ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
03 декабря 2015 года Дело А55-24430/2014
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2015 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Филипповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
при участии:
от Администрации городского округа Сызрань – до и после перерывов представитель не явился, извещена,
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области – до перерыва представителя ФИО1 (доверенность от 25.01.2013), после перерыва - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц – до и после перерывов представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Сызрань
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2015 года по делу № А55-24430/2014 (судья Филатов М.В.),
по заявлению Администрации городского округа Сызрань, Самарская область, г. Сызрань,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
с участием третьих лиц: ФИО2, Самарская область, г. Сызрань, Управление Росреестра по Самарской области, Самарская область, г. Самара, , Самарская область, г. Сызрань, Министерство управления финансами Самарской области, Самарская область, г. Самара,
о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков,
УСТАНОВИЛ :
Администрация городского округа Сызрань Самарской области (далее - заявитель, администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением, с учетом принятого судом первой инстанции на основании ст. 49 АПК РФ уточнения, о снятии с государственного кадастрового учета ранее учтенных земельных участков:
КН 63:08:0105058:197, земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база, площадью 2 500 кв.м, местоположение: Самарская область, г.Сызрань, Район СНПЗ,
КН 63:08:0105058:631, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для участка № 4 в Южной пром. зоне, площадью 2 200 кв.м,
местоположение: Самарская область, г.Сызрань;
КН 63:08:0105058:626, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для участка № 2 в Южной пром. зоне, площадью 22 060 кв.м, местоположение: Самарская область, г.Сызрань,
КН 63:08:0105058:634, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для участка №3 в Южной пром. зоне, площадью 13 780 кв.м., местоположение: Самарская область, г. Сызрань;
КН 63:08:0103036:135, земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для образцовского водозабора, площадью 14100 кв.м., местоположение: Самарская область, г. Сызрань,
КН 63:08:0105050:828, земли населенных пунктов, разрешенное использование: Под производственную базу в южной промзоне, площадью 2 000 кв.м., местоположение: <...>;
КН 63:08:0105063:176, земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для производственной базы, площадью 22 800 кв.м., местоположение: Самарская область, г. Сызрань, База №2 р-н РМЗ;
КН 63:08:0105005:76, земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база, площадью 4 100 кв.м, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ПМК-434.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены ФИО2, Самарская область, г. Сызрань, Управление Росреестра по Самарской области, Самарская область, г. Самара, , Самарская область, г. Сызрань, Министерство управления финансами Самарской области, Самарская область, г. Самара (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2015 года по делу № А55-24430/2014 и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В материалы дела поступили возражения кадастрового органа на апелляционную жалобу администрации, в которых он просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2015 года по делу № А55-24430/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кроме того, в материалы дела поступили возражения администрации на возражения кадастрового органа на апелляционную жалобу, в которых администрация г.о. Сызрань указала на необоснованность доводов ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области".
В судебное заседание представитель администрации не явился, заявитель извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
Представитель кадастрового органа в судебном заседании апелляционного суда возражала против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях, просила суд апелляционной инстанции оставить судебный акт арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания апелляционного суда.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 16.11.2015 до 23.11.2015, а затем и до 30.11.2015. Информация о перерыве и продолжении судебного заседания была объявлена публично (на официальном сайте суда в сети Интернет и на доске объявлений в здании суда). Представитель кадастрового органа, присутствовавшая в судебном заседании до перерыва, была извещена о времени и месте рассмотрения дела после перерыва.
После перерыва лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времен и судебного заседания апелляционного суда.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции полагает принятый судом первой инстанции судебный акт подлежащим отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований Администрации г.о. Сызрань.
При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, в ГКН внесены сведения о спорных ранее учтенных земельных участках:
- с кадастровым номером 63:08:0105058:197, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, Район СНПЗ, декларированной площадью 2 500 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - производственная база.
Сведения о данном земельном участке внесены в ГКН 28.01.2006 при проведении работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках.
При этом правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования указанного земельного участка значилось Сызранское предприятие «Электромонтаж» на основании свидетельства от 16.12.1992 № 10202.
29.03.2012 на основании поступившего постановления Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 07.03.2012 № 481 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 63:08:0105058:197, предоставленным Сызранскому предприятию «Электромонтаж», в сведения ГКН внесены изменения.
