ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-10706/19 от 24.07.2019 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

30 июля 2019 года                                                                                Дело № А65-6981/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2019 года

Постановление в полном объеме изготовлено 30 июля 2019 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,

судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филлиповской С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2019 по делу № А65-6981/2019 (судья Ситдиков Б.Ш.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Казань, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: ФИО1, ФИО2, об оспаривании постановления о наложении штрафа по делу № А05-1530/2018 об административном правонарушении от 15.01.2019,

с участием в судебном заседании:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан – представителя ФИО3 (доверенность от 04.03.2019),

от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" – представителя ФИО4 (доверенность от 18.07.2019),

от иных лиц, представители не явились, извещены,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Татарстанское УФАС России, антимонопольный орган) от 15.01.2019 № А05-1530/2018 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: ФИО1, ФИО2.

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.05.2019 по делу № А65-6981/2019 заявленные требования удовлетворены.

Татарстанское УФАС России в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению Татарстанского УФАС России, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

Общество в отзыве апелляционную жалобу отклонило.

В судебном заседании представитель Татарстанского УФАС России поддержал апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Представитель общества в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц, которые были надлежащим образом извещены о времени и месте проведения судебного заседания.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, в Татарстанское УФАС России поступило коллективное обращение граждан - владельцев земельных участков для индивидуального жилищного строительства в Тукаевском районе РТ, мкр. Рябинка, д.Азьмушкино (вх.№ 12999/ж от 14.08.2018) по вопросу отказа ООО "Газпром Трансгаз Казань" в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения на подключение объектов газопотребления к сети газоснабжения.

Определением от 12.10.2018 Татарстанское УФАС России возбудило в отношении общества дело № А05-1530/2018 по признакам нарушения п.п. 74, 74(1) Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 (далее - Правила № 1314).

25.10.2018 Татарстанское УФАС России составило в отношении общества протокол № А05-1530/2018 об административном правонарушении.

Постановлением Татарстанского УФАС России от 15.01.2019 № А05-1530/2018 общество привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300000 руб.

С учетом положений части 2 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к газораспределительным сетям.

Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 данной статьи.

Из материалов дела следует, что 28.06.2018 и 29.06.2018 представитель гражданки ФИО1 и гражданки ФИО5, в соответствии с п.64 Правил № 1314 направил в адрес общества по информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" две отдельные заявки о подключении - вх. №  11043 от 28.06.2018 и № 11224 от 02.07.2018.

Объектами капитального строительства в заявках о подключении указаны проектируемые жилые дома в мкр.Рябинка д.Азьмушкино, расположенные по адресу/кадастровый номер земельного участка:

-РТ, <...>/16:39:021201:3274;

-РТ, <...> Победы д.95/16:39:021201:3858.

К заявкам о подключении были приложены документы, предусмотренные п.71 Правил № 1314.

В ответ на данные заявки общество направило в адреса заявителей письма №№ 6664, 6665 от 10.07.2018 с информацией о том, что строительство газопровода еще не окончено и подключение объектов заявителей жалобы к сети газораспределения возможно только после ввода в эксплуатацию данной сети.

24.07.2018 ФИО6 и ФИО5 повторно подали заявку о подключении (от 24.07.2018 № 12529) в общество.

Общество в ответ направило письмо с аналогичным содержанием.

По мнению Татарстанского УФАС России, отказывая заявителям жалобы со ссылкой на отсутствие технической возможности подключения, общество не учитывает положения п.22 Правил № 1314, согласно которым в случае решения о внесении изменений в региональную программу газификации в части включения в нее мероприятий, направленных на создание технической возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителей к сети газораспределения, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации о внесении изменений в региональную программу газификации, но не ранее даты вступления указанного решения в силу выдает заявителю технические условия или договор о подключении. Указанный пункт не содержит указаний на необходимость завершения строительства и ввода в эксплуатацию соответствующего газопровода.

Татарстанское УФАС России установило, что подключение жилых домов в д.Азьмушкино планируется осуществить к проектируемому газопроводу с ГРПБ, утв. КМ РТ от 03.10.2017 № 753 "О программе газификации Республики Татарстан на 2018 год, финансируемый за счет средств, полученных от применения специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям ООО "Газпром трансгаз Казань". Проектировщиком по рассматриваемому договору выступает ГУП "Татинвестгражданпроект" на основании договора от 06.07.2018 № 177-18-с. Указанный договор заключен во исполнение поручения Министерства промышленности и торговли РТ от 13.07.2017 № 33-17/6139 и Программы газификации РТ утв. КМ РТ от 03.10.2017 № 753, т.е. спустя почти год с момента издания соответствующих актов.

