ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
443070, г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, тел. 273-36-45
www.11aas.arbitr.ru, e-mail:info@11aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности и
обоснованности решения арбитражного суда,
не вступившего в законную силу
31 марта 2009 года Дело №А55-16650/2008
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 марта 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Каплина С.Ю., Лукьяновой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания ФИО1,
с участием:
от истца – ФИО2, доверенность от 15.09.2008 г.,
ФИО3, директор, паспорт сер. 36 05 165903,
от ответчиков:
Российской Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва – представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара – ФИО4, доверенность №65 от 23.01.2009 г.,
Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара – ФИО5, доверенность №07-07/11 от 31.10.2008 г.,
от третьих лиц:
от Мэрии городского округа Тольятти – ФИО6, доверенность №4447/1 от 27.11.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале №6, апелляционную жалобу Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара, апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2009 года по делу
№ А55-16650/2008 (судья Хмелев С.П.)
по иску муниципальное учреждение социально-бытового обслуживания «Лазурное» городского округа Тольятти, г. Тольятти,
к Российской Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва,
Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, г. Самара,
с участием третьего лица – Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти,
о взыскании 358 559 руб. 65 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение социально-бытового обслуживания (МУСБО) «Лазурное» городского округа Тольятти, г. Тольятти, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском (с учетом уточнения): о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу МУСБО «Лазурное» г.о. Тольятти сумму расходов в размере 317 417 руб. 85 коп., понесенных МУСБО «Лазурное» г.о.Тольятти в связи с предоставлением гражданам в период с 01.01.2008г. по 31.07.2008г. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», в том числе в соответствии с п.8 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; взыскании с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области в пользу МУСБО «Лазурное» г.о.Тольятти сумму расходов в размере 41 141 руб. 80 коп., понесенных МУСБО «Лазурное» г.о.Тольятти, в связи с предоставлением гражданам в период с 01.01.2008г. по 31.07.2008г. мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Законом Самарской области N 122-ГД от 16.07.2004 г. «О государственной поддержке граждан, имеющих детей», Законом Самарской области N 169-ГД от 28.12.2004 г. «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2009 года по делу
№А55-16650/2008 исковые требования удовлетворены в заявленном объеме.
Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области, Управление Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2009 года.
Представитель Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, полагает решение суда первой инстанции не обоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, мотивируя тем, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель Управление Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, полагает решение суда первой инстанции не обоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, мотивируя тем, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
Представитель МУСБО «Лазурное» г.о. Тольятти, с доводами апелляционных жалоб не согласен, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, полагает, что оснований для его отмены не имеется. Просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Представитель Мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, с доводами апелляционных жалоб не согласен, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, полагает, что оснований для его отмены не имеется. Просит апелляционные жалобы оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2009 года по делу №А55-16650/2008 по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что МУСБО «Лазурное» г.о. Тольятти создано Постановлением администрации Комсомольского района г. Тольятти от 23.09.1997 г. Учредителем истца является Мэрия г.о. Тольятти.
Основной целью муниципального учреждения является осуществление функций по содержанию и социально-бытовому обслуживанию общежитий, жилого дома ветеранов Великой Отечественной войны, бани в пос.Федоровка согласно установленных действующих норм и правил, удовлетворение потребностей проживающих в общежитиях, жилом доме ветеранов ВОВ в коммунальных услугах, их устойчивого функционирования, а также для выполнения социальных функций, защиты прав и законных интересов граждан.
Общежития и жилой дом ветеранов ВОВ являются муниципальной собственностью.
МУСБО «Лазурное» г.о. Тольятти с 4 квартала 2007 г. на основании муниципального контракта № Д-1226/2459 от 08.10.2007 г. на выполнение работ (оказание услуг) для нужд городского округа Тольятти по содержанию и текущему ремонту муниципальных общежитий, расположенных по ул.Никонова, дом № 8 и дом № 14, заключенного по результатам открытого конкурса, стал представлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений в общежитиях и самостоятельно взимать платежи за содержание и текущий ремонт в размерах, установленных действующим законодательством РФ и нормативными актами органов местного самоуправления г.о.Тольятти, а в жилом доме для ветеранов ВОВ вышеуказанные услуги представлялись с момента его закрепления за Истцом на праве оперативного управления, т.е. с 16.09.2005г. на основании Распоряжения Мэра г.Тольятти № 2608-1/р. С этого момента истец является получателем платы за жилое помещение и коммунальные услуги от жителей данных домов.
В общежитиях, а также в жилом доме для ветеранов ВОВ проживают лица, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлены меры социальной поддержки в виде льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Данные меры социальной поддержки в зависимости от категории льготников являются расходными обязательствами либо Российской Федерации, либо субъекта РФ.
Льгота на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется в виде сниженного, на определенный законодательством процент, размере платы.
МУСБО «Лазурное» г.о. Тольятти, как управляющая организация, направляет денежные средства, полученные в качестве квартплаты, на проведение расчетов по договорам с энергопоставляющими организациями за поставку тепла, воды, электрической энергии и прием сточных вод.
