59/2020-18455(1)
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 марта 2020 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Маскиным К.А., с участием:
от общества с ограниченной ответственностью «Нижнекамская ТЭЦ» - ФИО1, доверенность от 16.04.2018,
от Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан- представитель не явился, извещен,
от руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан ФИО2- представитель не явился, извещен,
от акционерного общества «ТГК - 16» - ФИО3, доверенность от 09.01.2020, ФИО4, доверенность от 09.01.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Нижнекамская ТЭЦ» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2019 по делу № А65-20779/2019 (судья Гилялов И.Т.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нижнекамская ТЭЦ», г.Нижнекамск, (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан, г. Нижнекамск, (ОГРН <***>, ИНН <***>),
к руководителю Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан ФИО2, г. Нижнекамск,
третье лицо:
акционерное общество «ТГК - 16», г. Казань,
о признании недействительным постановления, об обязании руководителя Исполнительного комитета г.Нижнекамск возвратить на доработку проект актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования г. Нижнекамск,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Нижнекамская ТЭЦ» (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением (с учетом уточнения требований и частичного отказа от заявленных требований, принятых судом) к Исполнительному комитету Нижнекамского муниципального района Республики
Татарстан (далее - Исполнительный комитет) о признании недействительным пункта 1 постановления руководителя Исполнительного комитета г. Нижнекамск № 80 от 15.04.2019 «О внесении изменений в Постановление исполнительного комитета № 36 от 18.03.2013 «Об утверждении схемы теплоснабжения г. Нижнекамска» - «Внести в постановление исполнительного комитета города Нижнекамска от 18.03.2013 № 36 «Об утверждении схемы теплоснабжения г. Нижнекамска следующие изменения: Утвердить актуализированную схему теплоснабжения муниципального образования «город Нижнекамск» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан», и обязании Исполнительного комитета г. Нижнекамск в отношении заявителя устранить допущенные нарушения прав путем возврата на доработку Проекта актуализированной схемы теплоснабжения муниципального образования г. Нижнекамск на период до 2034 года (актуализация на 2020-ый год) с рассмотрением распределения тепловой нагрузки, осуществленной в схеме теплоснабжения в городе Нижнекамск на 2020 год, следующим образом: филиал ОАО «ТГК-16» - «Нижнекамская ТЭЦ» (ПТК-1): 994 464 Гкал; ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (ПТК-2): 919 759 Гкал».
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что исполнительный комитет г. Нижнекамска не опубликовал на своем официальном сайте отредактированный Проект актуализированной схемы теплоснабжения г. Нижнекамск на 2020 г. (с учетом поступивших замечаний, в частности, от ОАО «ТГК-16»).
Публичные слушания могли быть назначены не позднее 15 календарных дней после дня окончания срока сбора замечаний и предложений (10.04.2019), то есть не позднее 25.04.2019, а не 11.04.2019 - спустя 1 день, как это было сделано, что привело к нарушению прав заявителя на ознакомление с отредактированным Проектом актуализированной схемы теплоснабжения на 2020 г.
На публичных слушаниях 11.04.2019 был рассмотрен и утвержден отредактированный Проект актуализированной схемы теплоснабжения на 2020 г., отличный от изначально выставленного на обсуждение и сбор замечаний.
Орган местного самоуправления заблаговременно должен был опубликовать для обсуждения и обеспечить возможность ознакомления именно с тем вариантом Проекта актуализированной схемы теплоснабжения, который будет рассматриваться на публичных слушаниях.
При распределении тепловой нагрузки между ОАО «ТГК-16» и заявителем учтен необоснованно низкий тариф ОАО «ТГК-16», вследствие чего в пользу ОАО «ТГК-16» были распределены большие объемы тепловой энергии по сравнению с заявителем.
Актуализация схемы теплоснабжения в 2020 г. должна быть как минимум в процентном соотношении 52/48, поскольку показатели цены на тепловую энергию у заявителя меньше, чем у ОАО «ТГК-16».
Корректировка долгосрочного тарифа производится уполномоченным государственным органом регулирования (Государственный комитет по тарифам РТ) и не может рассчитываться самостоятельно ни разработчиком проекта актуализированной схемы теплоснабжения, ни органом местного самоуправления.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители акционерного общества «ТГК - 16» считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии со Схемой теплоснабжения г. Нижнекамска муниципальное образование - город Нижнекамск имеет два основных источника тепловой энергии - АО «ТГК-16» - филиал Нижнекамская ТЭЦ (ПТК-1) и ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (ПТК-2).
