ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-12133/13 от 01.10.2013 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

  апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

08 октября 2013 года Дело № А65-22733/2012

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2013 года

Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2013 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Марчик Н.Ю.,

судей Бажана П.В., Кузнецова В.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,

с участием:

от заявителя – Хайруллина А.К., паспорт, Груздева Е.И., доверенность от 21.01.2013 г.,

от ответчиков:

Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан – не явился, извещен,

Тукаевского участка МРФ № 8 РГУП БТИ МСАЖКХ РТ – не явился, извещен,

Тукаевского отдела Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан – не явился, извещен,

главы крестьянского (фермерского) хозяйства Минеханова Минталипа Исмагиловича – Гайфуллина Л.М., доверенность от 10.10.2012 г.,

от третьих лиц:

отдела по Тукаевскому району Федерального казенного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан – не явился, извещен,

филиала Федерального государственного учреждения «Управление «Татмелиоводхоз» дирекция «Татмелиоводстрой» - не явился, извещен,

Федерального казенного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан – не явился, извещен,

рассмотрев в открытом судебном заседании 01 октября 2013 года в помещении суда, в зале № 7, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны

на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2013 г. по делу № А65-22733/2012 (судья Воробьев Р.М.)

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны, г. Набережные Челны,

к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,

Тукаевскому участку МРФ № 8 РГУП БТИ МСАЖКХ РТ, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,

Тукаевскому отделу Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Набережные Челны,

главе крестьянского (фермерского) хозяйства Минеханову Минталипу Исмагиловичу, Тукаевский район, пер. Старые Ерыклы,

третьи лица:

отдел по Тукаевскому району Федерального казенного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан,

филиал Федерального государственного учреждения «Управление «Татмелиоводхоз» дирекция «Татмелиоводстрой»,

Федеральное казенное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,

о признании недействительными ненормативных актов,

УСТАНОВИЛ:

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Хайруллина Альфия Кирамутдиновны (далее – заявитель, глава КФХ Хайруллина А.К.) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением, с учетом принятого в порядке ст. 49 АПК РФ уточнения, к Исполнительному комитету Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (далее – первый ответчик, Исполнительный комитет), Тукаевскому участку МРФ №8 РГУП БТИ МСАЖКХ РТ (далее – второй ответчик, БТИ), Тукаевскому отделу Управления службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее – третий ответчик, Управление Росреестра по Республики Татарстан), главе крестьянского (фермерского) хозяйства Минеханову Минталипу Исмагиловичу (далее - четвертый ответчик, глава КФХ Минеханов М.И.)

о признании недействительным постановления главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 29.02.2012 г. № 531 «О предоставлении земельного участка в аренду»;

о признании недействительным договора аренды от 01.03.2012 г. № 131/12-с, заключенного между Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района РТ и Минехановым М.И., сроком на 49 лет на земельный участок с кадастровым номером 16:39:011301:207, общей площадью 155891 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства;

о признании недействительным заключения № 175, выданного Тукаевским участком МРФ № 8 РГУП БТИ МСАЖКХ РТ по состоянию на 16.02.2012 г., о наличии строений на земельном участке с кадастровым номером 16:39:011301:207, расположенном по адресу: Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение;

о признании недействительным права собственности Минеханова М.И. на объект: «Реконструкция орошаемого участка на площади 138 га «Калинина», расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение н.п. Старые Ерыклы, зарегистрированного Тукаевским отделом Управления Росреестра по Республики Татарстан 06.02.2012 г. на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2009 г. № RU 16539000-75, выданного Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан;

о признании незаконными действий Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республики Татарстан по проведению регистрации за Минехановым М.И. объекта: «Реконструкция орошаемого участка на площади 138 га Калинина» и об (аннулировании) исключении из ЕГРП записи регистрации о данном праве.

Определением суда от 14.02.2013 г. удовлетворено ходатайство заявителя об исключении из числа ответчиков главы Тукаевского муниципального района и Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.

Решением суда первой инстанции от 22.05.2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с принятым судебным актом, глава КФХ Хайруллина А.К. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение норм материального права; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права.

В отзыве на апелляционную жалобу глава КФХ Минеханов М.И., считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Главой КФХ Хайруллиной А.К. в судебном заседании 30.09.2013 г. заявлено ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с неявкой представителя Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республики Татарстан и непредставлением им отзыва.

