ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-10448/16 от 17.08.2016 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru  , e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

24 августа 2016 года Дело № А72-2251/2016

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2016 года

Постановление в полном объеме изготовлено 24 августа 2016 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,

судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания по содержанию и ремонту» - извещен, не явился;

от Муниципального учреждения «Финансовый отдел муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области» – извещен, не явился;

от Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области – извещен, не явился;

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Муниципального учреждения «Финансовый отдел муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области»

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 июня 2016 года по делу № А72-2251/2016 (судья Семенова М.А.),

по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания по содержанию и ремонту», (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Новоульяновск Ульяновской области,

к Муниципальному учреждению «Финансовый отдел муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области», (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Новоульяновск Ульяновской области,

заинтересованное лицо: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Новоульяновск Ульяновской области,

о признании незаконным бездействия и обязании устранить допущенные нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания по содер­жанию и ремонту» (далее - общество), с учетом принятого судом определением от 06.04.2016 уточнения процессуального положения лиц, участвующих в деле, обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Муниципальному учреждению «Финансовый отдел муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области» (далее - Финансовый отдел), которым просило:

- признать незаконным бездействие Финансового отдела, выразившееся в длитель­ном неисполнении требований исполнительного листа серия АС №002585649 от 02.12.2013, выданного Арбитражным судом Ульяновской области по делу №А72-12538/2012;

- обязать Финансовый отдел приостановить осуществление операций по расходо­ванию средств на всех лицевых счетах должника - Муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области в лице Муниципального учреждения Админи­страция муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области (да­лее -Администрация), включая лицевые счета структурных (обособленных) подразделе­ний должника, открытые в Финансовом отделе (за исключением операций по исполне­нию исполнительных документов), до момента исполнения должником требований ис­полнительного листа серия АС №002585649 от 02.12.2013, выданного Арбитражным су­дом Ульяновской области по делу №А72-12538/2012.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 06.06.2016г. заявленные требования удовлетворены.

Не согласившись с выводами суда, Муниципальное учреждение «Финансовый отдел муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области» подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.

В апелляционной жалобе указывает, что заявление с учетом требований ст. 242.1 Бюджетного кодекса РФ от ООО «Управляющая компания по содержанию и ремонту» в МУ «Финансовый отдел МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, не поступало.

Податель жалобы ссылается на то, что МУ «Финансовый отдел МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области не отрицает факт того, что исполнительный лист находился у ответчика. Однако МУ «Финансовый отдел МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области, Администрация МО г. Новоульяновск неоднократно возвращало исполнительный документ истцу, для обращения в установленном законом порядке, о чем в материалах дела имеются письма и квитанции о направлении корреспонденции истцу.

По мнению подателя жалобы, со стороны МУ «Финансовый отдел МО «Город Новоульяновск» Ульяновской области отсутствуют какие-либо нарушения порядка исполнения судебного акта по обращению взыскания на средства муниципального бюджета и неправомерное бездействие, связанное с исполнением исполнительного листа.

В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие не явившихся представителей.

Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Арбитражного суда Ульяновской обла­сти по делу №А72-12538/2012 суд взыскал с Муниципального образования «Город Но-воульяновск» Ульяновской области в лице муниципального учреждения Администра­ция муниципального образования «Город Новоульяновск» за счет казны муниципально­го образования «Город Новоульяновск» в пользу общества с ограниченной ответствен­ностью «Ремонтно-строительная компания «Уютный Дом» (ИНН <***>), задолжен­ность за выполненные работы в сумме 1 027 219 руб. 28 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 64 272 руб. 86 коп. за период с 28.09.2012 по 12.08.2013 и в возмещение расходов по уплате госпошлины в сумме 23 914 руб. 92 коп.

Во исполнение вступившего в законную силу судебного акта по указанному выше делу судом был выдан исполнительный лист серия АС №002585649 от 02.12.2013.

Определением от 26.05.2014 по делу №А72-12538/2012 суд произвел замену взыс­кателя - ООО «Уютный Дом» - по решению Арбитражного суда Улья­новской области от 19.08.2013 по делу №А72-12538/2012 на правопреемника - ООО «Управляющая компания по содержанию и ремонту», указав, что взыскателем по ис­полнительному листу АС №002585649, выданному Арбитражным судом Ульяновской области по делу №А72-12538/2012, следует считать ООО «Управляющая компания по содержанию и ремонту».

Как правильно установлено судом, 21.01.2015 исполнительный лист серия АС №002585649 от 02.12.2013, с надлежа­щим пакетом документов, был вручен бывшим директором общества на исполнение в финансовый отдел под роспись должностному лицу, которое в доказательство получе­ния сопроводительного письма б/н от 19.01.2015 и приложенного к нему пакета доку­ментов расписалось на письме как консультант финансового управления.

С учетом того, что исполнительный лист до настоящего времени не исполнен, об­щество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

При принятии решения об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.

В пункте 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Феде­рации производится на основании судебных актов в соответствии с главой 24.1 данного кодекса.

В соответствии со статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации ис­полнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства мест­ного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документа­ми, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для уче­та операций по исполнению расходов местного бюджета (п.1).

Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных ка­зенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного докумен­та и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Ко­декса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных ка­зенных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата (п.2).

Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджет­ной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены рас­ходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настояще­го пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муници­пальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в разме­ре полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Рос­сийской Федерации.

При нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, ор­ган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление опе­раций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осу­ществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учрежде­ний (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведом­лением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.3).

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обя­зательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа должник направляет органу местного самоуправления, осуществляющему бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обя­зательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учре­ждений (п.4).

Орган местного самоуправления, осуществляющий бюджетные полномочия глав­ного распорядителя (распорядителя) средств местного бюджета, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ве­дение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финанси­рования расходов в соответствии с запросом-требованием (п.5).

