ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 11АП-15071/2022 от 25.10.2022 АС Самарской области

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45

www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции по проверке законности и

обоснованности решения арбитражного суда,

не вступившего в законную силу

31 октября 2022 года                                                                      дело № А55-6386/2022

г. Самара                                                                                                    11АП-15071/2022

Резолютивная часть постановления объявлена  25  октября 2022 года

Постановление в полном объеме изготовлено   31  октября 2022 года

Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Деминой Е.Г., судей Колодиной Т.И., Морозова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Якушовой Н.С.,

с участием:

от общества с ограниченной ответственностью "Город Солнца" - Булатова Г.Р., доверенность №91 от 26.04.2022, удостоверение адвоката,

от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - Кузнецова Д.Е., доверенность №70 от 27.06.2022, диплом,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № 3 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Город Солнца" на решение Арбитражного суда Самарской области от  15 августа 2022 года по делу №А55-6386/2022 (судья Разумов Ю.М.)

по иску общества с ограниченной ответственностью "Город Солнца" (ОГРН 1146319010716, ИНН 6319187121) к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232) о понуждении произвести перерасчет.

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью "Город Солнца" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к  обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс"   (далее - ответчик) о понуждении  произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги  (обращение с ТКО) за период отсутствия проживающих в квартирах застройщика в многоквартирных домах по адресам г. Самара, Проспект Кирова, д. 322а, корпус 1, корпус 3 в период с 03.07.2019 по 31.12.2019, в доме по адресу г. Самара, ул. Революционная, д. 101в в период с 01.10.2019 по 23.03.2020 ,  путем исключения из платы  суммы 792 364,55 руб.

Решением от 15.08.2022 исковые требования оставлены без удовлетворения.

Истец  не согласился с принятым судебным актом и обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит отменить решение как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым исковые  требования удовлетворить в заявленном размере.

В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что   вывод суда о том, что  законодательством не предусмотрен порядок перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО, в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив является 1 квадратный метр, является необоснованным, поскольку застройщики, чьи квартиры находятся в черновой отделке не являются  лицами, пользующимся жилыми помещениями и потребляющими коммунальную услугу по обращению  с  ТКО. Исходя из действующего жилищного законодательства перерасчет платы за коммунальную услугу осуществляется,  в том числе за период отсутствия собственника жилого помещения.

Внесение платы за иные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан (в том числе собственника) в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

В ситуации, когда в жилом помещении не имеется постоянно или временно проживающих лиц, перерасчет платы за период временного отсутствия за коммунальную услугу, рассчитываемую по нормативу на площадь помещения, возможен и на основании соответствующего заявления собственника жилого помещения по мотиву его временного отсутствия (неиспользования) в соответствующем жилом помещении.

Доводы заявителя подробно изложены  в апелляционной жалобе и поддержаны его представителем  в  судебном заседании.

Представитель ответчика  отклонил доводы  жалобы как необоснованные,  представил письменные  возражения.

Проверив  материалы дела, ознакомившись с письменными  возражениями ответчика, выслушав представителей сторон,  оценив доводы  апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции  установил.

В обоснование  заявленных  требований  истец  указал, что в соответствии с пунктом  14 статьи 161 Жилищного кодекса   Российской Федерации (далее – ЖК РФ)  и на основании договоров управления заключенных с застройщиком многоквартирного дома,  истец осуществлял управление вновь построенными многоквартирными домами по адресу г. Самара, Проспект Кирова, д. 322а, корпус 1, корпус 3 в период с 03.07.2019  по 31.12.2019,  домом по адресу г. Самара, ул. Революционная, д. 101в  в период с 01.10.2019 по 23.03.2020. 

В соответствии с условиями договоров управления, ООО "Город Солнца" в период управления не принимало на себя обязательства по оказанию услуг по обращению с ТКО по указанным адресам и в платежных документах на оплату жилищно-коммунальных услуг услугу "обращение ТКО" не выставляло, сбор денежных средств за "обращение с ТКО" не осуществляло.

На основании  решения Арбитражного суда  Самарской области 10.03.2021  по делу А55-12806/2020  с расчетного счета ООО "Город Солнца" в пользу ООО "Экостройресурс"  списаны   денежные средства в сумме более 800 000 руб.

При этом,   сумма начисленная ООО "Экостройресурс" за квартиры застройщика (до даты их передачи дольщикам по акту) в многоквартирных домах по адресу г. Самара, Проспект Кирова, д. 322а, корпус 1, корпус 3 в период с 03.07.2019  по 31.12.2019, ул. Революционная, д. 101в в период с 01.10.2019 по 23.03.2020, согласно представленному списку, составила 792 364,55 руб.

Взысканные судом денежные средства в период управления домами не выставлялись застройщику ООО "Город Солнца".

