ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-14379/20 от 19.11.2020 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

26 ноября 2020 года                                                                              Дело № А55-34979/2019

г. Самара

Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2020 года

Постановление в полном объеме изготовлено 26 ноября 2020 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Лихоманенко О.А., судей Поповой Е.Г., Сергеевой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Законовым А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу администрации городского округа Тольятти на решение Арбитражного суда Самарской области от 25 августа 2020 года по делу № А55-34979/2019 (судья Гордеева С.Д.), принятое по заявлению администрации городского округа Тольятти к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: муниципального автономного учреждения городского округа Тольятти «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципального предприятия города Тольятти «Управляющая компания № 4», министерства строительства Самарской области, общества с ограниченной ответственностью «Дедал», о признании незаконным отказа,

с участием в судебном заседании:

от администрации городского округа Тольятти – представителя Рассказчиковой А.Ю. (доверенность от 27.12.2019),

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области – представителя Блюзиной Л.В. (доверенность от 26.12.2019),

от муниципального автономного учреждения городского округа Тольятти «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» – представителей Сименовой Е.С. (доверенность от 29.10.2020), Абашкиной И.С. (доверенность от 09.01.2020),

в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского округа Тольятти (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской (далее - Управление Росреестра по Самарской области, Управление), изложенного в уведомлении от 02.10.2019 № 63/009/350/2019-1392 63-0-1-174/3312/2019-564 в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Ярославская, д.35, нежилое помещение и обязании Управления по вступлению решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Администрации, произвести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности в отношении нежилого помещения, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Ярославская, д.35, нежилое помещение 1009.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены: муниципальное автономное учреждение городского округа Тольятти «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – МАУ «МФЦ»), муниципальное предприятие города Тольятти «Управляющая компания № 4», министерство строительства Самарской области, общество с ограниченной ответственностью «Дедал».

Решением Арбитражного суда Самарской области от 25 августа 2020 года по делу № А55-34979/2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Администрация в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению Администрации, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.

МАУ «МФЦ» в отзыве апелляционную жалобу поддержало.

В судебном заседании представители Администрации и МАУ «МФЦ» поддержали апелляционную жалобу по указанным в ней основаниям.

Представитель Управления в судебном заседании просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей лиц в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Администрация является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Ярославская, 35.

Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 11.06.2013 № 1941-п/1 «О перераспределении муниципального имущества» за МАУ «МФЦ» закреплено на праве оперативного управления нежилое помещение, расположенное по адресу: г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Ярославская, 35, состоящее из комнат на -1 этаже: поз. №№ 26,  26а, на 1 этаже: поз. №№ 34-37, 40-53, общей площадью 215 кв.м.

Администрация указала, что в целях рационального использования муниципального имущества, учитывая обращение МАУ «МФЦ» в соответствии с Положением о порядке формирования и управления муниципальной казной городского округа Тольятти, утверждённым постановлением Тольяттинской городской Думы от 07.12.2005 № 302 за МАУ «МФЦ» закреплено на праве оперативного управления нежилое помещение площадью 25,6 кв.м. (1 этаж, поз. 38, 39), расположенное по адресу: г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Ярославская, 35.

На основании проекта, проведена реконструкция и объединение нежилых помещений с кадастровыми номерами 63:09:0201059:14030, площадью 215 кв.м, по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Ярославская, д.35, нежилое помещение 1009 и с кадастровым номером 63:09:0201059:2329, площадью 25,6 кв.м, по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Ярославская, д.35.

На основании распоряжения о присвоении адреса помещению № 2483-р/5 от 30.03.2018 вышеуказанному нежилому помещению присвоен адрес: Российская Федерация, Самарская область, городской округ Тольятти, город Тольятти, Комсомольский район, улица Ярославская, 35, помещение № 1009. Площадь нежилого помещения 253,7 кв.м.

Для осуществления действий по постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности и права оперативного управления в отношении нежилого помещения, образованного в результате реконструкции и объединении нежилых помещений, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Ярославская, 35, Администрацией и МАУ «МФЦ» направлены документы в Управление Росреестра по Самарской области.

