ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-10572/20 от 07.09.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45


www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

14 сентября2020 года                                                                             Дело № А72-197/2020

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 07 сентября 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено  14 сентября 2020 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Сергеевой Н.В., Драгоценновой И.С.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,

приучастии:

от Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области - представителя ФИО1 (доверенность от 23.10.2019),

от главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 - представителя ФИО3 (доверенность от 04.02.2020),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области

на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 июня 2020 года по делу № А72-197/2020 (судья Юдин П.Г.),

по исковому заявлению Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск

к главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>), Ульяновская область, Цильнинский р-н, с. Покровское

о взыскании 6 400 000 руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛ:

Министерство агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (далее - ответчик, предприниматель) о взыскании денежных средств гранта в форме субсидии в сумме 6 400 000 руб. 00 коп.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 июня 2020 года в удовлетворении иска было отказано.

В апелляционной жалобе истец просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 июня 2020 года по делу № А72-197/2020 и принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить. Податель жалобы указывает на нарушение предпринимателем условий Соглашения от 23.05.2016 и наличие оснований для возврата им гранта.

В материалы дела поступил отзыв ответчика на апелляционную жалобу, в котором ответчик просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 июня 2020 года по делу № А72-197/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.

В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель предпринимателя в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 июня 2020 года по делу № А72-197/2020 оставить без изменения.

Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, 23.05.2016 между Министерством агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области (ранее - Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, Грантодатель) и главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (Грантополучатель) заключено Соглашение о взаимодействии по развитию семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства №3 ( далее – Соглашение), согласно которому Грантодатель предоставляет Грантополучателю грант в форме субсидии за счёт средств областного бюджета Ульяновской области (в том числе за счёт средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета) в сумме 6 400 000 рублей на развитие семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - Грант), а именно на: строительство животноводческой фермы, комплектацию семейной животноводческой фермы оборудованием (п.1.1 соглашения).

Согласно п.1.2 соглашения, Грантополучатель обязуется использовать полученный от Грантодателя Грант на направления, указанные в пункте 1.1 настоящего Соглашения, в соответствии с представленным в конкурсную комиссию планом расходов.

В соответствии с п.3.1 соглашения Грантополучатель обеспечивает целевое использование полученного Гранта в соответствии с представленным в конкурсную комиссию планом расходов.

Согласно п.3.2 соглашения, Грантополучатель представляет Грантодателю отчёты об использовании Гранта (далее - отчёты) по состоянию на 01 января и 01 июля текущего финансового года в течение 5 лет со дня получения Гранта. Отчёты должны быть заверены подписью и печатью Грантополучателя. К отчётам должны быть приложены заверенные Грантополучателем копии соответствующих документов, подтверждающих целевое расходование Гранта, согласно приложению к настоящему Соглашению.

В соответствии с п.3.4 соглашения Грантополучатель обязуется использовать Грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счёт Грантополучателя.

Согласно п.3.5 соглашения, Грантополучатель обязуется использовать имущество, закупаемое за счёт Гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы на территории Ульяновской области и использовать его только в деятельности КФХ, а также оформить все права на указанное имущество в установленном законодательством порядке на Грантополучателя, если такое право подлежит регистрации.

В соответствии с п.3.12 соглашения Грантополучатель после использования Грантополучателем полученного Гранта и Грантополучатель составляют акт использования Гранта.

Пунктом 3.13 соглашения Грантополучатель в случае получения от Грантодателя требования о необходимости возврата гранта (остатка гранта) по одному или нескольким основаниям, предусмотренным пунктом 21 Порядка (далее - основания для возврата гранта (остатка гранта), обязуется возвратить грант (остаток гранта) в течение 30 календарных дней с момента получения указанного требования в установленном порядке.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.

На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, субсидии из бюджетов выдаются в установленных случаях, порядке и сроки, а также на определенных условиях. Поскольку денежные средства, выделяемые в виде субсидии из бюджета публичного образования, имеют целевое назначение, они должны использоваться получателем исключительно на оплату расходов, обозначенных при их предоставлении.

