ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-14778/2014 от 13.11.2014 Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда


ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

г. Самара

Резолютивная часть  постановления  объявлена 13 ноября 2014 года

Постановление в полном объеме изготовлено 14 ноября 2014 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Романенко С.Ш.,
судей Балакиревой Е.М., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Караман А.С.,
при участии в судебном заседании:
от истца ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго" - Хоружев В.А., представитель по доверенность от 09.01.2014г.;
от иных лиц - не явились, извещены.

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 ноября 2014 года в зале № 6 дело по апелляционной жалобе открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" на решение Арбитражного суда Самарская область от 22 августа 2014 года, по делу № А55-7460/2014 (судья Веремей Л.Н.),
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" (ОГРН 1026300956131, ИНН 6315222985),
к Администрации городского округа Новокуйбышевск (ОГРН6330001300)
при участии третьих лиц ЗАО «Самарская Сетевая Компания» (ОГРН 1056367019136, ИНН 631050001)
о взыскании 840 303 руб. 06 коп.,

У С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к Администрации городского округа Новокуйбышевск о взыскании 840 303 руб. 06 коп. задолженности за потребленную в октябре 2011 года электрическую энергию.

Принятое к рассмотрению судом определением арбитражного суда от 21.07.2014 ходатайство истца об уточнении исковых требований, а именно по периоду образовавшейся задолженности с февраля 2010 года по октябрь 2011 года истец не поддержал.

Решением Арбитражного суда Самарская область от 22 августа 2014 года, по делу № А55-7460/2014 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым  судебным актом, открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Самараэнерго" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой считает принятое решение незаконным и необоснованным, просит решение отменить, принять новый судебный акт.

При этом в жалобе заявитель указал, что решение принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для правильного рассмотрения дела, неполно исследованы доказательства, и, как следствие, выводы, сделанные судом, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" апелляционную жалобу поддержал, решение суда считает незаконным и необоснованным, просил его отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В судебное заседание представители иных лиц, участвующих в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с частью 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.

Проверив законность и обоснованность  обжалуемого решения  в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы  в совокупности с исследованными доказательствами по делу, выслушав представителя истца, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд установил.

Как следует из материалов дела, 10.02.2011 между ОАО "Самараэнерго" и Муниципальным дошкольным образовательным учреждением детский сад №4 "Терем-теремок" комбинированного вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области (далее "Муниципальный заказчик") был заключен муниципальный контракт на энергоснабжение №1363э, в соответствии с п.5.1. которого объемы потребления электрической энергии (мощности), объемы услуг, неразрывно связанных с процессом передачи электрической энергии "Муниципальному заказчику" за расчетный период, определяются по показаниям расчетных приборов учета электрической энергии (мощности).

Учет потребленной электрической энергии производился "Муниципальным заказчиком", поскольку пунктом 3.1.6. муниципального контракта на энергоснабжение №1363э предусмотрена его обязанность ежемесячно предоставлять сведения об объемах потребленной электрической энергии по форме приложения №7.1 к муниципальному контракту.

Учет потребления "Муниципальным заказчиком" электрической энергии осуществлялся по счетчику типа ЦЭ6803В №008522023024509.

В соответствии с актом снятия показаний расчетных приборов учета электрической энергии за октябрь 2011, представленным "Муниципальным заказчиком", объем потребленной электроэнергии за октябрь 2011 составил 12067 кВт/ч. При этом снятие показаний абонентом производилось по шести цифрам счетчика.

Однако, семиразрядность прибора учета ЦЭ6803В №008522023024509 подтверждается техническими характеристиками данной модели, а так же актом осмотра прибора учета от 03.11.2011, проведенным сетевой организацией в присутствии абонента.

В связи с ошибочно представленным объемом потребленной электроэнергии, по прибору учета ЦЭ6803В №008522023024509, "Муниципальному заказчику" был произведен перерасчет отпущенной электрической энергии за период с 01.10.2011 по 31.10.2011, который составил 160992 кВт/ч на сумму 840 303,06 рублей (с учетом НДС).

Акт №10647 от 08.12.2011 на перерасчет потребленной электроэнергии дважды (12.01.2012 исх.№15-2377 и 01.02.2012 исх.№15-43) направлялся на подпись
"Муниципальному заказчику".

В соответствии с уведомлениями о вручении данный акт был получен "Муниципальным заказчиком" 13.01.2012 и 02.02.2012 соответственно.

18.04.2012г в журнале "Вестник государственной регистрации" №15(373) было опубликовано сообщение о процессе ликвидации Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 "Терем-теремок" комбинированного вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области 01.06.2012 (исх.№119д/550/9218) ОАО "Самараэнерго" направило требование на сумму 840 303,06 рублей в ликвидационную комиссию.

