ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
25 октября 2016 года Дело №А65-9088/2016
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2016 года
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2016 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Рогалевой Е.М., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Республике Татарстан – ФИО1, доверенность от 09 августа 2016г., ФИО2, доверенность от 19 августа 2016г.,
от Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – ФИО3, доверенность 31 мая 2016г.,
от Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» – не явился, извещен,
от Садового потребительского кооператива «Полянка» – не явился, извещен,
от Министерства обороны Российской Федерации г. Москва – не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2016 года по делу №А65-9088/2015 (судья Воробьев Р.М.)
по заявлению Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Республике Татарстан,
о признании недействительным решения №7308 от 05.12.2014 г.
и встречное заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Республике Татарстан, г. Казань,
к Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург,
о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам в сумме 7 083 948,32 руб., третьи лица Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани»,
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан,
Садовый потребительский кооператив «Полянка», г.Казань,
Министерство обороны Российской Федерации г.Москва,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казенное учреждение «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд РТ с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Республике Татарстан об оспаривании решения №7308 от 05.12.2014 г.
В свою очередь Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №4 по Республике Татарстан обратилась в Арбитражный суд РТ со встречным заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности налогам в сумме 5 365 078 руб., пеням в сумме 645 854,72 руб. и штрафам в сумме 1 073 015,06 руб.
Определением от 14 мая 2015 года вышеуказанные требования были объединены в одно производство.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2015г. в удовлетворении первоначального иска было отказано, встречный иск налогового органа удовлетворен.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 декабря 2015г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением АС Поволжского округа от 01 апреля 2016г. решение и постановление апелляционной инстанции отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении, решением суда первой инстанции от 19 августа 2016 года заявленные требования по первоначальному иску удовлетворены, а в удовлетворении встречного иска было отказано.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №4 по Республике Татарстан просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2016 года по делу № А65-9088/2015 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В материалы дела поступил отзыв Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2016 года без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В материалы дела поступил отзыв Садового потребительского кооператива «Полянка» на апелляционную жалобу, в котором он просит апелляционный суд решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2016 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представители подателя жалобы её доводы поддержали, просили апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель Федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации напротив, считая решение суда верным, просил в удовлетворении жалобы отказать и оставить решение суда без изменения.
Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Садовый потребительский кооператив «Полянка», Министерство обороны Российской Федерации г. Москва о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. Представители в судебное заседание не явились.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ответчиком была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, по результатам которой составлен акт №4942 от 07.08.2015г.
По результатам рассмотрения акта налоговым органом вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения №7308 от 05.12.2014 г, в соответствии с которым налогоплательщику доначислена сумма земельного налога за 2013 г. в общем размере 5 365 078 руб. Также налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа размере 1073015,6 руб. На сумму неуплаченного в срок налога по состоянию на 05.12.2014 г. начислены пени в размере 645 854,72 руб.
Заявитель обжаловал решение налогового органа в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы России по РТ.
Решением УФНС России по РТ №2.14-0-18/006632 от 19.03.2015 г. решение Межрайонной ИФНС России №4 по РТ №7308 от 05.12.2014 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением, Заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В свою очередь налоговый орган в связи с неуплатой указанных в решении сумм, в соответствии со ст. 69 ст. 70 НК РФ, направил в адрес ответчика требование об уплате налога, пени штрафа №1011 от 01.04.2015 г.
Поскольку в установленный в требовании срок для добровольной уплаты суммы уплачены не были, ответчик обратился в суд со встречным заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, г. Екатеринбург о взыскании задолженности налогам в сумме 5 365 078 руб., пеням в сумме 645 854,72 руб. и штрафам в сумме 1 073 015,06 руб.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
02.03.2015 г. в соответствии с проверкой порядка использования недвижимого имущества Министерства обороны Российской Федерации установлено следующее.
Земельный участок с кадастровым номером 16:50:080201:1, общей площадью 124.580 кв.м. (12,4 га), расположенный по адресу: Российская Федерация, Республика Татарстан, <...>, используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации.
В западной и южной части данного земельного участка на площади 8 га расположен действующий военный городок, в котором расквартирована войсковая часть 64424 (137 отдельная рота сопровождения воинских грузов и гарнизонная военная автоинспекция). Территория действующего военного городка войсковой части 64424 по всему периметру огорожена забором, внутри расположены здания и сооружения в количестве 27 штук.
Объекты недвижимого имущества находятся в федеральной собственности и в оперативном управлении ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России.
В центральной и восточной части вышеназванного земельного участка на площади в 4,4 га расположены многоквартирные жилые дома в количестве 6 штук, а так же внутриквартальные дороги, детские площадки, площадки складирования бытового мусора.
