ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
www.11aas.arbitr.ru, e-mail: info@11aas.arbitr.ru
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
декабря 2015 г. Дело № А72-7197/2015
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 декабря 2015 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кувшинова В.Е., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновский государственный университет" - ФИО1 доверенность от 18.05.2015 г.,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области – ФИО2 доверенность от 01.07.2015 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 декабря 2015 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 сентября 2015 года по делу № А72-7197/2015 (судья Корастелев В.А.),
по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Ульяновский государственный университет", ОГРН <***>, ИНН <***>,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, ОГРН <***>, ИНН <***>,
о признании незаконным отказа, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет» (далее – заявитель, Университет) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее – ответчик, Управление) о признании незаконным отказа от 09.04.2015 г. № 03-1972 о разделе земельного участка площадью 209690 кв.м., кадастровый номер 73:24:010101:1, месторасположение: г. Ульяновск, Железнодорожный район, ул. Минаева, просит обязать Управление направить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обращение о принятии решения о разделе земельного участка площадью 209690 кв.м., кадастровый номер 73:24:010101:1, месторасположение: г. Ульяновск, Железнодорожный район, ул. Минаева (л.д. 3-8).
Решением суда первой инстанции от 09.09.2015 года признан недействительным отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области от 09.04.2015 г. № 03-1972 в принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 73:24:010101:1, площадью 209 690 кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области направить в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом обращение о принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 73:24:010101:1, площадью 209690 кв.м., расположенного по адресу: <...>.
Взыскал с Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области в пользу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ульяновский государственный университет» в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 3 000 руб. (л.д. 113-117).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование поданной апелляционной жалобы ответчик указывает на то, что письмом от 10.09.2014 г. УлГУ направил в Управление на согласование схему раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:010101:1 на 19 земельных участков с просьбой принять решение об утверждении указанной схемы в целях проведения межевания земельного участка и постановки вновь образованных участков на кадастровый учет.
Пакет документов поступил в адрес Управления письмом от 12.03.2015 г., т.е. после вступления в силу изменений в Земельный кодекс Российской Федерации.
В пакете документов, представленном письмом от 12.03.2015 г. отсутствовали документы необходимые для принятия решения в соответствии с действующим законодательством, а именно схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (на бумажном, электронном носителе) или проект межевания территории.
Документы рассматриваются в соответствии с законодательством, действующим на момент рассмотрения.
Приказом Росреестра от 11.06.2015 г. № П 289 установлены требования к XML-схеме, используемой для формирования XML - документа - схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территорий, в форме электронного документа.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 04.12.2015 г. № 5219/01-01. Ссылается на то, что ответчиком суду не были представлены убедительные доказательства и правовые обоснования того, что оспариваемый отказ в принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 73:24:010101:1, площадью 209690 кв.м. соответствует действующему законодательству.
Подробно доводы Университета изложены в мотивированном отзыве на жалобу.
Заявитель просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав объяснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
У заявителя на праве постоянного (бессрочного) пользования и в собственности у РФ находится земельный участок площадью 209690 кв.м., кадастровый номер 73:24:010101:1, месторасположение: г. Ульяновск, Железнодорожный район, ул. Минаева, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 01.08.2014 г. № 73АА 826868 и права постоянного (бессрочного) пользования от 23.07.2014 г. № 73АА 819311 (л.д. 40, 41).
Указанный земельный участок предоставлен заявителю на основании Постановления мэра города Ульяновска № 920 от 19.07.1993 г.
Поскольку на земельном участке расположены строения, как принадлежащие заявителю, так и находящиеся в собственности третьих лиц, заявителем было принято решение о необходимости раздела земельного участка с кадастровым номером 73:24:010101:1.
В связи с указанными обстоятельствами, заявитель 24.06.2014 г. № 2302/01-01 (л.д. 42-43) направил ответчику два варианта схемы раздела земельного участка с просьбой принять решение об утверждении одной из предлагаемых схем раздела.
Управление (письмом от 18.07.2014 г. № 03-4118) сообщило заявителю, что предпочтительным является вариант раздела на 19 земельных участков, при этом необходимо указать каким образом будет обеспечиваться доступ (проезд) к формируемым земельным участкам (л.д. 44-45).
Университетом было проведено межевание и постановка на временный государственный кадастровый учет 19 земельных участков с учетом обеспечения доступа к формируемым земельным участкам.
Заявитель направил ответчику на согласование схему раздела земельного участка на 19 земельных участков (с учетом обеспечения доступа (проезда) к формируемым земельным участкам, а также иных рекомендаций ТУ Росимущества, вытекающих из предшествующей переписки) с просьбой принять решение об утверждении указанной схемы в целях проведения межевания земельного участка и постановки вновь образованных участков на кадастровый учет. В адрес Управления была представлена схема раздела земельного участка с пояснительной запиской в 3-х экземплярах, расчет площадей земельных участков.
Управление письмом от 24.09.2014 г. № 03-5303 сообщило, что для направления обращения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом о принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 73:24:010101:1 согласно предложенной схеме необходимо представить полный пакет документов, в том числе кадастровые паспорта вновь образуемых при разделе участков; кадастровый паспорт земельного участка, подлежащего разделу; схему раздела земельного участка с указанием объектов недвижимости, находящихся на нем; обоснование площади и границ образуемых земельных участков, исходя из схемы раздела; предложения по использованию образованных земельных участков (цель раздела); правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы на все объекты недвижимости, расположенные на данном земельном участке.
