ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-11398/2021 от 10.09.2021 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

10 сентября 2021 года                                                                         Дело №А65-7081/2021

г. Самара

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания и без извещения сторон по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу  некоммерческой организации Товарищество собственников жилья "Чишмяле" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июня 2021 г. по делу №А65-7081/2021, принятое в порядке упрощенного производства по заявлению некоммерческой организации Товарищество собственников жилья "Чишмяле" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 16.03.2021 № 50-2021-157,

УСТАНОВИЛ:

Некоммерческая организация товарищество собственников жилья "Чишмяле" (далее по тексту - заявитель) обратилась в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее по тексту - ответчик)  о признании незаконным и отмене постановление № 50-2021-157 от 16.03.2021.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июня 2021 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда первой инстанции отменить, , принять новый судебный акт, заявление удовлетворить, признать незаконным и отменить постановление Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ о назначении административного наказания № 50-2021-157 от 16.03.2021, ссылаясь в обоснование доводов апелляционной жалобы на решение Советского районного суда г.Казани от 01.03.2016 по делу № 2-304/2016.

От Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ поступил отзыв на апелляционную жалобу, который приобщен к материалам дела.

На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, отделом муниципального земельного контроля МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета  муниципального образования города Казани»  проведено обследование  на земельном участке, расположенном по адресу: г.Казань, ул.Юлиуса Фучика, д.115.

Земельный участок, кадастровый номер 16:50:150105:5414, расположенный по адресу: г.Казань, ул.Юлиуса Фучика, д.115, сформирован  под многоквартирный жилой дом на основании ПИКа №8146 от 29.10.2008 с изменениями от 08.02.2016 №371.

В результате обследования территории установлено, что на земельном участке  расположен многоквартирный  жилой дом, территория ограждена  забором. Путем установки ограждения дополнительно  используется  земельный участок площадью 50 кв.м. из земель неразграниченной государственной собственности, о чем составлен акт обследования земельного участка  органа муниципального земельного контроля №753 от 11.02.2021г.

Акт обследования направлен в Управление Росреестра по РТ.

Административным органом произведен осмотр земельного участка, кадастровый номер 16:50:150105:5414.

В результате  обработки координат, полученных при обмере границ земельного участка, а также сопоставления их со сведениями, имеющимися  в ЕГРН, установлено, что путем установки ограждения используется земельный участок общей площадью 95 кв.м. из состава земель  неразграниченной  государственной собственности.

По результатам осмотра земельного участка составлен протокол осмотра территории от 10.03.2021.

12.03.2021 Управлением Росреестра по РТ составлен протокол в отношении некоммерческой организации товарищества собственников жилья «Чишмяле» об административном правонарушении по ст.7.1 КоАП РФ.

16.03.2021 Управлением Росреестра по РТ вынесено постановление  №50-2021-157, которым НО ТСЖ «Чишмяле» признана виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося  в самовольном  использовании  земельного участка площадью 95 кв.м. из земель неразграниченной  государственной собственности, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ, с назначением  административного наказания в  виде предупреждения.

Не согласившись с  постановлением о привлечении к  административной  ответственности, заявитель оспорил его в  судебном   порядке.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих установленных по делу обстоятельств.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Согласно статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного названной статьей, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.

Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что лицо самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.

Под самовольным занятием земельного участка понимается использование земельного участка физическим или юридическим лицом до установления границ земельного участка в натуре (на местности) и получения в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды.

В соответствии с  разъяснениями  п.1 Постановления  Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 г. № 11 «О некоторых  вопросах применения  Особенной  части  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» под самовольным  занятием  земель понимается пользование  чужим земельным участком при отсутствии  воли  собственника этого участка ( иного  управомоченного им  лица), выраженной в установленном порядке.

В соответствии с главами 3, 4 Земельного кодекса Российской Федерации земля может находиться в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении, ограниченном пользовании, аренде и безвозмездном срочном пользовании.

Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации. Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".

Как следует из положений статей 40, 41, 43 Земельного кодекса Российской Федерации, а также статей 262, 264 Гражданского кодекса Российской Федерации право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимся его собственником.

