ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
117997, г. Москва, ул. Садовническая, д. 68/70, стр. 1, www.10aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Москва
14 марта 2011 года
Дело № А41-23544/10
Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Мищенко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания: ФИО1,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО2, доверенность от 26.07.2010 № 150-ДЮ,
от заинтересованного лица: ФИО3, доверенность от 10.08.2010 № 25,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества «ДИКСИ Юг» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) на решение Арбитражного суда Московской области от 22.10.2010 по делу № А41-23544/10, принятое судьей Зеньковой Е.Л., по заявлению закрытого акционерного общества «ДИКСИ Юг» к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Московской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество «ДИКСИ Юг» (далее – общество, заявитель,
ЗАО «ДИКСИ Юг») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Московской области(далее – инспекция, налоговый орган)
от 03.06.2010 № 019934 о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере
30 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Московской области 22.10.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции, общество обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 05.05.2010 сотрудниками налогового органа на основании поручения руководителя инспекции от 04.05.2010 №5022100050 (л.д. 32) проведена проверка соблюдения требований законодательства о применении контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в помещении магазина «Дикси», принадлежащего ЗАО «ДИКСИ Юг» и расположенного по адресу: <...>.
В ходе данной проверки выявлено нарушение требований Федерального закона
от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ), а также «Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 №470, выразившихся в том, что обособленное подразделение ЗАО «ДИКСИ Юг» по указанному адресу применяет ККТ, зарегистрированную в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области, то есть не по адресу места нахождения обособленного подразделения, а по месту регистрации самого общества, что является нарушением установленного порядка и условий регистрации ККТ и ее применения.
Выявленные нарушения, по мнению инспекции, свидетельствуют о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Результаты проверки зафиксированы сотрудниками инспекции в акте проверки
от 05.05.2010 №019934, который составлен в присутствии представителя общества – управляющей магазином ФИО4, которая в объяснениях в акте указала, что объяснения будут даны специалистом по разрешительной работе (л.д. 33-34).
В тот же день сотрудниками налогового органа также составлен акт проверки наличных денежных средств кассы от 05.05.2010 № 019934 (л.д. 35).
Определением от 05.05.2010 №019934 в отношении ЗАО «ДИКСИ Юг» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования
(л.д. 30).
По окончании административного расследования должностным лицом инспекции в отношении общества составлен протокол от 31.05.2010 №019934 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5
КоАП РФ.
Протокол составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии представителя общества на основании доверенности от 28.05.2010 (л.д. 27) – ФИО5, который в объяснениях в протоколе указал, что с протоколом не согласен. Объяснения будут представлены при рассмотрении дела (л.д. 26).
Копия протокола об административном правонарушении от 31.05.2010 №019934, содержащая дату рассмотрения материалов административного дела, назначенного на 03.06.2010 в 10.00, вручена представителю общества в день его составления, о чем свидетельствует его подпись в соответствующей графе названного документа.
В назначенную дату, в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом, состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении и исполняющим обязанности начальника инспекции вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 31.05.2010 №019934, согласно которому ЗАО «ДИКСИ Юг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей (л.д. 23).
Не согласившись с постановлением инспекции от 03.06.2010 № 019934, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения и о соблюдении порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Обжалуя решение суда первой инстанции, общество указывает, что в его действиях отсутствует состав вмененного правонарушения, поскольку используемая в обособленном подразделении ЗАО «ДИКСИ Юг» контрольно-кассовая машина зарегистрирована в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области. При этом на момент регистрации ККМ законодательство России не содержало требований о регистрации ККМ, используемых в обособленных подразделениях, по месту нахождения обособленного подразделения. После вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 №470 «Положением о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» установлено, что регистрация ККМ, применяемой в обособленном подразделении, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Таким образом, по мнению общества, законодательством не предусмотрено проведение перерегистрации ранее зарегистрированных ККМ.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель налогового органа в судебном заседании против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Административная ответственность за неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу) предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно карточке регистрации контрольно-кассовой машины № 12607 контрольно-кассовая машина BEETLE-R, версия: 03, выпущенная в 2006 году, заводской номер 0064276V3317, принадлежащая ЗАО «ДИКСИ Юг», зарегистрирована 13.10.2006 в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области в Книге учета контрольно-кассовых машин под номером 12607 и установлена по адресу: <...> (л.д. 36).
