ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-1210/2006 от 20.12.2006 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения  арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена  20 декабря 2006 г.

Постановление  в полном объеме изготовлено 22 декабря 2006 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Филипповой Е.Г., судей   Семушкина В.С., Захаровой Е.И.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания  Голяковой Е.С. , с участием:

от заявителя – представитель Реймер В.А., дов. от 14 декабря 2006 г. № 38/31,

от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-восточном регионе РФ – представитель Косарева Л.М., дов. от 13 января 2006 г. № 82/05-01,

рассмотрев в открытом судебном заседании 20 декабря 2006г. апелляционную  жалобу ОАО «Авиаагрегат», г.Самара, 

на решение Арбитражного суда Самарской области от 07 ноября 2006 г. по делу  № А55-14989/2006, судья  Исаев А.В., 

по заявлению ОАО «Авиаагрегат», г.Самара, к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-восточном регионе РФ, г.Самара,

о признании незаконным постановления от 05.09.2006г. №342-06-1-052-052 о привлечении к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество «Авиаагрегат» (далее – ОАО «Авиаагрегат»)  обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением  о признании незаконным постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Юго-Восточном регионе РФ (далее РО ФСФР в Юго-Восточном регионе РФ)  от 05 сентября 2006г. №342-06-1-052-052 о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.15.19 КоАП РФ.

            Решением суда от 07 ноября 2006 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ОАО «Авиаагрегат» просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, признать незаконным оспариваемое постановление и отменить его.

Законность решения суда от 07 ноября 2006 г. проверена в апелляционном порядке.       

В судебном заседании представитель ОАО «Авиаагрегат» поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, удовлетворить заявление.

Представитель  РО ФСФР в Юго-Восточном регионе РФ  с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения.

Исследовав доводы  апелляционной жалобы в совокупности с материалами дела, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

В соответствии с п.5.1 главы 5 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 16 марта 2005 г. № 05-5/пз-н (далее - Положение о раскрытии информации), обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального отчета распространяется на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных или муниципальных предприятий, в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц.

Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон №39-ФЗ) в случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет).

В силу абзаца 1 п. 2 ст. 19 Федерального закона № 39-ФЗ государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки или закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500.

Таким образом, из приведенных норм Федерального закона следует, что эмитенты, размещающие эмиссионные данные бумаги путем открытой подписки или закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500, обязаны раскрывать информацию (обеспечивать ее доступность всем заинтересованным лицам) в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг, поскольку в этих случаях осуществляется регистрация проспекта ценных бумаг.

Пунктом 14 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01 июля 1992 г. № 721 (в настоящее время утратил силу), предусматривалось, что утвержденный соответствующим комитетом по управлению имуществом план приватизации предприятия является проспектом эмиссии его акций.

В Положении о порядке регистрации выпуска акций акционерных обществ открытого типа, учрежденных в процессе приватизации, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 04 августа 1992г. № 547 (в настоящее время утратило силу), план приватизации также расценивался как «зарегистрированный проспект эмиссии» (пункт 10). Данный нормативный правовой акт предусматривал обязательную государственную регистрацию ценных бумаг министерствами финансов республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными и соответствующими им по компетенции финансовыми управлениями (отделами) по месту нахождения учредителя акционерного общества (пункт 1).

Из вышеизложенного следует, что со дня вступления в силу Федерального закона № 39-ФЗ эмитенты, указанные в абзаце 4 пункта 5.1 Положения о раскрытии информации, обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета, поскольку их утвержденные планы приватизации являлись зарегистрированными проспектами эмиссии ценных бумаг.

В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Федеральный закон № 208-ФЗ) открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Из содержания п. 2 ст. 92 Федерального закона № 208-ФЗ, ст. 30, п.  13 ст. 42 Федерального закон №39-ФЗ следует, что в случае открытого, публичного размещения акций общества на рынке ценных бумаг раскрытие информации эмитентами осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно п.12 ст.42 Федерального закона №39-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг обеспечивает раскрытие информации о зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынка ценных бумаг и регулировании рынка ценных бумаг.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности).

Как видно из материалов дела,  план приватизации ОАО «Авиаагрегат» был зарегистрирован Финансовым управлением комитета по экономике и финансам Администрации Самарской области 02 августа 1994 г., и согласно пункту 6 раздела 2 Плана приватизации АООТ «Авиаагрегат» 22 % акций подлежали продаже на денежных аукционах (л.д.33-40).

Таким образом, план приватизации ОАО «Авиаагрегат»  предусматривал возможность отчуждения акций общества неограниченному кругу лиц и на дату утверждения плана приватизации в соответствии с абзацем 2 пункта 14 Указа Президента РФ от 01.07.1992 г. № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» являлся проспектом эмиссии его акций.

