ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-13169/2014 от 24.09.2014 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена: 24 сентября 2014 г.

Постановление в полном объеме изготовлено: 30 сентября 2014 г.

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,

судей Бажана П.В., Рогалевой Е.М.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Новиковой С.А.,

с участием:

от истца – ФИО1, доверенность от 11 сентября 2014 г. № 69,

от ответчика – извещен, не явился,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Министерства экономического развития Ульяновской области на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 июля 2014 г.  по делу № А72-2268/2014 (судья Малкина О.К.),

по заявлению Министерства экономического развития Ульяновской области, г. Ульяновск,

к обществу с ограниченной ответственностью «Звезда» (ИНН <***>, ОГРН <***>), г. Ульяновск,

о взыскании долга,

УСТАНОВИЛ:

Министерство экономического развития Ульяновской области (далее истец) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Звезда» (далее ответчик) о взыскании основного долга в размере 1 000 000 руб., неустойку в сумме 510 708, 66 руб.

Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 30 июля 2014 г.  по делу № А72-2268/2014 в удовлетворении иска отказано.

Истец в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить иск, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о  времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, заслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Министерство стратегического развития и инноваций Ульяновской области (правопредшественник истца) осуществляло полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства на основании Постановления Правительства Ульяновской области от 21.12.2012 № 614-П «Об утверждении Положения о Министерстве стратегического развития и инноваций Ульяновской области».

На основании ст. 78 БК РФ, в соответствии с областной целевой программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2011 - 2015 годы, утверждённой Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 г. № 42/389-П (далее - Программа), разработанным на их основе Порядком предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела, утверждённым Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009 № 120-П «Об утверждении порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства ульяновской области на открытие собственного дела» (далее - Порядок).

15.12.2010 г. между истцом и ответчиком был заключен договор № 401 о предоставлении начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 1 000 000 руб. на финансирование проекта «Производство и розлив питьевой воды «Симбирске родники» (далее - Проект).

Истец на основании п. 3.1.1 Договора перечислил ответчику бюджетные средства 1 000 000 руб. на банковский счёт ответчика, что подтверждается платёжным поручением от 22.12.2010 г. № 1183489.

В соответствии с п. 3.2.3 договора ответчик обязуется обеспечить в срок с 01.12.2010 г. по 01.12.2013 г. выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе, обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации Проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование Проекта за счет собственных средств в размере не менее 4 967 234 руб. Ответчиком представлены документы, подтверждающие расходование собственных средств на сумму 2 833 260, 11 руб.

Как следует из искового заявления, ответчик обязался уплатить в бюджетную систему Ульяновской области на декабрь 2012 г. 1 075 698 руб. По представленным документам поступило в бюджетную систему 27 803, 74 руб.

Согласно условиям проекта ответчик обязался осуществлять деятельность, создать 12 рабочих мест. Представлено 2 трудовых договора.

Истцом сделан вывод о нарушении ответчиком условий п. 3.2.3 договора.

Кроме того, истец указал, что деятельность ни по юридическому адресу ответчика: <...>, ни по фактическому адресу: <...> не ведется.

В силу пункта 1 статьи 17 Закона № 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов       субъектов       Российской  Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Пункт 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что субсидии индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 1 статьи 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по возврату. Однако данное требование не действует в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий.

В соответствии с п. 8.3 Порядка получатель субсидии обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта их нецелевого использования или ненадлежащего исполнения договора.

В соответствии с п. 8.4 Порядка в случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных либо намеренно искажённых сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путём направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.

Пунктом 5.5 договора предусмотрено, что в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также при непредставлении отчетов в установленный срок, Организация (ИП) в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счет Министерства.

Из буквального толкования названных положений следует, что обязанность получателя возвратить полученную из бюджета субсидию возникает в случаях: нецелевого использования бюджетных средств; неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии.

При этом, заявляя настоящее требование, истец должен доказать указанные обстоятельства.

Согласно бизнес-плану ООО «Звезда» сроки реализации проекта 24 месяца, суть проекта - производство и розлив питьевой воды «Симбирске родники».

Материалами дела подтверждается, что ответчик заключил с ООО «Свето-Дизайн» договор финансовой аренды лизинга от 11.10.2011 Г. № 12; по смете расходов использованы собственные средства на общую сумму 3 988 360, 57 руб., что подтверждается отчет об использование собственных средств по смете расходов на 30.09.2013 Г. и 31.12.2013 г.

Таким образом, ответчик использовал предоставленные денежные средства в размере 1 000 000 руб. на цели, указанные в договоре и бизнес-плане, что подтверждается платежными поручениями от 12.10.2011 г. № 33 на сумму 790 000 руб. и от 18.10.2011 №35 на сумму 210 000 руб.

Факт целевого использования ответчиком полученной субсидии подтвержден материалами дела.

Отчеты о фактическом использовании полученных денежных средств, последующие отчеты ответчиком направлялись в адрес истца.

Ответчик        сдает        налоговую          отчетность,      оплачивает  налоги (платежные поручения представлены в материалы дела).

Ответчиком обеспечены рабочие места, что подтверждается трудовыми договорами от 01.04.2013 г., от 13.06.2012 г., от 01.04.2013 г., от 02.07.2012 г., от 30.05.2013 г.

Ответчиком ведется производственная деятельность, в том числе на основании соглашения о сотрудничестве и совместной деятельности с ООО «Торговый дом Сенгилеевский» от 12.07.2012 г. № 7, договорами на производство и разлив воды с ООО «Торговый дом Сенгилеевский» от 01.09.2012 г. № 12, от 20.02.2012 г. № 2, что не противоречит действующему законодательству.

Кроме того, у ответчика имеются скважины для добычи воды на территории р.п. Кузоватово, что подтверждается представленными в материалы дела паспортами скважин.

Из материалов дела следует, что ответчик в рамках реализации бизнес-проекта осуществляет рекламу производимых товаров, закупает сырье и материалы, осуществляет охрану принадлежащих ему объектов, проводит испытания изготовляемой продукции, что является неотъемлемой частью производственного процесса.

Ответчик поставляет товар, что подтверждается договорами поставки, представленными в дело, платежными документами, товарными накладными.

Данные актов осмотра, на которые ссылается истец, не соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Так, из материалов дела следует, что по адресу <...>, на момент проведения проверки располагался офис ООО «Звезда», находился директор организации, документация. По адресу: <...> располагается производственное помещение ООО «Звезда», оборудование для производства воды. Указанное обстоятельство подтверждается актами от 18.04.2014 г., от 01.05.2014 г., от 25.06.2014 г., 30.06.2014 г., составленными представителями истца, ответчика и независимого лица, фото- и видеоматериалами.

Таким образом, факты нецелевого использования бюджетных средств, неисполнения (ненадлежащего исполнения) получателем условий предоставления субсидии материалами дела не подтверждены.

При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предусмотренные договором и законом основания для возврата субсидии отсутствуют.

Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 30 июля 2014 г.  по делу № А72-2268/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                                  В.В. Кузнецов

Судьи                                                                                                                 П.В. Бажан

                             Е.М. Рогалева