ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11 «А», тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
22 октября 2019 года Дело А72-2336/2019
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2019 года
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2019 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Ульяновского филиала – представитель не явился, извещено,
от Федерального государственного бюджетного учреждения «Ульяновская дамба» – представителя ФИО1 (доверенность от 17.01.2019 № 01-11/14),
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области – представителя ФИО2 (доверенность от 09.01.2019 № 12),
кадастрового инженера ФИО3 (паспорт),
от иных лиц – представители не явились, извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Ульяновского филиала, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 июля 2019 года по делу № А72-2336/2019 (судья Чудинова В.А.),
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Ульяновская дамба» (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Ульяновск,
к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Ульяновского филиала (ОГРН <***>, ИНН <***>), г. Москва,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, кадастровый инженер ФИО3, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации,
о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации от 25 февраля 2019 № КУВД-001/2018-5942615/2 в части об обязании произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав реконструированного объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ульяновская дамба» (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Ульяновского филиала, с учетом уточнений, принятых судом первой инстанции в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным уведомления об отказе «Постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости» от 25 февраля 2019 № КУВД-001/2018-5942615/2 в части несоответствия технического плана от 25.04.2018 по содержанию Требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России № 953 от 18.12.2015, в части указания: «В разделе «Характеристики объекта недвижимости» технического плана указана площадь застройки 743 867 кв.м., тогда как в разрешении данная характеристика отсутствует»; а также несоответствия разрешения на ввод в эксплуатацию, включенного в состав приложения технического плана от 25.04.2018 форме Приложения № 2 к приказу № 117-пр от 19.02.2015 «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию»; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав реконструированного объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:020101:1218 с учетом изменения в результате реконструкции вида объекта со «здания» на «сооружение», общего количества объектов в составе комплекса с учетом произведенной реконструкции, а также основной характеристики объекта в виде площади застройки - 743 867,0 кв. м.
Определением суда от 19.03.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены кадастровый инженер ФИО3, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 16 июля 2019 года признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области об отказе в постановке на государственный кадастровый учет, выраженное в уведомлении от 25.02.2019 № КУВД-001/2018-5942615/2, в части абзаца 3 пункта 1, пункта 2 уведомления: о несоответствии технического плана от 25.04.2018 по содержанию Требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России № 953 от 18.12.2015, в части следующего указания: «В разделе «Характеристики объекта недвижимости» технического плана указана площадь застройки 743867 кв.м., тогда как в разрешении данная характеристика отсутствует»; и о несоответствии разрешения на ввод в эксплуатацию, включенного в состав приложения технического плана от 25.04.2018, форме Приложения №2 к приказу № 117-пр от 19.02.2015 «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию». Заявленные требования в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Ульяновского филиала оставлены без удовлетворения.
В апелляционных жалобах Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, а также ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице Ульяновского филиала просят суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 июля 2019 года по делу № А72-2336/2019 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. Податели жалобы, указывая на несоответствие технического плана от 25.04.2018 по содержанию Требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России № 953 от 18.12.2015, на несоответствие разрешения на ввод в эксплуатацию форме Приложения №2 к приказу № 117-пр от 19.02.2015 «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», ссылаются на законность оспариваемого отказа от 25.02.2019 № КУВД-001/2018-5942615/2.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 июля 2019 года по делу № А72-2336/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области жалобу Управления и жалобу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционных жалоб заинтересованных лиц по основаниям, изложенным в отзыве, просил суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Кадастровый инженер ФИО3 (лично, паспорт) дал пояснения в судебном заседании, полагая, что технический план 25.04.2018 и разрешение на ввод спорного объекта в эксплуатацию соответствуют предъявляемым требованиям.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционные жалобы в отсутствие иных не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционных жалобах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Согласно материалам дела за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Ульяновская дамба» зарегистрировано право оперативного управления на объект недвижимости - комплекс зданий и сооружений с кадастровым номером 73:24:020101:1218, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Заволжский, ул. Академика Сахарова, д. 2В.
Комплекс инженерной защиты (КИЗ) ФГУ «Ульяновская дамба» расположен: Каспийский бассейн, Куйбышевское водохранилище, левый берег реки Волги в 140 км выше плотины Жигулевского гидроузла, город Ульяновск, Заволжский район.
Комплекс гидротехнических сооружений инженерной защиты ФГУ «Ульяновская дамба» является объектом непроизводственного назначения и построен для защиты от затопления и подтопления водами Куйбышевского водохранилища территории жилого массива и промышленных предприятий микрорайона «Нижняя Терраса» Заволжского района г. Ульяновска. Куйбышевское водохранилище введено в постоянную эксплуатацию весной 1957 года. Водохранилище осуществляет сезонное регулирование стока р. Волги.
