ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
27 февраля 2019 года Дело №А65-19207/2018
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2019 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Управления ФАС по Республике Татарстан – ФИО1, дов. от 29.12.2018г.,
от ООО "Сталь+" – ФИО2, дов. от 28.03.2018г.,
представители других лиц не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УФАС по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 ноября 2018 года по делу №А65-19207/2018 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сталь+",
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан,
с привлечением в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора - ФИО3, МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, ООО "Сила", ФИО4, ФИО5, МТУ Росимущество РТ по Ульяновской области, заместителя руководителя УФАС по РТ ФИО6,
о признании решения и предписания незаконными,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сталь+" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконными решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы РТ по делу №Т04-143/2018 от 17 мая 2018 и предписания от той же даты.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе УФАС по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступили отзывы общества с ограниченной ответственностью "Сталь+" и общества с ограниченной ответственностью "Сила" на апелляционную жалобу, в которых они просят апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель подателя жалобы её доводы поддержала, просила апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Сталь+" напротив, считая решение суда верным, просила в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан поступили жалобы ФИО4, ФИО5, ФИО3 на действия организатора торгов ООО «СТАЛЬ+» при реализации арестованного имущества должника на электронной торговой площадке torgi-sila.ru, извещение на сайте https://torgi.gov.ru №270418/26458938/01. №270418/26458938/02.
Из содержания жалоб следует, что реализация имущества проведена с нарушением норм действующего законодательства, а именно:
1.торги проводятся в электронном виде открытого по составу участников и закрытого по форме подачи предложений по цене, победителем признается участник, первым предложивший максимальную цену;
2. с участников торгов взимается плата на электронной площадке,
Антимонопольный орган, по результатам рассмотрения жалобы (вх.7237/ж, 7269/ж от 08.05.2018г) принял решение от 17.05.2018 в соответствии с которым:
1) Жалобы ФИО4, ФИО5, ФИО3 (вх.7237/ж, 7269/ж от 08.05.2018г.) на действия организатора торгов ООО «СТАЛЬ+» при проведении торгов по реализации арестованного имущества на электронной торговой площадке torgi-sila.ru, извещение на сайте https://torgi.gov.ru№270418/26458938/01, №270418/26458938/02, признаны обоснованными.
2) Организатор торгов признан нарушившим требования части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 стати 90 Федерального закона 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
3) Организатору торгов выдано предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации.
4) Принято решение о передаче имеющихся материалов должностному лицу Татарстанского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
На основании указанного решения антимонопольным органом в адрес заявителя выдано предписание от 17.05.2018г, по делу №Т04-143/2018, в соответствии с которым организатору торгов предписано:
1. Устранить выявленные Комиссией нарушения норм действующего законодательства, для чего:
- отменить результаты торгов по извещениям на сайте https://torgigov.ru№270418/26458938/01, №270418/26458938/02;
-провести процедуру торгов по реализации арестованного имущества извещения на сайте https://torgi.gov.m №270418/26458938/01 7 лотов, №270418/26458938/02 6 лотов заново» в соответствии с действующим законодательством, а также решением от 17 мая 2018 года по делу №Т04-143/2018.
В течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня получения настоящего предписания представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан доказательства исполнения предписания.
Не согласившись с принятыми решениями и предписаниями, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 утверждено Положение о Федеральной антимонопольной службе (далее - Положение), согласно которому к полномочиям Федеральной антимонопольной службы относятся рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Статья 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусматривает порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, порядка осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства.
В соответствии с правилами указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Закон о защите конкуренции определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
Данный Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (ст. 3 Закона о защите конкуренции).
Согласно ч.1 ст.17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Арбитражный суд не имеет право распределять бремя доказывания между сторонами в иначе, чем это предусмотрено процессуальным законом.
Предметом доказывания является противоправность оспариваемого акта и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бремя доказывания, при рассмотрении данного дела распределяется нижеследующим образом.