- с кадастровым номером 63:08:0105058:631, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, декларированной площадью 2 200 кв.м. с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для участка № 4 в Южной пром. зоне.
Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании представленного Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 26.12.1995 № САМ 080000 000127, выданного на имя СУМР АО "Сызраньстройкомплекс»;
- с кадастровым номером 63:08:0105058:626, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, декларированной площадью 22 060 кв.м. с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для участка № 2 в Южной пром. зоне.
Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании представленного Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 23.01.1996 № САМ 080000 000140, выданного на имя СУМР АО "Сызраньстройкомплекс»;
- с кадастровым номером 63:08:0105058:634, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, декларированной площадью 13 780 кв.м. с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для участка № 2 в Южной пром. зоне.
Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании представленного Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей от 26.12.1995 № САМ 080000 000128, выданного на имя СУМР АО «Сызраньстройкомплекс».
07.03.2012 на основании поступившего постановления Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 16.02.2012 № 321 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 63:08:0105058:631, 63:08:0105058:634, 63:08:0105058:626» в сведения ГКН внесены изменения в отношении данных земельных участков.
- с кадастровым номером 63:08:0103036:135, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, декларированной площадью 14 100 кв.м. с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для образцовского водозабора.
Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании представленного Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № 000032, выданного на имя Муниципального производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства.
28.02.2012 на основании поступившего постановления Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 31.01.2012 № 160 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным Муниципальному производственному предприятию водопроводно-канализационного хозяйства» в сведения ГКН внесены изменения.
Согласно статье 45 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре), государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости).
Сведения о ранее учтенных земельных участках подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости.
Также в ГКН содержатся сведения о следующих ранее учтенных земельных участках:
- с кадастровым номером 63:08:0105050:828, расположенном по адресу: <...>, декларированной площадью 2000 кв.м., с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - под производственную базу в южной промзоне.
Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании представленного Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № САМ 080000 000250.
При этом правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования указанного земельного участка значилось Общество с ограниченной ответственностью "Единство".
15.02.2012 на основании поступившего постановления Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 25.01.2012 № 85 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками» в сведения ГКН внесены изменения.
- с кадастровым номером 63:08:0105050:112, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, район ЖБИ-9, цех № 1, декларированной площадью 3100 кв.м. с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для мех. мастерской.
Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 30.06.2009.
При этом правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования указанного земельного участка значилось Управление отделочных работ треста № 4 на основании Свидетельства о праве собственности на землю от 15.09.1992 № 10068.
07.09.2012 на основании поступившего постановления Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 02.08.2012 № 2009 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, предоставленными Управлению отделочных работ треста № 4» в сведения ГКН внесены изменения.
- с кадастровым номером 63:08:0105063:176, расположенном по адресу: Самарская область, г. Сызрань, База № 2 р-н РМЗ, декларированной площадью 22 800 кв.м. с категорией земель земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - Для производственной базы.
Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления о внесении в ГКН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости на основании представленного Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № САМ 080000. При этом правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования указанного земельного участка значилось Плодоовощное предприятие АООТ "Гея".
15.02.2012 на основании поступившего постановления Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 25.01.2012 № 85 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками» в сведения ГКН внесены изменения.
- с кадастровым номером 63:08:0105005:76, расположенном по адресу: Самарская обл., г. Сызрань, ПМК-434, декларированной площадью 4 100 кв.м. с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования производственная база.
Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 26.01.2006 при проведении работ по инвентаризации данных о ранее учтенных земельных участках.
При этом правообладателем на праве постоянного (бессрочного) пользования указанного земельного участка значилась Передвижная механизированная колонна 434 на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 23.07.1992 № 10012.
26.07.2012 на основании поступившего постановления Администрации г.о. Сызрань Самарской области от 09.07.2012 № 1772 «О прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками с кадастровыми номерами 63:08:0105005:76, 63:08:0105005:75» в сведения ГКН внесены изменения.
В адрес директора филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области заявителем были направлены письма с просьбой об аннулировании в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках, в т.ч. с вышеназванными кадастровыми номерами.
