ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
24 марта 2009 года Дело № А55-1248/2009
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2009 года
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Поповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,
с участием:
от заявителя – представитель Тюрникова М.В., доверенность от 31.12.2008 № 3,
от ответчика – представители Шепеленко С.В., доверенность от 15.01.2009 № 120/6; Корцова Е.В, доверенность от 15.01.2009 № 123/6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2009 года по делу № А55-1248/2009 (судья Я.А.Львов)
по заявлению открытого акционерного общества «Самараэнерго», г. Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Самараэнерго» (далее - ОАО «Самараэнерго», Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области, антимонопольный орган) по делу №329-186-08/6 о привлечении к административной ответственности по части 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 300000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2009 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, УФАС по Самарской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе ОАО «Самараэнерго» в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что выводы арбитражного суда сделаны в нарушение норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу ОАО «Самараэнерго» просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители УФАС по Самарской области подтвердили доводы, изложенные в жалобе.
Представитель ОАО «Самараэнерго» в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения.
Рассмотрев представленные материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об отказе ОАО «Самараэнерго» в удовлетворении заявленных требованиях.
Как следует из материалов дела, УФАС по Самарской области выдано предписание от 14.02.2008 года делу № 70 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с которым ОАО «Самараэнерго» предписано в срок до 24.03.2008 заключить с ЗАО «Транссервисэнерго» дополнительные соглашения к договорам энергоснабжения № 1123Э и № 3435Э и согласовать с ЗАО «Транссервисэнерго» Соглашение об информационном обмене, порядке расчета и согласования почасовых значений сальдо-перетоков по точкам поставки и Перечень средств измерений для системы коммерческого учета по точкам поставки.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО «Самараэнерго» обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области о признании их недействительными. Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.06.08 по делу № А55-4059/2008, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2008, в удовлетворении требований ОАО «Самараэнерго» отказано.
В связи с неисполнением ОАО «Самараэнерго» предписания антимонопольного органа от 14.02.2008 в установленный срок УФАС по Самарской области 06.10.2008 возбуждено дело об административном правонарушении №329-186-08/6.
По факту неисполнения предписания в установленный срок УФАС по Самарской области составило в отношении ОАО «Самараэнерго» протокол об административном правонарушении от 28.11.2008 по части 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вынесло постановление от 12.01.2009 о привлечении к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
ОАО «Самараэнерго» считая привлечение к административной ответственности незаконным, обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований ОАО «Самараэнерго», суд первой инстанции мотивировал его истечением двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционный суд полагает, что выводы суда первой инстанции об истечении в данном случае срока давности привлечения к административной ответственности основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение антимонопольного законодательства по истечении одного года.
В статье 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отдельные виды предписаний антимонопольного органа выделены в самостоятельные составы: неисполнение предписания о прекращении злоупотреблением доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством действий, направленных на обеспечение конкуренции; неисполнение предписания о прекращении правил не дискриминационного доступа к товарам или выданного при осуществлении контроля экономической концентрации предписания о совершении предусмотренных антимонопольных законодательством действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Поэтому неисполнение предписаний антимонопольного органа, должно рассматриваться в качестве нарушения антимонопольного законодательства и срок давности привлечения к административной ответственности за такие правонарушения составляет один год. Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2008 по делу №А65-26015/2007.
Следовательно, срок давности для привлечения ОАО «Самараэнерго» к административной ответственности, предусмотренной частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливается с 02.09.2008 после вступления в законную силу постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда, которым оставлено без изменения решение Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2008 по делу N А55-4059/2008.
Таким образом, срок давности на момент вынесения постановления УФАС по Самарской области от 12.01.2009 о привлечении ОАО «Самараэнерго» к административной ответственности не истек.
Частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, в виде наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие организации обязаны исполнять решения и предписания антимонопольного органа в установленный такими решениями и предписаниями срок.
Из частей 1 и 2 статьи 51 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» следует, что предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства подлежит исполнению в установленный им срок. Антимонопольный орган осуществляет контроль за исполнением выданных предписаний. Неисполнение в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства влечет за собой административную ответственность. Под неисполнением в срок предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения (часть 4 указанной статьи).
Предписание УФАС по Самарской области от 14.02.2008 по делу №70 было обжаловано ОАО «Самараэнерго» в судебном порядке.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае подачи заявления в суд или арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 20.06.2008 по делу № А55-4059/2008, оставленным без изменений постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2008 предписание УФАС по Самарской области от 14.02.2008 признано соответствующим закону.
На основании ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из содержания приведенных выше норм и учитывая то обстоятельство, что факт неисполнения предписания в срок подтверждается материалами дела и ОАО «Самараэнерго» не оспаривается, антимонопольный орган обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2.2 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не могут быть приняты во внимание доводы ОАО «Самараэнерго» о том, что оно принимало все зависящие от него меры, со ссылкой на письма от 20.03.2008 №125/201, от 14.05.2008 №119/3583, от 11.07.2008 №147/119 .
Из материалов дела следует, что письмом от 08.05.2008 ЗАО «Транссервисэнерго» направляло ОАО «Самараэнерго» для согласования соглашение об информационном обмене (т.1 л.д. 69-71).
Таким образом, представленные в дело доказательства свидетельствуют о том, что ОАО «Самараэнерго» имело возможность соблюсти правила и нормы, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, как того требует статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционный суд отклоняет доводы ОАО «Самараэнерго о том, что ЗАО «Транссервисэнерго» к моменту вынесения постановления о привлечении к административной ответственности утратило интерес к получению доступа к торгам на оптовом рынке в целях приобретения электрической энергии и мощности для потребителей, энергоснабжение которых осуществлялось по договорам №1123Э, №3435Э.
Решение арбитражного суда Самарской области по делу №55-4059/2008 от 20.06.2008 о признании законным предписания УФАС по Самарской области вступило в законную силу 02.09.2008, а ОАО «Самараэнерго» стало известно о том, что энергоснабжение потребителей по договорам энергоснабжения №1123Э и №3435Э с 2009 года будет осуществлять ООО «Русэнергооесурс», только 26.11.2008.
Нарушений антимонопольной службой процедуры привлечения ОАО «Самараэнерго» к административной ответственности не имеется.
Административное наказание назначено ОАО «Самараэнерго» в пределах минимального размера, предусмотренного санкцией части 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах, принятый по делу судебный акт от 13.02.2009 подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, с вынесением нового судебного акта об отказе ОАО «Самараэнерго» в удовлетворении заявленных требований.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с апелляционной жалобы апелляционным судом не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 февраля 2009 года по делу № А55-1248/2009 отменить.
В удовлетворении заявления открытому акционерному обществу «Самараэнерго» об отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 12 января 2009 года по делу №329-186-08/6 отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий А.А. Юдкин
Судьи Е.Г. Попова
В.С. Семушкин