Должник обязан представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лице­вых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисле­ние в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения испол­нительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня получения в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной клас­сификации Российской Федерации в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи.

При неисполнении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление опе­раций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осу­ществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учрежде­ний (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведом­лением должника и его структурных (обособленных) подразделений (п.6).

При неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления испол­нительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока вы­плат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по рас­ходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его струк­турных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключе­нием операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя (п.7).

В силу пункта 5 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации действие (бездействие) органов, исполняющих судебные акты в порядке, определенном главой 24 Кодекса, либо отказ в совершении таких действий, могут быть обжалованы взыскателем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Названные правовые нормы предусматривают механизм исполнения судебных ак­тов в случаях, когда должником по денежным обязательствам выступает либо само бюджетное учреждение, либо муниципальное образование в лице главного распорядите­ля по соответствующей ведомственной принадлежности.

Согласно ст.66 Устава муниципального образования «город Новоульяновск» Уль­яновской области, исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи, кассового плана и осуществляется на основе отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов Управления финансов.

Согласно ст.93 Устава муниципального образования «Ульяновский район» Улья­новской области, исполнение местного бюджета обеспечивается Администрацией муни­ципального образования «Ульяновский район»; бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Судом правильно указано на то, что именно на ответчика возложена обязанность исполнить исполни­тельные документы, выданные судом во исполнение вступивших в законную силу су­дебных актов.

Судом первой инстанции правильно отклонены доводы ответчика о том, что спорный исполнительный лист не может быть исполнен, поскольку отсутствует заявление взыс­кателя и копия судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист.

Суд установил и материалами дела подтверждается, что предъявленный к испол­нению исполнительный лист не был возвращен обществу в установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок, то есть принят ответчиком к исполнению, при этом ответчик в установленный срок не исполнил в полном объеме свои обязательства; не приостановил осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете должника.

Пунктом 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса предусмотрено, что исполнение су­дебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели зако­ном (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соот­ветствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Следовательно, Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрен меха­низм, обеспечивающий возможность принятия финансовым органом муниципального образования организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств, находящихся на казначейских счетах, таким образом, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих муниципальных структур и не привела бы к нарушению обеспечиваемых их функционированием прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, ответчик обязан был исполнить вышеназванные ис­полнительные документы в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Факт неисполнения должником в течение 3-х месяцев со дня поступления испол­нительного документа является достаточным основанием для приостановления опера­ций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника и не требует выяснения причин такого неисполнения (согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.10.2010 №10247/10, приостановление операций вводится независимо от объема доведенных до должника лимита бюджетных обязательств и объ­емов финансирования).

Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее - Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ), статье 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (далее - Феде­ральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ), статье 16 АПК РФ вступив­шие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, ор­ганизаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов суда влечет ответственность, предусмотренную законодательством.

Исходя из статей 198, 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8, оспа­риваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, могут быть признаны су­дом недействительными (незаконными) при наличии в совокупности следующих двух условий:

- они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;

- они нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предприниматель­ской и иной экономической деятельности.

Принимая во внимание то обстоятельство, что судебный акт не исполнен, бездей­ствие ответчика не соответствует нормам Бюджетного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы заявителя, суд сделал правильный вывод о необходимости удовлетворения требований общества о признании не­законным бездействия Муниципального учреждения «Финансовый отдел муниципаль­ного образования «город Новоульяновск» Ульяновской области», выразившегося в дли­тельном неисполнении требований исполнительного листа серия АС №002585649 от 02.12.2013, выданного Арбитражным судом Ульяновской области по делу №А72-12538/2012.

Согласно п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ, в случае удовлетворения требования заявителя, в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

Согласно пункту 1 статьи 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом.

Утверждение сводной бюджетной росписи и внесение изменений в нее осуществ­ляется руководителем финансового органа.

В силу пункта 2.1 статьи 217 БК РФ, утвержденные показатели сводной бюджет­ной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.

В случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным вне­бюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В соответствии с пунктом 3 статьи 217 БК РФ в сводную бюджетную роспись мо­гут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового ор­гана (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете:

- в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных для ис­полнения публичных нормативных обязательств, - в пределах общего объема указанных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в теку­щем финансовом году, а также с его превышением не более чем на 5 процентов за счет перераспределения средств, зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ас­сигнований;

- в случае исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- в случае использования (перераспределения) средств резервных фондов, а также средств, иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассиг­нований, с указанием в законе (решении) о бюджете объема и направлений их использо­вания.

Таким образом, при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов исполнение исполнительного документа должно быть осу­ществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в Финансовое управление администрации муниципального образования. Исполнение судебных актов, предусмат­ривающих обращение взыскания на средства местного бюджета, осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели решением о соответствующем бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные решением о бюджете на эти цели, в соответствии с решениями руководителя финансо­вого органа без внесения изменений в решение о бюджете вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В порядке, предусмотренном статьей 242.5 БК РФ, исполняются судебные акты, предусматривающие обращение взыскания денежных средств на средства местного бюджета по собственным обязательствам муниципальных казенных учреждений при не­достаточности у них собственных денежных средств и имущества.

С учетом изложенного суд правильно посчитал необходимым возложить на Муниципальное учреждение «Финансовый отдел муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области» обязанность приостановить до момента исполнения исполнительного листа серия АС №002585649 от 02.12.2013 осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Муниципального учреждения Администрация муниципального образования «город Новоульяновск» Ульяновской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, за исключением операций по исполнению исполнительных документов.

Аналогичная правовая позиция подтверждается судебной практикой - Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 февраля 2016 года по делу №А72-15715/2015.

Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.

Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 06 июня 2016 года по делу № А72-2251/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Е.М. Рогалева

Судьи В.Е. Кувшинов

А.Б. Корнилов