Однако осуществление действий по регистрации перехода права собственности было приостановлено в связи с отсутствием акта уполномоченного органа или межведомственной комиссии о приеме завершённого переустройства и (или) перепланировки.

Уведомлением Управления от 02.10.2019 № 63/009/350/2019-1390 и уведомлением от 02.10.2019 № 63/009/350/2019-1391 отказано в осуществлении действий по государственной регистрации прекращения права собственности в отношении нежилых помещений с кадастровым номером 63:09:0201059:1430 и кадастровым номером 63:09:0201059:2329, расположенных по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Ярославская, 35.

Уведомлением Управления от 02.10.2019 № 63/009/350/2019-1392 отказано в осуществлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности в отношении вновь образованного нежилого помещения, расположенного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Ярославская, 35, нежилое помещение 1009.

Считая указанный отказ в государственной регистрации права нарушающим права и законные интересы Администрации в экономической сфере, последняя обратилась в арбитражный суд.

С учетом положений части 3 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Администрации.

Основанием для отказа в осуществлении действий по государственной регистрации прекращения права собственности послужил пункт 3 статьи 41 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрации прав на все объекты недвижимости, образованные их таких объектов.

Как следует из отказа Управления, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Самарской области от 13.01.2014 № 4-ГД «О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах на территории Самарской области» переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводятся с соблюдением требований данного Закона по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В обоснование заявленных требований Администрация ссылалась на то, что завершение переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения подтверждается актом уполномоченного органа или межведомственной комиссии о приеме завершенного переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.

Администрация указала, что в результате реконструкции выполнен демонтаж части перегородок в помещениях цокольного и первого этажа, выполнено устройство новых перегородок в помещениях цокольного и первого этажа, заложен входной проем в помещения первого этажа и выполнено устройство центрального входа в помещения со стороны витражного остекления, выполнена замена остекления и заполнения проемов фасада, выполнена декоративная отделка фасада.

Кроме того, Администрация представила заключение № 444 по обследованию несущих и ограждающих конструкций нежилых помещений, расположенных по адресу: г.Тольятти, Комсомольский район, улица Ярославская, 35, -1 этаж поз. 26, 26а; 1 этаж поз. 34-53, подготовленного ООО «Дедал», из которого усматривается, что выполненные строительно-монтажные работы по реконструкции помещений соответствуют действующим нормативным требованиям СниП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции», не противоречат требованиям СниП 2.08.02.89 «Общественные здания и сооружения».

Согласно ответу заместителя главы городского округа Тольятти от 25.10.2017 № 8151/5 МАУ «МФЦ» разъяснено, что отсутствует необходимость обращения в администрацию городского округа Тольятти с заявлением о выдаче разрешения на реконструкцию для осуществления строительных изменений в объекте капитального строительства - нежилом помещении, расположенном по адресу: ул.Ярославская, 35.

Администрация также указала, что 02.08.2018 МАУ «МФЦ» в администрацию Комсомольского района (территориальный орган администрации городского округа Тольятти) было подано заявление о согласовании переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.

Таким образом, в связи с тем, что, по утверждению Администрации, произведенные изменения объектов капитального строительства и (или) их частей не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц, и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом, получение разрешения на реконструкцию нежилых помещений не требуется.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, отклоняя возражения Управления относительно удовлетворения заявленных требований, Администрация сослалась на положения части 17 статьи 51 ГрК РФ, согласно которой выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

При принятии обжалуемого решения суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

В соответствии с частью 10 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации)  и пункта 20 Требований к подготовке технического плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953, сведения о помещении, за исключением сведений о площади и о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение, проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки.

В случае отсутствия разрешения на ввод здания или сооружения в эксплуатацию, проектной документации таких объектов недвижимости сведения о помещении, машино-месте, за исключением сведений о его местоположении в пределах этажа здания или сооружения либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения и его площади, указываются в техническом плане также на основании представленных заказчиком кадастровых работ технического паспорта помещения, изготовленного до 01.01.2013, или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания или сооружения, в котором расположено помещение, машино-место, и (или) утвержденного в установленном федеральным законом порядке акта о приемке в эксплуатацию таких зданий, сооружений. При отсутствии проектной документации здания или сооружения сведения о помещении, машино-месте указываются в техническом плане на основании декларации, а также иных документов, предусмотренных федеральными законами, в частности: копии договора долевого строительства, содержащего описание такого помещения, машино-места, акта приема-передачи готового помещения, машино-места.

