ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-10102/16 от 12.09.2016 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru  , e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

16 сентября 2016 года Дело № А55-5046/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 12 сентября 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Бажана П.В., Холодной С.Т.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,

с участием:

от Администрации городского округа Сызрани Самарской области - Овтина Е.В.(доверенность от 01.06.2016г. №02-269/1903),

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – Ряхова Л.В. (доверенность от 28.08.2015 г. №12-6121),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области

на решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июня 2016 года по делу № А55-5046/2016 (судья Агеенко С.В.),

по заявлению Администрации городского округа Сызрани Самарской области, г. Сызрань,

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,

о признании незаконным отказа,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Сызрани Самарской области (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - заинтересованное лицо) о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 12.01.2016 года № 63/008/300/2015-7286 в государственной регистрации ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Шахтная, д. 6 с КН 63:08:0201018:14 и об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области произвести государственную регистрацию ограничения на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Шахтная, д. 6 с КН 63:08:0201018:14.

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.06.2016г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что положение о том, что решение органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд подлежит государственной регистрации, исключено из актуальной редакции нормы ст.279 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2014 № 499-03).

Податель жалобы ссылается на то, что в настоящее время решения об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд не подлежат государственной регистрации в качестве ограничений (обременении) соответствующих прав на объекты недвижимости.

Также податель жалобы указывает, что соответствующая запись о решении органа местного самоуправления об изъятии земельного участка была внесена в Книгу учета арестов, запрещений совершения сделок с объектами недвижимого имущества, иных ограничений (обременении) прав на объекты недвижимого имущества (в суде первой инстанции была представлена выписка из КУА).

В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель Администрации городского округа Сызрани считает решение суда законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации городского округа Сызрань Самарской области от 19.11.2015 года № 3425 земельный участок с кадастровым номером 63:08:0201018:14 изъят для муниципальных нужд (л.д. 9-14).

08.12.2015 года Администрация городского округа Сызрани Самарской области обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о государственной регистрации ограничений на вышеуказанный земельный участок.

Сообщением от 12.01.2016 года № 63/008/300/2015-7286 заявителю отказано в государственной регистрации ограничений (л.д. 5-7).

Не согласившись с указанным отказом в государственной регистрации, Администрация г.о. Сызрань обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

В обжалуемом сообщении об отказе в государственной регистрации, от 12.01.2016г. №63/008/300/2015-7286 (л.д. 5-7, т.1) регистрирующий орган в качестве основания отказа в государственной регистрации указал на то, что в ЕГРП отсутствует запись о регистрации права собственности на заявленный земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, кадастровый номер 63:08:0201018:14.

Регистрирующий орган в сообщении сослался на то, что проведение государственной регистрации ограничения (обременения) права возможно после регистрации в ЕГРП прав на вышеуказанный земельный участок.

Других оснований отказа в государственной регистрации Управлении Росреестра по Самарской области в оспариваемом решении (сообщении) об отказе в государственной регистрации не привело.

Указанную причину отказа суд первой инстанции правомерно посчитал неосновательной.

Случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены статьей 49 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2014г. №499-ФЗ).

Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлен Главой VII.1. ЗК РФ, введенной Федеральным законом от 31.12.2014г. №499-ФЗ «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд».

В силу положений п.п. 1, 8 и подп. 4 п. 10 Земельного кодекса РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию.

В соответствии с п.1 ст.8.1. ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.

Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

В течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение направляют копию решения об изъятии в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 56.6. ЗК РФ установлено, что отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию, и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, а также отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ таких земельных участков или сведений об указанных объектах недвижимого имущества либо пересечение одной из границ земельного участка, подлежащего изъятию, и одной из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем, наличие споров о правах на такие земельные участки и (или) на расположенные на них объекты недвижимого имущества, не являются препятствием для принятия решения об изъятии.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010г. №12-П переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и постановленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом осуществляется без принятия органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него.

Пунктом 1 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. №12-П признаны положения частей 2 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» во взаимосвязи с частями 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 3 и пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до 01.03.2015г.) - как предусматривающие переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка под данным домом без принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления решения о предоставлении им этого земельного участка в собственность и без государственной регистрации перехода права собственности на него - не противоречащими Конституции Российской Федерации.

Следовательно, в силу закона, спорный земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома с момента внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о данном земельном участке.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона РФ от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и Жилищным кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, на земельный участок под многоквартирным домом, в том числе.

В данном случае государственная регистрация прав на земельный участок носит правоподтверждающий, а не правообразующий характер.

Право общей долевой собственности собственников помещений на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, возникает в силу закона с момента государственной регистрации права собственности на принадлежащие им помещения.

Приказом Минэкономразвития России от 23.12.2013г. №765 (ред. от 26.03.2015) утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее по тексту - Правила ведения ЕГРП).