Основаниями для возврата в соответствующий бюджет предоставленной субсидии является нецелевое использование субсидии либо ее неиспользование в установленные сроки. При определении наличия оснований для ее возврата учитываются в совокупности как отклонение от регламентируемого режима их использования, так и соотношение результата использования с целью, установленной при выделении этих средств, а также иные фактические обстоятельства, существовавшие при освоении выделенных средств.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.05.2014 №188-П утвержден Порядок представления из областного бюджета Ульяновской области грантов в форме субсидий главам крестьянских (фермерских) хозяйств на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Порядок).

Согласно п.4 Порядка, Гранты предоставляются главам крестьянских (фермерских) хозяйств для софинансирования не более 60 процентов их затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Государственной программой, в целях развития на территориях сельских поселений и межселенных территориях Ульяновской области крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), включая:

разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;

строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;

строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;

комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;

покупку сельскохозяйственных животных.

В соответствии с п.5 Порядка Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе главам КФХ, прошедшим конкурсный отбор семейных животноводческих ферм (далее соответственно - заявители, конкурсный отбор).

Согласно п.17 Порядка, Грант предоставляется единожды и должен быть израсходован на цели, указанные в пункте 4 настоящего Порядка.

Все права на имущество, приобретённые за счёт гранта, должны быть зарегистрированы на получателя гранта, если такое право подлежит регистрации, а само имущество должно использоваться КФХ на территории Ульяновской области и только в деятельности КФХ. Имущество не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду и пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение пяти лет со дня получения гранта.

Основания для возврата Гранта установлены п.21 указанного Порядка, в том числе нарушение получателем гранта условий, установленных при предоставлении грантов, а также в случае его нецелевого использования.

Обращаясь в Арбитражный суд Ульяновской области с настоящим исковым заявлением, истец указал, что согласно приложению к Соглашению к документам, подтверждающим целевое расходование Гранта на строительство семейной животноводческой фермы на базе крестьянского (фермерского) хозяйства, относится копия акта ввода в эксплуатацию объекта, выданного администрацией муниципального образования Ульяновской области.

Однако в нарушение условий Соглашения до настоящего времени копия акта ввода в эксплуатацию фермы на 200 голов КРС главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 не представлена.

В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика денежные средства в сумме 6 400 000 руб. 00 коп.

Возражая против удовлетворения исковых требований, ответчик указал, что основания для взыскания всей суммы гранта не имеется в соответствии с п.21 Порядка (в ред. Постановления Правительства Ульяновской области №179-П от 26.04.2019). Кроме того, ответчик указал, что все денежные средства использованы в соответствии с условиями соглашения и проектом, представленным в конкурсную комиссию.

Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого лица, участвующего в деле, доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Из представленных ответчиком документов следует, что 20.03.2017 между Обществом с ограниченной ответственностью «Новый Агро Технологии-Поволжье» (Продавец) и главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (Покупатель) заключен договор купли-продажи №М05-17, согласно п.1.1 которого Продавец обязуется передать в собственность Покупателю, а Покупатель обязуется принять и оплатить оборудование для МТФ, в дальнейшем именуемое -Оборудование, наименование, количество, ассортимент и иные требования к которому определены в Приложениях, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора.

Из представленных в материалы дела универсальных передаточных актов (т.1, л.д. 63,67) следует, что оборудование для МТФ ответчиком приобретено.

Истец в нарушение ст.65 АПК РФ факт приобретения оборудования и осуществления деятельности КФХ ФИО2 не оспорил, доказательства, опровергающие доводы ответчика не представил.

Кроме того, 07.11.2017 между главой крестьянского фермерского хозяйства ФИО2 (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Новый Агро Технологии-Поволжье» (Генподрядчик) заключен договор генерального подряда №С08-17, согласно п.1.1 которого Генподрядчик обязуется выполнить работы на объекте «Строительство молочно-товарной фермы на 200 голов КРС», расположенного по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район, с. Покровка, в соответствии с проектно-технической и сметной документацией, а Заказчик обязуется создать Генподрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную договором цену.

Денежные средства в сумме 2 600 000 руб. 00 коп. оплачены КФХ ФИО2 в качестве аванса, что подтверждается платежными поручениями (т.1 л.д. 107, 108).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что денежные средства, предоставленные КФХ ФИО2 в качестве гранта, израсходованы последним на цели, предусмотренные соглашением от 23.05.2016 и Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.05.2014 №188-П.