В 2010 году Федеральным агентством Водных ресурсов РФ утвержден приказ № 324 об утверждении перечня объектов капитального строительства, в строительство которых необходимо осуществить бюджетные инвестиции, в число которых вошла комплексная реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты ФГУ «Ульяновская дамба».
Проектной организацией разработана и утверждена заказчиком проектная документация на «Комплексную реконструкцию гидротехнических сооружений инженерной защиты ФГУ «Ульяновская дамба», в 2012 году получено положительное заключение экспертизы проектной документации.
02.11.2012 Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству выдано разрешение на строительство, наименование объекта: «Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты ФГУ «Ульяновская дамба», площадь застройки 743 867 кв.м.
24.11.2015Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выдано разрешение на строительство № 73-24-0460-2015МС, наименование объекта: «Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты ФГУ «Ульяновская дамба», площадь застройки 743 867 кв.м.
20.12.2015ФГБУ «Ульяновская дамба» получено заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.
По итогам указанной реконструкции в установленном градостроительным законодательством порядке учреждением было получено разрешение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.05.2018 № 73-24-0693-2018МС на ввод объекта в эксплуатацию: «Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты ФГУ «Ульяновская дамба», кадастровый номер 73:24:020101:1218, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Заволжский, ул. Академика Сахарова, д. 2В.
Указанный объект расположен на земельных участках, имеющих следующие кадастровые номера: 73:24:000000:266, 73:24:000000:1507, 73:24:020405:34, 73:24:020405:843; границы земельных участков установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, фактически располагается в кадастровых кварталах 73:24:020101, 73:24:020215.
Решением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, выраженным в уведомлении от 25.02.2019 № КУВД-001/2018-5942615/2, ФГБУ «Ульяновская дамба» было отказано в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости по пяти основаниям, и в частности, по основаниям, указанным в абзаце 3 пункта 1, пункта 2 уведомления, а именно: несоответствие технического плана от 25.04.2018 по содержанию Требованиям к подготовке технического плана, утвержденным приказом Минэкономразвития России № 953 от 18.12.2015, в части следующего указания: «В разделе «Характеристики объекта недвижимости» технического плана указана площадь застройки 743 867 кв.м., тогда как в разрешении данная характеристика отсутствует»; несоответствие разрешения на ввод в эксплуатацию, включенного в состав приложения технического плана от 25.04.2018, форме Приложения №2 к приказу № 117-пр от 19.02.2015 «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
Не согласившись с указанными основаниями отказа в государственной регистрации, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
Основным мотивом отказа Управления Росреестра по Ульяновской области по рассматриваемым пунктам послужил вывод регистрирующего органа о несоответствии разрешения на ввод в эксплуатацию форме, предусмотренной приказом № 117/пр от 19.02.2015 «Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию», а именно: в разрешении на ввод в эксплуатацию указаны 13 объектов (то есть только реконструированные объекты), тогда как в разрешении должно быть указано количество всех объектов в отношении всего объекта капитального строительства в целом; не указана площадь.
Так в оспариваемом решении указано: Разрешение выдано в отношении реконструированного объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:020101:1218, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Заволжский, ул. Академика Сахарова, д.2В. Согласно сведениям ЕГРН данный объект недвижимости состоит из 44 объектов (зданий, сооружений), тогда как в разрешении указаны основные характеристики тех объектов, реконструкция которых произошла, а не объекта недвижимости с кадастровым номером 73:24:020101:1218 в целом. Форма разрешения на ввод, утвержденная приказом № 117/пр от 19.02.2015, предусматривает подготовку названого документа в отношении всего объекта капитального строительства в целом, в том числе, в случае, если реконструкция выполнялась в отношении его части и соответственно, должно содержать сведения, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета в связи с изменением характеристик в отношении всего такого объекта.
ФГБУ «Ульяновская дамба», получив указанное уведомление, содержащее правовую оценку разрешения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.05.2018 № 73-24-0693-2018МС на ввод объекта в эксплуатацию, обратилось в указанное Министерство с разъяснением сложившейся ситуации о соответствии указанного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию приказу № 117/пр.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в своем письме от 01.10.2018 указало, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.05.2018 № 73-24-0693-2018МС выдано в отношении объекта капитального строительства «Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты ФГУ «Ульяновская дамба», кадастровый номер учтенного в ЕГРН реконструируемого объекта 73:24:020101:1218. Вместе с тем, формой разрешения на ввод объекта в эксплуатацию предусмотрено указание сведений об объекте капитального строительства (реконструкции). Указание характеристик всех объектов, входящих в объект недвижимости с кадастровым номером 73:24:020101:1218, утвержденной формой не предусмотрено.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закона № 218-ФЗ) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу статьи 27 Закона № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) считается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно статье 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации (часть 1 статьи 55 ГрК РФ).