Приказом Росреестра от 24.07.2014г. №П/349 утверждены правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 3 Приказа книги учета и дела правоустанавливающих документов являются неотъемлемой частью Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При государственной регистрации права общей долевой собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, разделы Единого государственного реестра прав, относящиеся к земельному участку, на котором расположен многоквартирный дом, и к иным объектам недвижимости, входящим в состав общего имущества в многоквартирном доме, объединяются в единое целое.

В начале такого объединенного раздела располагаются формы подраздела I для описания многоквартирного дома и объектов недвижимости, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, право общей долевой собственности на которые подлежит государственной регистрации в объединенном разделе (земельного участка и др.), затем формы подраздела II для регистрации прав общей долевой собственности на указанные объекты недвижимости лиц, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, далее формы подраздела III для регистрации ограничений (обременений) права общей долевой собственности на эти объекты недвижимости. Вслед за объединенным разделом следуют разделы, в которых регистрируются права собственников жилых и нежилых помещений на принадлежащие им помещения в многоквартирном доме.

Согласно пункту 24 Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении каждой записи в КУА указывается, в том числе, и иная информация, касающаяся акта об ограничении прав, иного документа, в том числе сведения о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на основании акта об ограничении при открытии соответствующего раздела ЕГРП.

Так, согласно пункту 24 Правил ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении каждой записи в КУА указываются:

1) порядковый номер записи в КУА;

2) входящий номер, под которым запись об акте об ограничении прав, ином документе была внесена в КУВД, а также дата его поступления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав;

3) наименование и реквизиты акта об ограничении прав, иного документа;

4) полное наименование органа, принявшего акт об ограничении прав, направившего иной документ;

5) сведения об объекте недвижимости или субъекте права (для иного документа): наименование и кадастровый номер, при отсутствии кадастрового номера - адрес (местоположение) объекта недвижимости, его назначение, сведения о субъекте права согласно сведениям о нем, указанным в ином документе;

6) содержание ограничения (обременения) права либо при поступлении иного документа:

- в отношении лица, признанного судом ограниченно дееспособным или недееспособным, - слова «ограничен в дееспособности» или «признан недееспособным»;

- в отношении проживающих в жилом помещении членов семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетних членов семьи собственника данного жилого помещения, оставшихся без родительского попечения, если в ЕГРП отсутствует запись о государственной регистрации права собственника такого жилого помещения, членом семьи которого являются указанные несовершеннолетние, оставшиеся без родительского попечения, или лица, находящиеся под опекой или попечительством, - слова «находится под опекой или попечительством» или «остался без родительского попечения»;

7) сведения о лице, права которого ограничиваются (обременяются), указанные в акте об ограничении прав, либо сведения о собственнике жилого помещения, в котором проживают члены его семьи, находящиеся под опекой или попечительством, либо несовершеннолетние члены его семьи, оставшиеся без родительского попечения;

8) иная информация, касающаяся акта об ограничении прав, иного документа, в том числе сведения:

- о государственной регистрации ограничения (обременения) прав на основании акта об ограничении при открытии соответствующего раздела ЕГРП;

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016г. №360-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проведенная государственная регистрация возникновения и перехода права на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав. С 01.07.2016г. Свидетельства о государственной регистрации прав регистрирующим органом не выдаются. Все внесенные записи в ЕГРП о правах, ограничениях (обременениях), сделках должны будут отражаться в выписке из ЕГРП, а не в уведомлении об отсутствии в ЕГРП зарегистрированных прав на объект недвижимости (как в данном споре).

Судом верно отмечено в решении, что с учетом вышеназванных норм у заинтересованного лица имеется не только возможность осуществить государственную регистрацию ограничения в виде изъятия земельного участка для муниципальных нужд, но и обязанность по ее проведению.

Кроме того, как уже указано выше, право собственности на спорный земельный участок, является общей долевой собственностью собственников помещений в силу закона.

Требования регистрирующего органа о проведении государственной регистрации права собственности на земельный участок под данным домом, является необоснованными, так как права в силу закона уже существуют у собственников помещений с момента постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под домом.

Судом верно отмечено в решении, что изменения положений ст. 279 ГК РФ, предусматривающей государственную регистрацию решения органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не влияют на обязанность заинтересованного лица по осуществлению государственной регистрации ограничения в виде изъятия земельного участка для муниципальных нужд, поскольку указанные изменения внесены в связи с внесением изменений в Земельный кодекс РФ и введением специальной Главы VII.1, регулирующей правоотношения по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд и не могут свидетельствовать об отсутствии обязанности по государственной регистрации решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд.

Кроме того, довод подателя жалобы о том, что в настоящее время решения об изъятии объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд не подлежат государственной регистрации в качестве ограничений (обременении) соответствующих прав на объекты недвижимости, не отражен в обжалуемом решении об отказе в государственной регистрации.

С учетом изложенного судом сделан верный вывод о том, что обжалуемый отказ в государственной регистрации не соответствует закону нарушает права заявителя, и, в соответствии с положениями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные Администрацией г.о. Сызрань требования, оснований для отмены решения не имеется.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 28 июня 2016 года по делу №А55-5046/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Е.М. Рогалева

Судьи П.В. Бажан

С.Т. Холодная