 К таким лицам, статьями 5, 41 Земельного кодекса Российской Федерации относит землепользователей, землевладельцев, арендаторов и обладателей сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).

Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно установленному п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации перечню оснований возникновения гражданских прав и обязанностей, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки могут являться: договор или иная сделка; акт государственного органа или органа местного самоуправления; судебное решение, установившее право на земельный участок; приобретение имущества по допускаемым законом основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в числе прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).

Между тем, границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что на земельном участке, с кадастровым номером 16:50:150105:5414, по адресу: г.Казань, Советский район, ул.Ю.Фучика, д.115, расположен многоквартирный жилой дом.

Управление указанным домом осуществляется ТСЖ «Чишмяле».

Путем установки  ограждения ТСЖ «Чишмяле» дополнительно используется участок площадью 95 кв.м. из состава земель неразграниченной государственной  собственности.

Факт самовольного занятия земельного участка общей площадью 95 кв.м. из состава земель    неразграниченной государственной собственности, путем установки ограждения (забора), не оспаривается заявителем, и следует из протокола осмотра территории от 10.03.2021, представленных фотоматериалов.      

Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии надлежащих  доказательств, подтверждающих нарушение заявителем  требований закона.

Ссылка заявителя на судебный акт суда общей юрисдикции, как на основание занятия им земли, неразграниченной государственной собственности, судом первой инстанции обоснованно не принята во внимание. Вступившим в законную силу решением Советского районного суда г.Казани №2-304/2016 от 01.03.2016 Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани в иске к ТСЖ «Чишмяле» об освобождении самовольно занятого земельного участка путем демонтажа ограждения отказано.

Этим же решением было отказано и в удовлетворении  иска ТСЖ «Чишмяле» к Исполнительному комитету  муниципального образования г.Казани о сохранении ограждения по существующим  границам земельного участка, об осуществлении  кадастрового учета изменений земельного участка, государственной регистрации прав на земельный участок.

Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, судебного акта, подтверждающего  законность занятия и использования ТСЖ «Чишмяле» 95 кв.м. земель неразграниченной государственной собственности, не имеется.

При фактическом занятии земельного участка в целях использования его в хозяйственной деятельности, независимо от типа, размещённого на нём сооружения, субъект экономической деятельности обязан оформить надлежащие правоустанавливающие документы на земельный участок в соответствии с требованиями законодательства.

Правоустанавливающих документов на использование государственной или муниципальной земли площадью 95 кв.м. у заявителя не имеется.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административном правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Доказательств принятия заявителем всех мер по соблюдению требований законодательства не только не представлено, но и оспаривается сама необходимость их соблюдения.

Вина заявителя административным органом исследована и нашла отражение в оспариваемом постановлении.

Процессуальных нарушений со стороны  административного   органа, не позволяющих объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, судом не  установлено.

Срок  давности привлечения к административной ответственности, установленный  ст. 4.5 КоАП РФ на момент вынесения оспариваемого постановления не  истек.

Оснований для  признания совершенного правонарушения малозначительным  судом не установлено.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.

В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.

Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности деяния, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о невозможности освобождения заявителя от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Суд учитывает также, что к заявителю применена мера административного наказания в виде предупреждения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.

Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что одно и то же лицо проводит проверку, выявляет административное правонарушение, составляет протокол об административном правонарушении и рассматривает дело об административном правонарушении, судом апелляционной инстанции подлежит отклонению на основании следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.22 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составлен, дело рассмотрено и оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах компетенции.

Суд апелляционной инстанции полагает, что доказательств наличия личной прямой или косвенной заинтересованности должностного лица главного специалиста-эксперта Миннигалиевой Р.И. заявителем не представлено.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.

Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка.

Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

С учетом вышеизложенного суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В силу положений частей 1 и 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, могут быть обжалованы в порядке кассационного производства по правилам, предусмотренным главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 настоящей статьи решений и постановлений являются нарушения норм процессуального права, которые в части 4 статьи 288 настоящего Кодекса указаны в качестве оснований для отмены решения, постановления.

Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17 июня 2021 г. (резолютивная часть объявлена 31 мая 2021 года) по делу  №А65-7081/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.

         Судья                                                                                                              Н.В.Сергеева