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (часть 2 статьи 55 ГрК РФ).
Как указано выше, 24.11.2015 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации учреждению «Ульяновская дамба» выдано разрешение на строительство № 73-24-0460-2015МС, наименование объекта: «Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты ФГУ «Ульяновская дамба», площадь застройки 743 867 кв.м, содержащее помимо характеристик объекта капитального строительства в целом, характеристики тринадцати объектов, подлежащих реконструкции. Выданное разрешение на строительство № 73-24-0460-2015МС дало застройщику право осуществлять реконструкцию объекта капитального строительства, а именно реконструкцию тринадцати зданий и сооружений, входящих в состав объекта капитального строительства.
29.05.2018 Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выдано разрешение № 73 -24-0693-2018МС на ввод объекта в эксплуатацию: «Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты ФГУ «Ульяновская дамба», 73:24:020101:1218, расположенный по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, р-н Заволжский, ул. Академика Сахарова, д. 2В.
Следовательно, с учетом положений части 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение № 73-24-0693-2018МС на ввод объекта в эксплуатацию: «Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты ФГУ «Ульяновская дамба» подтверждает обстоятельства соответствия объекта разрешению на строительство, градостроительному плану земельного участка проекту планировки территории, проекту межевания территории, проектной документации.
Согласно части 10 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.
В силу части 10 статьи 40 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
В целях осуществления государственной регистрации прав учреждением в Управление Росреестра по Ульяновской области представлено, в том числе, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.05.2018 № 73-24-0693-2018МС, выданное Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Указанное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке не оспорено и не признано недействительным.
Какие-либо споры о признании недействительными разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию отсутствуют.
Следовательно, выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию подтверждает выполнение учреждением строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство и проектной документацией.
Таким образом, спорный объект, в отношении которого имеется действующее разрешение, соответствует всем перечисленным требованиям и нормам градостроительного законодательства не может быть квалифицирован в качестве неопределенного объекта (несуществующего предмета) гражданских прав.
Как указано выше, Управление исходило из того, что представленное заявителем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по форме и (или) содержанию не соответствует требованиям действующего законодательства, в частности приказу № 117/пр.
Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию установлена в соответствии с частью 12 статьи 55 ГрК РФ приказом Минстроя России от 19.02.2015 № 117/пр "Об утверждении формы разрешения на строительство и формы разрешения на ввод объекта в эксплуатацию".
Минстрой России (утвердивший форму разрешения и выдавший разрешения), в своем отзыве по делу указывает, что Минстроем России выдано разрешение на строительство от 24.11.2015 № 73-24-0460-2015МС в отношении объекта капитального строительства «Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты ФГУ «Ульяновская дамба», содержащее помимо характеристик объекта капитального строительства в целом, характеристики тринадцати объектов, подлежащих реконструкции. Выданное разрешение на строительство № 73-24-0460-2015МС дало застройщику право осуществлять реконструкцию объекта капитального строительства, а именно реконструкцию тринадцати зданий и сооружений, входящих в состав объекта капитального строительства.
Минстроем России выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 29.05.2018 № 73-24-0693-2018МС в отношении объекта с кадастровым номером 73:24:020101:1218 «Комплексная реконструкция гидротехнических сооружений инженерной защиты ФГУ «Ульяновская дамба», состоящему из 44 объектов (зданий и сооружений), с уточнением характеристик тех тринадцати объектов, реконструкция которых произведена в соответствии с выданным разрешением на строительство и проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 05 мая 2012 года № 394-12/ГТЭ-7972/07.
Минстрой России указывает, что согласно части 16 статьи 55 ГрК РФ форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Формой разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, утвержденной Приказом Минстроя России от 19 февраля 2015 № 117/пр (Приложение № 2), предусмотрено указание сведений об объекте капитального строительства (реконструкции), что нашло отражение в разрешении на ввод в эксплуатацию № 73-24-0693-2018МС, в котором указаны характеристики объекта капитального строительства в реконструированной части. Указание же характеристик тех зданий и сооружений, составляющих единый объект капитального строительства, в отношении которых не произведена реконструкция, согласно форме не требуется, в противном случае такое разрешение на ввод в эксплуатацию не могло быть выдано как не соответствующее разрешению на строительство и проектной документации.
Таким образом, Минстрой России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, а также являясь в силу закона уполномоченным органом на утверждение форм разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, является компетентным органом для дачи разъяснений по вышеуказанным вопросам в установленном порядке. Росреестр такими полномочиями не наделен, следовательно, доводы Управления Росреестра по Ульяновской области о несоответствии выданного Минстроем России разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утвержденной Приказом Минстроя России № 117/пр форме являются ошибочными и не учитывают положений как ГрК РФ, так и самого Приказа Минстроя России № 117/пр. Указание в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию характеристик объекта капитального строительства в целом без учета реконструированных зданий и сооружений, равно как и указание параметров тех зданий и сооружений, реконструкция которых проектной документацией и разрешением на строительство не предполагалась, не соответствует действующему законодательству и форме разрешения.
