ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
31 октября 2022 года дело № А55-6386/2022
г. Самара 11АП-15071/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2022 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 октября 2022 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Деминой Е.Г., судей Колодиной Т.И., Морозова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Город Солнца" - Булатова Г.Р., доверенность №91 от 26.04.2022, удостоверение адвоката,
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Кузнецова Д.Е., доверенность №70 от 27.06.2022, диплом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Город Солнца" на решение Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2022 года по делу №А55-6386/2022 (судья Разумов Ю.М.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Город Солнца" (ОГРН 1146319010716, ИНН 6319187121) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) о понуждении произвести перерасчет.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Город Солнца" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - ответчик) о понуждении произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги (обращение с ТКО) за период отсутствия проживающих в квартирах застройщика в многоквартирных домах по адресам г. Самара, Проспект Кирова, д. 322а, корпус 1, корпус 3 в период с 03.07.2019 по 31.12.2019, в доме по адресу г. Самара, ул. Революционная, д. 101в в период с 01.10.2019 по 23.03.2020 , путем исключения из платы суммы 792 364,55 руб.
Решением от 15.08.2022 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Истец не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить в заявленном размере.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что вывод суда о том, что законодательством не предусмотрен порядок перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО, в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив является 1 квадратный метр, является необоснованным, поскольку застройщики, чьи квартиры находятся в черновой отделке не являются лицами, пользующимся жилыми помещениями и потребляющими коммунальную услугу по обращению с ТКО. Исходя из действующего жилищного законодательства перерасчет платы за коммунальную услугу осуществляется, в том числе за период отсутствия собственника жилого помещения.
Внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан (в том числе собственника) в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В ситуации, когда в жилом помещении не имеется постоянно или временно проживающих лиц, перерасчет платы за период временного отсутствия за коммунальную услугу, рассчитываемую по нормативу на площадь помещения, возможен и на основании соответствующего заявления собственника жилого помещения по мотиву его временного отсутствия (неиспользования) в соответствующем жилом помещении.
Доводы заявителя подробно изложены в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель ответчика отклонил доводы жалобы как необоснованные, представил письменные возражения.
Проверив материалы дела, ознакомившись с письменными возражениями ответчика, выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с пунктом 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) и на основании договоров управления заключенных с застройщиком многоквартирного дома, истец осуществлял управление вновь построенными многоквартирными домами по адресу г. Самара, Проспект Кирова, д. 322а, корпус 1, корпус 3 в период с 03.07.2019 по 31.12.2019, домом по адресу г. Самара, ул. Революционная, д. 101в в период с 01.10.2019 по 23.03.2020.
В соответствии с условиями договоров управления, ООО "Город Солнца" в период управления не принимало на себя обязательства по оказанию услуг по обращению с ТКО по указанным адресам и в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг услугу "обращение ТКО" не выставляло, сбор денежных средств за "обращение с ТКО" не осуществляло.
На основании решения Арбитражного суда Самарской области 10.03.2021 по делу А55-12806/2020 с расчетного счета ООО "Город Солнца" в пользу ООО "Экостройресурс" списаны денежные средства в сумме более 800 000 руб.
При этом, сумма начисленная ООО "Экостройресурс" за квартиры застройщика (до даты их передачи дольщикам по акту) в многоквартирных домах по адресу г. Самара, Проспект Кирова, д. 322а, корпус 1, корпус 3 в период с 03.07.2019 по 31.12.2019, ул. Революционная, д. 101в в период с 01.10.2019 по 23.03.2020, согласно представленному списку, составила 792 364,55 руб.
Взысканные судом денежные средства в период управления домами не выставлялись застройщику ООО "Город Солнца".
Истец, обратился к ответчику с заявлением о перерасчете взысканной суммы, которое ответчиком было оставлено без удовлетворения, что явилось основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.
Истец считает, что поскольку коммунальными услугами в квартирах, не переданных застройщиком никто не пользовался, а Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее – Постановление №354) содержит прямое указание на услуги, перерасчет по которым запрещен (пункты 86, 88), услуги по обращению с ТКО к таковым не относятся, сам по себе факт отсутствия в нормативных актах методики перерасчета не может являться основанием для ущемления прав истца на перерасчет по квартирам, где отсутствовали потребители.
Принимая решение об отказе в иске, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство МКД) после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи, а также в соответствии пунктом 7 указанной выше статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у застройщика (лица, обеспечивающего строительство МКД) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.
Согласно пункту 14 статьи 161 ЖК РФ до заключения договора управления МКД между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление МКД осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления МКД не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию МКД.
Такой договор заключается на срок не более чем три месяца, а в силу части 6 статьи 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления МКД по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Таким образом, застройщик ООО "Премьер – Инвестстрой" заключил договор № 1з/2019 от 03.07.2019 управления МКД, расположенного по адресу: г. Самара, Проспект Кирова, д. 322А корпус 1, проспект Кирова, д. 322А корпус 3 с ООО "Город Солнца" (далее - Договор управления №1з/2019), застройщик ООО "Строительная компания Сокол -2" заключил договор № 2/у/19 от 01.10.2019 управления МКД, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Революционная, 101 В с ООО "Город Солнца" (далее - договор управления № 2/у/19).