Суд первой инстанции установил, что 21.06.2019 Администрацией подано заявление о постановке на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности в отношении нежилого помещения № 1009, образованного в результате реконструкции и объединения нежилых помещений с кадастровыми номерами 63:09:0201059:14030 и 63:09:0201059:2329, расположенных по адресу: Самарская область, г.Тольятти, Комсомольский р-н, ул.Ярославская, д.35. Также Администрацией представлен технический план помещения от 14.05.2018.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, заявленное помещение расположено в многоквартирном жилом доме с кадастровым номером 63:09:0201059:758.

Указанное обстоятельство лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Самарской области от 13.01.2014 № 4-ГД «О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных домах на территории Самарской области» (далее - Закон СО № 4-ГД), переустройство и (или) перепланировка нежилого помещения проводятся с соблюдением требований данного Закона по согласованию с органом местного самоуправления соответственно (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого ими решения.

Порядок согласования переустройства и (или) перепланировки утвержден Постановлением мэрии городского округа Тольятти от 24.06.2014 № 2046-п/1 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Согласования переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения в многоквартирном доме».

Согласно пункту 1 статьи 9 Закона СО № 4-ГД, завершение переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения подтверждается соответственно актом уполномоченного органа или межведомственной комиссии о приеме завершенного переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.

Пунктом 1 статьи 14 Закона о регистрации предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.

В силу пункта 4 статьи 18 Закона о регистрации к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное  не установлено данным Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости (пункт 3 статьи 14 Закона о регистрации).

Порядок возведения зданий, сооружений и их ввода в эксплуатацию предусмотрен Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

В силу части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 данной статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с данным Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом.

Согласно части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. Окончание строительства оформляется актом ввода в эксплуатацию.

В соответствии с частью 1 статьи 55 ГрК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, по общему правилу документом, подтверждающим возведение нового объекта, является разрешение на ввод его в эксплуатацию.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости.

Требования к подготовке технического плана, в том числе документы, на основании которых технический план может быть подготовлен, установлены статьей 24 Закона о регистрации, форма технического плана и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (далее - Требования к подготовке технического плана).

В соответствии с частью 12 статьи 24 Закона о регистрации, технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план.

В силу части 10 статьи 24 Закона о регистрации и пункта 20 Требований к подготовке технического плана, сведения о помещении, за исключением сведений о площади и местоположении в пределах этажа здания указываются на основании: 1) разрешения на ввод в эксплуатацию здания, в котором находится помещение; 2) проектной документации здания, в котором находится помещение; 3) проекта перепланировки и акта приемочной комиссии, подтверждающего завершение перепланировки; 4) изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта помещения или изготовленного до 01.01.2013 технического паспорта здания, в котором находится помещение.

Суд первой инстанции установил, что технический план, подготовленный на основании вышеуказанных документов, на государственную регистрацию не представлен.

Как уже отмечено, в силу части 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.

Пунктом 2 части 17 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом.

В силу пункта 14 статьи 1 ГрК РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

Суд первой инстанции установил, что Администрацией к ранее поданному заявлению о государственной регистрации права № 63/009/350/2018-1106 приобщалось письмо заместителя главы городского округа Тольятти - главы администрации Комсомольского района А.Н. Анисимова № 511/8 от 09.08.2018, из которого следует, что в результате реконструкции указанных выше нежилых помещений произойдет увеличение площадей нежилых помещений и многоквартирного дома, изменение конструктивных элементов   фасада,   присоединение   части   общего   имущества   дома   (придомовой территории), а, следовательно, будет осуществлена не перепланировка нежилого помещения, а реконструкция многоквартирного жилого дома.

Следовательно, в рассматриваемом случае технический план помещения может быть составлен на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение.