Судом первой инстанции также было учтена судебная практика, указывающая, что в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, у Росреестра отсутствуют полномочия по контролю за выдачей, содержанием разрешений на ввод объектов в эксплуатацию (постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.07.2018 № Ф05-11248/2018).
Дополнительно, судом первой инстанции было также учтено, что требование Управления является заведомо неисполнимым, поскольку требуя указания в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию в строке «Количество зданий, сооружений» - количества всех зданий объекта в целом (в том числе, и не вошедших в реконструкцию объекта), указанное будет свидетельствовать о несоответствии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию как проектной документации, так и разрешению на строительства, которые были выданы на 13 объектов, что и отражено в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию.
Таким образом, претензии Управления Росреестра к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию были правомерно признаны судом первой инстанции необоснованными.
В силу статей 14, 24 Закона № 218-ФЗ сведения в кадастр недвижимости вносятся, в том числе на основании сведений технического плана.
В соответствии с требованиями к подготовке технического плана, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 (далее - Требования к техническому плану), в составе раздела "Характеристика объекта недвижимости" указывается площадь застройки сооружения, которая определяется в соответствии с Требованиями к определению площади здания, сооружения и помещения, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 (далее -Требования к определению площади).
В соответствии с пунктом 7 Требований к определению площади - площадь застройки сооружения определяется как площадь проекции внешних границ ограждающих конструкций (стен) сооружения на горизонтальную плоскость, проходящую на уровне примыкания сооружения к поверхности земли, включая выступающие части (входные площадки и ступени, крыльца, веранды, террасы, приямки, входы в подвал). В площадь застройки включается площадь под сооружением, расположенным на столбах, арки, проезды под сооружением, части сооружения, консольно выступающие за плоскость стены на высоте менее 4,5 метра, а также подземные выступающие конструктивные элементы сооружения.
В разделе «Характеристики объекта недвижимости» технического плана указана площадь застройки 743 867 кв.м., что соответствует Требованиям к техническому плану.
Доказательства, что площадь застройки 743 867 кв.м. неверно определена, материалы дела не содержат. Напротив, указанные сведения соответствуют проектной документации и разрешению на строительство - площадь застройки 743 867 кв.м.
Отсутствие указания данной площади в разрешении на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не свидетельствует о несоответствии технического плана Требованиям к подготовке технического плана.
В связи с чем, указание ответчика, в числе оснований для отказа в постановке на кадастровый учет: «В разделе «Характеристики объекта недвижимости» технического плана указана площадь застройки 743 867 кв.м., тогда как в разрешении данная характеристика отсутствует», также было правомерно признано необоснованным.
На основании изложенного, судебная коллегия апелляционного суда соглашается с выводом суда первой инстанции, что применительно к оспариваемым пунктам заявителем в регистрирующий орган были представлены документы, подтверждающие законность создания объекта, ввод его в эксплуатацию, совокупность всех документов, позволяет идентифицировать объект в целом, количество зданий и сооружений, площадь, и являются необходимыми и достаточными для постановки объекта на кадастровый учет, в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации, указанные в части абзаца 3 пункта 1, пункта 2 уведомления, являются незаконными.
Частью 2 статьи 201 АПК РФ установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах требование учреждения о признании незаконным решения Управления Росреестра по Ульяновской области об отказе в постановке на государственный кадастровый учет, выраженного в уведомлении от 25.02.2019 № КУВД-001/2018-5942615/2, в части абзаца 3 пункта 1, пункта 2 уведомления, является правомерным и было обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, действующая на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457.
Следовательно, надлежащим ответчиком по заявленному требованию является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области.
В связи с чем, требование к указанному ответчику было обоснованно удовлетворено, а ко второму ответчику - оставлено без удовлетворения. Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции, с учетом предмета спора, норм действующего законодательства, фактических обстоятельств дела, указал на отсутствие, в рассматриваемом конкретном случае, оснований для применения положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционных жалобах, полностью повторяющих доводы, приводившиеся в суде первой инстанции, не содержится. Доводы ответчиков рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.Доводы жалоб приведены без учета установленных и изложенных по делу обстоятельств и их не опровергают. Законность отказа в части оспариваемых оснований, ответчиками не подтверждена и не доказана.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 16 июля 2019 года по делу № А72-2336/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Попова
Судьи А.Б. Корнилов
Н.В. Сергеева