нефти, не определены данным перечнем в качестве опасных производственных объектов».

Согласно статье 8 Закона, разделам III, IV Общих правил промышленной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность в области строительства, введению в эксплуатацию опасного производственного объекта предъявляются особые требования. Проектная документация подлежит экспертизе промышленной безопасности в соответствии с Правилами проведения экспертизы промышленной безопасности (утверждены Постановлением Госгортехнадзора России № 64 от 06.11.1998).

Обязательным условием принятия решения о начале строительства опасного производственного объекта является наличие утвержденного положительного заключения экспертизы промышленной безопасности проектной документации. В процессе строительства опасных производственных объектов осуществляется авторский надзор за соблюдением проектных решений. При проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию АЗС обеспечение мер промышленной безопасности как к опасному производственному объекту законодательством не регулируется. Кроме того, в отношении АЗС невыполнимо требование абзаца 11 пункта 1 статьи 9 Закона, согласно которому организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц. В силу специфики эксплуатации АЗС (размещение непосредственно в городской застройке, свободный доступ на территорию, постоянное присутствие посетителей, самостоятельная заправка автомобиля топливом его владельцем, наличие магазинов, кафе и т.п.), АЗС не может попасть по этим основаниям под регулирующее действие Закона. В противном случае (то есть в случае признания АЗС опасным производственным объектом) все АЗС страны должны быть просто закрыты в силу упомянутой нормы Закона. В соответствие с пунктом 1 статьи 9 Закона организация, эксплуатирующая опасный производственный   объект,   обязана  соблюдать  требования  нормативных  правовых  актов, устанавливающих   правила   промышленной   безопасности   ведения   работ   на   опасном производственном  объекте.  В  отношении  АЗС  соответствующие  Правила промышленной безопасности как для опасного производственного объекта не установлены. В Правилах промышленной безопасности нефтебаз и складов нефтепродуктов (утверждены Постановлением Госгортехнадзора РФ № 33 от 20.05.2003) прямо указано, что они не распространяются на отдельно стоящие АЗС. Применительно к АЗС действуют НБП 111-98 «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности», установленные в отношении обычного, а не опасного производственного объекта. Вместе с тем в соответствии с положениями ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.94г. установлены требования безопасности и установлен порядок осуществления функций контроля МЧС РФ за выполнением указанных требований от начала выбора места строительства данных объектов (АЗС) до приема его в эксплуатацию. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензирование является исключительной мерой государственного регулирования и используется только в тех случаях, когда такое регулирование не может осуществляться другими методами. Моторное топливо, реализуемое через АЗС, не является опасным веществом, характерные признаки которого определены в Законе в качестве критерия отнесения объекта к опасному производственному. Согласно подпункту "в" пункта 1 Приложения 1 к Закону к опасным веществам отнесены горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления. Из буквального прочтения текста Приложения 1 к Закону следует, что жидкость признается опасным веществом при условии, когда она отвечает обоим приведенным критериям: способна и
самовозгораться, и возгораться от источника зажигания. Вместе с тем, в условиях нахождения на АЗС моторное топливо не способно самовозгораться. Таким образом, по формулировке Закона отсутствует одно из необходимых условий отнесения его к опасному веществу.     Поскольку Положение является подзаконным актом, оно не должно противоречить Закону.    Учитывая вышеизложенного, считает, что в действии Общества нет нарушений от 08.08. 2001 г №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Постановления Правительства РФ от 14.08.2002 года №595 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности пожароопасных производственных объектов».