В соответствии с уведомлением о вручении, требование было получено 06.06.2012.

В ходе процесса ликвидации требование ОАО "Самараэнерго", как кредитора, не удовлетворено.

25.12.2012 в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации прекращения деятельности Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 "Терем-теремок" комбинированного вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области в связи с его ликвидацией.

В соответствии с Уставом Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №4 "Терем-теремок" комбинированного вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области имущество, закрепляемое за ДОУ, является муниципальной собственностью Новокуйбышевска. Субсидиарную ответственность по обязательствам ДОУ несет собственник соответствующего имущества. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

Устанавливая фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего  исследования представленных доказательств, суд первой инстанции в силу норм статей 120, 399 Гражданского кодекса Российской Федерации обосновано отказал в иске.

В соответствии с Решением от 19.12.2012 №421 думы городского округа Новокуйбышевск Самарской области "О бюджете городского округа Новокуйбышевск на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" главным распорядителем бюджетных средств администрации городского округа Новокуйбышевск, является администрация городского округа Новокуйбышевск, указанные выше обстоятельства и послужили истцу основанием настоящего иска.

МДОУ № 4 «Терем-теремок» ликвидировано 25.12.12, что подтверждается Свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ (серия 63 № 005779641) и по своей организационно-правовой форме было муниципальным бюджетным учреждением. Собственником имущества учреждения являлась администрация городского округа Новокуйбышевск.

Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" пункт 2 статьи 120 Гражданского кодекса дополнен абзацем шестым.

Согласно абз. 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Согласно п. 12 ст. 33 Федерального закона N 83-ФЗ положения абз. 6 п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 83-ФЗ) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 01.01.2011.

Отменяя норму о субсидиарной ответственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования по обязательствам созданных ими учреждений, за исключением казенных учреждений, законодатель указал на то, что новая норма не применяется к отношениям, возникшим до 01.01.2011 (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 7463/12).

Судом первой инстанции верно установлено, что правоотношение, в рамках которого образовалась спорная задолженность, возникло из муниципального контракта на энергоснабжение №1363э, заключенного 10.02.2011, то есть заключенного после 01.01.2011, при таких обстоятельствах к отношениям сторон по настоящему делу подлежит применению статья 120 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции Закона N 83-ФЗ.
Утверждения Истца о том, что муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Терем-теремок» комбинированного вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области не является бюджетным учреждением, несостоятельны в силу следующего.

При этом суд первой инстанции правомерно указал, что образовательное учреждение прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией 25 декабря 2012 года, поэтому к нему нельзя применять нормы Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в редакции от 04.06.2014.

Последняя редакция Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Терем-теремок» комбинированного вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области был утверждена собственником в мае 2009 года.
Изменения в Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Терем-теремок» комбинированного вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области внесены в июле 2010 года.

Согласно ч. 1 ст. 11.1 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) образовательные организации могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

Частью 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. от 09.02.2009) установлено, что государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) "Об автономных учреждениях" автономное учреждение отвечает по своим обязательствам закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.

Статьей 7 Закона об автономных учреждениях установлено, что устав автономного учреждения, в том числе, должен содержать сведения о наименовании автономного учреждения, включающее в себя слова "автономное учреждение" и содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества.

Что касается бюджетного учреждения, то на момент утверждения Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Терем-теремок» комбинированного вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области правовое положение бюджетных учреждений определялись ст.ст. 70 и 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации" (ред. от 09.04.2009).

Следует отметить, что раздел 5 «Финансовая и хозяйственная деятельность ДОУ. Имущество» Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 «Терем-теремок» комбинированного вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области полностью соответствует ст.ст. 70 и 161 Бюджетный кодекс Российской Федерации" (ред. от 09.04.2009).

Кроме того,  суд первой инстанции верно указал, что действующее в то время законодательство не предусматривало обязательного указания в уставе бюджетного учреждения, что данное учреждение является бюджетным.

Таким образом, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 «Терем-теремок» комбинированного вида городского округа Новокуйбышевск Самарской области является муниципальным бюджетным учреждением.

Доводы заявителя жалобы несостоятельны и опровергаются представленными доказательствами по делу.

Принимая во внимание изложенное, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в связи с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не доказывают нарушения судом первой инстанции норм материального или процессуального права либо несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, всем доводом в решении была дана надлежащая правовая оценка.

Иных доводов в обоснование апелляционной жалобы заявитель не представил, в связи с чем Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарская область от 22 августа 2014 года, по делу № А55-7460/2014, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Самарская область от 22 августа 2014 года, по делу № А55-7460/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.


Председательствующий С.Ш. Романенко

Судьи Е.М. Балакирева

Е.А. Терентьев