Согласно пунктам 2.1.4 договоров управления № 1з/2019 и № 2/у/19 ООО "Город Солнца" обязуется заключать с ресурсоснабжающими организациями и третьими лицами договоры о предоставлении коммунальных ресурсов, договор на техническое обслуживание общедомового инженерного оборудования, а также иные договоры, необходимые для использования помещений по назначению, для жизнеобеспечения дома и поддержания дома и поддержания его в надлежащем техническом и санитарном состоянии, за счет Заказчика вести расчеты по заключенным договорам.
Согласно пунктам 2.4.1 договоров управления № 1з/2019 и № 2/у/19 заказчик имеет право контролировать выполнение Управляющим его обязательств по настоящему договору в соответствии с ЖК РФ и иными нормативно - правовыми актами, действующими в сфере ЖКХ.
Согласно пунктам 3.1 договоров управления № 1з/2019 и № 2/у/19 цена договора определяется как сумма платы за коммунальные услуги и содержание МКД, а именно плата за коммунальные услуги осуществляется заказчиком в соответствии со счетами Управляющего, выставленных на основании соответствующих счетов и передаточных документов ресурсоснабжающих организаций.
В соответствие с подпунктом "ж" Постановления № 354 сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в МКД и жилых домах, является одним из видов коммунальных услуг.
Согласно пункту 148 (1) Постановления № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Постановления Правительства РФ № 354.
Исполнитель коммунальной услуги обязан заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО (подпункт "б" пункта 148 (22) Постановления Правительства РФ № 354.
В соответствии с пунктом 148 (7) Постановления № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.
В соответствии с частью 12 статьи 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление МКД, в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, не вправе отказываться от заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 11 статьи 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пунктом 148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к Правилам № 354, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к Правилам № 354.
В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в Приказе от 29.12.2018 № 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения" (далее - Приказ № 1023) утверждены нормативы накопления ТКО на территории 10 городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0,091 куб.м./год.
Министерство, принимая Приказ № 1023, реализовало закрепленное в пункте 4 (1) постановления Правительства РФ № 857 от 27 августа 2012 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" право Самарской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории 10 городских округов Самарской области исходя из общей площади жилого помещения.
9(2) Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):
, где:
Si - общая площадь i-го жилого помещения;
- норматив накопления твердых коммунальных отходов;
Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Общая площадь жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по следующим адресам: г. Самара, пр-кт Кирова, д. 322А, к.1 составляет 32 883 кв. м., г. Самара, ул. Революционная, д. 101 В составляет 21 997 кв. м.
Согласно выставленным УПД, исходя из вышеприведенной формулы цена (тариф) за единицу измерения для МКД и ИЖС составляет 3,78 руб. (без учета НДС) и 4,54 руб за квадратный метр (с учетом НДС).
Расчет цены (тарифа) за единицу измерения для МКД и ИЖС следующий: 0,091 куб.м - годовой норматив накопления ТКО 0,0076 куб.м. - месячный норматив накопления ТКО 0,0076 куб.м. х 598,16 (тариф с НДС) = 4,54 руб. (тариф с учетом НДС) за квадратный метр площади 0,0076 куб.м. х 498,47 (тариф без НДС) = 3,78 руб. (тариф без учета НДС) за квадратный метр площади.
Законодателем не предусмотрен порядок перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО, является 1 кв. м.
Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, в том числе при оказании услуг по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении устанавливается в соответствии с п. п. 148(22) - 148(37) Правил № 354.
Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Данные нормы устанавливают возможность перерасчета лишь при применении нормативов накопления ТКО исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в числе прочих относится: установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, что предусмотрено пунктом 16 статьи 12 ЖК РФ.
Приказом Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 1023 от 29.12.2018 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. м, общей площади жилого помещения" было принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г.о. Самара на 1 кв. м общей площади жилого помещения.
Поскольку на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г. Самара, принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на 1 кв. м общей площади жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что временное отсутствие и не проживание в квартире собственников, не может являться основанием для произведения перерасчета суммы оплаты за коммунальные платежи, а именно: за пользование коммунальными услугами "обращение с ТКО".
Порядок начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО регулируется Правилами №354.
Законодателем не предусмотрен порядок перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов, является 1 кв. м.
Данная позиция также отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от 04.08. 2022 года № 301-ЭС20-4119.
Таким образом, услуги по обращению с ТКО не подлежат перерасчету.
Суд также правильно отметил, что заявленное требование направлено на переоценку решения Арбитражного суда Самарской области по делу А55-12806/2020 которым с истца в пользу ответчика взыскана задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 28.02.2020.
Расходы по уплате государственной пошлины отнесены на истца по правилам статьи 110 АПК РФ.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются как необоснованные.
Фактические обстоятельства дела судом первой инстанции установлены правильно, представленные сторонами доказательства исследованы и оценены по правилам статьи 71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, часть 11 статьи 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).
Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.
Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(44) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.
Абзац второй пункта 148(30) Правил порядок перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не регламентирует. (Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 22.07.2020 № АКПИ-254).
Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 15 августа 2022 года по делу №А55-6386/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Город Солнца" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий Е.Г. Демина
Судьи Т.И. Колодина
В.А. Морозов