Представитель Отдела Государственного пожарного надзора по г.Реутову ГУ МЧС РФ не согласен с доводами апелляционной жалобы по тем основаниям, что  15.05.2006 года в 15 часов 00 минут по адресу: Московская область, г. Реутов, автома­гистраль Москва - Нижний Новгород, дом 17, заместителем главного Государственного ин­спектора г. Реутова и г. Железнодорожного по пожарному надзору ФИО5, на основании распоряжения № 410 от 15.05.2006 года проведено внеплановое мероприятие по контролю (надзору) в отношении ООО «Управляющая компания «Магистраль» (зарегистри­ровано в качестве юридического лица межрайонной ИМНС России № 13 по Московской об­ласти свидетельство о Государственной регистрации от 22.07.2005 года № 1055009332135), эксплуатирующим по вышеуказанному адресу автозаправочный комплекс. При этом обяза­тельная лицензия на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта, которым является автозаправочный комплекс, у ООО «Управляющая компания «Магистраль» отсут­ствует, о чем составлен акт проверки № 410/1 от 15.05.2006.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона РФ от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности, от­носятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государст­ва, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Пунктом 1 статьи 17 этого же закона определено, что деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию. Положением о ли­цензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 года № 595, объекты, на ко­торых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и мате­риалы (в том числе пыли и волокна), вещества и материалы способные гореть при взаимо­действии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, признаются пожароопасными произ­водственными объектами. Кроме того, согласно п.8 Приложения №1 к Методическим рекомендациям утвер­жденным приказом Госгортехнадзора РФ от 19.06.2003 г. № 138 (не нуждается в государст­венной регистрации, письмо Минюста РФ от 01 июля 2003 года №07/6640-ЮД), технологи­ческое оборудование на АЗС, а именно группа резервуаров и сливоналивных устройств ав­томобильной заправочной станции (комплекса) относится к опасным производственным объектам нефтеобеспечения. Хранящиеся на АЗС (АЗК) автомобильные бензины являются легковоспламеняющимися горючими жидкостями, которые способны возгораться от источ­ника зажигания. Автозаправочные станции и комплексы в соответствии с НПБ 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опас­ности» (утвержденными приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года №314 и признанными Минюстом России не нуждающимися в государственной регистрации), относятся к катего­риям Ани Бн по взрывопожарной и пожарной опасности для наружных установок производ­ственного и складского назначения. Таким образом, АЗС (АЗК) это пожароопасный произ­водственный объект, главной функцией которого является деятельность по предоставлению услуг в виде накопления, с целью последующей продажи путем передачи в топливоприемную систему автомобилей, с использованием своего технологического оборудования горю­че-смазочных материалов (бензина, дизельного топлива, машинного масла и т.д.). Данные вещества, являются легковоспламеняющимся и горючим жидкостями. Оборудование АЗС (АЗК) - емкости для ЛВЖ и ГЖ с сопутствующим оборудованием, трубопроводы для подачи топлива, раздаточные колонки, системы заземления и молниезащиты АЗС (АЗК), компрессор и т.д. относится к промышленному оборудованию, не предназначенному для бытового ис­пользования. Функционирование АЗС (АЗК) невозможно без осуществления определенных технологических операций по приему, хранению и выдаче (отпуску) значительных объемов легковоспламеняющихся жидкостей. Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответст­вии с постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. №45 «Об организации лицензиро­вания отдельных видов деятельности» и постановлением Правительства РФ от 14.08.2002г. №595 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов». Заявление со стороны ООО «Управляющая компа­ния «Магистраль» на получение вышеуказанной лицензии в МЧС РФ не подавалось. Следовательно, ООО «Управляющая компания «Магистраль» совершило админист­ративное правонарушение предусмотренное ч.2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях т.е. «Осуществление предпринимательской деятельно­сти без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обяза­тельно (обязательна)». На основании изложенного просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Повторно рассмотрев дело в порядке статей 266-268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной  инстанции пришел к следующим выводам.

Как видно из материалов дела, Отделом Государственного пожарного надзора по г.Реутову при проведении внеплановых мероприятий по контролю за соблюдением требований пожарной безопасности в отношении АЗК №53 ООО «Управляющая компания «Магистраль», эксплуатирующее арендованный у ООО «Новая топливная компания», установлено осуществление деятельности без лицензии на эксплуатацию пожароопасных производственных объектов.

Данные обстоятельства подтверждены определением о возбуждении административного дела от 16.05.2006г., письмом ООО «Управляющая компания «Магистраль» от 12.05.2006 №632, протоколом об административном правонарушении от 15.05.2006 № 404/1 и послужили основанием для обращения органа пожарного надзора в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Управляющая компания «Магистраль» к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ.

Рассмотрев представленные материалы, арбитражный суд привлек ООО «Управляющая компания «Магистраль» к административной ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 40 000руб.

Выводы арбитражного суда являются правильными.

Согласно п.1 ст.9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.08.2002 №595, объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом, признаются пожароопасными производственными объектами.

Деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию (п.1 ст.17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14.08.2002г. №595. Согласно данному Положению пожароопасными производственными объектами признаются объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.

Согласно Правилам технической эксплуатации автозаправочных станций, утвержденным Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001г. №229 (в редакции Приказа Минэнерго РФ от 17.06.2003г. №226), АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами; основная деятельность АЗС заключается в осуществлении следующих технологических процессов: прием, хранение, выдача (отпуск) и учет количества нефтепродуктов.

Следовательно, хранение нефтепродуктов в процессе эксплуатации АЗС является необходимым технологическим условием и средством их реализации, что по смыслу подпункта "в" пункта 1 приложения 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» является квалифицирующим признаком для отнесения АЗС к категории пожароопасных производственных объектов.

Нормами пожарной безопасности 105-03 «Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывной и пожарной опасности», утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 314, также установлено, что АЗС относятся к категории пожароопасных объектов.

Данная позиция подтверждается постановлением Президиума от 12.07.2005г. №1487/05.

ООО «Управляющая компания «Магистраль» осуществляло эксплуатацию АЗК №53 – пожароопасных производственных объектов без лицензии на право эксплуатации пожароопасных производственных объектов, следовательно, арбитражный суд первой инстанции обоснованно привлек общество к административной ответственности по ч.2 ст. 14.1. КоАП РФ.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал материалы дела, дал надлежащую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, выводы, содержащиеся в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований к отмене не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 266, 269 п.1, 271 АПК РФ, апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Московской области от 15 июля 2006г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Управляющая компания «Магистраль» - без удовлетворения.

Председательствующий                                                                                     Н.С. Чучунова

Судьи Л.М. Мордкина

                                                                                                                                  Э.П. Макаровская