Представитель главы КФХ Минеханова М.И. возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.

В силу ч. 5 ст. 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле.

Из положений приведенной нормы права следует, что при условии надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, отложение судебного разбирательства является правом суда, с не обязанностью. Суд вправе отклонить ходатайство, если сочтет возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя лица, участвующего в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев названное ходатайство в порядке ст. 159 АПК РФ, отказал в его удовлетворении в связи с отсутствием оснований для отложения судебного разбирательства в соответствии с ч. 5 ст. 158 АПК РФ.

Представителем главы КФХ Хайруллиной А.К. заявлено ходатайство о назначении по настоящему делу землеустроительной экспертизы на предмет установления нахождения на земельном участке общей площадью 155891 кв.м. с кадастровым номером 16:39:011301:207, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесскойе селькое поселение, в натуре на местности какие-либо объекты, в том числе входящие в состав объекта «Реконструкция орошаемого участка на площади 138 га «Калинина».

Представитель главы КФХ Минеханова М.И. возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.

В соответствии с ч. 1 ст. 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.

Назначение судом апелляционной инстанции экспертизы в порядке, предусмотренном ст. 82 АПК РФ, является процессуальным действием по сбору новых (дополнительных) доказательств, которые не были предметом исследования судом первой инстанции.

В соответствии с ч. 3 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции.

Поскольку ответчик не обосновал невозможность заявления данного ходатайства в суде первой инстанции по уважительным, не зависящим от него причинам, суд апелляционной инстанции на основании ст. 82, ч. 3 ст. 268 АПК РФ, с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 26 Постановления Пленума от 28.05.2009 г. № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», отказал в удовлетворении заявленного ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы.

Главой КФХ Хайруллиной А.К. заявлено ходатайства об истребовании от Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республике Татарстан дела правоустанавливающих документов по государственной регистрации права собственности Минеханова М.И. на объект недвижимого имущества: Реконструкция орошаемого участка на площади 138 га «Калинина».

Представитель главы КФХ Минеханова М.И. возражал против удовлетворения заявленного ходатайства.

В соответствии с ч. 4 ст. 66 АПК РФ лицо, участвующее в деле и не имеющее возможности самостоятельно получить необходимое доказательство от лица, у которого оно находится, вправе обратиться в арбитражный суд с ходатайством об истребовании данного доказательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции.

Поскольку ответчик не обосновал невозможность заявления данного ходатайства в суде первой инстанции по уважительным, не зависящим от него причинам, суд апелляционной инстанции на основании ст. 82, ч. 3 ст. 268 АПК РФ, с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в п. 26 Постановления Пленума от 28.05.2009 г. № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», отказал в удовлетворении заявленного ходатайства об истребовании дела правоустанавливающих документов.

Представители первого, второго, третьего ответчиков, третьих лиц в судебное заседание не явились. Тукаевской отдел Управления Росреестра по Республики Татарстан ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя, отзыв на апелляционную жалобу не представил.

В соответствии со ст. 156 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

В судебном заседании 30.09.2013 г. объявлялся перерыв в соответствии со ст. 163 АПК РФ до 10 часов 20 минут 01.10.2010 г. для разрешения вопроса об отводе составу суда апелляционной инстанции – судьям Марчик Н.Ю., Бажану П.В., Кузнецову В.В., участвующему в рассмотрении апелляционной жалобы

После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда. Глава КФХ Хайруллина А.К. и ее представитель, присутствующие в зале судебного заседания до объявления перерыва, после окончания перерыва не явились. Глава КФХ Хайруллина А.К. обратилась с заявлением, в котором просила рассмотреть апелляционную жалобу в ее отсутствие, доводы апелляционной жалобы поддерживает.

Представитель четвертого ответчика в судебном заседании 01.10.2013 г. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.

Проверив материалы дела, выслушав представителя четвертого ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что 12.08.2010 г. глава КФХ Хайруллина А.К. обратилась с заявлениями № 130 в адрес главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан об оформлении за КФХ Хайруллиной А.К. в аренду на 49 лет земельного участка площадью 13747182 кв.м. с кадастровым номером 16:39:000000:332, для сельскохозяйственного производства (развития животноводства и растениеводства), из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский район, х-во ООО «Мелекес» (бывшее) (т. 1 л.д. 41, 42).