Из анализа представленных в материалы дела доказательств следует, что произведенные изменения затрагивают конструктивные особенности здания, что в любом случае влечет изменение архитектурного облика объекта, конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, то есть осуществляется реконструкция объекта капитального строительства, которая должна производиться на основании разрешения на строительство, с получением по окончании работ разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Однако в представленном техническом плане в разделе «Исходные данные» и в составе Приложения отсутствует разрешения на ввод здания или сооружения, в которых расположено помещение, в эксплуатацию, проектной документации здания или сооружения, в которых расположено помещение, а также отсутствует акт уполномоченного органа или межведомственной комиссии о приеме завершенного переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения.

Для получения информации о факте выдачи разрешения на реконструкцию и разрешения на ввод в эксплуатацию реконструированного многоквартирного жилого дома Управлением направлен соответствующий запрос в Министерство строительства Самарской области, на который 12.07.2019 и 15.07.2019 получены ответы, из которых следует, что разрешение на строительство и разрешение на ввод в эксплуатацию заявленного объекта не выдавались.

Доказательств обратного Администрацией ни суду первой, ни суда апелляционной инстанций не представлено.

В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 АПК РФ арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.

Самой же Администрацией указано, что в результате реконструкции выполнен демонтаж части перегородок в помещениях цокольного и первого этажа, выполнено устройство новых перегородок в помещениях цокольного и первого этажа, заложен входной проем в помещения первого этажа и выполнено устройство центрального входа в помещения  со  стороны  витражного  остекления,   выполнена  замена  остекления  и заполнения проемов фасада, выполнена декоративная отделка фасада.

Таким образом, Администрация не оспаривает факт произведенной реконструкции.

Фактически произведенные работы в нежилом помещении, расположенном по адресу: г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Ярославская, 35 являются реконструкцией дома, поскольку при демонтаже перегородок изменилась площадь объекта.

При этом разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства, не выдавалось.

Суд первой инстанции верно указал, что застройщик либо иное лицо, осуществляющие соответствующие работы, вправе осуществлять строительство или реконструкцию объектов капитального строительства только при наличии разрешения на строительство, полученного в установленном законом порядке.

Акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2), подписанный уполномоченными представителями сторон договора подряда, применяется для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ, что следует из Указания по применению и заполнению форм по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, утвержденного Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100.

Справка по форме № КС-3 составляется на выполненные в отчетном периоде строительные и монтажные работы, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, другие подрядные работы и представляется субподрядчиком генподрядчику, генподрядчиком заказчику (застройщику).

Указанные унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100.

Следовательно, по указанным формам № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» осуществляется учет работ в капитальном строительстве.

Однако в материалы дела не представлены соответствующие Акты о приемке выполненных работ по форме № КС-2 и справки по форме № КС-3, позволяющие однозначно установить фактически произведенные виды работ, в связи с чем не представляется возможным оценить влияние произведенных работ на безопасность объектов капитального строительства.

Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с позицией суда первой инстанции о том, что Администрация не доказала отсутствие влияния произведенных работ на безопасность объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г.Тольятти, Комсомольский район, ул.Ярославская, 35.

Ссылку Администрации на то, что указанная реконструкция произведена с целью рационального использования муниципального имущества с учетом обращения к администрации третьего лица - МАУ «МФЦ», суд первой инстанции обоснованно отклонил, поскольку самовольное переустройство помещения в отсутствие соответствующей разрешительной документации является нарушением требований действующего законодательства.

Доводы апелляционной жалобы относительно компетенции ООО «Дедал» в области обследования объектов капитального строительства, суд апелляционной инстанции принимает, однако, как обоснованно указал суд первой инстанции, указанное заключение не является экспертным; лицо, его составившее, не предупреждалось об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Кроме того, законность отказа Управления подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь данных доказательств в их совокупности, исходя из конкретных обстоятельств дела.

Таким образом, проанализировав нормативно-правовое регулирование отношений в рассматриваемой сфере в совокупности с установленными по делу фактическими обстоятельствами, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод арбитражного суда первой инстанции о законности и обоснованности оспариваемого отказа Управления.

Следовательно, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, и правильно оценил их.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как не основаны на законе и не опровергают обстоятельства, установленные судом первой инстанции.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 25 августа 2020 года по делу № А55-34979/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                    

О.А. Лихоманенко

Судьи 

Е.Г. Попова

Н.В. Сергеева