Статус единой теплоснабжающей организации по г. Нижнекамск присвоен АО «Татэнерго», а АО «ТГК-16» и заявитель имеют статус теплоснабжающих организаций.
Разработку проекта актуализации схемы теплоснабжения осуществляло АО «Татэнерго» с привлечением подрядной организации.
В газете «Нижнекамская правда» № 18 от 15.03.2019 было опубликовано уведомление о размещении и приеме предложений. Сбор замечаний и предложений осуществлялся до 10.04.2019. Постановлением Мэра города Нижнекамска от 29.03.2019 № 10 публичные слушания были объявлены на 11.04.2019.
В ходе проведения публичных слушаний 11.04.2019 актуализированная схема теплоснабжения города Нижнекамска прошла обсуждение с населением города и заинтересованными теплоснабжающими организациями.
Данной схемой теплоснабжения определены следующие объемы отпуска тепловой энергии в городе Нижнекамск на 2020 год:
филиал ОАО «ТГК-16» - «Нижнекамская ТЭЦ» (ПТК-1): 1 128 475 Гкал по средней цене 642,0 руб. за 1 Гкал, что составляет 59% от общего объема отпуска тепловой энергии в городе Нижнекамск;
ООО «Нижнекамская ТЭЦ» (ПТК-2): 785 747 Гкал по средней цене 615,6 руб. за 1 Гкал, что составляет 41% от общего объема отпуска тепловой энергии в городе Нижнекамск.
Не согласившись с данным постановлением в части утверждения актуализированной схемы теплоснабжения г. Нижнекамск на 2020 год, с распределением тепловых нагрузок в пропорции 59/41, и считая, что при разработке и утверждении актуализированной схемы теплоснабжения г. Нижнекамск были нарушены требования законодательства, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
При принятии судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) под схемой теплоснабжения понимается документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию
эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом, не имеющим нормативного характера, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органа местного самоуправления.
Частью 2 статьи 23.13 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что схема теплоснабжения разрабатывается (в том числе в целях ее актуализации) единой теплоснабжающей организацией в части системы теплоснабжения, относящейся к зоне ее деятельности, с учетом предложений теплоснабжающих организаций и теплосетевых организаций и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами. При наличии в поселении, городском округе нескольких единых теплоснабжающих организаций органы местного самоуправления на основании схем теплоснабжения, разработанных едиными теплоснабжающими организациями в части систем теплоснабжения, относящихся к зонам их деятельности, разрабатывают схему теплоснабжения соответствующего поселения, городского округа с участием единой теплоснабжающей организации (единых теплоснабжающих организаций), указанной в пункте 3 части 1 статьи 23.3 настоящего Федерального закона.
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения (далее – Требования) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154.
Пунктом 15 Требований предусмотрено, что в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о разработке проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) и с учетом положений пункта 37 настоящего документа орган местного самоуправления или орган исполнительной власти города федерального значения, принявший такое решение, размещает на официальном сайте соответственно поселения (при наличии официального сайта поселения), городского округа (при наличии официального сайта городского округа), органа исполнительной власти города федерального значения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальные сайты): а) уведомление о начале разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения); б) указание на страницу официального сайта, на которой размещена действующая схема теплоснабжения, в том числе актуализированные схемы теплоснабжения (при их наличии).
В соответствии с пунктом 19 Требований органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 15 календарных дней со дня завершения разработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) или со дня поступления к ним проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения), разработанной юридическим лицом, обеспечивают: а) размещение соответствующего проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) в полном объеме, соответствующем положениям пунктов 4 и 23 требований к схемам теплоснабжения, на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, города федерального значения, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 81 требований к схемам теплоснабжения. При размещении проекта актуализированной схемы теплоснабжения одновременно с ним также размещается схема теплоснабжения (актуализированная схема теплоснабжения) (с изменениями, предусмотренными указанным проектом актуализированной схемы теплоснабжения); б) опубликование сведений о размещении
проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) на официальном сайте и в средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органа местного самоуправления или органов государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - официальные источники опубликования); в) возвращение на доработку соответствующего проекта, в случае если поступивший проект схемы теплоснабжения (проект актуализированной схемы теплоснабжения) не соответствует требованиям к схемам теплоснабжения (с указанием конкретных замечаний).
В силу пункта 20 Требований обеспечение открытости процедуры разработки и утверждения проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений к соответствующему проекту, а также организации публичных слушаний.