Ранее представленные документы (схема раздела земельного участка с пояснительной запиской в 3-х экземплярах, расчет площадей земельных участков) остались в распоряжении Управления, заявителю возвращены не были.
Заявителем полный пакет документов был представлен в Управление 13.03.2015 г. с заявлением о разделе земельного участка исх. № 1015/01-01 от 12.03.2015 г. (л.д. 50-55).
В пакете документов, в том числе, были представлены: заявление о разделе земельного участка площадью 209690 кв.м., кадастровый номер 73:24:010101:1, с образованием земельных участков, поставленных на временный кадастровый учет по результатам проведенных межевых работ.
С заявлением были представлены кадастровые паспорта земельных участков с временными кадастровыми номерами с 73:24:010101:12159 по 73:24:010101:12176; справки, выданные кадастровым инженером Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о наличии объектов недвижимости на каждом из земельных участков с временными кадастровыми номерами с 73:24:010101:12159 по 73:24:010101:12176; расчет площадей земельных участков, необходимых для обеспечения размещения объектов; выписка из реестра федерального имущества о земельном участке с кадастровым номером 73:24:010101:1; копия свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельный участок с кадастровым номером 73:24:010101:1, подлежащий разделу; копия свидетельства о регистрации права собственности РФ на земельный участок с кадастровым номером 73:24:010101:1, подлежащий разделу; копия государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на земельный участок с кадастровым номером 73:24:010101:1; схема образования (раздела) земельного участка с пояснительной запиской; схема раздела земельного участка с указанием имеющихся на земельном участке объектов недвижимости и порядка обеспечения доступа к ним; кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером с 73:24:010101:1, подлежащего разделу.
Управление в письме от 09.04.2015 № 03-1972 отказало заявителю в принятии решения о разделе земельного участка с кадастровым номером 73:24:010101:1.
Отказ мотивирован тем, что с 01.03.2015 г. вступили в силу изменения в Земельный кодекс Российской Федерации. Решение по вопросам образования земельных участков путем утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектар принимаются территориальными управлениями Росимущества на основании поручений Росимущества.
Для получения поручения Росимущества территориальные Росимущества проводят предварительную экспертизу представленных документов об образовании земельных участков путем утверждения схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, площадью более десяти гектар, и в случае их соответствия требованиям земельного законодательства РФ направляют данные документы в Росимущество.
Управление возвратило пакет документов на доработку. В данном отказе не указано, каким конкретно образом должны быть доработаны представленные заявителем документы, либо что еще дополнительно должно быть представлено.
Заявитель, не согласившись с указанным решением об отказе, посчитав его незаконным и нарушающим его права и интересы, обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд (л.д. 3-8).
09.09.2015 года Арбитражный суд Ульяновской области принял обжалуемое решение (л.д. 113-117).
Суд апелляционной инстанции считает доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, заявитель первоначально обратился к ответчику об утверждении схемы раздела земельного участка с письмом от 10.09.2014 г. № 3393/01-01, то есть, до вступления 01.03.2015 г. в законную силу изменений, внесенных в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ.
Действовавшей в тот период редакцией статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривалось, что образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.
Решения об образовании таких земельных участков могли быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы были документы предусмотренные частью 2 статьи 11.3 ЗК РФ.
Указанной нормой закона было предусмотрено, что исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают указанные документы в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Ответчиком суду не были представлены доказательства того, что в его распоряжении (как у представителя собственника) отсутствовали предусмотренные пунктом 2 части 2 статьи 11.3 ЗК РФ правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки.
Управлением не было принято решения по существу заявления Университета об отказе в нём, либо о его удовлетворении.
Письмом от 24.09.2014 г. № 03-5303 ответчик запросил у заявителя для направления обращения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом дополнительные документы, при этом ранее представленные документы остались в распоряжении Управления. Дополнительные документы в исчерпывающем объеме, потребованном Управлением, были представлены Университетом 13.03.2015 г., в том числе, наряду с прочими документами, были представлены и требуемые в силу части 2 статьи 11.3 ЗК РФ (в ранее действовавшей редакции): кадастровые паспорта, правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельный участок.
Судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что в данном случае к спорным правоотношениям, как к возникшим до 01.03.2015 г., должны применяться положения законодательства в редакции, действовавшей до 01.03.2015 г. - дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 г. № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в силу статьи 34 Федерального закона, поскольку с первоначальным заявлением Университет обращался к ответчику в период действия редакции Земельного кодекса Российской Федерации, требовавшей в качестве необходимых документов кадастровые паспорта образуемых земельных участков.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив материалы дела в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом конкретных обстоятельств дела, обоснованно посчитал, что Управление неправомерно уклонилось от возложенной на него законодательством обязанности и приняло оспариваемый отказ.
При этом ответчиком суду первой инстанции не было представлено убедительных и достаточных доказательств и правового обоснования, что оспариваемый заявителем отказ соответствует закону.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал правильный и обоснованный вывод относительно наличия оснований для удовлетворения требований заявителя.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, являются ошибочными и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 сентября 2015 года по делу № А72-7197/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий С.Т. Холодная
Судьи В.Е. Кувшинов
Е.М. Рогалева