Истец в нарушение ст.65 АПК РФ доказательства обратного не представил.

Довод истца, что ответчиком в нарушение условий п.3.4 соглашения и Приложения №3 к указанному Соглашению не представлен в течении 24 месяцев со дня поступления средств акт ввода в эксплуатацию фермы, судом первой инстанции был правомерно отклонен по следующим основаниям.

Согласно ст. 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

В соответствии с п.3.1 Соглашения №3 Грантополучатель обеспечивает целевое использование гранта в соответствии с представленным в конкурсную комиссию планом расходов.

Пунктом 3.4 соглашения Грантополучатель обязуется использовать Грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет Грантополучателя.

Приложением к Соглашению от 26.05.2016 №3 предусмотрен перечень документов, подтверждающих целевое расходование гранта.

Согласно п/п 7 п.2 указанного перечня, акт ввода в эксплуатацию объекта выданный администрацией муниципального образования Ульяновской области, является одним из документов, подтверждающих целевое расходование гранта.

Представленный в материалы дела Перечень документов, подтверждающих целевое расходование гранта, являющийся приложением к соглашению, сторонами не подписан.

Кроме того, то обстоятельство, что получателем гранта до настоящего времени не представлен министерству Акт ввода объекта в эксплуатацию, не свидетельствует о нецелевом расходовании средств гранта.   

В дело представлены доказательства  того, что  денежные средства, предоставленные КФХ ФИО2 в качестве гранта, израсходованы последним на цели, предусмотренные соглашением от 23.05.2016 и Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.05.2014 №188-П.

Также, изз буквального толкования п.п. 3.2, 3.7, 3.12, 5.1 соглашения суд приходит к выводу, что акта ввода в эксплуатацию молочно-товарной фермы на 200 голов КРС, должен быть представлен не позднее 23.05.2021, то есть окончания срока действия соглашения №3 от 23.05.2016.

Наличие со стороны ответчика иных нарушений условий соглашения от 23.05.2016 №3 и Порядка предоставления субсидий, которые могли бы служить основанием для возврата предоставленного гранта, истец не заявил.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что исковые требования Министерства агропромышленного комплекса и развития сельских территорий Ульяновской области следует оставить без удовлетворения.

Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы были предметом исследования суда первой инстанции, и им была дана надлежащая правовая оценка.

Сведений, опровергающих установленные по делу обстоятельства и выводы суда, в апелляционной жалобе Министерства, не имеется.

Доводы жалобы Министерства,  со ссылками на п.3.4, п.3.5 Соглашения от 23.05.2016,  о том, что ответчик обязался ввести ферму в эксплуатацию в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет Грантополучателя, о нарушении предпринимателем условий соглашения ввиду непредставления соответствующих документов – Акта ввода объекта в эксплуатацию, несостоятельны,  не основаны на условиях пунктов 3.4,  3.5  Соглашения  и приведены при неверном толковании  истцом условий Соглашения.

Истцом не доказано, что денежные средства, предоставленные КФХ ФИО2 в качестве гранта, израсходованы последним не на цели, предусмотренные соглашением от 23.05.2016 и Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.05.2014 №188-П.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает представление  в материалы дела с возражениями на апелляционную жалобу  копии Акта от 24 августа 2020 года № 1 приемки законченного строительством объекта: Молочно-товарная ферма на 200 голов КРС, а также пояснения представителя ответчика о том, что ранее принятые обеспечительные меры по запрету строительства фермы были отменены определением Ульяновского районного суд Ульяновской области от 22.06.2020 (материал № 13-3-52/2020), строительство завершено, в настоящий момент оформляются необходимые документы для ввода объекта в эксплуатацию, подготовлены технические паспорта и планы (обозревались судом).

 Сведения, изложенные в представленных документах и пояснениях, истцом не опровергнуты.

В силу изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность обжалуемого судебного акта.

Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 июня 2020 года по делу № А72-197/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                Е.Г.Попова

Судьи                                                                                                   Н.В. Сергеева

И.С. Драгоценнова