В обоснование своей позиции Татарстанское УФАС России указывает, что общество, несмотря на имеющиеся уже к октябрю 2017 года сведения о необходимой к исполнению Программы газификации, начало сбор исходных данных для выполнения работ по проектированию только в марте 2018 года, что однозначно, по мнению антимонопольного органа, говорит о бездействии общества по исполнению программы. В апреле 2018 года общество выполнило проведение экспертизы смет и только в мае 2018 года направило документации на сметную комиссию ПАО "Газпром", которая согласовала заключение договора решением Сметной комиссии от 08.06.2018. Документы, подтверждающие объективность выполнения рассматриваемых работ к указанному сроку и направления соответствующих документов в ПАО "Газпром" в адрес Татарстанского УФАС России не предоставлены.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции антимонопольный орган пояснил, что программа газификации на 2018 год, согласно которой проектно-изыскательские работы по рассматриваемым объектам должны были быть завершены еще 15.12.2018, была актуализирована Постановлением от 11.06.2018 № 449. К моменту издания Постановления от 11.06.2018 № 449 смета работ по планируемому с ГУП "Татинвестгражданпроект" работ была согласована, что по мнению антимонопольного органа, свидетельствует об определенности сроков исполнения запланированных работ.

Татарстанское УФАС России указало, что на дату рассмотрения дела об административном правонарушении информация о завершении указанных работ не предоставлена.

По мнению Татарстанского УФАС России в результате недобросовестного исполнения обществом своих обязанностей по реализации Программы газификации на 2018 год, окончание проведения проектно-изыскательских работ по рассматриваемому объекту в программе газификации на 2019 год было перенесено на 15.05.2019. Указанное приводит к нарушению прав граждан, не имеющих возможности осуществить газификацию жилых домов.

Таким образом, отказ общества рассмотреть по существу вопрос о заключении договоров о подключении жилого дома № 29 по ул.Сабантуя и жилого дома № 95 по ул. 70 лет Победы в д.Альмушкино Тукаевского района к газопроводу, который проектируется по Программе газификации до завершения строительства и ввода в эксплуатацию такого газопровода, является необоснованным, нарушающим п.22 Правил № 1314.

Из содержания статьи 3 и пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон № 147-ФЗ) следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в статье 4 Закона № 147-ФЗ отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.

Согласно пункту 2 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 № 317 "газораспределительная организация" - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной системы и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям.

Газораспределительной организацией может быть организация - собственник газораспределительной системы, которая получила газораспределительную систему в процессе приватизации либо создала или приобрела ее на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях, или организация, заключившая с собственником газораспределительной системы договор на ее эксплуатацию.

Правила № 1314 устанавливают порядок выдачи технических условий на подключение, порядок заключения и исполнения договора о подключении, существенные условия договора, права и обязанности сторон договора и являются обязательными для газораспределительных организаций (далее - ГРО) и лиц, осуществляющих подключение принадлежащих им объектов капитального строительства к сетям газораспределения, находящимся во владении ГРО на праве собственности или на ином законном основании.

Пункт 2 Правил № 1314 раскрывает, в том числе, следующие понятия:

"подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения;

"заявитель" - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения;

"исполнитель" - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

На основании пункта 3 Правил № 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:

а) направление исполнителю (запроса о предоставлении технических условии на
подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к
сетям газораспределения (далее - технические условия);

б) выдача технических условий;

в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении
(технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети
газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении
(технологическом присоединении);

г) заключение договора о подключении;

д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению),
предусмотренных техническими условиями и договором о подключении;

е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации);

ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта
разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной
ответственности сторон.

При этом, заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, то есть лица, которому принадлежит существующая сеть газопотребления на праве собственности или на ином законном основании и которое не оказывает услуг по транспортировке газа, или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент.

Таким образом, в случае, когда заявитель намерен осуществить техническое присоединение к существующей сети газораспределения, ему необходимо обратиться с запросом на предоставление технических условий в ГРО.

Согласно пункту 13 Правил № 1314 при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил подключения, в полном объеме исполнитель в течение 14 дней со дня получения запроса о предоставлении технических условий обязан определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий.

Пунктом 14 Правил № 1314 установлено, что основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, в том числе при отсутствии пропускной способности технологически связанных с сетью газораспределения исполнителя сетей газораспределения и газотранспортной системы, за исключением случаев, когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году.

В соответствии с пунктом 15 Правил № 1314 в случае предоставления мотивированного отказа в выдаче технических условий исполнитель также предоставляет имеющуюся в его распоряжении информацию о примерных сроках появления технической возможности подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя в результате реализации собственных, а также финансируемых за счет сторонних источников, включая бюджетные, мероприятий либо сообщает об отсутствии такой информации.

Вторым абзацем пункта 15 Правил № 1314 установлено, что состав мероприятий, необходимых для обеспечения технической возможности осуществления подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя и связанных с реконструкцией существующих сетей газораспределения исполнителя в целях увеличения пропускной способности, а также строительством новых газораспределительных сетей, определяется в соответствии со схемами газоснабжения и газификации субъекта Российской Федерации и (или) поселения.