В связи с нерассмотрением указанных заявлений по существу и выделением из земельного участка площадью 13747182 кв.м. с кадастровым номером 16:39:000000:332 земельного участка площадью 155891 кв.м. с кадастровым номером 16:39:011301:207 12.01.2012 г. глава КФХ Хайруллина А.К. обратилась с заявлениями №№ 748/778, 749/779 и 750/780 в адрес главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, руководителя Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан о предоставлении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 155891 кв.м. с кадастровым номером 16:39:011301:207, для использования водоема, расположенного на данном земельном участке, под водопой КРС и орошения сельскохозяйственных культур (т. 1 л.д. 43, 44, 45).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.06.2012 г. по делу №А65-7924/2012 признано незаконным бездействие главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Палаты имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в нерассмотрении заявлений главы КФХ Хайруллиной А.К. от 12.01.2012 г. исх. № 748/778 исх. № 750/780, исх. №749/779 о предоставлении Хайруллиной А.К. в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 155891 кв.м. с кадастровым номером 16:39:011301:207, для использования водоема, расположенного на данном земельном участке, под водопой КРС и орошения сельскохозяйственных культур (т. 1 л.д. 46-55).

В ответ на указанные обращения глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан письмом от 18.03.2012 г., Палата имущественных и земельных отношений Тукаевского муниципального района Республики Татарстан письмом от 18.05.2012 г. и руководитель Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан письмом от 21.05.2012 г. сообщили заявителю о предоставлении испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 16:39:011301:207 площадью 155891 кв.м., расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение, главе КФХ Минеханову М.И. в аренду на 49 лет, для сельскохозяйственного производства, на основании постановления Исполнительного комитета Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 29.02.2012 г. № 531 (т. 1 л.д. 56, 57, 58).

В соответствии с названным постановлением Исполнительный комитет на основании статей 22, 29, п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации предоставил главе КФХ Минеханову М.И. в аренду земельный участок с кадастровым номером 16:39:011301:207, общей площадью 155891 кв.м., расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение, из земель сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, сроком на 49 лет (т. 1 л.д. 59).

01.03.2012 г. между Исполнительным комитетом в лице Палаты имущественных и земельных отношений и главой КФХ Минехановым М.И. заключен договор аренды № 131/12-с земельного участка площадью 155891 кв.м., кадастровый номер 16:39:011301:207, местонахождение: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 60-66).

Договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке (т. 1 л.д. 65).

Полагая, что постановление Исполнительного комитета от 29.02.2012 г. № 531 не соответствует требованиям ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Порядка предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством, на территории Тукаевского муниципального района, утвержденного решением Тукаевского районного Совета от 28.05.2008 г. № 24/13, положениям ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы заявителя, глава КФХ Хайруллина обратилась в арбитражный суд требованием о признании его незаконным, а также с требованием о признании договора аренды № 131/12-с от 01.03.2012 г. недействительным.

Общий порядок передачи в собственность или аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

При этом принятие решения о передаче земельных участков в собственность или аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в собственность или аренду, такие земельные участки предоставляются в собственность или аренду на торгах (ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Между тем предусмотрен и упрощенный порядок передачи земель сельскохозяйственного назначения в аренду.

В части 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации закреплено, что правовое регулирование условий и порядка пользования землей осуществляется федеральным законом. На территории Российской Федерации таким законом для граждан, изъявивших желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, является Федеральный закон от 11.06.2003 г. 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (п. 1 ст. 81 ЗК РФ), который определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств. Положения, регулирующие вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, закреплены в отдельной (4) главе Федерального закона от 11.06.2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (далее - Закон о фермерском хозяйстве). Они введены законодателем с целью обеспечения государством надлежащих гарантий (условий) для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, представляющих собой особую форму хозяйствования, принадлежащую аграрному производству и сельскому укладу жизни.

Согласно ст. 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с названным Кодексом, Законом о фермерском хозяйстве.

Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, урегулирован в ст. 12 Закона о фермерском хозяйстве. В силу указанной нормы граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность или аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в собственность или аренду.