Заявитель обязан указать, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствуют оспариваемые действия; какие принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности он считает нарушенными, какие обязанности незаконно возложены на заявителя; какие иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности созданы оспариваемым актом.
Заинтересованное лицо на основании ст.189,198, 200 АПК РФ и п.8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июня 2008 г. N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (с изменениями и дополнениями) обязано доказать:
- наличие у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта;
- наличие обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта;
- соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту;
- что рассматриваемые действия (бездействие) заявителя приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Выводы антимонопольного органа о нарушении организатором торгов – ООО «Сталь+» положений статьи 17 закона о защите конкуренции основаны на совершении им следующих действий, а именно, нарушение организатором торгов требований части 2 статьи 448 Гражданского кодекса РФ, части 3 стати 90 Федерального закона 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Более того, согласно позиции антимонопольного органа, установленная ООО «Сталь+» форма проведения торгов представляет собой запрос цен и противоречит требованию части 3 статьи 87 Закона об исполнительном производстве.
В оспариваемом решении антимонопольный орган указал, что установленная ООО «СТАЛЬ+» форма проведения торгов не может являться открытым аукционом, так как в данной процедуре отсутствует принцип состязательности. Фактически у участников вышеуказанных торгов отсутствуют предпосылки для улучшения своих ценовых предложений, так как они не видят предложения других участников. Более того, у участников так же отсутствует возможность изменить свое ценовое предложение.
Кроме того, при проведении данных торгов не соблюдается установленный в извещении шаг аукциона, так как окончательная цена формируется не в результате последовательного изменения цены на размер шага аукциона, а в результате предложения цены кратной данному шагу.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к выводу, что проведение торгов в иной форме нарушает установленный Законом об исполнительном производстве порядок определения победителя торгов, что недопустимо в силу пунктов 2, 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Суд первой инстанции правомерно посчитал не обоснованными доводы антимонопольного органа, исходя из следующего.
Согласно статьи 87 Федерального закона N 229-ФЗ принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Закон об исполнительном производстве определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно части 2 статьи 90 Закона об исполнительном производстве порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Порядок организации и проведения торгов установлен статьей 448 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Информация о торгах направляется организатором торгов для ее размещения на официальном сайте Российской Федерации www.torgi.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) (Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 N 724, постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
Соглашением Федеральной службы судебных приставов N 0001/13, Федерального агентства управления государственным имуществом N 01-12/65 от 30.04.2015 определены общие условия взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Согласно пункту 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии с частью 3 статьи 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" реализация недвижимого имущества должника осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона.
Согласно статье 448 ГК РФ открытость или закрытость аукциона зависит лишь от состава участников: открытый аукцион предполагает участие в нем любого лица, а закрытый - участие в нем специально приглашенных лиц для этой цели.
Понятие "открытых" и "закрытых" аукционов применительно к Федеральному закону от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в действующих правовых актах не раскрывается. При проведении публичных торгов в ходе исполнительного производства организатор торгов руководствовался положениями указанного закона, частью 3 статьи 87 которого предусмотрено проведение открытых торгов по составу участников в форме аукциона.
Таким образом, какого-либо иного специального порядка проведения торгов в рамках исполнительного производства Закон об исполнительном производстве не устанавливает.
В нарушении ст. 65 АПК РФ антимонопольным органом доказательств, свидетельствующих о невозможности заполнения аукционной заявки, о создании препятствий заинтересованным лицам в процедуре подачи документов для участия в аукционе не представлено.
Более того, ФИО4, ФИО5, ФИО3 заявки на участие в торгах в целях приобретения реализуемого на них имущества не подавали.
Таким образом, несогласие заявителя с информацией, содержащейся в извещении о торгах по продаже арестованного имущества (условиями подготовки и проведения открытого аукциона), не свидетельствует о создании условий, затрудняющих заполнение аукционной заявки; о препятствовании заинтересованным лицам в процедуре подачи документов для участия в аукционе.
