Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 63а
апелляционной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу
г.Уфа
4 сентября 2006 года Дело №1153/А07-11754/06-Г-МИТ
Полный текст постановления изготовлен 6 сентября 2006 года
Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Салиховой И.З., судей Маликовой Э.М., Масалимова А.Ф,
при ведении протокола судебного заседания судьей Салиховой И.З
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» в лице Башкирского отделения структурного подразделения филиала – Куйбышевская железная дорога на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12.07.2006 года по делу № А07-11754/06-Г-МИТ по иску ОАО «Российские железные дороги» в лице Башкирского отделения структурного подразделения филиала – Куйбышевская железная дорога к ОАО «Белорецкий металлургический комбинат», г. Белорецк о взыскании 20 500 руб.
при участии в заседании:
от истца -ФИО1, доверенность от 10.02.2006 года,
от ответчика –ФИО2, доверенность от 10.02.2006 года,
ОАО «Российские железные дороги» в лице Башкирского отделения структурного подразделения филиала – Куйбышевская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к ОАО «Белорецкий металлургический комбинат», г. Белорецк о взыскании 20 500 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 июля 2006 года по делу №А07-11754/06-Г-МИТ (резолютивная часть от 5 июля 2006 г., судья Мавлютов И.Т.) исковые требования ОАО «Российские железные дороги» в лице Башкирского отделения структурного подразделения филиала – Куйбышевская железная дорога удовлетворены частично, в размере 8 700 руб.
Истец с решением суда по делу не согласился в части отказанных требований и обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме, ссылаясь на необоснованность вывода суда о возможности применения технологического срока оборота вагонов к сроку оборотов контейнеров.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик опровергает доводы истца, просит отказать в удовлетворении требований апелляционной жалобы, считает решение суда законным и не подлежащим отмене или изменению.
Законность решения проверена апелляционной инстанцией по правилам ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся материалам дела.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон и оценив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Как следует из материалов дела, согласно п. 12.5 договора от 16.02.1999 № 4/466/П102-У (в редакции дополнительного соглашения к договору от 10.02.2006 г. №198 Д) на железнодорожном подъездном пути необщего пользования ОАО «БМК» установлен технологический срок оборота вагонов - 23,8 часа.
В связи с тем, что ОАО «БМК» в феврале 2006 г. были допущены задержки контейнеров перевозчика на подъездных путях необщего пользования под погрузкой, выгрузкой свыше установленных технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, истец обратился в арбитражный суд с требованием о взыскании штрафа в сумме 20 500 руб. на основании ст. 62, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав).
Согласно ч. 6 ст. 62 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами
наэксплуатациюжелезнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст. 99 Устава.
Частью 2 ст. 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные ст. 100, 101 о Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Поскольку факт задержки контейнеров на подъездных путях подтвержден материалами дела (ведомости учета времени нахождения контейнеров у грузоотправителей и грузополучателей на местах общего пользования № 2019, 2020, памятки приема-сдачи вагонов №046, 047), а факт превышения технологических сроков ответчиком не оспаривается, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования в части взыскания 8 700 руб. основываясь на расчете суммы штрафа, выполненном ответчиком, распространив в отношении контейнеров технологические сроки оборота вагонов, установленные дополнительным соглашением к договору от 16.02.1999 № 4/466. В удовлетворении остальной части иска о взыскании штрафа отказано, поскольку штраф в размере 20 500 руб. был неверно начислен истцом без учета времени технологического оборота вагонов.
Доводы ОАО "РЖД" о том, что технологический срок оборота контейнеров должен быть установлен действующим законодательством, противоречит ст.ст. 62. 99, 100 Устава железнодорожного транспорта.
Анализ указанных выше статей Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации свидетельствует о том, что ответственность за задержку контейнеров наступает в случае задержки контейнеров сверх сроков, установленных договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, либо по истечении обусловленного времени с момента подачи вагонов локомотивом перевозчика.
В заключенном между ОАО "БМК" и истцом договоре № 4/466/П102-У на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" по станции Белорецк Куйбышевской железной дороги технологический срок оборота контейнеров не установлен, установлен технологический срок оборота вагонов - 23,8 часа.
Судом первой инстанции при взыскании штрафа применен технологический срок оборота, установленный для вагонов. Истец, не согласившись с этим, указывает, что при расчете технологического срока оборота вагонов учитываются следующие элементы операций с вагонами:маневровая работа по передаче вагонов с выставочных железнодорожных путей на железнодорожные пути необщего пользования и обратно; маневровая работа по расформированию групп вагонов (если это требуется по технологии) и т.д., которые по мнению истца не выполняются при работе с контейнерами.
Данный довод заявителя апелляционной жалобы необоснован. Учитывая, что контейнеры перевозятся только на платформах (для которых срок оборота установлен и составляет 23,82 часа), при отгрузке грузов в контейнерах, погруженных на платформы, выполняются те же операции.
Таким образом, доводы истца о том, что действующим законодательством и условиями названного договора не предусмотрены технологические сроки оборота контейнеров, вследствие чего суд первой инстанции необоснованно применил по аналогии технологические сроки оборота вагонов, установленные договором, несостоятельны. Учитывая, что контейнеры перевозятся на железнодорожных платформах (для которых технологический срок оборота установлен договором), технологические сроки оборота вагонов подлежат применению также и в отношении контейнеров.
Применение судом при взыскании штрафа за простой контейнеров технологического срока оборота, установленного для вагонов, правомерно и обоснованно.
Обоснованность применения технологического срока оборота контейнеров, равного технологическому сроку оборота вагонов, подтверждается и тем, что при подаче вагонов, контейнеров на железнодорожные пути необщего пользования локомотивами перевозчика для вагонов и для контейнеров установлено единое время - тридцать шесть часов, по истечении которого начисляется штраф (ст. 62, 99 Устава железнодорожного транспорта).
С учетом вышеизложенного, оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции не имеется. Требования апелляционной жалобы удовлетворению не подлежат.
По правилам статьи 110 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации расходы по госпошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:
Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 июля 2006 года по делу №А07-11754/06-Г-МИТ оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Российские железные дороги» в лице Башкирского отделения структурного подразделения филиала – Куйбышевская железная дорога – без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента принятия и может быть обжаловано в 2-х месячный срок в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Башкортостан.