Из материалов дела, а также пояснений участвующих в деле лиц усматривается, что по указанному адресу располагается обособленное подразделение общества – магазин, что подтверждается, в том числе актом проверки от 05.05.2010 (л.д. 33) и свидетельством о государственной регистрации права от 14.06.2008 (л.д. 38).
На момент регистрации контрольно-кассовой машины BEETLE-R за № 12607 в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области порядок регистрации и применения ККТ регулировался Федеральным законом
от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и приказом Государственной налоговой службы от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36 «Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах».
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ (в редакции, действующей на момент регистрации обществом ККТ) контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика.
Каких-либо требований, предусматривающих обязанность регистрации ККТ в налоговом органа по месту учета обособленного подразделения организации, ни Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ, ни приказ Государственной налоговой службы от 22.06.1995 № ВГ-3-14/36 «Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах» на момент регистрации обществом контрольно-кассовой машины BEETLE-R в 13.10.2006 не содержали.
Согласно пункту 1 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц
от 08.11.2010 ЗАО «ДИКСИ Юг» состоит на учете в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области, то есть по месту нахождения организации. При этом контрольно-кассовая машина BEETLE-R, принадлежащая ЗАО «ДИКСИ Юг», также зарегистрирована 13.10.2006 в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 5 по Московской области, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 22.05.2003
№ 54-ФЗ (в редакции, действующей на момент регистрации обществом ККТ).
Поскольку на момент регистрации ККТ 13.10.2006 действующее законодательство не содержало положений, предусматривающих обязанность регистрации ККТ в налоговом органе по месту учета обособленного подразделения организации, апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии состава вменяемого обществу административного правонарушения при неперерегистрации принадлежащей ему контрольно-кассовой машины BEETLE-R по месту учета обособленного подразделения ЗАО «ДИКСИ Юг».
Кроме того,поскольку в карточке регистрации контрольно-кассовой машины
№ 12607 указано, что ККТ установлена по адресу: <...>, что соответствуют месту нахождения обособленного подразделения, осуществление обществом расчетов через ККТ, зарегистрированную по месту постановки общества на учет в качестве налогоплательщика, в рассматриваемом случае не нарушает частных и публичных интересов, охраняемых частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Ссылка суда первой инстанции на «Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 №470 признается апелляционным судом необоснованной, поскольку названное положение вступило в законную силу до даты регистрации обществом контрольно-кассовой машины BEETLE-R 13.10.2006. При этом действующее законодательство не содержит положений, обязывающих организации и индивидуальных предпринимателей перерегистрировать ранее зарегистрированные ККТ.
Так в соответствии с пунктом 2 названного постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 №470 разрешено применение исправной, опломбированной в установленном порядке контрольно-кассовой техники, включенной в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, зарегистрированной в налоговых органах, и соответствующей требованиям, действовавшим при регистрации контрольно-кассовой техники в налоговых органах.
Ссылки налогового органа на письма Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и Федеральной налоговой службы Российской Федерации не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку содержат разъяснения для налоговых органов о наличии у них права осуществлять в установленном законом порядке регистрацию контрольно-кассовых машин, используемых по месту своей фактической производственной деятельности, а также регламентируют порядок действий налоговых органов при обращении к ним с заявлениями о регистрации ККТ. Обязанность по регистрации ККТ в налоговом органе именно по месту нахождения обособленного подразделения организации названными письмами на владельцев контрольно-кассовых машин не возлагается. Кроме того, названные письма не являются нормативно-правовыми актами, а носят рекомендательный характер.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что применение обществом ККТ, зарегистрированной в налоговом органе по месту нахождения организации, а не по месту нахождения ее обособленного подразделения до вступления в законную силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 №470, изменившего порядок такой регистрации, в данном случае не образует состава вменяемого ЗАО «ДИКСИ Юг» правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в случае отсутствия состава административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1
статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 22.10.2010 по делу
№ А41-23544/10 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление межрайонной инспекции
ФНС России № 7 по Московской областипо делу об административном правонарушении № 019934 от 03.06.2010, вынесенное в отношении закрытого акционерного общества «ДИКСИ Юг» в порядке привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий
В.Ю. Бархатов
Судьи
Е.Н. Виткалова
Е.А. Мищенко