Истец,   обратился к ответчику  с заявлением о перерасчете  взысканной суммы, которое ответчиком было оставлено без   удовлетворения, что явилось  основанием для обращения истца в суд с вышеуказанным иском.

Истец считает, что   поскольку коммунальными  услугами в квартирах, не переданных застройщиком никто не пользовался, а  Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"  (далее – Постановление №354) содержит прямое указание на услуги, перерасчет по которым запрещен (пункты  86,  88), услуги по обращению с ТКО к таковым не относятся, сам по себе факт отсутствия в нормативных актах методики перерасчета не может являться основанием для ущемления прав истца на перерасчет по квартирам, где отсутствовали потребители.

Принимая решение  об отказе в  иске, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с пунктом  6 части  2 статьи  153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство МКД) после выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи, а также в соответствии пунктом  7 указанной выше статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у застройщика (лица, обеспечивающего строительство МКД) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод МКД в эксплуатацию.

Согласно пункту  14 статьи  161 ЖК РФ до заключения договора управления МКД между лицом, указанным в пункте  6 части  2 статьи  153 ЖК РФ, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, управление МКД осуществляется управляющей организацией, с которой застройщиком должен быть заключен договор управления МКД не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию МКД.

Такой договор заключается на срок не более чем три месяца, а в силу части  6 статьи  162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления МКД по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

Таким образом, застройщик ООО "Премьер – Инвестстрой" заключил договор № 1з/2019 от 03.07.2019 управления МКД, расположенного по адресу: г. Самара, Проспект Кирова, д. 322А корпус 1, проспект Кирова, д. 322А корпус 3 с ООО "Город Солнца" (далее - Договор управления №1з/2019), застройщик ООО "Строительная компания Сокол -2" заключил договор № 2/у/19 от 01.10.2019  управления МКД, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Революционная, 101 В с ООО "Город Солнца" (далее - договор управления № 2/у/19).

Согласно пунктам 2.1.4 договоров управления  № 1з/2019 и   № 2/у/19 ООО "Город Солнца" обязуется заключать с ресурсоснабжающими организациями и третьими лицами договоры о предоставлении коммунальных ресурсов, договор на техническое обслуживание общедомового инженерного оборудования, а также иные договоры, необходимые для использования помещений по назначению, для жизнеобеспечения дома и поддержания дома и поддержания его в надлежащем техническом и санитарном состоянии, за счет Заказчика вести расчеты по заключенным договорам.

Согласно пунктам 2.4.1 договоров  управления № 1з/2019 и № 2/у/19 заказчик имеет право контролировать выполнение Управляющим его обязательств по настоящему договору в соответствии с ЖК РФ и иными нормативно - правовыми актами, действующими в сфере ЖКХ.

Согласно пунктам 3.1 договоров  управления № 1з/2019 и  № 2/у/19 цена договора определяется как сумма платы за коммунальные услуги и содержание МКД, а именно плата за коммунальные услуги осуществляется заказчиком в соответствии со счетами Управляющего, выставленных на основании соответствующих счетов и передаточных документов ресурсоснабжающих организаций.

В соответствие с подпунктом "ж"  Постановления № 354  сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение ТКО, образующихся в МКД и жилых домах, является одним из видов коммунальных услуг.

Согласно пункту 148 (1) Постановления № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, из числа договоров, указанных в пунктах 148 (4) - 148 (6) Постановления Правительства РФ № 354.

Исполнитель коммунальной услуги обязан заключать с региональным оператором по обращению с ТКО договоры на оказание услуг по обращению с ТКО (подпункт "б" пункта 148 (22) Постановления Правительства РФ № 354.

В соответствии с пунктом 148 (7) Постановления № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с ТКО обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с региональным оператором по обращению с ТКО договора на оказание услуг по обращению с ТКО в целях обеспечения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО потребителям.

В соответствии с частью 12 статьи  161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление МКД, в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи  157 ЖК РФ, не вправе отказываться от заключения договора  с региональным оператором по обращению с ТКО.

В соответствии с пунктом  11 статьи  155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу пунктом  148(30) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(1) приложения № 2 к Правилам № 354, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

В случае принятия органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к Правилам № 354.

В соответствии с пунктом  19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным законом, или органом местного самоуправления в случае наделения его отдельными государственными полномочиями (части 1, 2 статьи 157 ЖК РФ).

Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в Приказе от 29.12.2018 № 1023 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения" (далее - Приказ № 1023) утверждены нормативы накопления ТКО на территории 10 городских округов Самарской области на 1 кв. метр общей площади жилого помещения многоквартирных и индивидуальных домов в размере 0,091 куб.м./год.

