ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 августа 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Некрасовой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Самсоненко Н.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства строительного и жилищного надзора Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июня 2021 года по делу № А72-2502/2021 ,
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Сервис» (ОГРН: 1117321001445, ИНН: 7321317595), город Ульяновск,
к Агентству строительного и жилищного надзора Ульяновской области (ОГРН: <***>, ИНН: <***>), город Ульяновск,
об оспаривании пункта 3 предписания от 29 января 2021 года № Х-2/В-10/М-694,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Сервис» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Агентству строительного и жилищного надзора Ульяновской области (далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене пункта 3 предписания от 29 января 2021 года № Х-2/В-10/М-694.
Решением суда от 02.06.2021 г. заявление общества удовлетворено полностью.
Ответчик, не согласившись с решением суда, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «Сервис», действующее на основании лицензии № 073-000059 от 20.04.2015 г., осуществляет управление многоквартирными домами в г. Сенгилее, в том числе МКД по адресу: ул. Дмитриева, д. 1, в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.02.2012 г.
В период с 27 по 29.01.2021 г. на основании Распоряжения от 18.01.2021 г. № Х-2/В-10//М-694 Агентством проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении ООО «Сервис» в части исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом по адресам: ул. Дмитриева, д. 1, ул. в <...> в г. Сенгилее.
В ходе проверки, проведенной в присутствии представителя ООО «Сервис», выявлены нарушения, о чем составлен акт проверки от 29.01.2021 г. № Х-2/В-10//М-694 , на основании которого 29.01.2021 г. ООО «Сервис» выдано предписание № Х-2/В-10//М-694 об устранении выявленных нарушений.
Пунктом 3 указанного предписания установлено нарушение обязательств, предусмотренных договором управления многоквартирными домами, в части не выполнения работ и оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, выразившихся в несоблюдение периодичности и сроков проведения проверок дымовых и вентиляционных каналов в кв. 2, 4, 5, 6, 8, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 18 многоквартирного дома № 1 по ул. Дмитриева г. Сенгилей Сенгилеевского района Ульяновской области.
Как указано административным органом, Управляющей организацией ООО «Сервис» заключен договор № 24/03-20 ДВК от 01.03.2020 г. на проверку вентиляционных каналов с Индивидуальным предпринимателем ФИО1.
Согласно графику (приложение № 3 к договору) проведение осмотра дымоходов и вентиляционных каналов: 3 раза в год. Представлены акты контрольных проверок на периодическую проверку на плотность газоотводов и вентиляционных каналов газифицированных помещений кухни в доме № 1 по ул. Дмитриева от 20.03.2020 г., от 13.06.2020 г., от 26.09.2020 г. В актах не указаны сведения о квартирах, в которые не был обеспечен доступ и которые не могут быть допущены к эксплуатации, а газовые приборы подлежат отключению. Документы, подтверждающие направление уведомлений в адрес собственников многоквартирного дома № 1 по ул. Дмитриева со стороны ООО «Сервис» о дате проведения проверок дымовых и вентиляционных каналов отсутствуют.
Согласно п. 1.2 договора периодическая проверка дымовых и вентиляционных каналов, имеющихся в доме 3 раза в год, проверка осуществляется согласно графику.
В соответствии с п. 2.2.5 договора ООО «Сервис» (заказчик) обязан беспрепятственно предоставлять помещения для производства работ, заблаговременно оповещать жильцов о предстоящих проверках.
Согласно п. 2.2.6 договора вентиляционные каналы в тех помещениях, в которые не предоставлен доступ по вине собственников помещений считаются не проверенными.
Общество, не согласившись с пунктом 3 предписания, обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ст. ст. 200 и 201 АПК РФ, а также разъяснений, содержащихся в п. 6 совместного постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением ч. 1 ГК РФ» для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу ст. 65 АПК РФ обязанность доказать факт нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав и законных интересов субъекта предпринимательской и иной экономической деятельности возлагается на заявителя.
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем)
В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 (далее - Правила №491) в состав общего имущества жилого дома включаются: внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги (абз. 3 п. 5 Правил № 491).
В соответствии с п. 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются в том числе дымоходы и вентиляционные каналы.
Из содержания п. 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утв. постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290, следует, что к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, отнесена организация проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов и организация проведения работ по устранению нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях.
Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410 утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, а также порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - Правила № 410).
Безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в силу п. 4 Правил № 410 обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; б) аварийно-диспетчерское обеспечение; в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; г) замена оборудования.
В соответствии с п. 11 Правил № 410 надлежащее содержание дымовых и вентиляционных каналов обеспечивается в многоквартирных домах путем проверки состояния и функционирования дымовых и вентиляционных каналов, при необходимости их очистки и (или) ремонта лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме, либо путем заключения договора об их проверке, а также при необходимости об очистке и (или) о ремонте с организацией, осуществляющей указанные работы.