Статья 29 ЗК РФ устанавливает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Из Устава муниципального образования «Тукаевский муниципальный район Республики Татарстан», принятого решением представительного органа муниципального образования Тукаевский муниципальный район от 08.12.2005 г. № 3/2, следует, что органом муниципального образования, уполномоченным на управление муниципальным имуществом, в том числе земельными участками на территории района является Палата имущественных и земельных отношений (ст. 54 Устава). Аналогичные полномочия предоставлены и Исполнительному комитету района ст. 44 пар. 2 Устава.

В то же время глава района в силу ст. 39 Устава обеспечивает необходимое взаимодействие органов местного самоуправления района.

Согласно п. 3 Порядка предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, на территории Тукаевского муниципального района, утвержденного решением Тукаевского районного Совета от 28.05.2008 г. № 24/13 (действовавшим на момент обращения с заявлениями главы КФХ Хайруллиной А.К.) предоставление и приобретение земельных участков для создания и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства осуществляется с учетом правил, установленных Федеральным законом от 11.06.2003 г. № 74 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В настоящее время, согласно пункту 2.4 Положения о порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории Тукаевского муниципального района, утвержденного решением Совета муниципального образования «Тукаевский муниципальный район» от 28.11.2012 г. № 17/8, при поступлении двух и более заявок на один земельный участок такой земельный участок должен быть предоставлен лицу, подавшему заявление ранее других (при условии выполнения требований законодательства: соответствие целей предполагаемого использования вида разрешенного использования, соответствия размера и местонахождения и иным требованиям и т.п.). Иным заявителям могут быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение о предоставлении иного земельного участка.

Таким образом, нормы Закона о фермерском хозяйстве, предусматривающие порядок предоставления земельных участков крестьянским хозяйствам, являются специальными по отношению к общим положениям Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральному закону от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», которые в связи с этим не подлежат применения к отношения, сложившимся между администрацией и КФХ.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки, расположенные под гидротехническими сооружениями.

Запрещается приватизация земельных участков, на которых находятся пруды (п. 8 ст. 28 ЗК РФ).

Земельные участки, на которых расположены пруды, находящиеся в федеральной, региональной или муниципальной собственности, могут предоставляться только на праве аренды.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что глава КФХ Минеханов М.И. обратился к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с заявлениями от 16.01.2006 г. № 3, от 05.12.2007 г. № 85 о предоставлении пруда-накопителя, расположенного возле деревни Старые Ерыклы, в долгосрочную аренду в связи с восстановлением оросительной системы (т. 2 л.д. 27, 28).

Решение Совета Мелекесского сельского поселения Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 05.07.2007 г. № 84 главе КФХ Минеханову предоставлен в аренду пруд, находящийся в д. Старые Ерыклы (т. 2 л.д. 29).

Земельный участок площадью 155891 кв.м. с кадастровым номером 16:39:011301:207 был выделен из земельного участка с кадастровым номером 16:39:000000:332 и поставлен на государственный кадастровый учет 17.09.2010 г., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от 17.02.2012 г. № 1600/301/12-53938 (т. 1 л.д. 92-101).

Глава КФХ Минеханов М.И. обратился к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан с заявлением от 06.04.2011 г. № 30, а также к председателю Палаты имущественных и земельных отношений с заявлением от 05.05.2011 г. № 40 о предоставлении земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 16:39:011301:207, находящегося под прудом-накопителем возле д. Старые Ерыклы, в аренду на 49 лет (т. 2 л.д. 30, 31).

Суд первой инстанции установил, что на момент обращения главы КФХ Минеханова М.И. с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства аналогичные заявления от иных заинтересованных лиц в указанный орган не поступали. Поэтому последующая заявка главы КФХ Хайруллиной А.К. в 2012 году не может рассматриваться в данном случае как множественность лиц, претендующих на один земельный участок. Данная ситуация сложилась из-за длительного игнорирования уполномоченным органом законных требований главы КФХ Минеханова М.И.

Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.07.2011 г. по делу № А06 - 4865/2010, от 13.06.2012г. по делу № А65-13526/2011, от 02.07.2013 г. по делу № А65-13526/2011.

Доводы заявителя о том, что ранее им подавались заявления от 12.08.2010 г. № 130 на имя главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан и руководителя Исполнительного комитета о предоставлении в аренду спорного земельного участка, обоснованно отклонен судом первой инстанции обоснованно отклонен судом первой инстанции. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.05.2012 г. по делу № А65-7584/2012 главе КФХ Хайруллиной А.К. отказано в требованиях к главе Тукаевского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету, Палате имущественных и земельных отношений о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении по существу заявления КФХ Хайруллиной А.К., и об обязании предоставить в аренду на 49 лет земельный участок площадью 13747182 кв.м., с кадастровым номером 16:39:000000:332. При этом в обосновании своих требований глава КФХ Хайруллина А.К. ссылалась на заявления от 12.08.2010 г. № 130.

