ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
1 августа 2019 года Дело №А65-4806/2019
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 1 августа 2019 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А., судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гилевским А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 мая 2019 года по делу № А65-4806/2019, принятое судьей Бредихиной Н.Ю., по заявлению акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Йошкар-Ола, к Приволжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (ОГРН <***>, ИНН <***>), г.Казань, о признании недействительным предписания,
с участием в судебном заседании:
от акционерного общества «Марийский машиностроительный завод» – представителя ФИО1 (доверенность от 09.01.2019),
установил:
акционерное общество «Марийский машиностроительный завод» (далее - общество, АО «ММЗ») обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным предписания Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), г.Казань ( далее - Приволжское управление Ростехнадзора) № 43-17-13/108/143/64-1034 от 28.12.2018.
Решением от 15.05.2019 Арбитражный суд Республики Татарстан частично удовлетворил требование общества и признал недействительным пункт 1 оспариваемого предписания № 43-17-13/108/143/64-1034 от 28.12.2018. В удовлетворении требований в остальной части АО «ММЗ» отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, АО «ММЗ» обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части и принять по делу новый судебный акт, которым отменить п. 2 предписания № 43-17-13/108/143/64-1034 от 28.12.2018 Приволжского управления Ростехнадзора.
Заявитель жалобы считает, работники АО «ММЗ», занятые на работах по обслуживанию лифтов, соответствовали в части квалификации требованиям профессиональных стандартов, действующих на момент проверки. Подробно доводы АО «ММЗ» изложены в апелляционной жалобе.
Приволжское управление Ростехнадзора представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Приволжское управление Ростехнадзора надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 24.07.2019 до 09 часов 50 минут 31.07.2019.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 03.12.2018 по 28.12.2018 на основании распоряжения заместителя руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от 16.11.2018 № 3292 проведена плановая выездная проверка в отношении АО «ММЗ» с целью выполнения плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Приволжского управления Ростехнадзора на 2018 год (утвержден распоряжением руководителя от 31.10.2017 №3081).
Предметом проверки явилось соблюдение АО «ММЗ» обязательных требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов».
По результатам проведенной проверки в отношении АО «ММЗ» составлен акт проверки от 28.12.2018 № 43-17-13/108/143/64-1034, согласно которому при проверке было выявлено 10 нарушений, 8 из которых устранено в ходе проверки, и выдано предписание № 43-17-13/108/143/64-1034 от 28.12.2018 об устранении в срок до 04.03.2019 двух следующих нарушений: 1) не представлено уведомление об осуществлении деятельности по эксплуатации и обслуживанию лифтов в порядке определенном постановлением Правительства РФ №584 от 27.06.2016г., что явилось нарушением требований ст.1 и 2 Федерального закона №94-ФЗ от 23.04.2018; 2) не обеспечено наличие квалифицированного персонала, уровень квалификации которого соответствует требованиям профессиональных стандартов в соответствии с подпунктом а) п. 17 Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 743 от 24.06.2017, что явилось нарушением требований п. 3 ст. 4 ТР ТС 011-2011
Не согласившись с выданным Приволжским управлением Ростехнадзора предписанием, АО «ММЗ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
В силу части 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности условий, необходимой для признания ненормативного правового акта недействительным, а решений и действий (бездействия) незаконными, влечет в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отказ в удовлетворении заявленных требований.
Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 утвержден технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» («ТР ТС 011/2011», далее - Технический регламент).
В соответствии со ст. 4 Технического регламента, для обеспечения безопасности в период назначенного срока службы лифта должны выполняться следующие требования: использование лифта по назначению, проведение технического обслуживания, ремонта, осмотра лифта в соответствии с руководством по эксплуатации изготовителя; выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта квалифицированным персоналом; проведение оценки соответствия в форме технического освидетельствования лифта не реже одного раза в 12 месяцев аккредитованной (уполномоченной) организацией.
Постановлением Правительства от 24.06.2017 № 743 утверждены Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее - Правила № 743, в редакции, действующей на момент проведения проверки и вынесения оспариваемого предписания).
Под квалифицированным персоналом согласно пункта 3 Правил № 743 понимаются физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание объекта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ.
Подпунктом «а» пункта 17 Правил № 743 установлено, что лицо осуществляющее проведение одного или нескольких видов работ по монтажу, демонтажу и обслуживанию объекта, включая аварийно-техническое обслуживание объекта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также по ремонту объекта, должно обеспечить наличие в штате квалифицированного персонала. Уровень квалификации такого персонала, выполняющего работы по монтажу (демонтажу), обслуживанию и ремонту объектов, должен соответствовать требованиям профессиональных стандартов.