Закрытость или открытость сведений по цене не является признаком формы аукциона. При этом на торгах в форме открытого аукциона предложения по цене имущества могут подаваться в закрытом конверте.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя пояснила, что аукцион является открытым по составу участников. Предложения о цене государственного или муниципального имущества подаются участниками аукциона в запечатанных конвертах (закрытая форма подачи предложений о цене) или заявляются ими открыто в ходе проведения торгов (открытая форма подачи предложений о цене). Форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества определяется решением об условиях приватизации.
Более того, в нарушение статьи 65 АПК РФ антимонопольный орган не доказал, что закрытая форма предложений о цене на торгах могла привести к реализации имущества по более высокой цене, по отношению к той, которая была предложена участниками торгов в закрытых конвертах.
Таким образом, вопреки доводам антимонопольного органа, закрытая форма предложений о цене, определенная организатором торгов, не противоречит положениям ГК РФ и Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Более того, антимонопольный орган указал, что на электронной торговой площадке torgi-sila.ru размещены тарифы, согласно которым оплата за доступ к информационно-техническим ресурсам ЭТП "СИЛА" с ролью «Участник торгов» составляет 5 000 руб. в месяц (представлен скрин-шот).
По мнению антимонопольного органа, действия организатора торгов, ограничивающего доступ для участников в торгах путем взимания платы за участие в торгах, нарушают требования части 3 стати 90 Закона об исполнительном производстве, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Признавая решения и предписания антимонопольного органа незаконными, суд первой инстанции исходил из следующего.
Согласно части 3 стати 90 Закона об исполнительном производстве извещение о проведении торгов размещается на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, и на официальном сайте Федеральной службы судебных приставов в сети "Интернет". Информация о проведении торгов должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с пунктом 8.7. Главы VIII «Порядок проведения торгов» Методических рекомендаций по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденных Росимуществом 11.04.2014г. не допускается взимание с участников торгов платы за участие в торгах, в том числе расходы организатора торгов при проведении торгов.
В подтверждение доводов заявителей жалобы о взимания платы, ответчиком в решении размещен в решении скрин-шот.
Согласно жалобам заявителей ФИО4 ФИО5, ФИО3 и указанному в них скану с сайта torgi-sila.ru, оплата за доступ к информационно-техническим ресурсам ЭТП "СИЛА" с ролью «Участник торгов» составляет 5.000 руб. в месяц.
Информационное извещение о торгах по продаже арестованного имущества опубликовано организатором торгов - ООО «Сталь+» размещено на сайте www.torgi.gov.ru, с отсылкой на ЭТП torgi-sila.ru.
Исходя из содержания извещений, прием заявок осуществляется по извещению дата начала подачи заявок – 01.06.2018г., дата окончания подачи заявок -13.06.2018г.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующие органы. Арбитражный суд в силу предоставленных ему статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочий оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. При этом никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что представленный скан с сайта torgi-sila.ru, является действительно скрин-шотом с датой указанной заявителем в жалобе.
Дата снятия скрин-шота на самом скрин-шоте отсутствует, в связи с чем, невозможно установить дату его совершения: антимонопольным органом указанное обстоятельство в решении не исследовано.
Документов и иных доказательств, свидетельствующих о составлении скана с сайта torgi-sila.ru в период проведения аукциона, с указанием даты скана, в ходе проведения административного производства ответчиком не установлено.
Иных доказательств, свидетельствующих о том, что при входе на сайт torgi-sila.ru осуществляется платная регистрация, материалы административного дела не содержат.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что антимонопольным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что организатором торгов взималась плата за регистрацию на сайте.
Доводы заявителей жалобы о необходимости проведения оплаты для регистрации на сайте опровергаются представленными в материалы дела ООО «Сталь+» документами.
С учетом изложенного, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в действиях организатора торгов ООО «Сталь+» не содержится нарушения требований части 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 3 стати 90 Федерального закона 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
При таких обстоятельствах, требования заявителя судом первой инстанции были обоснованно удовлетворены.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 ноября 2018 года по делу №А65-19207/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов
Судьи П.В. Бажан
Е.М. Рогалева