Согласно пункту 21 Требований для организации сбора замечаний и предложений к проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальном сайте указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 20 и более 30 календарных дней со дня размещения соответствующего проекта.
Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) начинаются не позднее 15 календарных дней со дня окончания срока сбора замечаний и предложений. Срок проведения публичных слушаний не может быть более 30 календарных дней (пункт 22 Требований).
В соответствии с пунктом 23 Требований процедура проведения публичных слушаний органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения состоит из следующих этапов:
а) размещение на официальном сайте уведомления о проведении публичных слушаний в срок не менее чем за 7 календарных дней до дня их начала. Указанное уведомление должно содержать информацию о дате, времени и месте проведения собрания участников публичных слушаний. При проведении публичных слушаний должно быть обеспечено обязательное извещение в письменной форме о проведении публичных слушаний теплоснабжающих и теплосетевых организаций, указанных в проекте схемы теплоснабжения (проекте актуализированной схемы теплоснабжения);
б) размещение на официальном сайте замечаний и предложений, поступивших в соответствии с пунктом 21 настоящего документа, не позднее 3 календарных дней со дня окончания срока сбора указанных замечаний и предложений;
в) проведение собрания участников публичных слушаний;
г) подготовка и оформление итогового документа (протокола) публичных слушаний;
д) размещение итогового документа (протокола) публичных слушаний.
Итоговый документ (протокол) публичных слушаний подготавливается, оформляется и размещается органом местного самоуправления, органом исполнительной власти города федерального значения на официальном сайте в течение 3 рабочих дней со дня проведения собрания участников публичных слушаний (пункт 24 Требований).
Согласно пункту 26 Требований глава органа местного самоуправления с учетом поступивших замечаний и предложений, а также итогового документа (протокола) публичных слушаний в течение 7 рабочих дней со дня размещения указанного итогового документа (протокола) на официальном сайте и при условии соблюдения срока, предусмотренного пунктом 38 Требований, в установленном порядке принимает одно из следующих решений:
- утверждает актуализированную схему теплоснабжения;
- продлевает (однократно) срок рассмотрения проекта актуализированной схемы теплоснабжения не более чем на 30 календарных дней (при необходимости);
- возвращает (однократно) соответствующий проект на доработку. При этом срок доработки проекта схемы теплоснабжения (проекта актуализированной схемы теплоснабжения) не может быть более 60 календарных дней со дня принятия решения о его возврате на доработку.
В рассматриваемом случае судом не установлено каких-либо нарушений требований к порядку разработки и утверждения актуализированной схемы теплоснабжения г. Нижнекамска.
Судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что публичные слушания не могли быть назначены на следующий день после окончания срока сбора замечаний и предложений, поскольку пунктом 22 Требований установлен лишь предельный 15-дневный срок проведения публичных слушаний, начало течения данного срока Требованиями не регламентировано.
Данным пунктом Требований предоставлено право на проведение публичных слушаний по проекту схемы теплоснабжения (проекту актуализированной схемы теплоснабжения) в любой день в пределах 15 дневного срока, который начинается после окончания срока сбора замечаний и предложений.
Не принимаются во внимание и доводы заявителя о том, что исполнительный комитет не опубликовал на своем официальном сайте отредактированный проект актуализированной схемы теплоснабжения г. Нижнекамск на 2020 г. (с учетом поступивших замечаний, в частности, от ОАО «ТГК-16»), что на публичных слушаниях 11.04.2019 фактически был рассмотрен и утвержден отредактированный проект актуализированной схемы теплоснабжения на 2020 г., отличный от изначально выставленного на обсуждение, что орган местного самоуправления заблаговременно должен был опубликовать для обсуждения и обеспечить возможность ознакомления именно с тем вариантом проекта актуализированной схемы теплоснабжения, который будет рассматриваться на публичных слушаниях.
Как правильно указал суд первой инстанции, Требованиями не предусмотрено размещение на официальном сайте органа местного самоуправления до проведения публичных слушаний доработанного с учетом поступивших замечаний и предложений проекта актуализации схемы теплоснабжения.
Пункт 19 Требований, на который ссылается заявитель в своей апелляционной жалобе, требует размещение на официальном сайте только разработанного проекта актуализированной схемы теплоснабжения.
Требования к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения и, в частности, пункт 26 этих Требований, не обязывают утверждать именно опубликованный проект актуализированной схемы теплоснабжения.
Необходимость проведения публичных слушаний в рассматриваемом случае как раз и заключается в том, чтобы все заинтересованные лица и население имели возможность высказать мнение по поводу предложенного проекта, по результатам обсуждения которого был бы принят вариант, который устраивал большинство участвующих в слушаниях лиц.