В случае если трудовым законодательством, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями (ст. 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации).
Оценка квалификации специалистов, осуществляющих выполнение трудовых функций по монтажу, демонтажу и обслуживанию объектов, включая аварийно-техническое обслуживание объектов и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, на соответствие квалификационным характеристикам, содержащимися в профессиональных стандартах, проводится в порядке, установленном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».
Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена»).
Документом, подтверждающим квалификацию работника, в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о независимой оценке квалификации является свидетельство о квалификации, выданное в порядке, установленном Правилами проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1204.
Статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Пунктом 1.11 Федерального тарифного соглашения в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2016 - 2018 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым объединением работодателей лифтового комплекса «Федерация лифтовых предприятий» 30.09.2015, указано, что организации в соответствии с настоящим Соглашением в целях повышения квалификации и защиты прав работников Отрасли рекомендуется осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта, в соответствии с требованиями Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям и законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.11 Федерального тарифного соглашения в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта на 2019 - 2021 годы, утвержденного Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Союзом «Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли, подъемных сооружений и вертикального транспорта «Федерация лифтовых предприятий» 18.10.2018, предусмотрено, что Организации в соответствии с настоящим Соглашением в целях защиты прав работников Отрасли обязуются выполнять работы в соответствии с требованиями "Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743, Национальных стандартов, Сводов правил, Стандартов Саморегулируемых организаций, установленных Саморегулируемыми организациями, являющимися членами Союза Общероссийское отраслевое объединение работодателей лифтовой отрасли, сферы подъемных сооружений и вертикального транспорта «Федерация лифтовых предприятий", определяющих: процедуры, порядок и требования к выполнению работ по монтажу, наладке, эксплуатации, осмотру, техническому обслуживанию и ремонту, а также модернизации лифтов и лифтового оборудования, а также в соответствии с требованиями к специализированной лифтовой организации, включая порядок выполнения работ по проведению оценки соответствия лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров и платформ подъемных для маломобильных групп граждан, включая требования к порядку заключения договоров на выполнение таких работ.
В пункте 1.12 данного Соглашения установлено, что организации в соответствии с настоящим Соглашением в целях повышения квалификации и защиты прав работников Отрасли обязуются осуществлять оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников лифтовой отрасли и сферы вертикального транспорта в порядке, установленном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 № 238-ФЗ.
При проведении плановой выездной проверки в отношении АО «ММЗ» Приволжским управлением Ростехнадзора было установлено, что работники организации, осуществляющие выполнение трудовых функций по обслуживанию и ремонту лифтов, свидетельств о квалификации, выданных в установленном выше порядке, не имеют.
Как следует из содержания п. 2 оспариваемого предписания, он содержит конкретную дату его исполнения и конкретные меры по прекращению нарушения законодательства, вынесено в рамках полномочий, предоставленных Роспотребнадзору.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт 2 оспариваемого предписания изложен в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах полномочий Приволжского управления Ростехнадзора, направлен на недопущение нарушений в области осуществления деятельности по ремонту и обслуживанию лифтов.
В рассматриваемом случае отсутствует совокупность критериев для признания ненормативного правового акта в обжалуемой части недействительным, поскольку обжалуемое предписание права и законные интересы общества не нарушает, каких-либо дополнительных обязанностей не предусмотренных действующим законодательством на заявителя не возлагает.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что в данном случае отсутствуют в совокупности условия, предусмотренные статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимые для признания недействительным пункт 2 предписания Приволжского управления Ростехнадзора № 43-17-13/108/143/64-1034 от 28.12.2018.
При изложенных обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены только в обжалуемой АО «ММЗ» части.
В соответствии со статей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя апелляционной жалобы.
При этом на основании п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 и п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса российской Федерации суд апелляционной инстанции возвращает обществу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 руб., излишне уплаченную платежным поручением №10624 от 10.06.2019.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации , суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 мая 2019 года по делу № А65-4806/2019 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу «Марийский машиностроительный завод» (ОГРН <***>, ИНН <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей излишне уплаченную по платежному поручению №10624 от 10.06.2019.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий А.А. Юдкин
Судьи И.С. Драгоценнова
В.Е. Кувшинов