Как следует из материалов дела, при вынесении оспариваемого постановления глава Тукаевского муниципального района Республики Татарстан руководствовался и положениями п. 1 ст. 36 ЗК РФ, в соответствии с которым, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.

Глава КФХ Минеханов М.И. является собственником объекта недвижимотси: сооружения – Реконструкция орошаемого участка площадью 138 га «Калинина», расположенного по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение, н.п. Старые Ерыклы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 06.02.2012 г. серии 16-АК № 113888 (т. 1 л.д. 79).

Факт наличия указанного строения на земельном участке площадью 155891 кв.м. с кадастровым номером 16:39:011301:207 подтверждается заключением РГУП «БТИ» Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 16.02.2012 г. № 175 (т. 1 л.д. 87).

При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно, в соответствии с ч. 2 ст. 201 АПК РФ, отказано в удовлетворении требования о признании незаконным постановление главы Тукаевского муниципального района Республики Татарстан от 29.02.2012 г. № 531 «О предоставлении земельного участка в аренду».

На основании вышеуказанного постановления 01.03.2012 г. между Исполнительным комитетом в лице Палаты имущественных и земельных отношений и главой КФХ Минехановым М.И. заключен договор аренды № 131/12-с земельного участка площадью 155891 кв.м., кадастровый номер 16:39:011301:207, местонахождение: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства (т. 1 л.д. 60-66).

Основания для признания его недействительным судом первой инстанции не установлены, в связи с чем судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении данного требования.

Главой КФХ Хайруллиной А.К. также заявлено требование о признании недействительным заключения № 175, выданного Тукаевским участком МРФ № 8 РГУП БТИ МСАЖКХ РТ по состоянию на 16.02.2012 г., о наличии строений на земельном участке с кадастровым номером 16:39:011301:207, расположенном по адресу: Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение.

Отказывая в удовлетворении данного требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником.

Законодателем установлено, что дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом особенностей административного производства.
 Административный либо иной публично-правовой характер спорных отношений основан на неравном положении его участников. Одним из таких участников является государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями и использовавшие эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Регламентация порядка технического учета (инвентаризации) определена в Положении об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 г. № 921.

Технический учет объектов недвижимости - это описание существующих объектов недвижимости, таких как здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения.

Одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является информационное обеспечение системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сведения об объектах учета, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, являются основой для осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Для осуществления деятельности по техническому учету и технической инвентаризации объектов капитального строительства (на основании утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 05.04.2005 г. № 70 Положения) Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости производится аккредитация организаций, осуществляющих техническую инвентаризацию, зарегистрированных в качестве юридических лиц.

Оказание услуг по технической инвентаризации объектов недвижимости происходит на договорной основе между аккредитованной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию, и обладателем права на объект, оплата за услуги производится по прейскуранту, в частности, в Республики Татарстан действует Прейскурант на выполнение работ по государственному техническому учету и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности в Республике Татарстан, утвержденный приказом Минстройархжилкомхоза Республики Татарстан от 30.09.2005 г. № 324/О).

Ответчик в лице его филиала (структурного подразделения) не относится к перечисленным в п. 2 ст. 29, ч. 1 ст. 198 АПК РФ, чьи действия могут быть оспорены в порядке административного судопроизводства.

Таким образом, правовой статус ответчика, осуществляющего уставную деятельность по техническому учету и технической инвентаризации объектов недвижимости на проведение таких мероприятий, не позволяет отнести его к субъекту публично-правовых отношений, реализующему административные полномочия властного характера. Условия, с которыми ч. 2 ст. 201 АПК РФ связывает возможность признания действий государственных и муниципальных органов (должностных лиц) незаконными, отсутствуют.

Кроме того, заявителем не представлены доказательства нарушения его прав выданным Тукаевским участком МРФ № 8 РГУП БТИ МСАЖКХ РТ заключением от 16.02.2012 г. № 175 о наличии строений на земельном участке с кадастровым номером 16:39:011301:207, не представлены обоснованные доводы о несоответствии данного заключения нормативно-правовым актам, что является необходимым условием согласно ч. 1 ст. 198, ст. 200, ст. 201 АПК РФ.