На земельном участке с кадастровым номером 16:50:171110:3 общей площадью 133.859 кв.м. (13,3 Га.), расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Приволжский район, размещены объекты недвижимого имущества, которые закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России, а именно, три нежилых встроенных помещения первого этажа жилых домов, расположенные по адресу: <...>, общей площадью 267,6 кв. метров. Помещения не используются. Доступ не возможен, входные двери закрыты; <...>, общей площадью 215,6 кв. метров. Указанные помещения используются Администрацией Вахитовского и Приволжского районов Исполкома Муниципального образования города Казани (жилой комплекс «Старые горки»). Уголовно-исполнительная инспекция, Отдел исполнения наказаний и Применения иных мер уголовного характера по Приволжскому району.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 8 ч. 4 ст. 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний.
<...>, общей площадью 344,5 кв.м. Данные помещения используются: Опорным пунктом охраны порядка Дежурной части «Промышленный» Управления МВД России по городу Казани. Помещение, площадью 24,4 кв.м., в оперативном управлении Управления МВД РФ по городу Казани. Зарегистрировано право оперативного управления на помещение №1001 площадью 24,4 кв.м. (помещения на поэтажном плане №№ 1, 2, 3, 4, 5).
ООО Арслан (сеть продовольственных магазинов Августина), учредитель ФИО4, адрес нахождения юр.лица 420089, <...>. Зарегистрировано собственности на помещение №1000 площадью 95,9 кв.м. (помещения на поэтажном плане №№ 1, 7, 7а, 76, 8, 9).
ООО «Военный городок 33», учредитель ФИО5, ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес нахождения юр.лица 420055, <...>. Документов на право пользования нежилой площадью в размере 40 кв.м. не предоставлено.
ООО «Атрея» (магазин Лукошко), учредитель ФИО6, ИНН <***>,ОГРН <***>, адрес нахождения юр.лица 420095, <...>. Документов на право пользования нежилой площадью в размере 224 кв.м. не предоставлено.
Факт изъятия земельного участка из оборота подтверждается нахождением на указанном земельном участке объектов федеральной собственности.
На территории военного городка №33 находятся объекты, необходимые для функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации: склады, казармы, КПП, трансформаторные подстанции, котельные, общежитие, штаб и мн. др. Указанные объекты, исходя из своего предназначения и наименования, очевидно используются для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Жилые дома, находящиеся на территории данного военного городка, также Необходимы для функционирования Вооруженных Сил Российской Федерации, поскольку они предназначены для расселения военнослужащих и гражданского персонала.
Согласно ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» организация обороны включает строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на Приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Реализация военнослужащими (и лицами гражданского персонала) права на жилище, оказывает непосредственное влияние на боеспособность Вооруженных Сил Российской Федерации, и в конечном итоге на оборону и безопасность Российской Федерации.
Вышеуказанные земельные участки имеют вид разрешенного использования -военный городок №33, что свидетельствует о целевом предназначении этих земельных участков.
Данные земельные участки выделены для военных нужд в соответствии с Государственным актом от 19.01.1984 г. серии A-I № 900593.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 №1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» функции по управлению имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и организаций, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации», переданы Министерству обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» и Постановлению Правительства РФ от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В силу пункта 2 указанного Постановления Правительства РФ Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью имущества и принимает меры по привлечению виновных лиц к ответственности.
Таким образом, в отношении земельных участков ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУПО» Минобороны России полномочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
В силу ст. 93 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, предназначены исключительно для обеспечения функций и решения задач Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска (ст. 11 Федерального закона от 31.05.1996 №61-ФЗ «Об обороне»).
Учредителем федерального государственного казенного учреждения «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (ИНН/КПП <***>/667101001) является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет Министерство обороны (п. 5 Устава Учреждения). Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства обороны (п. 11 Устава Учреждения). Учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что земельные участки, необходимые для постоянной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, не являются объектами налогообложения.
Поскольку отсутствует объект налогообложения, у ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России отсутствует обязанность по подаче налоговой декларации и по уплате земельного налога.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно посчитал, что выводы решения № 7308 от 05.12.2014 г. не соответствуют положениям п. 1 ч. 2 ст. 389 НК РФ, п. 2 ч. 4 ст. 27 ЗК РФ, Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне».
Согласно ч. 3 ст. 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России имеет только лицевой счет (расчетные счета отсутствуют), операции по расходованию денежных средств на котором приостановлены. Денежные средства на указанном лицевом счете появляются в соответствии с выделяемыми лимитами бюджетных денежных обязательств в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации. Исполнение решения может повлечь нарушение бюджетного процесса и порядка исполнения федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что решение №7308 от 05.12.2014 г., о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, не соответствует Налоговому кодексу РФ.
На основании изложенного, требования заявителя были обоснованно судом первой инстанции удовлетворены, а в удовлетворении встречного заявления правомерно отказано.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 августа 2016 года по делу № А65-9088/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий А.Б. Корнилов
Судьи Е.М. Рогалева
П.В. Бажан