Согласно пункту 71 Правил № 1314, в случае если заявитель ранее не получал технические условия или срок действия технических условий, установленный пунктом 29 данных Правил, истек, к заявке о подключении (технологическом присоединении) прилагаются документы, указанные в пункте 69 данных Правил.

Пунктом 74 Правил № 1314 установлено, что при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 данных Правил, в полном объеме исполнитель направляет заявителю подписанный со своей стороны проект договора о подключении в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", вручение на руки):

а ) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки о подключении
(технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального
сайта исполнителя, в случае, если сеть газораспределения проходит в границах земельного участка, на котором расположен подключаемый объект капитального строительства, и
отсутствует необходимость строительства исполнителем сети газораспределения до границ земельного участка заявителя;

б) в течение 30 рабочих дней со дня получения заявки о подключении
(технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального
сайта исполнителя, в случае заключения договора о подключении с заявителями второй и
третьей категорий, если при выполнении исполнителем мероприятий по подключению
(технологическому присоединению) для указанных категорий заявителей требуется
направление третьим лицам запроса о согласовании пересечения строящейся
(реконструируемой) сети газораспределения с принадлежащими таким лицам объектами
инфраструктуры (инженерными коммуникациями) или согласовании строительства
газораспределительных сетей на земельных участках, принадлежащих третьим лицам на
праве собственности или на ином законном основании и не находящихся в государственной и муниципальной собственности. При этом исполнитель в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении (технологическом присоединении) уведомляет заявителя о необходимости получения исполнителем согласований, указанных в настоящем подпункте, с приложением документов, подтверждающих направление запроса о согласовании;

в) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки о подключении
(технологическом присоединении), направленной в том числе посредством официального
сайта исполнителя, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а" и "б" данного
пункта.

Пунктом 74 (1) Правил № 1314 установлено, что основанием для отказа от заключения договора о подключении является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя (далее - мотивированный отказ от заключения договора о подключении). В случае наличия технической возможности подключения отказ исполнителя от заключения договора о подключении не допускается. При необоснованном отказе или уклонении исполнителя от заключения договора о подключении заявитель вправе обратиться в суд или антимонопольный орган в соответствии с пунктом 80 данных Правил.

Суд первой инстанции установил, что в непосредственной близости к земельным участкам, расположенных по адресу: ул.Сабантуй и ул. 70 лет Победы в <...> Республики Татарстан, отсутствуют объекты системы газоснабжения, газотранспортной системы и сети газораспределения. По этой причине программой газификации Республики Татарстан, утвержденной Постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.10.2017 № 753, от 01.02.2018 № 54, от 11.06.2018 № 449, от 19.09.2018 № 803 утверждены мероприятия по проектированию ответвления газопровода высокого давления и газораспределительных пунктов блочного типа к улицам в деревне Азьмушкино Тукаевского района, при этом, улицы Сабантуй и 70 лет Победы деревни Азьмушкино в Программе газификации не отражены, календарный срок завершения проектно - изыскательских работ по данному пункту Программы установлен 15.05.2019, после чего будут начаты строительно-монтажные работы.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае отсутствие распределительного газопровода свидетельствует об отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения общества по заявлениям ФИО1 и ФИО5

Из оспариваемого постановления следует, что антимонопольный орган вменяет обществу нарушение условий, предусмотренных пунктом 22 Правил № 1314, которым предусмотрено, что в случае решения о внесении изменений в программу газификации в части включения в нее мероприятий, направленных на создание технической возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства заявителя к сети газораспределения, исполнитель в течение 10 рабочих дней со дня поступления информации о внесении изменений в программу газификации, но не ранее даты вступления указанного решения в силу выдает заявителю технические условия или договор о подключении.

Татарстанское УФАС России считает, что общество затягивает исполнение возложенных на него обязанностей. Так, исходя из анализа пункта 22 Правил № 1314, общество обязано было направить в адрес ФИО1 и ФИО5 договор о подключении, т.к. Постановлением КМ РТ от 03.10.2017 № 753 включены мероприятия на создание технической возможности подключения (технологического присоединения) жилых домов ФИО1 и ФИО5 к сети газораспредления.

Как уже отмечено, спорные улицы Сабантуй и 70 лет Победы деревни Азьмушкино в Программе газификации не отражены, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отклонил ссылку Татарстанского УФАС России на пункт 22 Правил № 1314.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции общество пояснило, что отсутствуют сведения, являющиеся существенным условием для договора о подключении, поскольку еще отсутствует сам объект газораспределения.

Татарстанское УФАС России не представило доказательства, свидетельствующие о нарушении обществом пункта 22 Правил № 1314.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции установил, что доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.

При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частью 3 и частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 мая 2019 года по делу № А65-6981/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                    

О.А. Лихоманенко

Судьи 

П.В. Бажан

А.Б. Корнилов