Довод заявителя о том, что ему не была предоставлена возможность ознакомиться с отредактированным проектом актуализированной схемы теплоснабжения, арбитражным апелляционным судом признается необоснованным, поскольку замечания и предложения к опубликованному проекту схемы теплоснабжения в установленный подпунктом «б» пункта 23 Требований срок были размещены на официальном сайте муниципального образования, в том числе и замечания АО «ТГК-16», а представитель заявителя в ходе проведения публичных слушаний огласил свои замечания и предложения, что подтверждается протоколом публичных слушаний. При этом заявитель не отрицает тот
факт, что перед проведением публичных слушаний он был ознакомлен с замечаниями АО «ТГК-16».
Утверждение проекта актуализированной схемы теплоснабжения, доработанного с учетом поступивших замечаний, не противоречит положениям Требований и не нарушает права и законные интересы заявителя.
По мнению заявителя, при распределении тепловой нагрузки между ОАО «ТГК- 16» и заявителем был учтен необоснованно низкий тариф ОАО «ТГК-16», вследствие чего в пользу ОАО «ТГК-16» были распределены большие объемы тепловой энергии по сравнению с заявителем. Также заявитель указывает, что актуализация схемы теплоснабжения в 2020 г. должна быть как минимум в процентном соотношении 52/48, поскольку показатели цены на тепловую энергию у заявителя меньше, чем у ОАО «ТГК- 16».
Однако данные доводы не основаны на требованиях законодательства и противоречат сложившимся отношениям по отпуску тепловой энергии в г. Нижнекамске, согласно которым объемы отпускаемой тепловой энергии были распределены в следующих пропорциях: 60% - АО «ТГК-16» и 40% - ООО «Нижнекамская ТЭЦ». Согласно же оспариваемому постановлению объемы отпускаемой тепловой энергии распределяются в пропорции 59/41, то есть объемы заявителя в процентном отношении не уменьшились.
При этом средняя цена тепловой энергии для АО «ТГК-16» установлена в размере 642,0 руб. за 1 Гкал, а для заявителя - 615,6 руб. за 1 Гкал.
В рассматриваемом случае именно из-за отсутствия определенности в размерах тарифов указанных организаций разработчик актуализированной схемы теплоснабжения предложил с учетом действовавших на тот момент тарифов сохранить существовавшее распределение объемов тепловой нагрузки, лишь незначительно (на 1%) скорректировать данное распределение в пользу заявителя, оставив решение о перераспределении объемов тепловой нагрузки на следующую актуализацию. Участники публичных слушаний с данными предложениями разработчика согласились и одобрили проект схемы теплоснабжения на 2020 год.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии с Требованиями рассмотрение замечаний теплоснабжающих организаций на проект актуализированной схемы теплоснабжения не означает принятия таких замечаний в обязательном порядке.
В рассматриваемом случае все доводы заявителя фактически сводятся к тому, что он не согласен с принятой схемой теплоснабжения и перераспределения тепловой нагрузки между источниками теплоснабжения города Нижнекамска (ПТК-1 и ПТК-2). Однако само по себе такое несогласие не может рассматриваться в качестве нарушения исполнительным комитетом требований законодательства, повлекшим нарушение прав и законных интересов заявителя, а также не свидетельствует о нарушениях исполнительным комитетом процедуры при принятии постановления об утверждении актуализации схемы теплоснабжения.
В ходе проведенных публичных слушаний поступившие предложения и замечания по актуализации схемы теплоснабжения были рассмотрены, информация о проведении публичных слушаний размещена в печатном издании «Нижнекамская правда», а также на официальном сайте Нижнекамского муниципального района, следовательно, порядок разработки и рассмотрения актуализированной схемы теплоснабжения был соблюден. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии оснований для направления проекта схемы теплоснабжения на доработку, в материалы дела не представлено.
Довод заявителя о том, что корректировка долгосрочного тарифа производится уполномоченным государственным органом регулирования (Государственный комитет по тарифам РТ) и не может рассчитываться самостоятельно ни разработчиком проекта актуализированной схемы теплоснабжения, ни органом местного самоуправления, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку
оспариваемой в рамках настоящего дела частью постановления исполнительного комитета тарифы отпуск тепловой энергии не утверждались.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2019 по делу № А65- 20779/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий Т.С. Засыпкина
Судьи П.В. Бажан
А.Б. Корнилов