Подпунктом «в» п. 12 Правил № 410 установлено, что проверка состояния дымовых и вентиляционных каналов и при необходимости их очистка производится в процессе эксплуатации дымовых и вентиляционных каналов (периодическая проверка) не реже 3 раз в год (не позднее чем за 7 календарных дней до начала отопительного сезона, в середине отопительного сезона и не позднее чем через 7 дней после окончания отопительного сезона).
В соответствии с п. 46 Правил № 410 выполнение работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляется в сроки и с периодичностью, которые предусмотрены договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с настоящими Правилами.
Конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном многоквартирном доме (помещении многоквартирного дома) и домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть «Интернет», путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов и домовладений), информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.
В случае отказа заказчика в допуске сотрудников исполнителя в жилые или нежилые помещения для выполнения работ (оказания услуг) по договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования на основании уведомлений, доведенных до сведения заказчика способами, предусмотренными п. 46 настоящих Правил, такой допуск осуществляется с соблюдением порядка, предусмотренного п. 48 - 53 настоящих Правил (п. 47 Правил).
Исполнитель обязан уведомить способом, предусмотренным договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а если такой способ не указан в договоре, средствами почтовой, телефонной связи или иным способом, позволяющим установить факт получения заказчиком такого уведомления, о дате, времени и перечне работ по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не позднее, чем за 20 дней до их проведения (п. 48 Правил № 410).
Заказчик обязан сообщить в течение семи календарных дней со дня получения извещения, указанного в п. 49 Правил № 410, способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для заказчика дате (датах) и времени в течение последующих десяти календарных дней обеспечения допуска сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение для выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Если заказчик не может обеспечить допуск сотрудников исполнителя в жилое или нежилое помещение в течение ближайших десяти дней, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения указанных работ (п. 50 Правил № 410).
ООО «Сервис» осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: ул. Дмитриева, д. 1, ул. в г. Сенгилее, в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.02.2012 г., в перечень обязательных работ (услуг) по содержанию общего имущества которого входит техническое обслуживание дымовентиляционных каналов (3 раза в год), техническое обслуживание вводных и внутренних газопроводов входящих в состав общего имущества (ВДГО) - 1 раз в год.
Как следует из материалов дела, между ООО «Сервис» и ИП ФИО2 заключен договор № 24/03-20 ДВК от 01.03.2020 г., действующий с 01.03.2020 г. по 28.02.2021 г., согласно которому, ИП ФИО1 обязуется по заданию ООО «Сервис» оказать услуги на основании Постановления Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410 «О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования», а именно - периодическую проверку дымовых и вентиляционных каналов, имеющихся в доме, обслуживаемом организацией - 3 раза в год, согласно графику.
Пунктом 2.2.5 договора предусмотрена обязанность заказчика (ООО «Сервис») беспрепятственно предоставлять помещения для производства работ, заблаговременно оповещать жильцов о предстоящих проверках.
Согласно п. 2.2.6 договора, вентиляционные каналы в тех помещениях, в которые не обеспечен доступ по вине собственников помещений, считаются не проверенными.
В соответствии с п. 2.2.8 договора, по завершении работ заказчик обязан подписать акт выполненных работ или представить исполнителю мотивированный отказ от приемки работ.
Из материалов дела следует, что проверка дымовых и вентиляционных каналов в квартирах МКД № 1 по ул. Дмитриева в г. Сенгилее была осуществлена специалистами ИП ФИО1 в соответствии с графиком проверки (приложение № 3 к договору от 01.03.2020 г. № 24/03-20) 20.03.2020 г., 13.06.2020 г., 26.09.2020 г.
При этом, периодическая проверка дымовых и вентиляционных каналов в квартирах № 2, 5, 8, 11, 13, 14, 18 МКД № 1 по ул. Дмитриева в г. Сенгилее не была осуществлена в указанные сроки в связи с отсутствием в указанных квартирах постоянно и временно проживающих граждан, что отражено в Актах контрольных проверок, подписанных заказчиком (ООО «Сервис») и исполнителем (ИП ФИО1), с указанием номеров проверенных квартир, а также указанием номеров «нежилых» квартир (акты от 20.03.2020 г., от 13.06.2020 г., от 26.09.2020 г.); также подтверждается записями Журнала регистрации результатов периодических проверок дымовых и вентиляционных каналов зданий, представленными в материалы дела.
Отсутствие постоянно и временно проживающих лиц в квартирах № 2, 5, 8, 11, 13, 14, 18 МКД № 1 по ул. Дмитриева в г. Сенгилей подтверждается актами, составленными в установленном порядке управляющей организацией по каждой квартире МКД до проведения проверок 13.02.2020 г. и после проведения проверки 28.09.2020 г. (с указанием в актах «фактическое место проживания неизвестно», «работает в г. Москве», «собственник умер»).