Министерство, принимая Приказ № 1023, реализовало закрепленное в пункте  4 (1) постановления Правительства РФ № 857 от 27 августа 2012 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" право Самарской области на установление порядка осуществления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на территории 10 городских округов Самарской области исходя из общей площади жилого помещения.

9(2) Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил по формуле 9(2):

, где:

Si - общая площадь i-го жилого помещения;

 - норматив накопления твердых коммунальных отходов;

Tотх - цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Общая площадь жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по следующим адресам: г. Самара, пр-кт Кирова, д. 322А, к.1 составляет 32 883 кв. м., г. Самара, ул. Революционная, д. 101 В составляет 21 997 кв. м.

Согласно выставленным УПД, исходя из вышеприведенной формулы цена (тариф) за единицу измерения для МКД и ИЖС составляет 3,78 руб. (без учета НДС) и 4,54 руб за квадратный метр (с учетом НДС).

Расчет цены (тарифа) за единицу измерения для МКД и ИЖС следующий: 0,091 куб.м - годовой норматив накопления ТКО 0,0076 куб.м. - месячный норматив накопления ТКО 0,0076 куб.м. х 598,16 (тариф с НДС) = 4,54 руб. (тариф с учетом НДС) за квадратный метр площади 0,0076 куб.м. х 498,47 (тариф без НДС) = 3,78 руб. (тариф без учета НДС) за квадратный метр площади.

Законодателем не предусмотрен порядок перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накопления ТКО, является 1 кв. м.

Порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг, в том числе при оказании услуг по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении устанавливается в соответствии с п. п. 148(22) - 148(37) Правил № 354.

Исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Данные нормы устанавливают возможность перерасчета лишь при применении нормативов накопления ТКО исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений в числе прочих относится: установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы, разработка методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, что предусмотрено пунктом  16 статьи  12 ЖК РФ.

Приказом Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области № 1023 от 29.12.2018 "Об утверждении и применении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории городских округов Самарской области на 1 кв. м, общей площади жилого помещения" было принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г.о. Самара на 1 кв. м общей площади жилого помещения.

Поскольку  на территории городских округов Самарской области, в том числе и в г. Самара, принято решение об утверждении и применении нормативов накопления ТКО на 1 кв. м общей площади жилого помещения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том,  что временное отсутствие и не проживание в квартире  собственников, не может являться основанием для произведения перерасчета суммы оплаты за коммунальные платежи, а именно: за пользование коммунальными услугами "обращение с ТКО".

Порядок начисления платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО регулируется Правилами №354.

Законодателем не предусмотрен порядок перерасчета коммунальной услуги по обращению с ТКО в случае отсутствия постоянно или временно проживающих в жилом помещении, когда расчетной единицей, в отношении которой установлен норматив накопления твердых коммунальных отходов, является 1 кв. м.

Данная позиция также отражена в Определении Верховного суда Российской Федерации от  04.08. 2022 года  № 301-ЭС20-4119.

Таким образом, услуги по обращению с ТКО  не подлежат перерасчету.

Суд также правильно отметил, что  заявленное требование направлено на переоценку  решения  Арбитражного суда Самарской области  по делу А55-12806/2020  которым с истца в пользу ответчика   взыскана задолженность по оплате  коммунальной услуги  по обращению  с ТКО за период с 01.01.2019 по 28.02.2020.

Расходы по  уплате государственной пошлины отнесены  на истца по правилам статьи 110 АПК РФ.

Доводы,  изложенные   в апелляционной жалобе,   отклоняются как необоснованные.

Фактические обстоятельства  дела судом первой инстанции   установлены правильно, представленные   сторонами доказательства  исследованы и оценены по правилам статьи  71 АПК РФ. Выводы суда соответствуют  установленным по делу  фактическим обстоятельствам  и имеющимся в деле доказательствам,  нормы материального и процессуального  права применены правильно.

Собственник жилого дома или части жилого дома согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Определяя порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, часть 11 статьи 155 ЖК РФ предусматривает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Твердые коммунальные отходы согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 года  N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (статья 1).

Ввиду отсутствия возможности определения объема индивидуального потребления данного вида коммунальной услуги размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении, а при отсутствии информации о таковых - с учетом количества собственников жилого помещения.

Твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148(44) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил.

Абзац второй пункта 148(30) Правил порядок перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не регламентирует. (Решение  Судебной  коллегии  по административным  делам  Верховного   суда РФ от 22.07.2020   № АКПИ-254).

Расходы по уплате государственной пошлины в соответствии  со статьей  110 АПК РФ относятся на заявителя жалобы.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Самарской области от  15 августа 2022 года по делу №А55-6386/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Город Солнца"  без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий                                                                            Е.Г. Демина

Судьи                                                                                                           Т.И. Колодина

                                                                                                                      В.А. Морозов