ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2007 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 января 2007 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филипповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяковой Е.С. , с участием:
от заявителя – предприниматель Сулимов А.В.,
от административного органа – представитель Жданова Н.И., дов. от 18 октября 2006г.,
от 3-го лица – представители Кашенцева И.В., дов. от 19 сентября 2006г. 3 06-12/6077, Ергашев А.Х., дов. от 22 сентября 2006г. № 06/6213,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 января 2007г. апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сулимова А.В., Самарская область, г.Сызрань,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2006г. по делу № А55-14564/2006, судья Филюк В.П.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Сулимова А.В., Самарская область, г.Сызрань, к ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области, г.Самара, 3-е лицо: Тольяттинская таможня, Самарская область, г.Тольятти,
о признании недействительным постановления от 17.08.2006г. № 36-06/93,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Сулимов А.В. (далее – предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Самарской области (далее – ТУ ФС ФБН) от 17 августа 2006г. № 36-06/93 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Решением суда от 30 октября 2006 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе предприниматель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве ТУ ФС ФБН просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве 3-е лицо - Тольяттинская таможня - просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность решения суда от 30 октября 2006 г. проверена в апелляционном порядке.
В судебном заседании предприниматель просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ТУ ФС ФБН просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Тольяттинской таможни просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доводы апелляционной жалобы в совокупности с материалами дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Тольяттинской таможней была проведена общая таможенная ревизия в отношении предпринимателя Сулимова А.В. по вопросу соблюдения требований валютного законодательства при осуществлении экспортных отгрузок товаров (запасных частей для автомобилей «ВАЗ»), оформленных по грузовой таможенной декларации (далее – ГТД) № 10417010/270306/0000435.
В ходе указанной выше ревизии было установлено, что предпринимателем согласно товарно - транспортной накладной (далее – ТТН) от 26.03.2006г. № 12, счету-фактуре от 26 марта 2006 г. № 12 в адрес Михеева Виктора Ивановича (Казахстан) был экспортирован товар - запасные части для автомобилей «ВАЗ» - на сумму 252521,0 руб. Оплата произведена по наличному расчету в валюте Российской Федерации, что подтверждается приходным кассовым ордером от 26 марта 2006 г. №15 и квитанцией к приходному кассовому ордеру от 26 марта 2006 г. № 15.
В силу п.п. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) предприниматель является резидентом - физическим лицом.
Исходя из положений под. «а» п. 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ Михеев В.И. (Казахстан) является нерезидентом.
Согласно п.п. «б» п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией.
Ч.3 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Валютная операция, проведенная предпринимателем, под эти исключения не подпадает.
Таким образом, предприниматель не выполнил требования ч.3 ст.14 Федерального Закона № 173-ФЗ, в результате чего допустил нарушение, выразившееся в осуществлении незаконной валютной операции, связанной с осуществлением наличного расчета за проданный нерезиденту товар в сумме 252 521 руб.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ч. 1 ст. 15.25 КоАП, в соответствии с которой осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Согласно ст.3 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) таможенное законодательство РФ регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению и применению таможенных режимов, установлению, введению и взиманию таможенных платежей.
Статья 2 Федерального закона № 173-ФЗ определяет сферу действия и отношения, регулируемые данным Федеральным законом. Из данной статьи следует, что Федеральный закон № 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.
Ч.1 ст.4 Федерального закона № 173-ФЗ закреплено, что валютное законодательство Российской Федерации состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов.
Таким образом, из анализа ст. 3 ТК РФ и ст. 2, ч.1 ст.4 Федерального закона № 173-ФЗ вытекает, что сферы регулирования таможенного законодательства РФ и валютного законодательства РФ различны. В ходе таможенного оформления товара, заявленного по ГТД № 10417010/270306/0000435, Тольяттинской таможней нарушений таможенного законодательства РФ обнаружено не было, таможенное оформление товара соответствовало условиям для выпуска товаров, перечисленным в ст. 149 ТК РФ, вследствие чего был осуществлен выпуск товара. Пункт 1 ч. 1 ст. 149 ТК РФ прямо указывает, что препятствием для выпуска товара является нарушение таможенного законодательства РФ.
В соответствии с под.1 ч.1 ст.23 Федерального закона № 173-ФЗ агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ.
Согласно п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица агентов валютного контроля уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.
В силу ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 173-ФЗ таможенные органы являются агентами валютного контроля. Применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ согласно п. 2 ч. 2 ст. 23 вышеуказанного закона вправе только органы валютного контроля.
В соответствии с ч. 1 ст. 23.60 КоАП РФ органы валютного контроля рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 КоАП РФ.
П.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278, установлено, что ФС ФБН России является органом валютного контроля.
На основании вышеизложенного 17 августа 2006 г. уполномоченным должностным лицом отдела административных расследований Тольяттинской таможни был составлен протокол об административном правонарушении № 10417000-089/2006 в связи с нарушением норм валютного законодательства РФ (л.д.35, 36). Материалы контрольно-наблюдательного дела, связанного с нарушением валютного законодательства РФ, были переданы Тольяттинской таможней в ФСФБН России. Постановлением ТУ ФС ФБН от 17 августа 2006 г. № 36-06/93 предприниматель привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере ¾ от сумму незаконной операции, что составило 189390,75 руб. (л.д.6-8).
Согласно ст. 6 Федерального закона №173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 данного Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
Под ограничениями в указанных случаях понимаются: требования об использовании специальных банковских счетов; требования о резервировании при осуществлении валютных операций; требования о предварительной регистрации счетов.
Часть 3 ст. 14 Федерального закона № 173-ФЗ предусматривает обычный порядок расчётов при осуществлении валютных операций физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением валютных операций, предусмотренных ст.14 того же Закона, к числу которых валютная операция, произведенная предпринимателем, не относится.
Таким образом, осуществление валютных операций физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках в порядке, установленном ч.3 ст.14 вышеуказанного Федерального закона, к ограничениям, предусмотренным ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ, не относится.
В соответствии с ч.1 ст.65, ч.4 ст.210 АПК РФ административный орган доказал обстоятельства, послужившие основанием для привлечения предпринимателя к административной ответственности по ч.1 ст.15.25 КоАП РФ.
Довод предпринимателя о том, что он не знал о требованиях валютного законодательства, предъявляемых к порядку осуществления валютных операций, не может быть принят, поскольку в силу ст.25 Федерального закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд выводы суда первой инстанции признает законными и обоснованными.
На основании изложенного решение суда от 30 октября 2006г. следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исходя из положений ст.333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, следует возвратить из федерального бюджета предпринимателю госпошлину в размере 50 руб., ошибочно уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы платежным поручением от 10 ноября 2006г. № 104.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 октября 2006г. по делу № А55-14564/2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сулимова А.В. – без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета индивидуальному предпринимателю Сулимову Анатолию Владимировичу госпошлину в размере 50 руб., ошибочно уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы платежным поручением от 10 ноября 2006г. № 104.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г.Филиппова
Судьи В.С.Семушкин
Е.И.Захарова