Кроме того, ООО «Сервис» через председателя совета дома в адрес собственников были направлены уведомления о необходимости обеспечения допустить специалистов к дымовым и вентиляционным каналам.
Информация о дате и времени проведения проверки ДВК была также заблаговременно размещена на информационных стендах в подъездах указанного МКД, что также подтверждается представленными суду документами.
Договором управления многоквартирным домом от 01.02.2012 г., заключенным между ООО «Сервис» и собственниками МКД № 1 по ул. Дмитриева в г. Сенгилее, установлен порядок уведомления собственников, путем размещения соответствующей информации в местах, определенных для размещения объявлений, в том числе, на информационных досках в подъездах многоквартирного дома, на информационных стендах пунктом приема платежей, или Интернет-Сайте (п. 2.1, 2.3.2, 3.6.1, 5.7 договора управления).
Согласно 2.2.6 дополнительного соглашения № 1 к договору управления многоквартирным домом от 01.02.2012 г., утвержденного Протоколом № 2 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <...>, Управляющая организация имеет право требовать допуска в жилое или нежилое помещение в заранее согласованное с Собственником помещения работников Управляющей организации, а также иных специалистов организацией, имеющих право на проведение работ на системах тепло-, водоснабжения, канализации, ВВК/ДВК, представителей органов государственного надзора и контроля для осмотра инженерного оборудования, конструктивных элементов здания приборов учета, а также контроля за их эксплуатацией; проведения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое время. Уведомление при необходимости размещается в подъездах дома.
Как указано в п. 46 Правил № 410, конкретные дата и время выполнения указанных работ в конкретном многоквартирном доме (помещении многоквартирного дома) и домовладении планируются исполнителями путем составления соответствующих графиков (годовых, квартальных и месячных), информация о которых доводится до сведения заказчиков через средства массовой информации и сеть «Интернет», путем размещения объявлений на расположенных в местах общего доступа (в том числе в непосредственной близости от указанных многоквартирных домов и домовладений) информационных стендах, путем направления электронных или почтовых сообщений, а также иными доступными способами, позволяющими уведомить о времени и дате выполнения этих работ.
Таким образом, информирование собственников жилых помещений о предстоящих работах путем размещения соответствующих объявлений на подъездах домов, уведомлением через почтовые ящики в подъездах и через старшего по дому не противоречит указанным Правилам, а доводы ответчика об обязательном информировании жителей путем направления почтовой заказной корреспонденцией нормативно, со ссылкой на требования правовых актов, не подтверждены.
Материалами дела подтверждается, что управляющей организацией выполнена обязанность по обеспечению технического обслуживания газового оборудования и периодического обследования ДВК путем заключения договора с ИП ФИО1, по которому три раза в 2020 г. осуществлялось обследование квартир МКД, что соответствует требованиям Правил № 410.
Также заявитель для обеспечения доступа при проведении проверки ДВК уведомлял о датах и времени проведения осмотров жителей МКД.
На основании вышеизложенного, суд пришел к правильному выводу, что ООО «Сервис» приняло все зависящие от него меры для выполнения условий договора управления и обеспечения доступа подрядной организации в жилые помещения спорного многоквартирного жилого дома.
Ответчиком не указано, каким образом при направлении заказной почтовой корреспонденции в квартиры обслуживаемого МКД управляющая организация обеспечит доступ специалистов в указанные жилые помещения для проверки газового оборудования и дымовентиляционных каналов, при условии не проживания в указанных жилых помещениях собственников (и неполучения уведомлений через почтовые ящики), что установлено Обществом путем обхода квартир с привлечением старшего по дому.
Законодательством РФ запрещен доступ в жилые помещения без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан и допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая (ст. 3 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, ООО «Сервис» выполнило обязанности по техническому обслуживанию газового оборудования, возложенные на управляющую организацию, заключив договор на проверку вентиляционных каналов, определив сроки и периодичность указанных работ, уведомив собственников квартир о необходимости обеспечения доступа в квартиры.
То обстоятельство, что Агентством установлен факт невозможности получения доступа исполнителя во все жилые помещения в установленные договором сроки, сам по себе не свидетельствует о виновном бездействии заявителя.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу, что пункт 3 предписания от 29.01.2021 г. № Х-2/В-10/М-694 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
С учетом изложенного, и принимая во внимание установленные обстоятельства дела и вышеприведенные нормы закона, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении дела по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, а поэтому у суда апелляционной инстанции нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 июня 2021 года по делу №А72-2502/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий П.В. Бажан
Судьи А.Б. Корнилов
Е.Н. Некрасова