Однако, на обращения Администрации городского округа Сызрань, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области сообщил, что законом о кадастре не предусмотрено аннулирование и исключение из государственного кадастра недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках.
Администрация, указывая, что права на спорные земельные участки в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы, сведения о данных земельных участках, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не подтверждают существования объектов в качестве индивидуально-определенной вещи, как того требует часть 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в государственном кадастре недвижимости отсутствуют их уникальные характеристики, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», учитывая, что земельные участки не используются и снятие их с кадастрового учета не приведет к нарушению прав и законных интересов других лиц, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что спорные земельные участки являются ранее учтенными, кадастровых действий по их преобразованию не осуществлялось, руководствуясь частью 2 статьи 25 Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», пришел к выводу об отсутствии оснований для снятия данных земельных участков с кадастрового учета.
Кроме того, судом указано, что само по себе нахождение спорных земельных участков на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о спорных земельных участков из государственного кадастра недвижимости не является основанием для снятия их с государственного кадастрового учета.
Между тем, администрация в обоснование своих требований ссылалась, в том числе на незаконность постановки спорных земельных участков на кадастровый учет.
Как установлено судом апелляционной инстанции, земельные участки с кадастровыми номерами 63:08:0105058:197, 63:08:0105005:76 поставлены на кадастровый учет в 2006 году, то есть в период действия Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Относительно иных земельных участках, заявленных в требованиях администрации, отсутствуют сведения об их постановке на государственный кадастровый учет после вступления в законную силу Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», наоборот, кадастровые паспорта, имеющиеся материалах дела, указывают на постановку указанных земельных участков в период 1993-1997 гг.
В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» сведения о площади, местоположении земельных участков, об их количественных, качественных, экономических и иных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании материалов геодезических и картографических работ, землеустройства, лесоустройства, иных обследований и изысканий.
Порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков был регламентирован статьей 19 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
Однако судом не дано оценки доводам администрации о том, что при постановке спорных земельных участков на кадастровый учет был нарушен порядок проведения государственного кадастрового учета земельных участков, предусмотренный Федеральным законом от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».
Кроме того, судом первой инстанции не принята во внимание судебная практика, согласно которой, отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
Так в силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о государственном кадастре.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные части 4 статьи 24 названного Федерального закона.
Частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (до 01.03.2008), статус «временный» не присваивался.
Из имеющихся в материалах дела следует, что спорные земельные участки имеют статус «ранее учтенные объекты недвижимости».
Согласно пункту 1 статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
Системный анализ положений статей 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», применяемых во взаимосвязи со статьей 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» позволяет сделать вывод о том, что законом предусмотрены особенности по снятию с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, однако отсутствует правовое регулирование допустимости снятия с кадастрового учета земельных участков по обстоятельствам, установленным в рамках рассматриваемого спора.
Частью 6 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «ранее учтенный», не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.04.2010 № Д23-1342 разъяснено, что ранее учтенные земельные участки могут быть сняты с кадастрового учета по основаниям, предусмотренным частями 3, 3.1 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.
Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет до принятия Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с чем не имеют статуса «временный» и не могут быть сняты с кадастрового учета по заявлению правообладателя.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу пункта 8 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенные права и интересы, связанные с образованием земельного участка, подлежат восстановлению исключительно в судебном порядке, и именно судебное решение является основанием для совершения действий по исключению из кадастра сведений о земельном участке.
Данная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 12.11.2015 по делу № А55-27173/2014, от 12.11.2015 по делу № А55-29282/2014, от 23.11.2015 по делу № А55-23456/2014, от 16.06.2015 по делу № А65-17906/2014, от 11.06.2015 №А55-17496/2014.
Как следует из материалов дела, сведения в государственный кадастр недвижимости были внесены на основании государственных актов и свидетельств о праве на земельные участки о постоянном (бессрочном) пользовании.
Постановлениями Главы Администрации городского округа Сызрань право постоянного (бессрочного) пользования в соответствии со статьей 53 ЗК РФ прекращено, государственные акты и свидетельства о праве постоянного (бессрочного) пользования признаны утратившими силу, то есть на настоящий момент отсутствуют.
Указанные постановления никем не оспорены и в судебном порядке не признаны недействительными.