Главой КФХ Хайруллиной А.К. также заявлено требование о признании недействительным права собственности Минеханова М.И. на объект: «Реконструкция орошаемого участка на площади 138 га «Калинина», расположенный по адресу: Республика Татарстан, Тукаевский муниципальный район, Мелекесское сельское поселение н.п. Старые Ерыклы, зарегистрированного Тукаевским отделом Управления Росреестра по Республики Татарстан 06.02.2012 г. на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2009 г. № RU 16539000-75, выданного Исполнительным комитетом Тукаевского муниципального района Республики Татарстан.

Суды первой инстанции, отказывая в удовлетворении указанного требования, пришел к правильному выводу о том, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты, так как оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.

Данный вывод суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.04.2009 г. № 15148/08, а также разъяснениям, содержащимся в п. 52 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Кроме того, главой КФХ Хайруллиной А.К. в порядке главы 24 АПК РФ заявлено требование о признании незаконными действий Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республики Татарстан по проведению регистрации за Минехановым М.И. объекта: «Реконструкция орошаемого участка на площади 138 га Калинина» и об (аннулировании) исключении из ЕГРП записи регистрации о данном праве.

В соответствии со ст. 22.1 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, их ограничения (обременения), сделки с указанными сооружениями подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав по месту нахождения данных объектов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Обязательным приложением к документам, на основании которых осуществляется государственная регистрация прав на гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах, являются документы, которые подготовлены в соответствии с водным законодательством и в которых в графической форме обозначены схемы размещения этих сооружений.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что главой КФХ Минехановым на государственную регистрацию были представлены следующие документы: разрешение на строительство от 02.07.2007 г. №RU 16539000-34, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.09.2009 г. № RU 16539000-75, акт незавершенного строительства по объекту «Реконструкция орошаемого участка на площади 138 га «Калинина», правоустанавливающие документы на земельный участок при возведении гидротехнического сооружения: договор аренды земельного участка от 15.09.2011 г. № 694/11-с, договор аренды земельного участка от 30.12.2009 г. № 376/09-н, договор аренды земельного участка, договор купли-продажи земельного участка, кадастровый паспорт на объект с кадастровым номером 16:39:000000:0:580 от 13.12.2011 г., технический паспорт сооружения «реконструкция орошаемого участка на площади 138 га «Калинина» от 13.12.2011 г.

На основании представленных главой КФХ Минехановым М.И. документов Тукаевским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан правомерно произведена государственная регистрация права за Минехановым М.И. на объект «Реконструкция орошаемого участка на площади 138 га «Калинина», о чем в ЕГРП внесена запись № 16-16-43/010/2012-116.

Доводы главы КФХ Хайруллиной А.К. о том, что с заявлением о государственной регистрации права обратилось не правомочное лицо, было предметом исследования суда первой инстанции и правомерно отклонено.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания, предусмотренные ч. 2 ст. 201 АПК РФ, для признания незаконными действий Тукаевского отдела Управления Росреестра по Республики Татарстан по проведению регистрации за Минехановым М.И. объекта: «Реконструкция орошаемого участка на площади 138 га Калинина» и об (аннулировании) исключении из ЕГРП записи регистрации о данном праве.

Доводы заявителя жалобы о том, что рассмотрение дела по существу не состоялось, доказательства проведения судебного разбирательства 15.05.2013 г. отсутствуют, протоколирование с использованием средств аудиозаписи не велось, являются несостоятельными и опровергаются аудиозаписью судебного заседания.

Согласно ч. 6 ст. 155 АПК РФ АПК РФ протоколирование судебного заседания с использованием средств аудиозаписи ведется непрерывно в ходе судебного заседания. Материальный носитель аудиозаписи приобщается к протоколу.

К материалам арбитражного дела N А65-20749/2012 приобщен материальный носитель - диск, содержащий непрерывную аудиозапись всего судебного заседания Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.05.2013 г.

Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.

Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, полно и всесторонне исследованы судебной коллегией, однако подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.

Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.

Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.05.2013 г. по делу № А65-22733/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий Н.Ю. Марчик

Судьи П.В. Бажан

В.В. Кузнецов