Судом первой инстанции установлено, что ОАО «Авиаагрегат» в предусмотренный законом  срок не был представлен ежеквартальный отчет за 2 квартал 2006 г., в связи с чем 22 августа 2006 г. в отношении ОАО «Авиаагрегат» было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.19. КоАП РФ, по факту нарушения ОАО «Авиаагрегат» порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством РФ о ценных бумагах, было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела и о вызове лиц, участвующих в деле об административном правонарушении, и рассмотрение дела было назначено на 05 сентября 2006 г. (л.д.21,26-28).

Согласно ч.2 ст. 15.19. КоАП РФ нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

     В суде первой инстанции представитель РО ФСФР в Юго-Восточном регионе РФ  пояснил, что в  ходе рассмотрения и исследования материалов дела было установлено, что План приватизации ОАО «Авиаагрегат», утвержденный Финансовым управлением комитета по экономике и финансам администрации Самарской области 02 августа1994г., предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям (среднесписочная численность работников приватизируемого предприятия в соответствии с Планом приватизации составляла 5008 человек), а также среди неограниченного круга лиц (22 % акций подлежали продаже на денежных аукционах). Данные доводы заявителем (ОАО «Авиаагрегат») опровергнуты не были.

В соответствии с пунктами 5.1 — 5.7 Положения о раскрытии информации ОАО «Авиаагрегат» было обязано предоставлять ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг в срок не позднее 45 дней после окончания отчетного квартала в регистрирующий орган, а также раскрывать указанную информацию в сети Интернет, что сделано не было.

Таким обрзом, ОАО «Авиаагрегат» нарушило порядок раскрытия информации на рынке ценных бумаг, не представив в установленный законодательством срок в регистрирующий орган ежеквартальный отчет эмитента эмиссионных ценных бумаг за 2 квартал 2006 г., а также не разместив его в сети Интернет, в связи с чем РО ФСФСР в Юго-Восточном регионе РФ  пришло к выводу, что действия заявителя являются виновными и образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, а именно: нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством РФ о ценных бумагах.

     РО ФСФР в Юго-Восточном регионе 05 сентября 2006г. было вынесено оспариваемое постановление о привлечении ОАО «Авиаагрегат» к административной ответственности по ч.2 ст. 15.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 МРОТ в сумме 30 000 руб. (л.д.6-8).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ, характеризуется деянием (действием или бездействием) и выражается в нарушении порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.

Невыполнение ОАО «Авиаагергат» установленной действующим законодательством РФ обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг образует предусмотренный ч.2 ст.15.19 КоАП РФ состав административного правонарушения.

Кроме того, в соответствии с абз.1 ст.30 Федерального закона № 39-ФЗ под раскрытием информации понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации.

Согласно пункту 5.7. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг в срок не более 45 дней с даты окончания отчетного квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчета в сети Интернет.

По смыслу изложенного выше доступность информации является основополагающим принципом функционирования фондового рынка, и соблюдение этого принципа является гарантией защиты прав не только самих владельцев ценных бумаг, но и инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги, то есть - всех потенциальных владельцев ценных бумаг.

Таким образом, РОФСФР в Юго-Восточном регионе РФ пришло к правомерному выводу о наличии состава данного административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.19 КоАП РФ в действиях ОАО «Авиаагрегат».

С учетом изложенного в соответствии с ч.1 ст.65,  ч.4 ст.210 АПК РФ обстоятельства, послужившие основанием для привлечения ОАО «Авиаагрегат» к административной  ответственности, административным органом доказаны.

Довод апелляционной жалобы о том, что часть информации, подлежащей включению  в ежеквартальный отчет, относится к сведениям, составляющим государственную тайну, отклоняется, так как ОАО «Авиаагрегат» могло не указывать ту часть информации, которая составляла государственную тайну, однако предусмотренные законодательством сведения, не относящиеся к государственной тайне, должны быть отражены в ежеквартальном отчете.

Вопреки требованиям ст.65 АПК РФ ОАО «Авиаагрегат» не доказало доводы, приведенные в апелляционной жалобе.

           При таких обстоятельствах апелляционная инстанция выводы суда признает законными и обоснованными.

На основании изложенного решение суда от 07 ноября 2006 г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с требованиями ст.ст. 333.21, 333.40  НК РФ госпошлина в размере 1000 руб.,  ошибочно уплаченная заявителем  платежным поручением от 13 ноября 2006 г. № 501, подлежит возврату ОАО «Авиаагрегат».

Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение АрбитражногоСамарской области от 07 ноября 2006г.   по делу  № А55-14989/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Авиаагрегат»  – без удовлетворения.             

Возвратить ОАО «Авиаагрегат»» из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб., уплаченную платежным поручением от 13 ноября 2006 г. № 501.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                     Е.Г.Филиппова

Судьи                                                                                                   В.С.Семушкин

                                                                                                               Е.И.Захарова