Следовательно, сведения о ранее учтенных земельных участках, на которые прекращены права и документы, на основании которых возникли эти права признаны утратившими силу, в настоящий момент носят недостоверный характер.
Сведения о ранее учтенных земельных участках в государственный кадастр также были внесены на основании инвентаризационных дел.
Материалы инвентаризации г.Сызрани не были утверждены никаким документом.
Сведения о ранее учтенных земельных участках в государственный кадастр были внесены на основании документов, выданных до дня вступления в силу Закона о кадастре - на основании свидетельств о праве собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей и государственных актах на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей.
В соответствии с требованиями пункта 6 статьи 53 Земельного кодекса РФ органом местного самоуправления были изданы постановления Главы Администрации городского округа Сызрань о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорными земельными участками.
Указанные выше постановления были направлены в адрес заинтересованного лица. В соответствии с постановлениями право постоянного (бессрочного) пользования в государственном кадастре недвижимости были прекращены.
Пунктами постановлений Главы Администрации городского округа Сызрань не только прекращалось право постоянного (бессрочного) пользования, но и постановлено было, что свидетельства и государственные акты являются утратившими силу.
То есть, ранее выданные документы на землю на основании постановлений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования признаны утратившими силу.
Из материалов дела усматривается, что площадь в ГКН внесена, как декларированная, сведения о правах отсутствуют. Сведения о земельных участках внесены в КГН в результате работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, границы земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
В этой связи суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что истцом в материалы дела представлены достаточные документы, подтверждающие необходимость исключения из ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках с вышеуказанными кадастровыми номерами.
При этом, исключение из ГКН сведений об указанных земельных участках не затрагивает прав и законных интересов иных лиц, так как права на земельные участки в ЕГРП не зарегистрированы. Доказательств обратного суду не представлено.
Принимая во внимание, что в отношении земельных участков с обозначенными кадастровыми номерами отсутствуют правопритязания третьих лиц, границы указанных земельных участков не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства Российской Федерации, а материалы инвентаризации г. Сызрани в отношении земельных участков с указанными кадастровым номерами не были утверждены каким-либо документом соответствующего уполномоченного органа, сведения о земельных участках внесены в ГКН исключительно по результатам проведения работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках путем импорта сведений из ЕГРЗ при отсутствии каких-либо правоустанавливающих (правоподтверждающих) документов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что требования Администрации городского округа Сызрань подлежат удовлетворению.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 17.11.2015 по делу А55-23456/2014, от 12.11.2015 по делу А55-27173/2014, от 11.06.2015 по делу А55-17496/2014.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции отменяет обжалуемое решение суда первой инстанции и принимает новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ :
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 июля 2015 года по делу № А55-24430/2014 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Требования Администрации городского округа Сызрань удовлетворить.
Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области снять с государственного кадастрового учета ранее учтенные земельные участки:
1. КН 63:08:0105058:197, земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база, площадью 2 500 кв.м, местоположение: Самарская область, г.Сызрань, Район СНПЗ,
2. КН 63:08:0105058:631, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для участка №4 в Южной пром. зоне, площадью 2 200 кв.м, местоположение: Самарская область, г.Сызрань;
3. КН 63:08:0105058:626, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для участка № 2 в Южной пром. зоне, площадью 22 060 кв.м, местоположение: Самарская область, г.Сызрань;
4. КН 63:08:0105058:634, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для участка № 3 в Южной пром. зоне, площадью 13 780 кв.м., местоположение: Самарская область, г. Сызрань;
5. КН 63:08:0103036:135, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для образцовского водозабора, площадью 14 100 кв.м., местоположение: Самарская область, г. Сызрань;
6. КН 63:08:0105050:828, земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу в южной промзоне, площадью 2 000 кв.м., местоположение: <...>;
7. КН 63:08:0105063:176, земли населенных пунктов, разрешенное использование: для производственной базы, площадью 22 800 кв.м., местоположение: Самарская область, г. Сызрань, База № 2 р-н РМЗ;
8. КН 63:08:0105005:76, земли населенных пунктов, разрешенное использование: производственная база, площадью 4 100 кв.м, местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ПМК-434.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Попова
Судьи Е.Г. Филиппова
А.А. Юдкин