Из материалов дела следует, что во исполнение обязательств по предоставлению коммунальных услуг истцом на 2008 г. заключены договоры с энергопоставляющими организациями на услуги энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения:
- муниципальный контракт на пользование тепловой энергией № 0426 от 01.01.2008г., заключенный с МУП «ПО КХ г.Тольятти» - истцу предоставлено услуг на сумму 818 623 руб. 82 коп. Оплата по данному контракту на произведена на сумму 398 861 руб.;
- муниципальный контракт на пользование электрической энергией № 1955/Э от 20.03.2008г., заключенный с МУП «ПО КХ г.Тольятти» - предоставлено услуг на сумму 375 084 руб. 41 коп. Оплачено в размере 327 846 руб. 90 коп.;
- муниципальный контракт на подачу питьевой воды и прием сточных вод № 1831 от 18.03.2008г., заключенный с МУП «ПО КХ г.Тольятти» - предоставлено услуг на 190 351 руб. 36 коп., оплачено - 156 407 руб. 50 коп.
Указанные контракты заключались на период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. и оплата по ним осуществлялась в размере 100% установленных тарифов и расценок, без учета каких-либо льгот. В связи с чем, у истца возникли расходы, связанные с представлением льгот.
Однако на истца, как на организацию, оказывающую коммунальные услуги, не возложено бремя расходов по реализации федеральных законов. Выполнение этой обязанности юридическим лицом противоречит целям его деятельности.
Кроме того, действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по организационно-правовой форме для лиц, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме (домах), а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в этом доме (домах). В связи с чем, лишить истца гарантированного ему законодательством права на возмещение части затрат, в связи с представлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только потому, что он является муниципальным учреждением, является незаконным и необоснованным.
На основании выше изложенного довод заявителя апелляционной жалобы (Министерства управления финансами Самарской области) о том, что истец не является надлежащим истцом, так как расходы (убытки) в связанные с предоставлением указанных льгот не понес, судебная коллегия признает несостоятельным. Организация, оказывающая меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, несет затраты, которые в соответствии с действующим законодательством должны возмещаться из соответствующего бюджета.
Суд первой инстанции установил, что МУСБО «Лазурное» г.о. Тольятти предоставило льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг федеральным льготникам в соответствии с Законом Российской Федерации N 1244-1 от 15.05.1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом N 175-ФЗ от 26.11.1998 г. «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Федеральным законом N 2-ФЗ от 10.01.2002 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом N 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», Федеральным законом N 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Кроме того, МУСБО «Лазурное» г.о. Тольятти предоставило льготу по оплате жилого помещения и коммунальных услуг региональным льготникам в соответствии с Законом Самарской области N 122-ГД от 16.07.2004 г. «О государственной поддержке граждан, имеющих детей», Законом Самарской области X 169-ГД от 28.12.2004 г. «О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий».
Российская Федерация и субъект Российской Федерации, установив вышеназванными законами, льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, приняли на себя и обязанность полного возмещения предприятиям понесенных расходов по предоставлению этих льгот за счет средств как федерального бюджета, так и бюджета субъекта Российской Федерации.
Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в Постановлении № 23 от 22.06.2006г. разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения ст. ст. 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (п.п. 1, 19).
Неисполнение государством и субъектом РФ своих обязательств по компенсации затрат, произведенных организацией в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у такой организации убытков и, как следствие, неосновательное сбережение средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006г.№23 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005г.) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств субъекта Российской Федерации.
Согласно Постановлению Пленума ВАС Российской Федерации № 8 от 01.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование (статья 16) в лице соответствующего финансового или иного управомоченного органа.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно руководствуясь положениями ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал, что убытки, возникшие у истца в связи с предоставлением льгот подлежат возмещению как за счет казны субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов субъекта, так и за счет Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Согласно статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что, вышеуказанные контракты с энергопоставляющими организациями на услуги энергоснабжения, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения заключались истцом в пределах бюджетных лимитов, выделенных истцу как муниципальному учреждению для муниципальных нужд, и следовательно, полностью финансировались из бюджета соответствующего уровня, судебная коллегия полагает несостоятельными.
Данный довод приводился ответчиками в суде первой инстанции, был исследован судом и обоснованно им отклонен.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением требований материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2009 года по делу
№А55-16650/2008 оставить без изменения, а апелляционные жалобы – без удовлетворения.
Выдать Министерству управления финансами Самарской области, г. Самара справку на возврат из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину, уплаченной при подаче апелляционной жалобы, перечисленной по платежному поручению №686 от 19.02.2009 года в сумме 1000 рублей.
Выдать Управлению Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, справку на возврат из федерального бюджета Российской Федерации государственную пошлину, уплаченной при подаче апелляционной жалобы, перечисленной по платежному поручению №568 от 03.03.2009 года в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий Е.А. Серова
Судьи С.Ю. Каплин
Т.А. Лукьянова